урок игра "Умники и умницы"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 10 классе .Зачёт в форме игры "Умники и умницы" по творчеству Н.А.Некрасова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_strelyaytelyudi_v_saygakov.doc71.5 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              …В  САЙГАКОВ , ЛЮДИ , НЕ  СТРЕЛЯТЬ !

                                    (урок – раздумье  по произведениям Д. Кугультинова,

                                    Г. Кукареки ,А.Л.Дагаева, по роману  Ч. Айтматова

                                   « Плаха».                        

                                   

                                                        Берегите эти земли, эти воды,

                                                        Даже малую былиночку, любя,

                                                        Берегите всех зверей внутри природы,

                                                        Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                                                                    Е. Евтушенко.

                  Цели  урока: Учащиеся должны услышать и понять, как в произве

                                         -дениях поэтов и писателя решаются  экологические

                                          проблемы, связанные с сохранением популяции степ

                                         -ных антилоп; формирование духовных ценностей и

                                         душевных качеств личности ;развивать умения вос-

                                         принимать красоту природы и потребность создавать

                                          и беречь её;

                 Оборудование:  Иллюстрации о природе, о сайгаках, портреты                                              

                                             поэтов ;музыка Л.Бетховена « Гроза».

                                                  Ход  урока:

  1. Слово учителя .

                            Сайгаки родины моей,

                            Вы  ветра самого быстрей…

                            Вы – памятник живой степей

                            Средь синих  маревых зыбей,

                            Но, что вас ждёт за далью дней?

                            В моей бы силе

                               ПРИКАЗАТЬ:

                           - В сайгаков , люди, не стрелять!

      -Стихотворение Г. Кукареки называется « Что ждёт?»

     С этим вопросом он обращается к нам , читателям.

      Почему, как вы  думаете?

     (ответы учащихся)

    - Урок наш  назовём  словами  из стихотворения поэта « В сайгаков, люди,

        не стрелять!».

     Проблема  вымирания степных антилоп настолько актуальна, что  2010 год  Указом  Главы  Республики  К.Н. Илюмжиновым  объявлен  годом  сайгака.

 По данным учёных, в Калмыкии осталось очень мало сайгаков – всего 20 тысяч…. Места их обитания - это степи Калмыкии, Казахстана, Монголии.

О них пишут поэты Г.Кукарека, Д . Н. Кугультинов ,А. Дагаев, о них повествует и Ч. Айтматов в своём произведении « Плаха».

    2. Выступление  учащегося  с кратким  обзором  романа « Плаха».

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» посвящен философским проблемам добра и зла, которые связаны с главным вопросом современности: сохранится ли жизнь на земле? Выживет ли человек, и каким он будет в условиях технократического XXI века?

Безжалостность, проявленная человеком по отношению к природе, оборачивается против него самого: того, кто творит зло, неизбежно настигает возмездие.

Конечно, и раньше люди проносились на своих низких лохматых лошадях по степным просторам, охотились на сайгаков и лисиц, птиц и тех же волков. Но прежде они включались в общий природный круговорот, поддерживали его баланс, истребляли животных ради продолжения своего рода. Теперь же человек, обладающий современными орудиями убийства, уничтожает «братьев меньших» не во имя жизни, а из-за корысти, прибыли.

Особенно в этом отношении волнует писателя молодежь, люди, стоящие в начале своего жизненного пути. Подстегиваемые наркотикам и, они признают только одно—деньги: «Мы будем деньгу делать», «Для нас деньги — прежде всего!», «На свете все продастся и покупается».

Зло порождает только зло. Приходит в действие закон цепной реакции: бездуховность одних перекидывается на других, и уже масса людей становится разрушителями и убийцами. Природа — действительно мать. для живущих на земле, но она может стать и нашей мачехой. «Не убий!» — многократно вспоминается при чтении романа этот евангельский призыв. «Плаха нс только героям Айтматова, но и всем нам.

    3. Чтение и анализ  эпизода « Расстрел сайгаков» ( глава 1.стр.20)

      …Люди, люди – человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской  саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооружённые стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями,

гикая, скакали туда- сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону – поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время ,и

человекобоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь– в- точь как  волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекобоги стали прилетать на вертолётах и , высмотрев вначале с воздуха

сайгачьи  стада в степи ,шли на окружение животных  в указанных координатах, а наземные снайперы мчались при этом по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться,

а вертолёты корректировали сверху цель и движение…

        - Как   автор называет  людей? Почему?

        - Что чувствуете, когда читаете этот эпизод?

4. Чтение и анализ эпизода из  главы 3 стр.31 .

   …И именно в тот момент послышался вдруг странный гул откуда-то сверху, какое-то  гудение пошло над степью, но вовсе не похожее на громыхание  грозы. «…» то были вертолёты.

А волки, что ж, какой с них спрос, пережив сиюминутное смятение, они вскоре забыли о вертолётах и снова затрусили по степи к сайгачьим урочищам, не ведая ни сном ни духом, поскольку им то не дано, что все они, все обитатели саванны, уже замечены, уже отмечены на картах в пронумеро-

ванных  квадратах и обречены на массовый отстрел, что их погибель уже

спланирована, и  скоординирована, и уже катится к ним на многочисленных

моторах и колёсах…

Откуда было знать им, степным  волкам, что их исконная добыча –сайгаки – нужна  для пополнения плана мясосдачи, что ситуация в конце квартала

«определяющего года» сложилась для области весьма нервозная – «не выходили с пятилеткой» и кто-то разбитной из облуправления вдруг предложил «задействовать» мясные ресурсы Моюнкумов.. «…».

«План будет непременно, в ближайшую декаду. Есть дополнительные резервы на местах, поднажмём, потребуем…»

(  на фоне музыки  « Гроза»  Бетховена продолжается чтение эпизода).

…И тут поистине точно гром с неба – снова появились те вертолёты. В этот

раз они летели  слишком скоро и сразу пошли угрожающе низко над всполошившимся поголовьем сайгаков, дико кинувшихся вскачь прочь от

от чудовищной напасти. Это произошло круто и ошеломительно быстро –

не одна сотня перепуганных антилоп, обезумев, потеряв вожаков и ориентацию, поддалась беспорядочной панике, ибо не могли эти безобидные

животные противостоять лётной технике. А вертолётам точно только того и надо было- прижимая бегущее стадо к земле и обгоняя его, они столкнули его с другим таким же многочисленным поголовьем сайгаков, оказавшихся по  соседству, и, вовлекая всё новые  и новые  встречные стада в это моюнкумское  светопреставление, сбивали с толку панически бегущую

массу  степных антилоп, что ещё усугубило бедствие, обрушившееся на

парнокопытных обитателей  никогда ничего подобного не знавшей саванны.

«…» А вертолёты – облавщики, идя с двух краёв поголовья, сообщались  по

рации, координировали, следили, чтобы оно не разбежалось по сторонам, чтобы  не пришлось снова гоняться по саванне за стадами, и всё больше нагнетали страху, принуждая сайгаков бежать  тем  сильней, чем сильней они бежали. В шлемофонах хрипели возбуждённые голоса облавщиков: «Двадцатый, слушай, двадцатый! А ну  поддай  жару! Ещё поддай!».Им ,

вертолётчикам, сверху было прекрасно видно, как  по степи, по белой снежной  пороше катилась сплошная чёрная река  дикого  ужаса. И в ответ

раздавался бодрый голос в наушниках: « Есть поддать!»

так  гнали облаву на измор, как и было рассчитано, и расчёт был точный.

  И когда гонимые антилопы хлынули на большую равнину, их встретили те, для которых старались с утра вертолёты. Их поджидали охотники, а вернее,

расстрельщики. На вездеходах-  «уазиках» с открытым верхом расстрельщики погнали сайгаков дальше, расстреливая их на ходу из автоматов, в упор, без прицела, косили как будто сено на огороде. А за ними

двинулись грузовые прицепы – бросали  трофеи один за другим в кузова, и

люди собирали дармовой урожай. Дюжие парни ,не мешкая ,быстро освоили новое дело, прикалывали недобитых сайгаков, гонялись за ранеными и тоже приканчивали, но главная их задача заключалась в том, чтобы раскачать окровавленные туши за ноги и одним махом перекинуть за борт!

Саванна платила богам кровавую дань за то, что смела оставаться  саванной, - в кузовах вздымались горы сайгачьих туш.

А побоище длилось. Врезаясь на машинах в гущу загнанных, уже выбившихся из сил сайгаков, отстрельщики валили животных направо и налево, ещё больше нагнетая  панику и отчаяние .Страх достиг таких апокалипсических  размеров, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде  воцарился хаос. «…» Многие сайгаки падали с ног и оставались лежать, били копытами, не в силах  двигаться, задыхались от удушья и

разрыва сердца. Их прирезали на месте подборщики туш, наотмашь  полоснув по горлу, и, раскачав за ноги ,судорожно дёргающихся, полуживых

кидали в кузова грузовиков. Страшно было смотреть на этих людей в облитой кровью с головы до ног одежде…

    -  обмен мнениями, чувствами.

 Ч. Айтматов  показал страшную картину массового уничтожения  животных,

  Об  этом же говорит Д .Н. Кугультинов в стихотворении «Смерть сайгака,

 или расстрелянное  утро».

  5. Чтение стихотворения ( отрывок).

     …Какое показало мастерство

    Природа – скульптор в день ,когда лепила

    Сайгака!.. Сколько проявила силы!

    Как тщательно продумала его,

    Как мудро и любовно он отлит!

    Вписав сайгака в золотые дали,

    Природа рассчитала все детали,

     От гордой головы и до копыт!

    Рога оленьи – сочных два побега –

    Она дала ему, слегка пригнув,

    Не поскупилась на орлиный клюв,-

    Могучий нос необходим для бега!

    Бока борзой животному даны…

    А ноги, ноги!.. Что проворней в мире,

    Чем эти вихри?! Эти вот четыре

    Природою натянутые струны?!

    Как девушки безгрешные мечты,

    Сайгаки беззлобны и чисты.

    Нужна сайгаку лишь трава степная.

    Стада их лёгкие с приходом дня

    Пасутся, никого не  утесняя

    И никому  обиды не чиня…

   . .Всю прелесть их я постигаю снова,

   Любуясь на согласную чету:

   Они как будто бы взлететь готовы-

   Вот – вот взовьются к небу, в высоту…

   И,  право, есть на свете наслажденье выше,

   Чем красоту земную созерцать?!

    Спасибо щедрой жизни ,подарившей

   Мне это утро , эту благодать!..

    Сегодня трепетная красота

    По всей степи калмыцкой разлита:

    Голубоватый воздух и безлюдье…

    Вдыхаю ароматы полной грудью,

    С травинкой каждой ощущаю связь…

    И вижу, чувством опьянен волшебным:

    Неподалёку птица с пёстрым гребнем

    Сидит , меня нисколько не боясь.

    Ни перед кем я нынче не в долгу.

    Со  степью вместе радуюсь и плачу!..

    Как жаворонок я запеть могу

    И кажется, пойму язык сайгачий!..

    Да, я сейчас в родстве со всем живым,

    И – верю – это будет вечно длиться!

    Я слит с землёю. Я её частица,

    От мира я сейчас неотделим!..

    Я слышу ,как зверьки скребутся в норах,

    Мне поверяет тайны каждый злак…

    НО ЧТО- ТО ХРУСТНУЛО… ВРАЖДЕБНЫЙ ШОРОХ!

    И, вздрогнув, поднял голову сайгак…

    Насторожился… В сторону отпрянул…

    Но поздно! Небо с треском прорвалось!

    Прозрачность утра пропоров  насквозь,

     Из –за холма короткий выстрел грянул…

    Так дико, так безжалостно – нелепо

     Единство мира раздробил сплеча…

     Сайгак  подпрыгнул…Он рванулся к небу,

     Как  человек пронзительно крича…

     И крик его пронёсся, словно смерч.

     Бегут вразброд недавние соседи

     В смятении, в страшнейшей из  трагедий,

     Когда живое  ощущает смерть.

     Несутся птицы с шумом… А сайгак

     Лежит…Пригнулась шея неуклюже…

     Дымится кровь и натекает лужей.

     И солнце опускается во мрак,

      Багрово – липкий, нестерпимо алый…

     И мирной радости как не бывало!

      «…»И покачнулся мир в моих глазах.

    Всё доброе исчезло в струйке дыма…

     Нет, не  сайгака здесь дымится кровь!...

     Казалось утро девушкой любимой,

     Напоминало первую любовь…

     Не тварь земную – образ утра чистый

     Здесь ,на  глазах моих, убили зло,

     И кровью  утра – жаркою, лучистой –

     Мне душу обожгло!

  6.  Беседа  по прочитанному:

      - Какие чувства  выражает  автор?

      - Из  скольких  частей состоит стихотворение?

      - Какую картину  рисует  поэт в 1-ой части ? во 2-ой?

     -Как вы думаете, что лежит в основе недобрых поступков?

            (человеческие качества)

   

     Обратите на « Словарь урока» : зависть, гордыня, самодурство,

                     Эгоизм, чёрствость, месть, ненависть.

     -Почему я остановила ваше внимание на этих словах?

        ( потому что они  обозначают те человеческие чувства и качества, кото-

          -рые не позволяют человеку, стоящему на распутье  между добром и

           злом, сделать правильный  выбор, остановить зло в самом его начале.

          А ведь давно известно, что если зло не пресекается  сразу, то оно раз-

          -горается с ещё большей  силой).

     

   7. Чтение стихотворения  Г.Кукареки « Сайгаки».

      - О какой угрозе  популяции сайгаков говорит поэт?

          Своей извечною тропой,

          Сайгаки шли на водопой.

          И взбрыкивали малыши,

          Резвясь в зоревой  тиши,        

       Стряхнув  росинки, ковыли                  Когда б не рёв грузовика,

        Им кланялись аж до земли…               Донёсся он издалека

       Взлетело стадо на курган,                     И сайги, страх переборов,

        За ним, внизу, блеснул лиман.             Все кинулись в глубокий ров.

       Запахло глиной и рапой.                        Осклизлый берег не давал

       Озёрной солью молодой.                       Подняться на высокий вал.

       Бежать бы сайгакам и бежать,               Как дети, жалобно крича,

       По ходу солнышка кружа,                     Погибли сотни сайгачат,

                                  …Своей извечною тропой

                                      Сайгаки шли на водопой,

                                      Бежать бы век им по траве –

                                      Канал построил человек…

  В другом стихотворении поэт  признаётся  « наша с тобой беда/ поредели сайгачьи стада..».

  А.Л.Дагаев обращается к нам со словами :  «Люди, сайгаков спасайте!»

                                « …» Люди ,сайгаков спасайте!

                                          Вольную волю им дайте.

                                          Если их всех перебьём,

                                          На душу грех мы возьмём.

                                          Сами увидим мы  вскоре

                                          Слёзы сайгачьи от горя.

                                           Слёзы животных горьки,

                                          Слёзы горючей тоски.

                                          Знаешь, животные плачут.

                                          Слёзы не кажут,а прячут,

                                           Только глазёнки блестят. «…»    

8. Обобщение по уроку:

   - Чем же мы  с вами можем помочь сохранению популяции степных

     антилоп?  

  - А вот что говорит Г.Кукарека в стихотворении « Помощь».

         Жилось сайгакам в эту зиму трудно.

          Вздымались  космы  снега к небесам.

        И вот пришли на выручку к ним люди,

        Повсюду кипы сена ,разбросав…

- Неизвестный китайский поэт в 500 году до нашей эры заметил:

     « Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна,

        Если вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте деревья,

        Если  вы думаете на 100 лет вперёд – воспитывайте человека»

  То есть ещё  более 2-х тысяч лет назад люди думали о том, что должны научиться жить нравственно, соблюдая этические нормы. Чтобы, не случилось в нашей жизни так , как сказал Джангр  Насунов:

                     …   Тот ,кто нынче выстрелил в сайгака,

                            Тот может завтра  выстрелить и в нас…

-  И  заканчивая наш разговор, обратимся к словам  поэта Е . Евтушенко

   ( читается эпиграф урока).

  9. Составление  синквейна: в пяти строках представить  проблему нашего

     урока 1. сущ-е, заключающее в себе тему,

                2. два  прил-х, определяюших  сущ.-е.

                3. три слова , одно – опорный глагол.

                4. – заключает в себе отношение автора  к теме.

                5. синоним к первому слову, вывод.

                 

                    Степная антилопа!

                    Красивое , быстроногое  животное.

                    Восторгаются люди  тобой              

                    Охранять и беречь  необходимо всегда

                    Сайгака-  символа наших степей!  

                               

                   « В  САЙГАКОВ , ЛЮДИ,

                                             

                                            НЕ  СТРЕЛЯТЬ ! »

                                                               

               ( Урок  литературы  по произведениям  Д.Н.Кугультинова,

                            Г. Кукареки , А. Л.Дагаева ,Ч. Айтматова )

                                                                 Бадмаева Н.Д  учитель русского языка

                                                         и литературы  МОУ « Уланэргинская СОШ»

 

                                                               2010 г.      



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Середниково

Шатурского муниципального района Московской области

Урок химии в 9 классе по теме

(с использованием информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ))

                                                        Автор: Воронцова Юлия

                                                        Геннадьевна, учитель химии

2009 год

Тема урока «У Г Л Е Р О Д»

Цели урока:

  1. Образовательная - рассмотрение строения атома, аллотропии углерода; формирование представлений о строении, свойствах и применении алмаза и графита; ознакомление учащихся с явлением адсорбции; характеристика физических и химических свойств углерода.
  2. Развивающая - установление причинно-следственных связей (строение - свойства - применение); развивать логическое мышление, умение сравнивать, выбирать главное.
  3. Воспитательная - воспитание культуры общения, культуры труда; воспитание желания активно, с интересом учиться.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, модели кристаллических решеток алмаза и графита, образцы изделий из графита (карандаш, электроды и др.), и сажи (тушь, краски, резинка и др.), древесный уголь, активированный уголь, растворы чернил, вишневого компота, сока свеклы; одеколон, стеклянная трубка диаметром 1,5-2 см (или пробирка с дырявым дном), штатив, вата речной песок, стакан, колба, прибор для восстановления меди из оксида меди (II), противогаз, кукурузные палочки, пипетка.

Методы обучения:

Диалогическое изложение, беседа, рассказ, объяснение, химический эксперимент, демонстрация презентации и т.п.

Приемы обучения:

Раскрытие причинно-следственных связей, постановка и решение учебных проблем, организация акцентированных наблюдений, использование исторического и дополнительного материала и т.п.

Х О Д       У Р О К А

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель сообщает детям, что для изучения нового материала необходимо повторить часть предыдущего и просит открыть таблицу Менделеева.

Вопросы к учащимся (слайды 2, 3):

- Назовите элементы, которые входят в 4 группу главную подгруппу.
- Как определить по таблице Менделеева конфигурацию внешнего электронного уровня элемента?
- Для чего нам нужно знать электронную конфигурацию именно внешнего уровня элемента?
- Сколько электронов на внешнем уровне у элементов четвертой группы главной подгруппы?
- Как меняются металлические свойства при увеличении электронов на внешнем уровне?
- Как меняются металлические свойства при увеличении числа уровней?
- Какие элементы в подгруппе углерода будут иметь металлические свойства?
- Какие элементы в подгруппе углерода будут иметь неметаллические свойства?

III. Объяснение нового материала.

1. Строение атома (слайды 4, 5).

Учащиеся характеризуют положение углерода в ПСХЭ, определяют его порядковый номер и составляют электронную формулу атома:  +6С 2ē 4ē, прогнозируют окислительно-восстановительные свойства углерода.

        Углерод С – первый элемент главной подгруппы IV группы Периодической системы Д.И. Менделеева. Его атомы содержат на внешнем энергетическом уровне 4 электрона, поэтому они могут принимать четыре электрона, приобретая при этом степень окисления -4, т.е. проявлять окислительные свойства и отдавать свои электроны более электроотрицательным элементам, т.е. проявлять восстановительные свойства, приобретая при этом степень окисления +4.

С

+ 4ē

-4ē

Окислитель восстанавливается

Восстановитель окисляется

Al + C →

H2 + C →

C + O2 →

C + F2 →

(Соответствующие уравнения учащиеся записывают самостоятельно).

        2. Аллотропия.

Учитель сообщает, что для углерода характерно явление аллотропии. Учащиеся вспоминают определение этого явления и называют его причины: для углерода – различное строение кристаллических решеток (учитель демонстрирует модели решеток алмаза и графита) (слайд 6):

  1. алмаз имеет объемную тетраэдрическую атомную решетку;
  2. графит – плоскостную атомную кристаллическую решетку;
  3. карбин – линейную.

(В качестве экзотической модификации можно показать рисунок фуллерена).

        Алмаз – прозрачное, бесцветное вещество с сильной лучепреломляемостью (слайд 7). Его плотность 3,5 г/см3. Кристаллы алмаза отличаются особо прочной структурой, благодаря чему он обладает твердостью, превосходящей твердость всех известных в природе веществ. Он в 1000 раз тверже кварца, в 150 раз – корунда. Окраска алмазов обусловливается примесями: встречается даже черный алмаз. Алмазы красивой синей, зеленой и красноватой окраски весьма редки и ценятся очень высоко. Один из самых известных – алмаз «Гоппе» из Индии в 44,5 карата является одним из самых дорогих в мире.

        Алмаз – химически очень устойчивое вещество, однако при достаточно высокой температуре (700-8000С) в атмосфере кислорода он сгорает ослепительным пламенем до СО2.

        Алмаз впервые был сожжен в 1694 г. при помощи большого зажигательного стекла. Помещенный в фокус этого стекла, он тлел, как раскаленный докрасна уголь. В 1814 г. английские ученые Дэви и Фарадей также при помощи зажигательного стекла сожгли в кислороде алмаз, который при этом загорался и продолжал гореть спокойным ослепительным пламенем, даже будучи удален из фокуса зажигательного стекла. При этом единственным продуктом сгорания был углекислый газ.

        Алмазы были известны еще в древности. Само слово «алмаз» происходит или от арабского алмас, что означает «твердейший», или от греческого слова адамас, т.е. «несокрушимый, непреодолимый». Массу алмазов измеряют в каратах, 1 карат соответствует 0,2 г. А что такое «карат»? (Учитель дает представление об этой единице измерения драгоценных камней). В аравийской пустыне растет дерево Caratina silikva (каратина силиква), косточка плодов которого (их также называют царьградскими рожками) весит ровно 0,2 г. Этот точный вес косточки имеют всегда: в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки. Кстати, в некоторых странах проба золота выражается в каратах: она показывает, сколько каратов (т.е. 0,2 г) золота содержится в 24 каратах сплава.

        Искусственно ограненные алмазы называются бриллиантами и являются предметом роскоши. В России бриллиантовый бум пришелся на правление Екатерины II. Чтобы судить о сказочности украшений приближенных императрицы, достаточно упомянуть появление Г.А. Потемкина, князя Таврического на празднике в Таврическом дворце в парадной шляпе, которую из-за тяжести многочисленных  бриллиантов было трудно носить на голове. Не отсюда ли и крылатое выражение о предшественнике императорской короны, о шапке Мономаха: «Тяжела ты, шапка Мономаха».

        Шляпе Потемкина на уступал и усыпанный бриллиантами камзол одного из вельмож екатерининских времен, изображенный кистью В.Л. Боровиковского на портрете «Бриллиантового князя» (Русский музей, Санкт-Петербург) (слайд 8).

        Собрание исторических бриллиантов и изделий из них хранится в Алмазном фонде Оружейной палаты Московского Кремля и золотых кладовых Санкт-Петербургского Эрмитажа. (Слайды 9, 10: Звезда ордена Св. Андрея Первозванного, алмаз «Шах», Большая императорская корона, малая императорская корона, скипетр императорский).

        Алмазы – это не только камни ювелиров. Благодаря исключительно высокой твердости алмазов они применяются для изготовления буров, сверл, шлифовальных инструментов, резки стекла.

        Графит – вещество серо-стального цвета, мягок и жирен на ощупь (слайд 11). Удельный вес его 2,22-2,26 г/см3. Он является хоро шим проводником электричества. К особенностям графита относится его способность гореть в кислороде с образованием СО2 (около 890 °С) при практически совершенной огнестойкости в воздухе. Благодаря исключительной жаропрочности и химической инертности графит ис пользуется в реактивных двигателях, для изготовления электродов электрических печей, в ядерных реакторах.

Демонстрация. Учитель демонстрирует способность графита оставлять след на бумаге, а затем ставит перед учащимися проблемный вопрос (слайд 12).

- Почему графит оставляет след на бумаге?

(Учащиеся рассматривают еще раз кристаллические решетки алмаза и графита и делают выводы). 1. Алмаз имеет атомную кристаллическую решетку, в которой каждый атом углерода связан с четырьмя атомами. В пространстве эти атомы располагаются в центре и углах тетраэдров, соединенных своими вершинами. Это очень симметричная и прочная решетка (слайд 13).

2. Графит имеет слоистую структуру. В кристаллической решетке графита атомы углерода, лежащие в одной плоскости, прочно связаны в правильные шестиугольники. Связи между слоями малопрочны (слайд 14). Этим объясняется особое свойство графита: оставлять след на бумаге.

(Учитель добавляет). И эта же способность графита делиться на слои используется для изготовления различных смазок. При высоких давлениях из графита получают искусственные алмазы, которые широко применяются в технике.

«Аморфный углерод» как было установлено исследованиями, не является еще одним аллотропным видоизменением углерода, а представляет собой мелкокристаллический графит. Если алмаз и графит имеют упорядоченную структуру, то в аморфном углероде межатомные связи беспорядочные, случайные. Сортами этого углерода являются древесный уголь, кокс и сажа (слайд 15).

Сажу получают преимущественно при разложении метана. Она используется для изготовления типографской краски, картриджей, резины, косметической туши и т. д.

Кокс представляет собой в основном свободный углерод, он по лучается при нагревании каменного угля без доступа воздуха. Кокс применяется в доменных печах при выплавке чугуна из руд.

Древесный уголь получается при нагревании без доступа воздуха древесины. Он применяется в качестве топлива в куз нечных горнах, жаровнях, самоварах, используется в метал лургии при выплавке некоторых цветных металлов и особо чистых сортов чугуна, так как не содержит вредных примесей, имеющихся в коксе.

Демонстрация. Учитель демонстрирует коллекцию «Каменный уголь», активированный уголь.

Однако больше известно применение древесного угля, основанное на его способности к адсорбции — способности погло щать (адсорбировать) различные вещества (газы, растворенные в воде краски и т. д.).

Демонстрация. Специально подготовленные учащиеся демонстрируют адсорбцию.

  1. В стеклянную трубочку (можно использовать пробирку без дна) или стеклянную воронку помещают рыхлый слой ваты, порошок растертого карболена (таблетки активированного угля) и небольшой слой предварительно промытого и высушенного речного песка. Трубку закрепляют в лапке штатива (воронку кладут на кольцо) и наливают в нее разбавленные растворы чернил, перманганата калия, медного купороса, вишневого компота, сока столовой свеклы и т. д. Для собирания жидкости, прошедшей через слой адсорбента, под трубку помещают стакан. В него стекает бесцветная, прозрачная жидкость.
  2. В колбу с бурым NО2 насыпают измельченный карболен или древесный уголь и несколько раз ее встряхивают. Бурая окраска исчезает.
  3. В сухую колбу капают одну каплю одеколона, и колбу нагревают до образования пара. В нее опускают немного измельченного древесного угля, и колбу встряхивают. Запах полностью исчезает.

Адсорбцию можно показать и с помощью обыкновенных кукурузных палочек.

4. Два цилиндра наполняют углекислым газом. В один — помещают несколько кукурузных палочек, и этот цилиндр встряхивают. Затем в два стакана приливают немного извест ковой воды, а потом в них «переливают» углекислый газ из цилиндров. Раствор известковой воды мутнеет в том стакане, где нет палочек.

(Слайды 16 и 17) Учитель рассказывает, что открытое русским химиком Ловицем явление адсорбции широко используется для очистки сахара на рафинадных заводах от веществ, придаю щих ему желтый цвет, для очистки спирта, для медицинских целей и т. д. Н. Д. Зелинский на основе адсорбционных свойств древесного угля разработал фильтрующий противогаз.

  1. шлем-маска;
  2. клапанно-распределительная коробка;
  3. фильтрующая коробка;
  4. активированный уголь;
  5. химический поглотитель;
  6. противодымный фильтр;
  7. вдыхательный клапан

Рис. Устройство фильтрующего противогаза

        3. Химические свойства углерода.

Углерод является неметаллом. Наиболее реакционноспособным является аморфный углерод, затем следуют графит и алмаз. При обычных условиях углерод химически инертен, но при нагревании реагирует со многими соединениями.

        Химические свойства углерода учащиеся прогнозируют сами: с металлами, водородом (как окислитель), с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами (как восстановитель) – и записывают уравнения химических реакций (слайды 18,19).

Демонстрация восстановления меди из ее оксида углеродом (видео).

- Почему содержимое пробирки стало красным? Какое вещество образовалось в результате реакции?

        

4. Применение углерода.

Рассмотреть рисунок 99 учебника и выяснить области применения углерода: угля, графита, сажи, кокса).

IV. Закрепление знаний.

Тест (слайды 20,21).

Вопросы для закрепления.

1. Почему алмаз, графит, уголь называют «родными братьями»?

2. От чего зависит твердость алмаза и мягкость графита?

3. С помощью каких явлений, которые вы наблюдаете в жизни, можно доказать, что хлеб, мясо, молоко содержат углерод?

4. Для каких целей применяют алмаз и графит?

V. Подведение итогов урока.

Выводы: (формулируют учащиеся) И алмаз, и графит, и уголь состоят из одного элемента – углерода, алмаз и графит являются аллотропными модификациями. Твердость алмаза и мягкость графита обусловлена различным строением их кристаллических решеток – тетраэдрической у алмаза и слоистой у графита. Хлеб, мясо, молоко содержат углерод, что видно, когда продукты подгорают при жарке – образуется уголь. Алмаз используют для резки, изготовления буров и ювелирных украшений, графит применяют в реактивных двигателях, для изготовления электродов электрических печей и смазок, в ядерных реакторах.

Выставляются оценки за работу на уроке.

VI. Домашнее задание.

§ 29 стр. 164-171 упр. 5, 6, 7. Используя дополнительную литературу и информацию в Интернете сделать сообщения по темам: 1. Алмаз, 2. Графит.

Литература.

1. О.С. Габриелян, Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007

2. О. С. Габриелян, Учебник: Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2008

3. М.Ю. Горковенко, Поурочные разработки по химии к учебникам О.С. Габриеляна, Л.С. Гузея, Г.Е. Рудзитиса. 9 класс. – М.: Вако, 2008

4. И.В. Маркина, Современный урок химии: технологии, приемы, разработки учебных занятий. – Ярославль: Академия развития, 2008

5. М.А. Шаталов, Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. 8-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2006.

6. http://school-collection.edu.ru/collection/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Урок - игра "Умники и умницы"

Урок обобщения знаний по южным материкам с использованием игровых и компьютерных технологий....

Урок-игра «Умники и умницы» по творчеству А. С. Пушкина (9 класс)

Урок-игра  «Умники и умницы»по творчеству А. С. Пушкина(9 класс)...

Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

Презентация к уроку Умники и умницы 6 класс "Решай, смекай, отгадывай"

презентация к занятию по внеурочной деятельности в 6 классе...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...