Приобщение современных школьников к духовным поискам в творчестве русских писателей, поэтов, художников, музыкантов
план-конспект по мхк на тему

Приобщение школьников к высокой  духовной культуре – дело трудное. Оно требует от самого учителя напряжения сил, любви и подлинной культуры. «В культуре нет и не бывает лишнего», - говорил профессор-филолог Ю.Лотман. На уроках изобразительного искусства, МХК и музыки ученики знакомятся с произведениями великих русских художников, музыкантов, поэтов, писателей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобщение современных школьников к духовным поискам в творчестве русских писателей, поэтов, художников, музыкантов.

Корнеева Татьяна Викторовна, учитель МОУ «КСОШ № 55»

Приобщение школьников к высокой  духовной культуре – дело трудное. Оно требует от самого учителя напряжения сил, любви и подлинной культуры. «В культуре нет и не бывает лишнего», - говорил профессор-филолог Ю.Лотман. На уроках изобразительного искусства, МХК и музыки ученики знакомятся с произведениями великих русских художников, музыкантов, поэтов, писателей.

Для того чтобы ученики полюбили произведение, оно должно перестать быть безликим. За каждой картиной, книгой, музыкальным произведением должна стоять личность автора, его судьба, его радости и страдания цели и надежды.  Это требует от учителя способности варьировать методы и приемы работы, видеть личность ученика и обладать высокой гуманитарной и духовной культурой.

Как же происходит приобщение учащихся к духовным ценностям? Прежде всего на уроках-беседах по изобразительному искусству, МХК, уроках музыки.

Особый интерес и внимание вызывает у учащихся 19 век, который явился вершиной русской классики и стал итогом многовекового развития  искусства и православных традиций.

При всей сложности исторического развития нашей страны в русском искусстве не распалась связь времен.  Диалог «художественного» и «духовного», переходящий из века в век, продолжается сегодня на наших уроках, помогает решать вечные проблемы и утверждать ценности, соотносимые с понятиями Истинны, Добра, Красоты.

Особое внимание в школьной программе уделяется второй половине 19 века, где огромную роль в развитии изобразительного искусства сыграло объединение «Товарищество  передвижных выставок». Представители этого объединения вошли в историю русской культуры под именем  художников-передвижников.

Возглавил содружество передвижников И.Н. Крамской(1837-1887). Одаренный живописец, рисовальщик, художественный критик, Крамской отличался широтой взглядов, чутьем ко всему новому, высокой духовностью и нравственностью.  Наиболее ярко индивидуальность мастера проявилась в жанре  портрета, благодаря чуткому проникновению во внутренний мир человека.

 Крамскому удалось создать великолепную галерею своих современников. На них изображены писатели, художники, деятели культуры.

Одним из выдающихся шедевров Крамского является картина «Христос в пустыне» (1872г.) Это полотно всегда привлекает внимание учащихся, где в облике Иисуса Христа художник воплотил  обобщенный образ человека-мыслителя, озабоченного судьбами мира.

Согласно Евангелию, после своего крещения Спаситель удалился в пустыню, чтобы уединенной молитвой и постом приготовиться к своему великому служению.

 В позе Христа есть что-то простое и очень знакомое. Это поза усталого человека, ушедшего в свои мысли.

Темный силуэт на фоне предрассветного неба создает ощущение тревоги. Это редкий случай в исторической живописи, когда композиция с одной застывшей фигурой держит, волнует и долго не отпускает зрителя. После этой картины Крамской признавался, что «сделался какой-то странный, очень постарел, поседел», хотя ему было 35 лет.

Евангельские сюжеты занимают  главное место в творчестве Николая Николаевича Ге (1831-1894). Большой успех имели его картины «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890 г.), «Голгофа» (1892) и др. Художника волнует современное звучание вечных тем и образов. Отказавшись от академических канонов, он наполняет свои полотна взволнованностью, пробуждающей чувство сострадания к Иисусу Христу – невинной жертве, -  принявшему смерть во имя высокой идеи.

Среди передвижников особое место занимал Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927). Он понимал свой гражданский долг, как эстетическое и духовное просвещение народа. Поленов обогатил русскую живопись христианскими религиозными темами. Среди его работ выделяется монументальное полотно «Христос и грешница» (1886-1887), где художник заострил внимание на нравственном смысле происходящих событий.

На холсте изображена сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и всепрощения. Сюжет картины основан на противостоянии Христа и разъяренной толпы, которая хочет получить ответ на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии. По закону Моисея ее следовало побить камнями. «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень», - ответил Христос возбужденной гневом толпе. Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподнесен народу наглядный урок нравственности и морали.

На уроках-беседах в 5 – 6 классах уделяется особое внимание творчеству Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), картины которого вошли в золотой фонд русской живописи. Среди его шедевров выделяется картина «Явление отроку Варфоломею»(1889-1890).

В основу ее сюжета лег эпизод из жития Преподобного Сергия Радонежского.

Однажды отрок Варфоломей (при пострижении получивший имя Сергий) по приказанию отца пошел в поле, чтобы отыскать пропавших коней. Под дубом он увидел старца, и тот начал молиться о просвещении отрока. Затем, достав ковчег, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Сия дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Святого Писания».

Образ Сергия Радонежского был душевно близок Нестерову с детства. Он знал и любил его по семейной иконе, а также по лубочной картинке, на которой отшельник кормил хлебом навещавшего его медведя. В представлении художника Преподобный Сергий был величайшим из святых Древней Руси, одним из наиболее чтимым русским народом.    

В Сергиевом Посаде Нестеров особенно остро ощутил тайну личности святого.

Здесь Преподобный Сергий в 14 веке жил в пустыне, здесь он построил первую церковь, сюда на поклонение к нему, скромному отшельнику, съезжались и приходили разные люди. Здесь он благословил Дмитрия Донского на победу над татарами.

Окрыленный успехом «Варфоломея», Нестеров продолжает работать над циклом картин о Сергии Радонежском. Темой следующей картины - «Юность Преподобного Сергия» - стала легенда о дружбе отшельника с медведем. Затем художник создает триптих «Труды преподобного Сергия». Но самой любимой,  самой искренней, самой совершенной была для Нестерова картина  «Явление отроку Варфоломею».

Огромное впечатление на учащихся оказывает еще одно полотно художника «На Руси. Душа народа»(1914-1916). На картине изображено шествие православных людей. По берегу Волги торжественно движется  толпа народа. Здесь люди всех возрастов и сословий.

Особый интерес представляет правая часть шествия. Если в левой показы типичные и вечные представители России, то в правой, на переднем плане,- современники художника. Среди них - Владимир Соловьев (в глубине), Федор Достоевский, Лев Толстой. Достоевский очень много значил для художника. В картину вошел и литературный герой Достоевского - Алеша Карамазов, идущий вслед за своим создателем.

Перед толпой идет крестьянский мальчик. Этот ребенок, по мысли художника, символизирует слова Евангелия: « Не войдете в царство небесное, пока не будете как дети». В этой картине Нестеров стремился показать силу, красоту, духовную мощь, талант русского народа.

На уроках МХК старшеклассники знакомятся не только с шедеврами изобразительного искусства, но и с лучшими музыкальными и литературными произведениями.

Среди них, яркий пример темы души человеческой, опера Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881) « Борис Годунов» (1869) на сюжет А.С.Пушкина. Работая над либретто, композитор сделал некоторые изменения. Главная идея оперы – несовместимость нравственных позиций русского народа и преступной царской власти. Народ у Мусоргского – главный двигатель истории, народ-творец, народ-судья. И если у Пушкина в конце пьесы «народ безмолствует», то у Мусоргского в финальной сцене народ восстает и требует справедливости.

Следуя исторической правде, композитор показал не только Русь бунтующую, но и Русь молящуюся. Полнее всего религиозный мир выражен через образы Пимена – «монаха трудолюбивого», вынесшего от лица народа приговор царю-убийце Борису, и Юродивого – убогого, но чистого душою человека, нравственно возвысившегося над преступной властью: «Нельзя молиться за царя-ирода, Богородица не велит».

С поразительной психологической точностью воплощены в музыке муки совести царя Бориса. Убийство царевича Димитрия не дает ему покоя. Покинутый народом, Борис становится тираном, что приводит его к гибели.

Мусоргский всегда стремился воплотить в звуках всю правду жизни, показать средствами музыки духовную суть русского человека, правду российской истории.    

Нельзя не сказать о музыке Петра Ильича Чайковского (1840-1893), которая часто звучит на наших уроках. В ней можно услышать все: и душу человека, и его стремление к счастью. Наследие Чайковского очень  велико.  Значительная часть его творчества – оперы. Самая любимая у учащихся – «Евгений Онегин» (1878). Создавая либретто, композитор стремился быть ближе к пушкинскому оригиналу, оценивая свое творение как попытку проиллюстрировать музыкой  любовную линию романа в стихах. Он так и назвал свою оперу – «лирические сцены», сосредотачивая внимание на личной драме Онегина, Ленского и Татьяны.

Мой рассказ был бы неполным, если бы не прозвучало имя выдающегося писателя Федора Михайловича Достоевского (1821-1881). Он обладал уникальным пророческим даром и особой способностью к анализу человеческой души. В его сочинениях сплелись самые жгучие и больные проблемы России с вечными человеческими вопросами жизни и смерти, греха и покаяния. Достоевский раскрывает характеры своих героев как особые психологические миры. Заглянуть в тайники души в моменты высшего напряжения и потрясения человека – одна из его главных задач, которые решал писатель на страницах своих великих романов «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Братья Карамазовы» (1879-1880).

Беседы со старшеклассниками на уроках я сопровождаю своими иллюстрациями к произведениям Ф.М.Достоевского и думаю, что психологические портреты его героев, выполненные мною, вносят особый колорит в наши уроки и помогают ученикам видеть конкретный образ и понимать его душу, его чувства, поступки и мечты.

Поэзия 19 века вся пронизана высокой духовностью. Ученики с  удовольствием читают стихи русских поэтов: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета и др. Первым в этом ряду – Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Именно Пушкин проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова, литературе, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.

Приобщая школьников к духовным поискам человека в творчестве русских писателей, поэтов, художников, музыкантов, мы воспитываем будущих  граждан России, людей, способных сопереживать, сочувствовать, любить и верить в великую и могучую Русь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иновационный урок английского языка «Ломоносов – отец русской науки, поэт, художник, просветитель»

Урок английского языка для 9 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) с использованием современных инновационных образовательных технологийТема: «Ломоносов – отец русской науки, поэт, художн...

Проект. «Высочайший юноша вселенной» М. Ю. Лермонтов – поэт, художник, музыкант.

Творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы.Материал может приго...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"

Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из  этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"  и логическим заключением...

Открытый урок "А. А. Фет - поэт, художник, музыкант"

Интегрированный урок(литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А. А. Фета...

Сценарий мероприятия,посвященного немецким писателям, поэтам и музыкантам

Сценарий мероприятия,посвященного немецким писателям, поэтам и музыкантам...

Приобщение современных школьников к духовным поискам человека в творчестве русских писателей

О духовности в школьном курсе литературы мы говорим как-то неопределенно, как о чем-то возвышенном.  Пришло время сказать, что духовность - это основополагающая часть мировоззрения человека,...