Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Просвирова Галина Васильевна

Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon umniki_i_umnicy.zip12.46 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:Г.В. Просвирова, учитель русского языка и литературы, МОУ Манойлинская СОШ» Клетского района Волгоградской области

«У М Н И К И  И   У М Н И Ц Ы»

(по материалам произведений Н.В. Гоголя)

      Участники игры – учащиеся  8-11 классов

Ведущий. Приглашаем на интеллектуальную игру, посвященную жизни и творчеству Н.В.Гоголя. 1преля 2009 года исполняется 200 лет со дня рождения писателя

За право называться «умником» или «умницей» сегодня будут бороться  ребята, набравшие большее количество баллов в отборочном агоне (вопросы вывешиваются за два дня до игры)

Правила  игры. Игра состоит из трех агонов (агон-в переводе с греч.«соревнование», «состязание»), в ходе которых из 9-ти участников в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя.

      За каждый правильный ответ игроку  вручается  орден шелкового умника. Если ответ его не верен, ведущий обращается  к «теоретикам» (из числа зрителей-болельщиков). Перед началом ведущий проводит розыгрыш дорожек, предварительно объяснив условия игры.

  1. Красная дорожка – самый короткий путь к победе, так как участник должен ответить всего на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, он подвергает себя большому риску: не имеет права ошибаться.
  2. На желтой дорожке игрока ожидают три вопроса, Отвечая на них, он  может ошибиться один раз и перейти в следующий этап игры с одним штрафным очком.
  3. Зеленая дорожка длиннее первых двух. Выбравшему ее ведущий задает четыре вопроса. Игрок может ошибиться дважды и перейти в следующий этап игры с двумя  штрафными   очками.

Вопросы задаются по очереди: от зеленой дорожки к красной.  На подготовку отводится 1 мин.

Ведущий: Просвирова Г.В., учитель русского языка и

                  литературы

Судит состязание высокий ареопаг: Рожкова Т.Н.,

 Кустова   Т.Н., учителя русского языка и  литературы

Ребята занимают выбранные игровые дорожки, после чего должны будут «узнать себя», т.е. угадать тех литературных героев, в которых им  предстоит перевоплотиться. Ведущий читает описание внешности персонажей Н.В.Гоголя, и, когда «узнавание» успешно завершается, начинается основная часть.

ПЕРВЫЙ    АГОН

Зеленая дорожка

 Характеристика героя: «…в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный. Низенького роста. Несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…»

1 В. – Назовите полное имя литературного персонажа /Акакий Акакиевич Башмачкин/.

2 В. – Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его?  / Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не  
 мог припомнить
/.

3В. – « Есть в Петербурге сильный враг…Враг этот не кто другой, как…, хотя, впрочем, и говорят,  что он очень здоров». Что это за враг?    /северный мороз/.

4В. - « Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо…»  О чем он подумал, наконец?/ Он подумал наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели в его шинели. Рассмотрев ее хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трех местах, именно на спине и плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась/.

Желтая дорожка

«Молодой человек, чиновник, едущий из Петербурга…в Саратовскую губернию,…другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и ни копейки не хочет платить»                                    / Иван Александрович Хлестаков/

1В. - Назовите эпиграф к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

                           / «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»/.

2В.- Закончите предложение словами почтмейстера:    

«Городничий глуп, как…»  / «сивый мерин»/

 «Надзиратель за богоугодным заведением земляника-

  совершенная…»  / «свинья в ермолке»/

3В. - Кому принадлежат слова: «…Чего смеетесь? Над собой  смеетесь?...»  / Городничему/

Красная дорожка

      Какому герою принадлежит  речь: «…Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы, любит и зверь свое дитя! Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…»?      /Тарас Бульба/

1В. - Закончите предложение: «…Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо  шевелились уста его и как он произносил…»  / «чье-то имя, но это не было имя отчизны, или  матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки»/

2В. - «…выносил терзания и пытки как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости…»   Назовите его имя.    /Остап/

ВТОРОЙ  АГОН

  Зеленая дорожка

«…Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник…» Назовите имя литературного героя.                                                                                                                                      

                                                    / Акакий Акакиевич Башмачкин/

 1В. - Как служил Акакий Акакиевич Башмачкин?

/ «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало  сказать: он служил ревностно,- нет, он служил с любовью.»/

 2В. - С каким насекомым автор сравнивает героя?    /С мухой /  ( зачитать  после ответа  «…В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха…»  и  «…Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому  не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя  внимания и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп…/

3В. -Какое жалованье в год получает Башмачкин?(«…жалованье у него мизерное- 400 руб. в год») 

4В. - От чего умирает Акакий Акакиевич Башмачкин?  (Потрясенный, в дырявой шинели, с  открытым от изумления ртом, он возвращается домой; случилась вьюга.  «Вмиг надуло  ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель. На  другой же день обнаружилась у него сильная горячка»; «…явился доктор… и объявил ему через полтора суток непременный капут».  Так и не очнувшись (в бреду ему видится шинель с западнями для воров), «сквернохульничая» на Его Превосходительство, А.А.умирает)

Желтая дорожка

 Чей это портрет? «Помещик…еще вовсе человек не пожилой, имеющий глаза сладкие, как сахар» / Манилов из «Мертвых душ»/

1В. - Кому из героев Чичиков подал бы медный грош, если бы встретил его, так принаряженного,  где-нибудь у церковных дверей?     /Плюшкину/

2В. - Кто предлагал Чичикову это угощение: «Ватрушки, из которых каждая была больше тарелки»      /Собакевич/

3В. - Кто предлагал Чичикову купить серого коня, потом каурую кобылу, потом собак, потом  шарманку?  /Ноздрев/

Красная дорожка

«Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц…»  /черт/

1В. - Какой литературный прием использует автор в следующем пейзаже: «глянули звезды»,         «месяц…заглядывал», «месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру»?   / олицетворение/

2В. - В какой сборник повестей вошла «Ночь перед Рождеством»?                  /«Вечера на хуторе близ Диканьки»/

ТРЕТИЙ  АГОН

   Зеленая дорожка

«Он был и мертвый прекрасен: лицо его, все еще выражало чудную красоту, черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты»      /Андрий/

1В. - Кого из сыновей Тараса Бульбы автор сравнивает с «бессловесным барашком»? /Андрия/

2В. - Чьи страдания так описаны автором: «Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше не сходили с него», «Он уходил в луга…, и слеза  капала одна за другою»

                                                                              /Тараса Бульбы»/

3В. - Где учились сыновья Тараса Бульбы? /в Киевской академии, бурсе/

4В. - Кто из сыновей учился с неохотой?   /Остап/  (зачитать после ответа  «…в первый год еще бежал. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю…»

Желтая дорожка

Он умнее своего барина, любит самому себе читать нравоучение для своего барина: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит  и хвост подвернул, и не горячится»    /Осип, слуга/

1В. - С кем из писателей Хлестаков, по его словам, был на «дружеской ноге»?    /с Пушкиным/

2В. - Кто из героев комедии не знал ни слова по - русски?     /доктор Христиан Иванович/

3В. - Кто из героев брал взятки борзыми щенками?  /Аммос Федорович, судья/

Красная дорожка

«…имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения…, умел увертываться от наказания»  /Андрий/

1В. - Кому «казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела»?   /Остапу/

2В. - О ком сказано: «О! да , этот будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!»?   /Об Остапе /

БЛИЦ – КОНКУРС

(для вышедших в финал)

1. Чем увлекался Н.В.Гоголь, когда учился в гимназии?   (рисованием и театром)

   2. Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом спектакле? (Роль Простаковой в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

3. Как называлась большая конторская книга, заведенная Гоголем в Нежине?  («Книга всякой всячины или подручная энциклопедия»

4. Назовите русского поэта, автора стихотворения «Блажен незлобивый поэт», посвященного Н.В.Гоголю    (Н.А.Некрасов)

5. Назовите сборники произведений Н.В.Гоголя, о которых писал В.Г.Белинский: «Что такое каждая из его повестей? Она начинается глупостями, продолжается глупостями и кончается слезами, и все это вместе называется жизнь»  (Сборники 1835 года «Миргород» и «Арабески»).

6. Кто из русских писателей восторженно отозвался о  «Вечерах…» Н.В.Гоголя?  (А.С.Пушкин)

7. Кто подсказал Н.В. Гоголю сюжет «Мертвых душ» и «Ревизора»?   (А.С.Пушкин)

8. Назовите автора некролога: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы…».          (И.С.Тургенев)

9. Назовите  авторов памятников Гоголю в Москве  (Скульпторы: Н.А.Андреев и Н.В.Томский)


АГОН  ОТБОРОЧНЫЙ

(По поэме «Мертвые души»)

  1. Закончи фразу: «Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником…»   (погоняет)
  2. Кто из героев имел привычку наступать на ноги?    

(Собакевич)

  1. Кому принадлежат предметы: «два ружья – одно в триста, а другое – в восемьсот рублей»?              (Ноздреву)
  2.  Кому принадлежит тот или иной предмет интерьера?

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с темными рамками… за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок» (Коробочке)

  1. Кто предлагал Чичикову это угощение: «Индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем»?   (Собакевич)
  2. Кого из  помещиков Чичиков назвал  «дубинноголовой»?  

 (Коробочку)

  1. Кого  автор называет «прорехой на человечестве»?      (Плюшкина)
  2. Кто передал Чичикову мертвых душ безвозмездно, а купчую взял на себя? (Манилов)
  3. Чей это дом: «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей…и дикими стенами, дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов»?    (Собакевича)                                                                                                                    
  4. Кто это? «…Господин, не красавец, но и недурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».  (Чичиков)
  5. Кто из героев, по его собственному утверждению, выпил 17 бутылок шампанского за обедом?     (Ноздрев)                                                                                                                                                       
  6. Кто из помещиков предположил, что умерших крестьян будут откапывать?  (Коробочка)     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная мозаика по творчеству Н.В. Гоголя

Данная викторина - интересное и увлекательное путешествие по страницам произведений Гоголя (много иллюстративного материала). Лучше всего использовать как материал повторения в 10 классе!Начинается ви...

Урок литературы в 8 классе по творчеству Н.В. Гоголя « О правде жизни написал он»

 Тема: «О правде жизни написал он»(Урок, посвященный Н.В.Гоголю в 8 классе) Цель: Прививать учащимся любовь к творчеству Н.В.ГоголяЗадачи:1.Познакоми...

Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"

Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из  этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"  и логическим заключением...

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...

Н. Гоголь. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Пейзаж рождественской ночи

Н. В. Гоголь.Жизнь и творчество Н. В. Гоголя по произведению "Ночь перед Рождеством "для 6 класса...

Тест по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" и по творчеству Н.В.Гоголя

тест состоит из 3 частей: тестовой, ответа без вариантов, творческой( развертнутый ответ). Тест реализует дифференцированный подход и проблемное обучение....