Внеклассное занятие по литературе в 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Урок-экранизация романа Л.Н.Толстого "ВОЙНА и МИР".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voyna_i_mir.doc34 КБ
Microsoft Office document icon voyna_i_mir.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экранизация романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

(внеклассное занятие по литературе в 10 классе)

Цель: показать сходство и отличие двух видов искусства: литературы и кино.

1.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА «Война и мир».

    В феврале 1961 года ряд видных военных деятелей и работников литературы обратились в Министерство культуры СССР с письмом, в котором настоятельно просили создать фильм по величайшему произведению мировой классики – роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

   «Как известно,- было написано в письме,- американский фильм, созданный по этому роману, не передал ни художественных, ни национальных особенностей духа борьбы русского народа, чем вызвал справедливые претензии советского зрителя.

   Русский фильм «Война и мир»,- подчеркивалось далее,- может стать событием международного значения. К работе над ним должны быть привлечены крупнейшие драматурги и мастера кино. Постановкой фильма должен руководить кто-либо из лучших наших кинорежиссеров. Наиболее достойной кандидатурой нам представляется лауреат Ленинской премии, народный артист СССР С.Ф.Бондарчук».

-  Итак, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда режиссер Сергей Федорович Бондарчук снял фильм «Война и мир».

   В итало-американском  двухсерийном фильме Кинга Видора нет,  прежде всего,  ощущения русской народной жизни, ее особенностей и закономерностей. Главной и единственной задачей, по мысли  Бондарчука, было как можно ближе подойти к Толстому, передать его чувства, а через них его мысли, философию. Не «углублять « Толстого (он и так бесконечно глубок), не «расширять» его (он и так подобен океану), не «осовременивать» (он и без того всегда современен и актуален), а передать средствами сегодняшнего кинематографа написанное Толстым на бумаге. Масштабность сама по себе, постановочные эффекты занимали меньше всего. Хотелось возвыситься до его гения, приобщить к нему зрителей.

   С.Бондарчук писал: «Для меня, как режиссера многосерийного фильма «Война и мир» и исполнителя роли Пьера Безухова, важнее всего было показать, что в Отечественной войне, по словам автора романа, решался вопрос о жизни и смерти отечества. Всё, от бесед со зрителями до премии «Оскар», присужденной «Войне и миру», убеждало в величайшей жизненности написанного Толстым, в преемственности искусства, когда созданные гением художественные образы принадлежат прошлому, настоящему и будущему».   Многие сцены снимали в Ясной Поляне, в усадьбе Толстого, в старой липовой аллее (разговор Пьера и Андрея), возле речки Воронки. Создателям фильма хотелось показать Россию такой, какой её мог видеть писатель. А значит, увидеть природу надо было поэтически, взволнованно. В болезненной смене отчаяния и радости, удач и неудач, топтания на месте и стремительного бега прошли шесть лет.

   Из всех многочисленных эпизодов киноэпопеи «Война и мир» С.Бондарчук наибольшее предпочтение отдает эпизоду «Костер победы», вокруг которого собираются и победители и побежденные. Это своеобразный финал, как бы завершающий тему войны.

   Есть такие слова у Толстого: «Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их.   Но генералам,  в особенности нерусским, желавшим отличиться, удивить кого-то, забрать в плен для чего-то какого-нибудь герцога или короля,- генералам этим казалось теперь, когда всякое сражение было и гадко и бессмысленно. Им казалось, что теперь – то самое время давать сражения и побеждать кого-то… Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его… И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их».

   И вот в центре кадра огромный костер, вокруг которого русские войска, партизаны и тут же французы, которые стекаются к костру, чтобы согреться, медленно тянутся к теплу, к людям.

   В этом плане было три тысячи солдат: пятьсот одетых в русскую форму, две с половиной тысячи – во французскую форму, тряпье, меха. И, может быть, увидев все это, камера с высоты начинает медленно приближаться к людям, к пламени костра.

2. ПРОСМОТР ФИЛЬМА на ДИСКЕ «Война и мир» , 4 серии.

3.ВЫВОД.

   Итак, перед нами – экранизация. Роман разрушен. Перед нами отдельные действующие лица, эпизоды, сцены, сюжетные линии. Это коллективное искусство художников – единомышленников:  сценаристов, режиссеров, операторов, художников, артистов, композиторов, звукооператоров, гримеров, костюмеров, декораторов, реквизиторов.  Толстой требовал от своих единомышленников, чтобы они больше всего любили правду жизни и стремились выразить эту любовь средствами искусства.

   Гигантская киноэпопея,  созданная по одноименному роману великого русского писателя Льва Толстого, завоевала признание во всех уголках света. Детали повседневной жизни России прошлого века, традиции и общество тех лет, психология и героизм  народа, слава русского оружия – все это привлекает зрителя не меньше, чем история любви очаровательной Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского.

   (Литература:  книга -  Бондарчук С.Ф. «Желание чуда».-1984.)

   



Предварительный просмотр:

Урок-экранизация романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

(внеклассное занятие по литературе в 10 классе)

Цель: показать сходство и отличие двух видов искусства: литературы и кино.

1.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА «Война и мир».

    В феврале 1961 года ряд видных военных деятелей и работников литературы обратились в Министерство культуры СССР с письмом, в котором настоятельно просили создать фильм по величайшему произведению мировой классики – роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

   «Как известно,- было написано в письме,- американский фильм, созданный по этому роману, не передал ни художественных, ни национальных особенностей духа борьбы русского народа, чем вызвал справедливые претензии советского зрителя.

   Русский фильм «Война и мир»,- подчеркивалось далее,- может стать событием международного значения. К работе над ним должны быть привлечены крупнейшие драматурги и мастера кино. Постановкой фильма должен руководить кто-либо из лучших наших кинорежиссеров. Наиболее достойной кандидатурой нам представляется лауреат Ленинской премии, народный артист СССР С.Ф.Бондарчук».

-  Итак, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда режиссер Сергей Федорович Бондарчук снял фильм «Война и мир».

   В итало-американском  двухсерийном фильме Кинга Видора нет,  прежде всего,  ощущения русской народной жизни, ее особенностей и закономерностей. Главной и единственной задачей, по мысли  Бондарчука, было как можно ближе подойти к Толстому, передать его чувства, а через них его мысли, философию. Не «углублять « Толстого (он и так бесконечно глубок), не «расширять» его (он и так подобен океану), не «осовременивать» (он и без того всегда современен и актуален), а передать средствами сегодняшнего кинематографа написанное Толстым на бумаге. Масштабность сама по себе, постановочные эффекты занимали меньше всего. Хотелось возвыситься до его гения, приобщить к нему зрителей.

   С.Бондарчук писал: «Для меня, как режиссера многосерийного фильма «Война и мир» и исполнителя роли Пьера Безухова, важнее всего было показать, что в Отечественной войне, по словам автора романа, решался вопрос о жизни и смерти отечества. Всё, от бесед со зрителями до премии «Оскар», присужденной «Войне и миру», убеждало в величайшей жизненности написанного Толстым, в преемственности искусства, когда созданные гением художественные образы принадлежат прошлому, настоящему и будущему».   Многие сцены снимали в Ясной Поляне, в усадьбе Толстого, в старой липовой аллее (разговор Пьера и Андрея), возле речки Воронки. Создателям фильма хотелось показать Россию такой, какой её мог видеть писатель. А значит, увидеть природу надо было поэтически, взволнованно. В болезненной смене отчаяния и радости, удач и неудач, топтания на месте и стремительного бега прошли шесть лет.

   Из всех многочисленных эпизодов киноэпопеи «Война и мир» С.Бондарчук наибольшее предпочтение отдает эпизоду «Костер победы», вокруг которого собираются и победители и побежденные. Это своеобразный финал, как бы завершающий тему войны.

   Есть такие слова у Толстого: «Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их.   Но генералам,  в особенности нерусским, желавшим отличиться, удивить кого-то, забрать в плен для чего-то какого-нибудь герцога или короля,- генералам этим казалось теперь, когда всякое сражение было и гадко и бессмысленно. Им казалось, что теперь – то самое время давать сражения и побеждать кого-то… Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его… И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их».

   И вот в центре кадра огромный костер, вокруг которого русские войска, партизаны и тут же французы, которые стекаются к костру, чтобы согреться, медленно тянутся к теплу, к людям.

   В этом плане было три тысячи солдат: пятьсот одетых в русскую форму, две с половиной тысячи – во французскую форму, тряпье, меха. И, может быть, увидев все это, камера с высоты начинает медленно приближаться к людям, к пламени костра.

2. ПРОСМОТР ФИЛЬМА на ДИСКЕ «Война и мир» , 4 серии.

3.ВЫВОД.

   Итак, перед нами – экранизация. Роман разрушен. Перед нами отдельные действующие лица, эпизоды, сцены, сюжетные линии. Это коллективное искусство художников – единомышленников:  сценаристов, режиссеров, операторов, художников, артистов, композиторов, звукооператоров, гримеров, костюмеров, декораторов, реквизиторов.  Толстой требовал от своих единомышленников, чтобы они больше всего любили правду жизни и стремились выразить эту любовь средствами искусства.

   Гигантская киноэпопея,  созданная по одноименному роману великого русского писателя Льва Толстого, завоевала признание во всех уголках света. Детали повседневной жизни России прошлого века, традиции и общество тех лет, психология и героизм  народа, слава русского оружия – все это привлекает зрителя не меньше, чем история любви очаровательной Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского.

   (Литература:  книга -  Бондарчук С.Ф. «Желание чуда».-1984.)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Звёздный час" внеклассное занятие по литературе в 6 классе.

Тема: «Звездный час знатоков литературы».Цель:1.Активизировать познавательный интерес при изучении литературных произведений путем применения активной формы внеклассного занятия.2.Выявить лучших знато...

Внеклассное занятие по литературе на базе школьного музея народного быта "Прикосновение к истокам" ( Фольклорные мотивы в русской литературе".

Интерактивная игра в форме Турнира двух славянских племён - Березовичей и Кленовичей, позволяющая закрепить понятие "фольклорные мотивы в русской литературе", сформировать живое представление о...

Внеклассное занятие по литературе 10 класс

Внеклассное занятие по литературе 10 класса. Вопросы составлены по творчеству А.Н. Островского ( драма «Гроза»), И.А. Гончарова (роман «Обломов»), И.С. Тургенева (роман «...