социально-педагогический проект "С чего начинается Родина?"
методическая разработка на тему

 

Почему проект назван «С чего начинается Родина?»?  В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных. Чтобы этот процесс протекал успешно, необходимо придать ему социально ценный и личностно значимый характер. Понимание того, что Родина для человека начинается с семьи, друзей, места, где родился, где получил образование, придет к ребенку только тогда, когда он будет включен в активную индивидуальную и совместную деятельность по изучению и преобразованию окружающей  действительности.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная  диагностика семей учащихся АГТ

№ п/п

Ф.И.О.

Полная семья

Неполная семья

С отчимом (мачехой)

Семья опекунов

Многодетная семья (кол-во детей)

У родителей высшее образование  (о, м)

Родители в разводе

Пьют оба родителя (опекуны)

Пьет один из родителей

Трудное материальное положение, голод

Антисанитарные условия проживания

Перенаселенность  жилья

Отсутствует воспитание в семье,  безнадзорность ребенка

Благополучная семья

Семья, проживающая в городском общежитии

Родители пенсионеры, один из родителей (о,м)

Родители безработные,  один из родителей (о,м)

В семье есть компьютер

Один из родителей в местах лишения свободы

Жестокое обращение с ребенком в семье

Иногородняя семья

Семья социального риска, опасные  для ребенка условия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Итого:

Результаты социальной  диагностики семей учащихся АГТ.

                   № группы

Полная семья

Неполная семья

С отчимом (мачехой)

Семья опекунов

Многодетная семья (кол-во детей)

У родителей высшее образование  (о, м)

Родители в разводе

Пьют оба родителя (опекуны)

Пьет один из родителей

Трудное материальное положение, голод

Антисанитарные условия проживания

Перенаселенность  жилья

Отсутствует воспитание в семье,  безнадзорность ребенка

Благополучная семья

Семья, проживающая в городском общежитии

Родители пенсионеры, один из родителей (о,м)

Родители безработные,  один из родителей (о,м)

В семье есть компьютер

Один из родителей в местах лишения свободы

Жестокое обращение с ребенком в семье

Иногородняя семья

Семья социального риска, опасные  для ребенка условия

1 группа

8

10

1

1

1

2

5

1

5

10

М-3

О-1

М-1

о-1

6

М-1

8

3

2 группа

10

13

6

12

2

1

1

1

1

1

2

2

24

1

3 группа

3

4

4

М-3

О-1

2

1

5

2

м-2

о-1

2

7

4 группа

4

11

5

1

5

2

1

1

1

5

7

5

7

1

5 группа

4

1

2

М-1

1

1

4

1

4

1

О-1

М-4

О-1

2

2

6 группа

9

11

М-1

1

1

14

2

11

2

4

М-2

О-2

М-8

О-5

4

15

3

7 группа

8

8

4

12

3

8

1

1

13

1

1

1

6

3

10

11

3

8 группа

4

8

2

4

10

2

1

1

3

6

7

2

9 группа

6

12

8

1

5

5

1

1

2

10

4

2

1

11

1

10 группа

5

17

2

13

5

3

1

3

1

6

6

3

2

10

11 группа

5

7

7

3

1

1

3

1

2

1

2

М-6

О-2

О-4

М-1

8

12

1

12 группа

11

15

1

1

6

3

2

1

1

8

6

12

1

О-5

М-8

О-3

М-10

10

6

13 группа

11

6

1

3

8

6

2

2

2

1

8

4

М-4

О-2

13

16

14 группа

1

13

2

6

8

1

5

12

М-1

М-2

О-2

4

5

15 группа

4

6

1

4

10

1

1

2

3

1

6

4

М-4

О-1

7

6

3

Итого:

93

132

8

56

85

27

14

16

16

64

9

37

17

73

3

73

 (м-28 о-45)

90 (м-30  о-60)

74

7

130

14

 

Справка

В октябре – ноябре месяце проводилась социальная диагностика семей учащихся Ак-Довуракского горного техникума.

Работа по диагностике учащихся и родителей с целью – выявления проблем в сфере обучения, воспитания и общения, а также с целью активизации работы с родителями и  повышения воспитательного уровня семьи  продолжится в течение года, очень объемная, сложная, требующая постоянного обновления. На основе полученных данных мы можем уже дальше выстраивать работу с учащимися, с родителями по оказанию педагогической и др. помощи.  

 Общее число обучающихся - 338

 - учащиеся из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на момент обследования – 61

- учащиеся инвалиды – 5 человек;

Полные семьи -93         

Неполные семьи - 132

С отчимом (мачехой) - 8        

Семья опекунов - 56        

Многодетная семья (кол-во детей)- 85        

У родителей высшее образование  (о, м)- 27        

Родители в разводе- 14        

Пьют оба родителя (опекуны)- 16        

Пьет один из родителей- 16        

Трудное материальное положение - 110        

Антисанитарные условия проживания- 9        

Перенаселенность  жилья- 37        

Отсутствует воспитание в семье,  безнадзорность ребенка- 17        

Благополучная семья - 63        

Семья, проживающая в городском общежитии- 3        

Родители пенсионеры, один из родителей (о, м) – 73 (мать пенс.- 28, отец песн. – 45)        

Родители безработные,  один из родителей (о, м) – 90 (мать безр. – 30, отец безр. – 60)        

В семье есть компьютер  - 74

Один из родителей в местах лишения свободы - 7        

Жестокое обращение с ребенком в семье - 0        

Иногородняя семья - 130        

Семья социального риска, опасные  для ребенка условия - 14

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Анализируя данные по группам: по таким показателям как неблагополучные (трудное материальное положение,  антисанитарные условия проживания, один из родителей в местах лишения свободы, семья социального риска, пьют родители или один из родителей, родители безработные, неполные семьи и др.) .

Такой показатель как многодетные семьи  - 85, что составляет 25% в нашем техникуме, в основном семьи, где детей по 5 по – 6.  Например в 14 группе Монгуш Чаян Александрович из многодетной семьи, где детей 11 человек. Это характеризует процесс более успешной социализации детей в таких семьях, хотя присутствуют значительные материальные трудности. В многодетной семье каждый ребенок быстрее и эффективнее учится любить и уважать ближнего, считаться с интересами другого человека, понимать его душевные переживания, оказывать и находить эмоциональную поддержку. В обстановке этой семьи лучше формируются такие индивидуальные качества как умение преодолевать трудности, находчивость, самостоятельность, экономичность, а также другие качества помогающие жить в любом коллективе.  

Анализ качественного состава семей показывает, что неполные семьи составляют почти половину 40% от общего числа семей учащихся. В неполной семье, родителем, на попечении которого находятся дети, как правило, является женщина. Помимо материального неблагополучия присутствует и неспособность матери уделять достаточно времени и внимания воспитанию детей, собственное неудовлетворенное эмоциональное состояние и низкий статус, а также отсутствие или недостаточность мужского влияния в семье, отрицательно сказываются на воспитании детей и подростков.

Еще одним отрицательным показателем диагностики семей учащихся нашего техникума является алкоголизм родителей, а таких семей у нас – 32 (10%). В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, нарушаются все функции семьи, изменяется система жизненных взглядов, человеческих взаимоотношений, уровень достатка. Как замечают специалисты «… В этих семьях при нехватке денег на еду, всегда находятся деньги на алкоголь».

 Расход значительных материальных средств на спиртное ухудшает, нередко значительно, питание семьи, что не может не отражаться на физическом развитии детей. Как правило, пьющие родители не способны обеспечить ребенку хотя бы самый минимальный уход, предоставить для поддержания жизни питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание, а также удовлетворить его эмоциональные, социальные и интеллектуальные потребности. Нередко дети не хотят идти домой, бродяжничают.

Кроме того, как по данным статистики в современных семьях происходит болезненная ломка привычных ролевых позиций, так и по нашей диагностике вышло, то, что отцы перестали быть ее экономическим главой,  во многих семьях в два раза больше безработных отцов, чем матерей,  93(13%). Рост безработицы, неполная занятость снижают роль мужчины как надежного партнера и главы семьи, добытчика и кормильца, а также авторитетного воспитателя семьи.

Также уровень материальной обеспеченности семьи тоже накладывает свой отпечаток в социальную характеристику семьи: трудное материальное положение у – 110 (16%) семей, перенаселенность жилья у – 37 (11%), в городском общежитии проживает около3 семей, где антисанитарные условия проживания, в основном туда селятся отбывшие наказание или     .

Кроме того, отмечается, что материальное положение семьи также оказывает влияние на успешность социализации подростков. Семьи, имеющие дома компьютер 74 (22%), где дети могут заниматься и проводить свободное время за компьютером, повышая тем временем свой интеллект и кругозор.

Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно, поскольку они не подчиняются четким и устойчивым правилам, находясь, однако, под многообразным воздействием общественной среды (экономической, социальной, политической ситуации в стране и в регионе) и личного жизненного опыта.

В ходе исследования было выявлено главным образом влияние экономической составляющей на функционирование семьи. Вследствие неумения многих семей приспособиться к новым социально-экономическим условиям, сформировать защитные механизмы, происходит дальнейшая дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, в семьях все чаще наблюдается алкоголизация. Разнообразие всех этих неблагоприятных факторов могут стать основанием формирования группы семей социального риска, таких семей в нашем техникуме 14(4%). Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, однако, указывает на большую степень вероятности этих отклонений. В силу различных причин, некоторые из которых были рассмотрены нами выше, общее состояние семей учащихся техникума оценивается как критическое. Поскольку все функции семьи тесно взаимосвязаны, их неисполнение в существенной степени влияет на социализацию и формирование здоровых в нравственном и физическом смыслах детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Проектирование является предметом изучения и вспомогательным средством во многих сферах деятельности человека и рассматривается как процесс изменения  действительности. Сложившееся проектирование в технических отраслях к середине 20 века широко распространилось и в гуманитарной сфере. Появились организационные экономические, дизайнерские, экологические, педагогические и другие проектирования. Особенностью использования проектирования в педагогической деятельности является смещение позиции воспитателя  с  «Я поставил цель» на «Я ищу способы достижения результата».

Центральная идея проектирования заключается  в представлении развертывания  воспитательной стратегии и организации условий для полноценного личностного развития.

Педагогический проект есть мотивированный целенаправленный способ изменения педагогических действий и упорядочения профессиональной деятельности.

Проект педагогической деятельности – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная педагогическая проблема, требующая разрешения.

Какие же проблемы существуют в нашем техникуме? Какие способы достижения результата нужно искать с помощью педагогического проекта?

1 проблема – ювенальная беременность у наших студенток при отсутствии жилищных, материальных, санитарных условий.

2 проблема – отсутствие семейных ценностей у многих родителей наших учащихся, большая вероятность того, что и дети будут выстраивать свои семейные отношения по подобию своих родителей.

3 проблема – большинство родителей не желают участвовать в жизни техникума.

4  проблема – низкий престиж нашего учебного учреждения среди населения города. Считается, что успешным, хорошо сдавшим  ЕГЭ учащимся,  не место в нашем техникуме.

5 проблема – в 2016 году мы будем праздновать 50-летие нашего техникума, хочется основательно подготовиться и достойно отметить юбилей.

6  проблема – отсутствует тесная связь  между нашим техникумом и городом. В 2014 году нашему городу будет 50 лет. Повод, чтобы что-то изменить в наших взаимоотношениях, сделать их взаимовыгодными.

Понятно, что решить все эти проблемы за короткий срок не получится. Это будет долгосрочный педагогический проект.  Это наш первый проект, в котором будут решаться воспитательные задачи. Он будет состоять из 3 частей: «Моя семья», «Мой город», «Мой техникум». Проект рассчитан на 3 года: «Моя семья» - 2012-2013 учебный год, «Мой город» - 2013-2014 учебный год, «Мой техникум» - 2014-2015 учебный год.

Почему проект назван «С чего начинается Родина?»?  В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных. Чтобы этот процесс протекал успешно, необходимо придать ему социально ценный и личностно значимый характер. Понимание того, что Родина для человека начинается с семьи, друзей, места, где родился, где получил образование, придет к ребенку только тогда, когда он будет включен в активную индивидуальную и совместную деятельность по изучению и преобразованию окружающей  действительности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

С чего начинается тригонометрия

В статье рассматривается проблема подготовки ученика к изучению тригонометрии в современных условиях. Анализирутся причины, по которым многим учащимся с трудом дается изучение материала и даются конкр...

С чего начинается здоровье

Презентация к общешкольному родительскому собранию...

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...