Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Житие Сергия Радонежского»
план-конспект урока литературы (7 класс) на тему

Трофимова Любовь Николаевна

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Житие Сергия Радонежского»

 

Цели:

- углубление знаний учащихся о жанре жития;

- развитие навыков анализа текста;

- развитие навыков выразительного чтения и пересказа;

- закрепление навыков  раскрытия образа святого;

- расширение кругозора учащихся;

- приобщение их к исконно русской культуре.

Задачи:

- научить определять особенности жанра жития;

- привить навыки анализа литературного произведения, образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока литературы  в 7 классе

по теме «Житие Сергия Радонежского».

Учитель   Трофимова Любовь Николаевна

Цели:

- углубление знаний учащихся о жанре жития;

- развитие навыков анализа текста;

- развитие навыков выразительного чтения и пересказа;

- закрепление навыков  раскрытия образа святого;

- расширение кругозора учащихся;

- приобщение их к исконно русской культуре.

Задачи:

- научить определять особенности жанра жития;

- привить навыки анализа литературного произведения, образа.

Оборудование.

Мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация (прилагается). 

На интерактивной  доске представлен план жития, составленный на прошлом уроке, записаны слова с толкованием их значения: композиция, житие (жизнь), преставление (смерть), отрок (подросток), инок(монах), искушение(испытание), игумен(старший).

Сергий Радонежский  1314 – 1392; 8 октября – день памяти святого;

20   сентября – день памяти преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Постановка целей урока. (Слайд № 1.)

- Сегодня на уроке мы совершим с вами путешествие во времени и отправимся в далёкий 14 век, чтобы познакомиться с человеком, который за свою праведную жизнь был возведён в святые Земли Русской. Имя его – Сергий Радонежский. Мы познакомимся с его жизнью, которая на церковном языке называется житием,  деяниями, чудесами. Целью нашего путешествия во времени будет разрешение вопроса: «Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?»

О Сергии Радонежском мы узнали из жития, написанного его учеником Епифанием Премудрым.

- А что это за жанр литературы – житие? (Жанр литературы, который художественно рассказывает биографию исторического лица, причисленного церковью к лику святых.)

- Какое житие мы изучали в прошлом году? («Житие Бориса и Глеба».)

- На прошлом уроке мы работали с планом «Жития Сергия Радонежского» (он представлен на интерактивной  доске в течение всего урока) и познакомились с основными правилами (канонами), по которым строится этот жанр древнерусской литературы. Расскажите о них.  (Рассказ о благочестивых родителях, о детстве героя, его вере в Бога, чудесах при жизни и после смерти, преставлении святого.)  

- Итак, наш путь мы начнём с рассказа о детстве святого. Расскажите.

Подробный пересказ отрывка. (Стр. 155-156).

Работа с картиной М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»  Слайд № 2.

- Посмотрите, ребята, на картину М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Этот отрок – будущий святой Сергий. Обратите внимание на композицию картины.

- Что такое композиция? (Построение произведения). 

- Отрок и  старец стоят на возвышении. Они на переднем плане картины, значит, главные герои, а что за ними? (Русская земля).  

- Как вы объясните такое расположение частей картины? (Святой Сергий – будущий молитвенник за Русь, русских людей, их заступник).

- Какой эпизод жития иллюстрирует эта картина?

Подробный пересказ отрывка «Встреча отрока Варфоломея со старцем».  

- А кто, на ваш взгляд, был этот старец? (Посланец Бога, может быть, ангел.)

Обратите внимание на миниатюру 16 века из жизни Сергия Радонежского  Слайд№3. 

Слово учителя.

- В нашем варианте  жития нет очень важного отрывка. Вы сейчас его послушаете.

Подробный пересказ отрывка. (Индивидуальное домашнее  задание).

        Варфоломей, которому было тогда около 15 лет от роду, также последовал за своими родителями в Радонеж. Братья его к тому времени уже женились. Когда юноше исполнилось 20 лет, он стал просить своих родителей, чтобы они благословили его постричься в иноки: уже давно стремился он посвятить себя Господу. Хотя родители его и ставили выше всего иноческую жизнь, однако просили сына подождать некоторое время.

        - Чадо,— говорили они ему,— ты знаешь, что мы стары; уже недалек конец жизни нашей, и нет, кроме тебя, никого, кто бы послужил нам на старости, потерпи еще немного времени, предай нас погребению, и тогда уже никто не возбранит тебе исполнить твое заветное желание.

        Варфоломей, как покорный и любящий сын, повиновался воле своих родителей и усердно старался успокоить их старость, чтобы заслужить их молитвы и благословение.

        Незадолго до кончины Кирилл и Мария приняли иночество в Покровском Хотьковом монастыре, отстоявшем верстах в трех от Радонежа. Сюда также пришел овдовевший около того времени старший брат Варфоломея Стефан и вступил в число иноков. Немного спустя родители святого юноши, один вскоре после другого, с миром преставились ко Господу и были погребены в сем монастыре. Братья после смерти родителей провели здесь сорок дней, вознося усердные молитвы Господу о упокоении новопреставленных рабов Божиих. Все свое имущество Кирилл и Мария оставили Варфоломею.

        Видя преставление своих родителей, преподобный так размышлял сам с собой: «Я смертен и тоже умру, как и родители мои». Раздумывая таким образом о кратковременности сей жизни, благоразумный отрок раздал все имущество родителей, ничего не оставив для себя, даже для пропитания он ничего не удержал себе, ибо уповал на Бога, подающего хлеб нуждающимся.

Слово учителя. Проблемный вопрос.

-  Подумайте, почему этот отрывок  для нас важен? Что нового мы узнаём о святом Сергии из него? (Мы узнаём о послушании будущего святого.)

Слово учителя.  Слайд № 4.

- И вот он ушёл в густые радонежские леса и жил в одиночестве. С чего началась его другая, иная, а значит, иноческая жизнь? (Она началась с искушений.)

- Расскажите о них.

Словесное рисование. Слайд № 5.

Словарная работа.

 - Родственники  слова «искушение»  нам уже встречались на уроках русского языка. Вспомните, к каким словам восходят этимологические корни данного слова? (Искусство, искусный, кусать.) Дети записывают родственные слова на интерактивной доске.

Проблемный вопрос.

- А зачем Бог посылает своим избранным людям такие испытания – искушения, ведь преодолевать их очень трудно? (Бог закаляет человека для дальнейшего служения, ведь оно не может быть лёгким. Бог делает человека искусным.)

Переключаю слайд интерактивной доски на план и список терминов и слов.

Слово учителя. Слайд № 6.

- Обратите внимание на триптих художника М. Нестерова (триптих – трёхчастная картина). Жизнь монахов проходила в постоянном труде и лишениях. Нелегко им жилось в Сергиевом  монастыре. Устав (свод правил) был очень строгим: «Да не исходят иноки из монастыря, чтобы просить у мирян хлеба, но возлагают надежду на Бога, питающего всякое дыхание, и у Него с верою просят всё необходимое». Какие трудности испытывали иноки и как они их преодолевали?

Подробный пересказ отрывка «Трудности жизни в монастыре».

- Но не только трудности были в жизни святого Сергия и его братии. Он совершал чудеса, которые по церковным канонам являются обязательным условием причисления к лику святых. Расскажите об этих чудесах.

Выборочный пересказ отрывка «Чудеса святого Сергия».

Беседа.

- Это житие мне показалось интересным ещё и потому, что в нём раскрываются душевные, личностные качества святого Сергия. Давайте поговорим о духовной красоте этого человека. Слайд № 7.

-  Вы помните, как пришёл к нему издалека поселянин и хотел его видеть, но не верил окружающим, что бедный человек в разодранной, худой одежде, копающий землю, и есть святой Сергий. Он даже думал, что над ним пошутили, указав на этого бедняка как на святого. В сердцах этот земледелец сказал: «Столько трудов предпринял я впустую!.. Вижу какого-то нищего и нечестного старца». А как к этим обидным словам отнёсся сам Сергий Радонежский? (Выборочное чтение на стр. 161.)

- Как эти слова характеризуют святого? (Скромен, смиренен, необидчив.)

- А что вы можете сказать о нем по следующему поступку – уходу из монастыря, ушел он тайно, никому ничего не сказав. (Он хотел молиться  и служить только Богу, не искал славу от человеков.)

 - А когда братья  пришли за ним просить вернуться, он как поступил? (Вернулся.)

- Он хотел, чтобы его упрашивали, льстили ему? (Нет, вернулся из большой любви к братьям, по послушанию, ведь без него им пришлось бы очень трудно.)

- А докажите, что был Сергий Радонежский очень скромным. (Отказался от митрополичьей шапки, которую ему предложил митрополит Алексий.)

- А еще он был очень добрым. Слайд № 8.. И эту доброту чувствовали даже звери. Когда  Сергий Радонежский жил в лесу один, к его избушке прибился дикий медведь, голодной зимой этот шатун приходил к его домику и с руки брал хлеб. И медведь не набрасывался на него.

Физкультурная минутка.

  - У нас  с вами получился очень серьезный и интересный разговор. Используя мультимедийные установки, мы заставляем напряженно работать наши глаза. Поэтому давайте немного отдохнем…  С новыми силами продолжим наше путешествие.

Слово учителя.  Слайд № 9.

- Мы знаем, что Сергий Радонежский принял у себя в монастыре князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского), который решал, идти ли ему на бой с татарами, ведь силы у последних несметные. В нашем варианте жития этот рассказ дан сжато, а мы послушаем подробный пересказ.

Проверка индивидуального домашнего задания. Краткий пересказ отрывка «Князь Дмитрий Иванович у святого Сергия». Слайд № 10.

     Князь пришёл за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отрядом. До поздней ночи в маленькой келье возбуждённо ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чём не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал ещё христианский мир.

    Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев, а наутро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию.

    Спокойно, с достоинством стояла в церкви широкоплечая, закованная в железо княжеская дружина. После службы отец Сергий пригласил отобедать в монастырской трапезной. Отказываться было никак нельзя: ведь обед за столом с иноками очищал от грехов и причащал к таинствам Христовым. И только после неторопливой трапезы, выйдя на двор, отец Сергий окропил всех склонившихся в почтении к нему воинов святой водой ц осенил деревянным крестом. А потом, волнуясь, громко и торжественно, чтобы слышали многие, собравшиеся в монастыре, воскликнул:

- Пойди, господине, на поганые половцы, призывая Бога! И Бог будет вам помощник и заступник!

    И в ту минуту, когда все, перекрестившись, низко поклонились до самой земли, старый игумен пригнулся к князю и тихо, только ему одному, шепнул:

   - Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе.

    Быстро, огненно глянул Дмитрий в глубокие, пророческие глаза Сергия и сердцем почувствовал: так и будет. Расступились монахи на две стороны, и вышли к Дмитрию два высоких, мужественных инока. Первый, постарше,- боярин Андрей Ослябя, второй — Александр Пересвет. На головах их были надеты чёрные шлемы спасения — островерхие кукули с вышитыми белыми крестами. Слайд № 11.

    -Вот тебе мои оруженосцы,- просто сказал старый игумен. Знал Сергий, что русские рати, увидев впереди себя Христовых воинов, воспрянут духом: ведь если с ними Бог, то кто против них? И храбрость их станет подобной льву бесстрашному.

  -Мир вам, возлюбленные мои,- перекрестил напоследок отец Сергий всех своих детей. - Крепко сражайтесь, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство с погаными половцами. Слайд № 12.

  Сорвался с места отряд и полетел стремительно, будто звенящая стрела, пущенная сильной рукой.

Беседа.

 - Каким вы увидели святого  в этом эпизоде? (Прозорливый (слово объясняется), вселяет надежду, уверенность в победу, любит Русскую землю.) Слайд № 13.

- А как вы объясните явление св. Сергию Богоматери? (Подтверждение его святости.)

- Прочитаем этот эпизод. Стр.167.

Выразительное чтение.

- Мы поговорили о личности Сергия Радонежского и подошли к завершению его земного пути. В конце жизни он помнит о братии и передаёт игуменство (т.е. старшинство) кому? (Молодому Никону).

Выразительное чтение.

- Прочитаем отрывок, в котором говорится о преставлении (земной смерти) святого Сергия. Пусть звучат строки жития на нашем уроке. Стр. 168.

Итог урока.

- Итак, подведем итог нашего путешествия во времени и вспомним цель его: «Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых? Слайд № 14.

- А зачем нам, людям 21 века, таким самоуверенным и мало верящим, читать литературу  такого рода – жития? (Существуют духовные ценности, которые мы должны знать, которым должны следовать все люди. Примеры святых учат нас быть лучше.) 

- Как в житиях создается образ святого? (По плану.)

Слово учителя.

- Такие люди, как Сергий Радонежский, оставляют после себя не только учение, но и дела. В Коломне есть Староголутвинский монастырь, который был основан учеником святого. Слайд № 15.

- В Троице – Сергиевой Лавре хранятся мощи святого. Слайд № 16.

- Помните, ребята, что святые и после смерти помогают людям. Слайды № 17, 18.

Домашнее задание.

Устное сочинение: «Чем мне оказался близок Сергий Радонежский?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по теме «Житие Сергия Радонежского» в 8 классе. Программа по литературе под редакцией Г.С.Меркина.

Материал включает разработку уроков с использованием иннновационных педагогических технологий....

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...