Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Страхова Любовь Леонидовна

Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из  этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"  и логическим заключением работы над проектом в 9 классе "Место действия". Изучение темы Петербурга в творчестве Н.В. гоголя является "мостиком " к изучению данной темы в творчестве русских писателей . Цель урока-показать особенность создания образа Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-zaklyuchitelnyy_etap_proekta_po_gogolyu_5.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

Название предмета ___литература

Класс   9

Тема: « Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя».

(Заключительный этап проекта «Место действия»)

Учитель: Страхова Л.Л.

Цели:

образовательные — _

- познакомить учащихся с ролью Петербурга в творчестве и личной судьбе писателя;

-. показать особенность создания образа Петербурга у Гоголя.

 -. сравнить его с образом Петербурга у Пушкина.

развивающие

- продолжить формирование навыков и умений структурировать материал, выбирая главное, обобщать, делать выводы;

- обучать творческому мышлению и созданию творческих работ;

- содействовать самостоятельному высказыванию учащихся своей позиции, аргументировать свое мнение, выслушивать товарищей, дополнять недостающий фактический материал в свои работы;

воспитательные

- воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда;

- способствовать выявлению личностных качеств учащихся;

- совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.

Место урока в системе уроков данного раздела: —

Данный урок является  логическим заключением работы над проектом в 9 классе «Место действия». Изучение темы Петербурга в творчестве Гоголя является «мостиком» к изучению данной темы в творчестве русских писателей второй половины XIX века.

Тип урока:  заключительный, урок обобщения.

Образовательные технологии: технологии проектной деятельности; с элементами педагогической мастерской , с элементами заочной экскурсии,

Межпредметные связи: История Санкт-Петербурга, изо.

Наглядность: карта Санкт-Петербурга 19 века, иллюстрации Садовникова.

Оборудование: презентация, раздаточный материал: тексты и задания к ним по группам, листы формата А 4, фломастеры, карандаши; разноцветные небольшие листочки.

Формы работы: индивидуальная,  фронтальная, групповая.

                                      Ход урока

1. Вступительная беседа:

-- Вспомните, в каких произведениях А.С. Пушкина прослеживается образ Петербурга.

-- Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Город чудный, город бедный».

-- В каких произведениях поэта город представлен чудным, а в каких – бедным?

 (ответы учащихся).

-- В.В. Набоков писал о Гоголе: «Пушкин почувствовал какой-то изъян в Петербурге. Но странность этого города была по-настоящему понята, когда по Невскому проспекту прошел такой человек, как Гоголь».

-- Как вы понимаете слова Набокова? (ответы учащихся)

2.  Рассказ  учителя :

 Часть своей жизни Н.В. Гоголь провёл в Петербурге. Н.В. Гоголь приехал в Петербург девятнадцатилетним юношей в декабре 1828 года, а покинул его знаменитым писателем и драматургом в декабре 1836 года. Впоследствии он приезжал сюда лишь очень ненадолго в 1838г, 1841, 1842 и 1848 гг.

Санкт-Петербург и петербургская действительность, общение с А.С. Пушкиным и литераторами его круга, с выдающимися деятелями культуры сформировали Гоголя-писателя. Большинство его произведений было задумано и написано именно здесь. Петербургские повести «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет» отразили неповторимое своеобразие облика города. В Александринском театре впервые были поставлены комедии «Ревизор» и «Женитьба». В статьях и письмах писателя, посвящённых вопросам искусства и архитектуре в особенности, в «Петербургских записках 1836 года»
Н.В. Гоголь через образ Петербурга размышляет о судьбе России, о возможном пути её развития.
Н.В.Гоголь провёл в Петербурге «одну из самых свежих и впечатлительных эпох своей жизни», по отзыву В.Г. Белинского.В Санкт-Петербург юный Н.Гоголь страстно стремится. Мечтает, конечно, о новой интересной жизни, которая непременно именно здесь должна начаться. Он мечтает о съёмной квартире с видом на красавицу Неву… Но Петербург по-другому встретил будущего писателя.

3. Выступление учеников 1 группы. Показ подготовленной ими презентации: «Гоголь в Петербурге».
(Рассказ учеников:

Гоголю  поселиться приходится сначала в скромном районе доме аптекаря Трута у Кокушкина моста, рядом с Вознесенским собором; вскоре на четвертом этаже дома № 39 на Большой Мещанской улице, в дом каретного мастера Йохима. О Мещанской улице от Гоголь отозвался так: «Улица табачных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф». Любопытно, что эвфемизм «чухонские нимфы» придуман Гоголем. Как и все доходные дома, «Дом Иохима» был густо населен людьми самых различных сословий. В одном из писем домой Гоголь сообщает: «…дом, в котором я обретаюсь, содержит в себе 2-х портных, , сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду, декатировщика и красильщика, кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку и, наконец, привилегированную повивальную бабку».

К моменту появления Гоголя в Петербурге завершалось формирование основных архитектурных ансамблей города. Благодаря работам крупнейших архитекторов конца ХVIII – начала ХIХ вв. – К.И. Росси, Д. Кваренги, А. Воронихина, А. Захарова. Санкт-Петербург приобрёл тот «строгий, стройный вид», который был воспет А.С. Пушкиным. «Державное течение» Невы, «громады дворцов и башен», пространства величественных площадей завораживали юного Н.В. Гоголя своей строгой красотой, напоминали о тех знаменательных событиях, которые здесь разворачивались)

4. Слово учителя:
Санкт-Петербург на юного Н.В, Гоголя произвёл ошеломляющее впечатление своей величественной холодной красотой. Конечно, город не мог не найти отражения в его произведениях. Более того, Санкт-Петербург становится не просто фоном для сюжетов произведений Н.В. Гоголя, а самостоятельным литературным персонажем, литературным героем.
Санкт-Петербург у Н.В. Гоголя многолик, изменчив.
Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть «Ночь перед Рождеством», вошедшая в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

5. Работа в группах. Анализ отрывка из «Ночи перед Рождеством»

Задание:   Прочитайте отрывок из повести «Ночь перед Рождеством» и ответьте на вопросы, которые даны после текста.

«…кузнец увидел себя на лихом бегуне середи улицы.

Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головой труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все дома устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели. Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать» («Ночь перед Рождеством»)

-Каким видится Петербург Вакуле?

- Какие средства выразительности использует Гоголь для создания образа Петербурга в этом отрывке?

- Каким предстает Петербург в начале творчества Гоголя?

(Выводы  учеников:
Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы. Петербург представляется Вакуле чем-то невероятным. Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием. Гоголь показывает Петербург через звуки и свет. Стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней - просто невероятное мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: «Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло».

Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина; и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В «Ночи перед Рождеством» Петербург - яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.)

 Учитель:                                

-- Совсем другим выглядит Петербург в комедии «Ревизор.

6. Инсценировка сцен из «Ревизора».

1) монолог Осипа

2) монолог Хлестакова

7. Обсуждение.

-- Каким предстает Петербург в рассказе Осипа?

-- Каким предстает Петербург в рассказе Хлестакова?

-- Хлестаков пишет своему приятелю Тряпичкину письмо и выводит адрес на конверте: « В СПб, В Почтампскую улицу, в дое под нумером 97, поворотя во двор, в третьем этаже направо».  Что означает этот странный адрес ?

(Выводы: Здесь Город  более реален. В первом случае это рассказ о Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. Помимо этого, ему нравится галантерейное обхождение.
Иной Петербург рисует нам
 Хлестаков. Это Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублевый арбуз. В общем, Петербург в мечтах Хлестакова - это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают. Гоголь показывает, что Петербург полностью раздавил Хлестакова как личность, ослепил столичным блеском, сделал абсолютно пустым. Ведь Хлестакова принимали за ревизора только потому, что он из Петербурга. Петербург набрасывает тень на всю Россию. Казалось, жизнь в нем внешне кипит, но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета: много людей, которые все что-то делают, суетятся, бегают туда-сюда, непонятно, для чего все это.)

8. Выступление  2 группы по материалам домашнего задания: рассказ о Петербурге в повести «Шинель».

1) Определите границы Коломны 19 века (карта в презентации)

2) Какие достопримечательности сохранились до сегодняшнего дня? Как выглядит Коломна сегодня?

3) Кто населял Коломну в 19 веке? Каким был быт этих людей?

4) Определите путь Башмачкина из Центра в Коломну.

5) Каким Башмачкин видит Петербург?

5) Как связаны в описании Коломны образы города и человека?

Показ презентации.

9. Работа в группах.

Задание группе №1: прочитайте фрагмент. Попробуйте нарисовать схему или кластер по этому, как вы заметили, одному предложению.

Текст:

Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью, — когда все уже отдохнуло после департаментского скрыпенья перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе добровольно, больше даже, чем нужно, неугомонный человек, — когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпенок; кто на вечер — истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней и кое-какими модными претензиями, лампой или иной вещицей, стоившей многих пожертвований, отказов от обедов, гуляний, — словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями, затягиваясь дымом из длинных чубуков, рассказывая во время сдачи какую-нибудь сплетню, занесшуюся из высшего общества, от которого никогда и ни в каком состоянии не может отказаться русский человек, или даже, когда не о чем говорить, пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента, — словом, даже тогда, когда все стремится развлечься, — Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

Задание группе №2. Прочитайте фрагмент повести, ответьте на вопросы:

- Какие средства выразительности использует Гоголь, чтобы показать, как меняется облик Петербурга по мере движения Башмачкина?

- Если бы вам предложили проиллюстрировать этот фрагмент, в какой технике Вы бы выполнили рисунок( акварель, графика, живопись)? (Можно проиллюстрировать.)

-Как влияет Петербург на Акакия Акакиевича? Какие чувства пробуждают в нем?

Текст:

Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населенней и сильнее освещены. Пешеходы стали мелькать чаще, начали попадаться и дамы, красиво одетые, на мужчинах попадались бобровые воротники, реже встречались ваньки с деревянными решетчатыми своими санками, утыканными позолоченными гвоздочками, — напротив, всё попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колесами по снегу, кареты с убранными козлами. Акакий Акакиевич глядел на все это, как на новость. Он уже несколько лет не выходил по вечерам на улицу. Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак, обнаживши, таким образом, всю ногу, очень недурную; а за спиной ее, из дверей другой комнаты, выставил голову какой-то мужчина с бакенбардами и красивой эспаньолкой под губой. Акакий Акакиевич покачнул головой и усмехнулся и потом пошел своею дорогою.

Задание группе №3. Прочитайте фрагмент и выполните задания.

- Найдите художественные тропы. Какое настроение они создают?

- Найдите гиперболы, объясните их функцию.

- Каким видит Петербург Башмачкин?

-Почему автор называет площадь полем после того, как с Акакия Акакиевича сняли шинель?

- Попробуйте сделать набросок иллюстрации к этому фрагменту.

Текст:

На улице все еще было светло. Кое-какие мелочные лавчонки, эти бессменные клубы дворовых и всяких людей, были отперты, другие же, которые были заперты, показывали, однако ж, длинную струю света во всю дверную щель, означавшую, что они не лишены еще общества и, вероятно, дворовые служанки или слуги еще доканчивают свои толки и разговоры, повергая своих господ в совершенное недоумение насчет своего местопребывания. Акакий Акакиевич шел в веселом расположении духа, даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения. Но, однако ж, он тут же остановился и пошел опять по-прежнему очень тихо, подивясь даже сам неизвестно откуда взявшейся рыси. Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже — масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные домы, заборы; нигде ни пуши; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки. Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею.

Вдали, Бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшей на краю света. Веселость Акакия Акакиевича как-то здесь значительно уменьшилась. Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-то недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точное море вокруг него. «Нет, лучше и не глядеть», — подумал и шел, закрыв глаза, и когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами, какие именно, уж этого он не мог даже различить. У него затуманило в глазах и забилось в груди. «А ведь шинель-то моя!» — сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему к самому рту кулак величиною в чиновничью голову, примолвив: «А вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал. Чрез несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уж никого не было. Он чувствовал, что в поле холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади.

Задание группе № 4. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы:

-Как связаны в повести образы петербургского мороза с состоянием человеческих душ?

-Как в этом фрагменте раскрывается мысль Гоголя о важности чина в Петербурге?

-Попробуйте нарисовать метафору первого предложения и развернутую в эпизоде.

Текст:

Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны. Все спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее пять-шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской, пока не оттают таким образом все замерзнувшие на дороге способности и дарованья к должностным отправлениям. Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то что он старался перебежать как можно скорее законное пространство. Он подумал наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели.

11. Обсуждение творческих работ.

12. Слово учителя:

Популярнейшим местом в Петербурге был Невский проспект. Развиваясь вместе с ростом Петербурга, Невский, его главная коммуникация, в начале ХIХ века окончательно утверждается как парадная часть города, как излюбленное место гуляний петербургских жителей. Известно огромное количество изображений Невского проспекта! К числу самых достоверных портретов Невского проспекта относится известная панорама В.С. Садовникова, которая сразу после первого выпуска в 1830 году, приобрела огромную популярность. Её покупали и для украшения интерьеров, и в подарок друзьям. Тщательнейшая передача архитектуры зданий и множество бытовых деталей, стаффажных фигур (портретов жителей проспекта) сделали эту панораму ценнейшим документом эпохи. Известно, что в 1836 году Н.В. Гоголь послал это изображение проспекта своей матери на Украину.

12. Задание: рассмотрите репродукцию акварели Садовникова.

-- Каковы впечатления от города в акварели Садовникова?
(ответы учеников)

13. Выступление 3 группы. Рассказ о повести «Невский проспект».

Во время прослушивания группы составляют таблицу по тексту (см. слайд презентации)

“Нет ничего лучше Невского проспекта”

“Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект”

Ироническое в описании Невского проспекта

Улица-красавица, восторг, да и кому же он неприятен, гулянье, всемогущий Невский проспект...

Какой-то заманчивый чудесный свет, всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется, кроме фонаря всё дышит обманом…

Дамские рукава похожи на два воздухо-

плавательные шара, здесь вы встретите

бакенбарды, здесь вы встретите такие талии…

(Панораму жизни Невского проспекта и его обитателей создал и Н.В. Гоголь в повести «Невский проспект». Главная улица Николаевской империи была воспринята Н.В. Гоголем как своеобразное «зеркало», в котором отразился «весь Петербург». «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы?» - восклицает писатель в начале своей повести. «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» - заключал он. Внешнее великолепие проспекта не заслонило от острого взгляда писателя противоречий «во всякое время» заполняющей его пёстрой «дворянской, чиновничьей, купеческой, лакейской толпы».

Вот против этого внутреннего мира Петербурга Петербурга, уродующего человеческие души, бюрократически-безнационального, холодно-бесстрастного, подчинявшего все жизненные функции чину, «меркантильности» и выступил писатель в своих произведениях, написанных в защиту «простого» маленького человека от ничтожной, бесплодной жизни, на которую обрекал город департаментов и власти денег.

Учитель:

-  В чем вы видите особенность изображения Невского проспекта?

(ответы учеников)


Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди. Одним из таких людей и был Гоголь. Он увидел в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Набоков писал: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

Учитель:

-- Самый невероятный Петербург Гоголь изобразил в «Мертвых душах».

14. Доклад учеников 4 группы и показ презентации: Капитан Копейкин в Петербурге.

15. В процессе прослушивания каждая группа заполняет карту: «Маршрут капитана Копейкина)

16. Подведение итогов. Рефлексия.

-- Закончите предложение: Петербург Гоголя – это…

Назовите качества, характерные для гоголевского  Петербурга (каждый ученик пишет на листочке эпитет, характеризующий Петербург и прикрепляет его на доску.)

16. Заключительное слово учителя.

Итак, Гоголь дал свою трактовку петербургской темы Это город невероятных происшествий, призрачно-абсурдной жизни, город странный, причудливый, лгущий. Здесь ночи белые, дни черные, а по улицам ездят не только люди, но и носы…

Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди. Одним из таких людей и был Гоголь. Он увидел в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Набоков писал: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Липецкий край в судьбе и творчестве русских писателей

Презентация для литературно-музыкальной композиции "Липецкий край в судьбе и творчестве русских писателей". Содержит портреты писателей и поэтов, связанных с нашим краем, рисунки Жуковского, фотографи...

Приобщение современных школьников к духовным поискам в творчестве русских писателей, поэтов, художников, музыкантов

Приобщение школьников к высокой  духовной культуре – дело трудное. Оно требует от самого учителя напряжения сил, любви и подлинной культуры. «В культуре нет и не бывает лишнего», - говорил профес...

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

Уроки внеклассного чтения по творчеству русских писателей

Урок внеклассного чтения по творчеству русских и советских писателей для начальной школы...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Урок — ролевая игра по литературе в 11-м классе "За круглым столом" по теме: «В.П. Астафьев. Жизнь, творчество, личность писателя».

В конспекте урока в форме круглого стола представлена биография русского писателя В.П. Астафьева....

Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии")

Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии") был проведён 28.04.2017 г. в рамках Всероссийской к...