Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Еремченко Евгения Владимировна

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект освоения темы

«С чего начинается Родина?

(По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)»

Учитель  русского языка и литературы Е.В. Еремченко

Идея проекта. Каждый взрослый человек может ответить на вопрос: «Что такое Родина?» Но понимают ли, что такое Родина, наши дети? Для них Родина – это страна, Россия. Тяжело тринадцатилетнему ребенку любить страну абстрактную.  Д.С. Лихачев писал о том, что любовь к Родине начинается с любви «к родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу; к своему селу или городу. «…» Важнейшая  ступень - любовь к своему народу, к своей стране». Обратившись к истории жизни главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», можно показать детям, что любовь к Родине неразрывна с человеческим  достоинством, с любовью к близкому; доказать, что все великое начинается с малого, а значит, доступно им.

        Кроме того, обращение к рассказу М.А. Шолохова станет еще одним этапом в развитии шолоховских традиций в школе.

Цели.

  1. Изучить рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», его  жанровое и композиционное своеобразие, тему и идею, образы главных героев, историческую основу повествования.
  2. Формировать навыки исследовательской деятельности на различном материале: художественном тексте, научной и справочной литературе; развивать умение выразительного чтения и монологическую речь.
  3. Воспитывать истинный патриотизм на примере жизни главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Группа № 1 -  «Биографическая».

Задания:

  1. Изучить деятельность М.А. Шолохова во время Великой Отечественной войны.
  2. Выяснить, кто такая Е.Г. Левицкая, которой посвящен рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».

Отчетные материалы:

  1. Сообщение «Шолохов на войне».
  2. Сообщение «Почему М.А. Шолохов посвятил рассказ «Судьба человека» Е.Г. Левицкой».

Группа № 2  -  «Историческая»

Задания:

  1. Изучить основные этапы Великой Отечественной войны.
  2. Изучить исторические данные о жизни советских военнопленных.
  3. Изучить состояние экономики СССР в первые послевоенные годы.

Отчетные материалы:

  1. Сообщение «Основные вехи Великой Отечественной войны».
  2. Сообщение «Судьба советских военнопленных в Великой Отечественной войне».

3.Сообщение «СССР в первые послевоенные годы».

Группа № 3 -  «Теоретико-литературная».

Задания:

  1. Изучить особенности композиции рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
  2. Раскрыть жанровое своеобразие рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
  3. Изучить историю создания рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Отчетные материалы:

  1. Сообщение «Особенности композиции рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
  2. Сообщение «Жанровое своеобразие рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
  3. Сообщение «Творческая история рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Группа № 4 -  «Текстовая».

Задания:

  1. Подготовить выразительное чтение эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
  2. Подготовить пересказ эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
  3. Раскрыть особенности портретной характеристики Андрея Соколова и Ванюши.
  4.  Изучить датировку и географию жизненного пути Андрея Соколова.

Отчетные материалы:

  1. Выразительное чтение и пересказ эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
  2. Сообщение «Роль портретной характеристики в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».
  3. Сообщение «Жизненный путь Андрея Соколова».

Группа № 5 -  «Художественная».

Задания:

  1. Нарисовать портрет М.А. Шолохова военных лет.
  2. Нарисовать иллюстрации к рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

Отчетные материалы:

  1. Портрет М.А. Шолохова военных лет.
  2. Иллюстрации к рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

Урок литературы. «С чего начинается Родина?»

(По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)»

Вид урока:  урок внеклассного чтения.

Оборудование: портрет М.А. Шолохова, иллюстрации к рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека», карта Европы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Звучит песня «С чего начинается Родина?».  

     П. Объявление цели урока. Мотивация.

  1. Слово учителя.
  1. «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И

все, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем уроке мы обратимся к самому важному событию в современной истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет  нам в этом его рассказ «Судьба человека». Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь,  научимся у него любить свою Отчизну также прямо, открыто и беззаветно.

Ш. Художественный анализ рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Обмен информацией.

  1. Беседа по вопросам.

- Почему, на ваш взгляд, мы обратились к творчеству именно этого писателя? («Потому что он учился в Богучарской мужской гимназии, которая располагалась в учебном корпусе нашего интерната. Шолохов учился в нашем классе»).

– Правильно, он учился здесь с 1915 по 1918 год. А что еще вы знаете о Шолохове?  («Он получил Нобелевскую премию за роман «Тихий Дон» (1965 год).

  1. Шолохов жил в Вешенской.
  2. Его произведения знают во всем мире.
  3. В 2005 году исполнилось 100 лет со дня его рождения»).
  1. Слово учителя:

 -  Мы с вами еще изучим подробно биографию этого знаменитого и

талантливого человека. Но самым главным в судьбе М.А. Шолохова была кровная связь с судьбой своего народа. Особенно в тяжелейшее время,  каким стала для него Великая Отечественная война. О том, что она собой представляла, расскажет участница «Исторической» группы Исаева Надя.

  1. Выступление «Исторической» группы:

«22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны, вторглась на территорию СССР. Гитлером был разработан план «Барбаросса», по которому наступление планировалось по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев. Он намеревался захватить СССР за 2-3 месяца. Однако фашистские войска были встречены яростным сопротивлением советского народа. Вся страна поднялась на священную борьбу: фронт и тыл превратились в единый боевой лагерь. Война затянулась на долгие 4 года.

В её историю вошли такие крупнейшие военные операции, как разгром захватчиков под Москвой, оборона Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы. За время Великой Отечественной войны погибло свыше 27 миллионов человек. Ущерб государству и населению составил 700 миллиардов рублей».

  1. Слово учителя:

-  Михаил Александрович Шолохов всю войну был рядом со своим народом, разделил с ним всю тяжесть военных лет. О деятельности писателя в эти годы расскажет нам «Биографическая» группа. Я приглашаю Меринова Рому и Наумченко Колю.

  1. Выступление «Биографической» группы:

«Шолохов узнал о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз 23 июня. В этот же день из Вешенской он отправил телеграмму с просьбой о зачислении присужденной ему Сталинской премии в фонд обороны СССР и принятии его в ряды Красной Армии. Уже через несколько дней Шолохов отправился на Западный фронт специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он побывает на трех фронтах – Южном, Западном и Юго-Западном.

Писателем написаны десятки очерков и статей, в которых он не только воодушевлял людей, но и выражал свою уважительную любовь народу и Родине. Вот отрывок из «Обращения к вешенцам, идущим на фронт»: «Со времени татарского ига русский народ никогда не был побежденным, и в этой Отечественной войне он непременно выйдет победителем».

Шолохов приобрел на личные средства четыре «Катюши», которые начали свой боевой путь  с обороны Сталинграда, а последние залпы сделали в Будапеште. В 1942 году во время воздушного налета на Вешенскую на глазах у писателя погибла  его мать. В годы войны Шолохов начал писать роман «Они сражались за Родину», посвященный подвигу народа в борьбе на Отчизну. 22 июня 1942 года «Правда» напечатала рассказ Шолохова «Наука ненависти». Главное в нем – правда о том, что несет нашей стране и миру фашизм. Писатель воспитывал ненависть: без этого чувства нельзя было победить врага, потому что чем сильнее любовь к Родине, тем беспощаднее ненависть к врагу».

  1. Слово учителя:

-  Думаю, вы согласитесь со мной, что самым важным вкладом Шолохова в победу стала его литературная деятельность. Писателя знала и ценила вся страна, поэтому его слово воодушевляло и поднимало в бой защитников Родины. Тема войны волновала Шолохова и после 1945 года. Именно  поэтому спустя годы появился рассказ «Судьба человека». Об истории его создания расскажет нам Смирнов Миша, участник «Теоретико-литературной» группы.

  1. Выступление «Теоретико-литературной» группы:

«В первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского с Шолоховым произошел такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной  переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».

        В 1956 году, под самый Новый год, «Правда» напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года его окончание.  Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

        В 1959    году режиссером С. Бондарчуком был снят фильм «Судьба человека».

  1. Слово учителя:

- При подготовке к уроку мы с вами внимательно прочитали рассказ. – Обратили ли вы внимание на то, кому посвящен рассказ? (« Евгении Григорьевне Левицкой»).

- О том, кто это такая, расскажет нам Наумченко Коля.

  1. Выступление «Биографической» группы:

«Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член Коммунистической партии с 1903 года. Узнала Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман Шолохова «Тихий Дон». Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Тогда же началась их переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны – до шестидесятых годов. Она неоднократно приезжала погостить к писателю в Вешенскую».

  1. Слово учителя:

- Итак, рассказ посвящен лучшему другу и мудрому наставнику,

человеку, понимавшему Шолохова как никто другой. А наша с вами задача – понять, какие сокровенные мысли вложил писатель в рассказ о судьбе человека по имени Андрей Соколов.

  1. Беседа по вопросам.

 – Давайте подумаем, о чем этот рассказ. Какова его тема?   («Этот рассказ посвящен теме войны, он о судьбе солдата, прошедшего войну, и о судьбе мальчика, оставшегося сиротой»).

 – От  кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова?  («О судьбе Соколова мы узнаем от него самого. Он рассказывает историю своей жизни, автору, с которым встретился случайно на переправе»).

 – А весь ли рассказ ведется от лица главного героя? («Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведет сам автор»).

 – Правильно. Как же называется такая композиция? («Кольцевая»).

  1. Слово учителя:

- О причинах использования такой композиции расскажет нам Савков Толик, представитель «Теоретико-литературной» группы.

  1. Выступление Теоретико-литературной» группы:

«Композиция, то есть построение, рассказа очень проста. Примерно четыре  пятых его объема занято повествованием случайно встреченного автором в пути незнакомца о своей трагической судьбе. Это соответствует заглавию. Рассказ Андрея Соколова обрамляется небольшим авторским зачином и совсем короткой концовкой. В зачине описывается обстановка, в которой произошла встреча, впечатление, которое произвели на автора мужчина с мальчиком.  А замыкается повествование описанием душевного состояния автора, произведенного рассказом Андрея Соколова».

  1. Слово учителя:

-  Наши теоретики пришли к выводу, что зачин и концовка нужны автору для выражения собственных чувств и мыслей. Давайте убедимся в этом, поработав с текстом. А поможет нам текстовая группа в лице Васи Филимонова. Он прочитает нам эпизод встречи автора с Андреем Соколовым.

  1. Выразительное чтение эпизода встречи.
  2. Слово учителя:

- Итак, мы узнаем, что мужчина занят «не мужчинским делом» - идет пешком с мальчиком.

  1. Беседа по вопросам.

 – Что еще в этой паре заинтересовало автора?  («В одежде мальчика все выдает материнскую заботу, а мужчина выглядит неухоженно»).

 – А еще?  («Глаза мужчины»).

  1. Давайте  найдем в тексте описание этих глаз.
  1. Чтение отрывка.
  2. Слово учителя:

- Автору «стало не по себе» от этих глаз. Они явно говорили о нелегкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему «брату – шоферу». Давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым. Прежде всего, вам нужно знать, что особенностью шолоховского повествования является достоверность и обстоятельность. Вы убедитесь в этом, прослушав сообщение Потешенко Ларисы, которая работала в «Текстовой» группе.

  1. Выступление «Текстовой» группы:

«Рассказу присуща конкретная и достоверная основа. Это ярко показывает точная датировка и география жизненного пути Андрея Соколова.

        Родился он в Воронеже в 1900 году, в голодном двадцать втором подался батрачить на Кубань, вернулся в Воронеж. Женился в 1924 году. В 41-ом отправился на фронт. Сначала в Белую Церковь на Украине, потом на передовую, на Южный фронт. Попал в плен под Лозовеньками в мае 42-го. В Познани пытался бежать. За два года плена исколесил всю Германию. Под Полоцком в июне 44-го сбежал, прихватив языка. После госпиталя поехал в Воронеж, где нашел вместо дома воронку от авиационной бомбы. Вернулся на фронт, дошел до Берлина. Там 9-го мая 1945-го года снайпер убил его сына. Летом отправился в Урюпинск. Именно в этом городе нашел Ванюшку, а весной 46-го на переправе возле хутора Моховский в Ростовской области встретился с автором».

  1. Слово учителя:

-  Думаю, вы согласитесь со мной, что всю жизнь Соколова можно разделить на три части: «до войны», «война», «после войны». (Составляется таблица). Каждый этап мы проследим, опираясь на текст. Давайте вспомним, как жил Соколов до войны. А расскажет нам об этом Фадеев Сережа, работавший в «Текстовой» группе.

  1. Пересказ эпизода:

«Андрей Соколов родился в Воронеже. Во время голода потерял мать, отца и сестру, остался один. Но женился, обзавелся тремя детьми. Выучился на шофера. Построил дом. И был счастлив».

  1. Слово учителя и  работа с таблицей.

 -  Мы записываем в первую колонку то, что представляло ценность для нашего героя: семья, дом, родной город.

С приходом войны Андрей Соколов отправляется на фронт, покидая все, что ему дорого, чтобы защитить свою семью, свою страну.

О том, что происходит с Андреем Соколовым на фронте, расскажет нам следующий представитель Текстовой» группы Филимонов Вася.

  1. Пересказ эпизода:

«На фронте Андрей Соколов – шофер, он возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942-го он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается. Соколова контузило. А когда он очнулся, то оказался в тылу у  немцев. Так он оказался в плену».

  1. Слово учителя:

- Давайте прервем пересказ, чтобы прослушать выступление «Исторической» группы. Савченко Валера расскажет нам о судьбе советских военнопленных во время Великой Отечественной войны.

  1. Выступление «Исторической» группы:

«Еще в 1940-ом году Гитлер разработал чудовищный план по ликвидации нашей страны как единого целого. Ставилась задача истребить 30 миллионов русских и 6 миллионов евреев.

        Неудачи первых недель войны привели к тому, что в фашистский плен попало несколько миллионов воинов. Советские военнопленные методично уничтожались. По специальному приказу поголовному истреблению подлежали политруки, коммунисты, комсомольцы.

        В Германию на принудительные работы вывозились работоспособные мужчины, женщины, даже дети. В рабство было отправлено около 5 миллионов советских граждан. Военнопленные использовались на каторжных работах, подвергались изощренным пыткам и издевательствам».

  1. Слово учителя:

- Как видите, судьба Соколова – это судьба многих. Как же он ведет себя в плену? Прежде всего, он готов с достоинством встретить смерть. Когда приближаются немецкие автоматчики, задача которых – добивать раненых, Андрей Соколов чувствует, что «никакой паники, ни сердечной робости в эту минут у него не было». Да и за два года в плену мы видим  в нем храброго человека с чувством достоинства. Об этом нам расскажет Воронин Денис, участник «Текстовой» группы.

  1. Пересказ текста:

«Соколова вместе с остальными военнопленными погнали в Германию. По пути всех загнали ночевать в разрушенную церковь. В ней Соколов задушил предателя, который хотел выдать своего взводного. А в Познани сбежал, но на четвертые сутки его нашли немцы, натравили собак и вернули еле живого обратно. В  Германии его с другими пленными гоняли по разным заводам, издевались, били, морили голодом. А осенью перебросили на работы в каменный карьер под Дрезденом. В лагере Соколова чуть не застрелил комендант Мюллер за то, что он сказал, что проще умереть, чем работать на немцев».

  1. Слово учителя:

-  Этот эпизод я предлагаю вам посмотреть на видео.

  1. Просмотр отрывка кинофильма «Судьба человека».
  2. Слово учителя:

-  Вся эта сцена – не только пример бесстрашия Соколова, но и его вызов насильникам. Сам он говорит об этом так: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

И из плена Соколов сбежит, прихватив с собой немецкого офицера – инженера.

Ничто не сломило в плену Андрея Соколова. И главным качеством для него было достоинство русского солдата. (Записать в таблицу).

Но беда ждала с другой стороны. Погибла жена с дочерьми. На месте дома осталась лишь воронка.

«Сжалось сердце его» после этого известия, но потом блеснула радость

 – Какая?   -  Нашелся сын. Он командует батареей, капитан. Начал Соколов мечтать о мирной жизни. Но и сына забрала война.

        Давайте послушаем чтение эпизода похорон сына в исполнении Фадеева Сережи.

  1. Выразительное чтение эпизода.
  2. Слово учителя:

-  Все отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. (В таблице – прочерки). И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

        Тяжелыми для страны были первые послевоенные годы. О них я  прошу рассказать Сазанова Диму, представителя «Исторической» группы.

  1. Выступление «Исторической» группы:

«За годы войны страна потеряла треть национального богатства. Были разрушены крупнейшие предприятия, к восстановлению которых и приступило государство. Еще несколько лет промышленная продукция выпускалась под открытым небом.

В 1946 году страну охватил голод. Увеличилась смертность населения, особенно в сельских районах.

Война жестоко и бесчеловечно  прошла по судьбам людей. Миллионы граждан потеряли родных, близких, любимых, остались в одиночестве. Особенно тяжело приходилось детям. В стране резко возросла беспризорность».

  1. Беседа по вопросам.

 – Что же случается с нашим героем в Урюпинске? («В Урюпинске Соколов «берет себе в дети» мальчика – сироту Ваню. Андрей Соколов говорит Ване, что он его отец»).

  1. Слово учителя:

-  Посмотрите, как эта сцена изображается в кинофильме.

  1. Просмотр отрывка видеофильма.
  2. Слово учителя:

- Итак, Андрей Соколов нашел сына. Ваня нашел отца. Оба они обрели семью. (Записать в таблицу).

  1. Беседа по вопросам.

 – Куда идут они и зачем?  («Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждет работа, Ванюшку – школа»).

  1. Слово учителя:

-  Правильно, у них появится дом. (Записать в таблице). Андрей Соколов, потеряв во время войны все, что ему было дорого, вновь обретает интерес к жизни. В этом нам позволит убедиться текст рассказа. Давайте прослушаем выступление «Текстовой» группы. Я приглашаю Фадееву Иру.

  1. Сообщение «Текстовой» группы:

«Еще во вступлении мы обратили внимание на то, как противоположно описание глаз Андрея Соколова и Ванюши.

 Но после встречи с мальчишкой, у которого «глазенки – как звездочки ночью после дождя», у него «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло».

Как видите, Ваня отогрел сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл».

  1. Слово учителя:

-  Мы с вами подошли к концу рассказа. Вспомните, Толик Совков в своем сообщении поведал  нам о том, что в концовке автор говорит о своем душевном состоянии после рассказа Андрея Соколова. О чем же он размышляет? Послушайте.

  1. Выразительное чтение учителем отрывка рассказа.
  2. Беседа по вопросам.

 – В душе автора осталось сомнение в том, что ждет впереди наших героев. А как думаете вы? Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждет их впереди?

(«Да, справится. Впереди – жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня»).

  1. Слово учителя:

- Я тоже уверена в том, что выдюжит русский солдат Андрей Соколов

все. Потому что он уверен: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

        Но самое  главное – ответить на вопрос: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться?» Для этого обратимся к нашей таблице – записям на классной доске.

 – До войны у Соколова есть семья, дом. Война отняла все это, но что осталось? («Достоинство»).

        Толковый словарь Ожегова так объясняет слово «достоинство»:  это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

 – Какие же моральные качества мы видим у Андрея Cоколова? Запишем в таблице:

        мужество, храбрость, доброта, несгибаемость, сила воли, преданность и верность Родине.

        Эти качества  (в совокупности – достоинство) и помогли нашему герою, потеряв семью, дом, вновь их обрести. И пусть эта семья не кровная. Но узы, связавшие новых  Отца и Сына, сильны. Ребенок помог оживить сердце солдата, солдат поможет ребенку вырасти таким же, как он сам: преданным Родине.  А как по другому мы называем преданность Родине?   («Патриотизм»).

Правильно, патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

        IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Слово учителя:

  1. Любовь к Родине – это не отвлеченное понятие. У этой любви есть

основа: семья, дом, школа, место, где ты родился        Вот с этого начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести все заново.

        Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить в себе человека.

        И тогда даже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символическим русским именем Иван.

        А за ними вслед пойдет весь русский народ, вся страна.

        Я благодарна М.А. Шолохову за этот образ, за то, что он вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне. А еще за то, что судьба когда-то забросила маленького Мишу Шолохова в наш город. Благодаря этому мы можем строить свои школьные традиции на основе того, чему учат нас произведения Шолохова: на основе мужества, достоинства, доброты и преданности Родине.

        Сегодняшний урок заполнил еще одну страницу в книге с названием «Шолоховские традиции Богучарской школы-интерната». И я уверена, что то, чему мы научились на сегодняшнем уроке, поможет нашей школе с гордостью носить имя М.А. Шолохова.

        

        

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Записи на классной доске

(таблица)

До войны

Война

После войны

Достоинство

Семья

-

Семья

Дом

-

Дом

Родной город

-

Мужество

Храбрость

Доброта

Сила воли

Несгибаемость

Патриотизм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

социально-педагогический проект "С чего начинается Родина?"

Почему проект назван «С чего начинается Родина?»?  В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Ро...

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»...

Проект "С чего начинается Родина?"(Мой любимый Красноярск!)

Совместный проект учителя-логопеда и воспитателей компенсирующей группы для детей с ТНР 5-6 летАктуальность проекта: у каждого человека есть Родина - край, где он родился и где все кажется особенно пр...