Внеклассное занятие по литературе в 6 классе "..И первым было слово..."
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Шамсутдинова Светлана Николаевна

Урок посвящён Дню славянской письменности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_.i_prvym_bylo_slovo.doc72.5 КБ
Office presentation icon slavyanskaya_pismennost.ppt2.49 МБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                 Открытый урок

Тема

 «И первым было слово…» 

Разработчик

Учитель русского языка и литературы

Шамсутдинова Светлана Николаевна.

Актуальность

Представление истоков русского языка и истории славянской письменности, посвящается Дню славянской письменности 

Цель:

Задачи:

Представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества.

Продемонстрировать учащимся историко-культурную связь народов, населяющих Россию.

Проследить особенности развития письменности среди народов современной России.

Определить роль русского языка в культурно-историческом развитии народов, проживающих на территории РФ.

Развивать у школьников умение анализировать, систематизировать и сопоставлять фактический материал.

Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма и толерантность.

Целевая аудитория

учащиеся  6 а класс

Продолжительность

45 мин

Оборудование

компьютер, проекционный экран, слайды с тематическими изображениями,  фонограммы

Ожидаемые результаты

Повышение уровня мотивации учащихся в изучении русского языка и культуры.

Расширение знаний школьников об интеграции языкового, культурно-исторического пространств.

Воспитание интереса к   языку и традициям страны и народов.


План проведения:

1. Организационный момент

Учитель

– Наш урок посвящается Дню славянской письменности. Много лет тому назад наши братья болгары положили начало этой традиции. В день памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, в Болгарии звучат посвящения просветителей славян. Эта традиция прижилась и в России. Сегодня мы отмечаем праздник, посвященный возникновению славянской письменности – своего рода, день рождения русского языка.

   На уроке мы  узнаем, кто же это: Кирилл и Мефодий и почему   страна отмечает этот праздник.

2.  Ход урока

 

Ученик 1

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Ученик 2

Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!

Ученик 3

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Учитель

– Почему же так трепетно славянские народы относятся к именам Кирилла и Мефодия?

Ученик 4

– Да потому, что ими была достигнута великая цель – приобщить славян не только к вере христианской, но и помочь им постичь грамоту, изучить науку книжную.

Учитель

– Кем же были создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий?.

Декламация исторической песни о житии Кирилла и Мефодия.

Ученик5

Много лет прошло с тех далеких пор,
Много вод стекло в море-океан,
А тот подвиг жив, сквозь века прошел
И в звучанье букв воплотился он.

Ученик 6

Ой, давным-давно, 1000 лет назад
К императору, да великому,
Человек пришел из Моравии
С болью, с просьбою за народ за свой —
Вести проповедь, да понятную,
Чтоб с Христом он мог разговоры весть.

Ученик7

Не случайно же выбор пал тогда –
На Кирилла-свет да Мефодия,
Братьев Солунских с Македонии.
Обручен Кирилл с детства с Мудростью,
Он наук познал тайны важные,
Опыт был богат и душа чиста.
А Мефодий-брат очень скромен был,
Опекая во всем брата младшего,
Брата младшего да любимого.

Ученик 8

И создал Кирилл во короткий срок
Письмена славян, чтоб учить по ним,
За основу взял буквы древние,
Буквы древние, финикийские.
И Евангелие, и Псалтырь он взял,
Перевел он все с языка гречан,
Мефодий-брат помогал ему.

Ученик 9

С родной матушкой распростившися,
И со тщанием помолившися,
Братья светлые в путь отправились,
В трудный путь пошли, на чужбинушку.
В город Велеград понесли они
Свои знания да бесценный труд.

Ученик10

Встретил их народ с большой радостью,
Ростислав почет им оказывал.
И внимали все с изумлением
Чудным звукам родных и понятных слов.
Люди — вестники да избранники,
Одаренные, озаренные,
В трудный путь идут, тяжкий крест несут,
Но в веках живут их деяния.

На экране – презентация «Азбука Кирилла и Мефодия»

 Учитель

– Дело Кирилла и Мефодия продолжили их ученики. Несмотря на упорную и длительную войну «кириллица» не прижилась у западных славян, которые по сей день используют латинскую азбуку. Зато «новая азбука» прочно утвердилась для славян в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь. И уже к концу IX века тысячи людей читали и писали на старославянском языке.

Декламация стихотворения «Старославянский язык»

Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы:

«С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!»

Учитель

– Привычный набор букв «кириллицы» на самом деле представляет собой не что иное, как «послание». У каждой из букв кириллицы есть свое название. Именно из них это послание и состоит. Если верно прочесть названия букв алфавита подряд, получится такой текст:

На экране появляется текст: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти» (Приложение 4)

Учитель

– Один из вариантов перевода этого текста таков:

«Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

Как вы думаете что напоминает этот текст?

Ученик

– Да, ведь это же своеобразное тайное послание всем живущим на земле, учение о том, как надо жить, чтобы сохранить себя и жизнь на земле.

 Учитель

– Да. Сохранить и продолжить жизнь человечество сможет, если будет бережно относиться к «слову», языку, благодаря которому мы понимаем друг друга.

–  В нашей школе  все общаются между собой на русском языке. Но только для одних из нас русский язык – это родной язык, а для других – это язык страны, где он живет, как например, для кабардино-балкарской поэтессы Танзили Зумакуловой.

Ученик

Декламация стихотворения

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём…

Но, как родной,

Люблю я русский.

Он нужен мне, как небо, каждый миг…

На нём живые, трепетные чувства

Открылись мне,

И мир открылся в них…

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык – я онемею,

Утратив русский – туловищу я глухой.

Учитель

– Ещё со времен Древней Руси страна, в которой мы все сейчас живем, всегда отличалась многочисленностью народов, населявших её. Мы с вами жители многонационального государства.  

– Исторически сложилось так, что для некоторых народов алфавит русского языка стал основой для создания собственной письменности на родном языке. Например, для народов, проживающих на территории Северного Кавказа (черкесов, осетин, кабардинцев, балкарцев) и Зауралья (коми, манси). Не исключением стала судьба якутского поэта Семёна Данилова

Ученик:

Декламация стихотворения якутского поэта Семёна Данилова

Щедрое народное наследство, -

Я люблю красивый наш язык.

На якутском говорю я с детства,

Словно к матери к нему привык.

Но и так, друзья мои, бывает:

В час, когда сижу с пером в руке,

Новых слов для песни не хватает

Мне в родном якутском языке.

Если слог мой поисками скован,

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Обращаюсь к русскому я слову,

У него я новому учусь…

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Русским всеохватным языком.

 Учитель

– Время идет – всё меняется. Наша азбука претерпела много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезли, другим же удалось сохранить своё место. Сейчас для письма мы используем только 33 буквы. По сравнению с первой азбукой это на 10 букв меньше. Какие же буквы исчезли? Об этом мы сейчас и узнаем.

про буквы, вышедшие из употребления 

Ученик:

В любой старинной книжице
Ты сможешь прочитать:
Жила на свете Ижица,
А с нею буква Ять.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не так.
Где нынче буква Ижица?
Где Ять? И где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится,
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.

 Учитель

– Азбука, когда-то составленная Кириллом и Мефодием, по-прежнему остается самой простой и удобной. Европейским народам, взявшим латинский алфавит, повезло меньше – они до сих пор испытывают неудобства. Например, в английском языке, состоящем из 26 букв, ряд звуков приходится обозначать двумя буквами, а  братья Кирилл и Мефодий при составлении своей азбуки максимально учли особенности славянских языков, в том числе и русского языка.

– Русский язык, приобщившись за многовековую историю к мировой культуре, в свою очередь, для ряда народов, проживающих на территории России, когда-то стал ключом к сокровищнице мира. Именно об этом стихотворение узбекского поэта Сабира Абдуллы.

Декламация стихотворения узбекского поэта Сабира Абдуллы.

Ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык.

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих  множества книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник –

Плещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Друг мой, работай, будь людям полезен

Выучи русский язык!

3. Подведение итогов

 Учитель

– В мире пять тысяч наречий, и только шесть из них признаны официальными языками ООН. Русский в том числе. Русский язык в нашей стране приобрел статус языка межнационального общения. Это ценность, которая нас всех объединяет.

– Именно поэтому, сегодня мы ещё раз произносим слова благодарности славянским братьям – Кириллу и Мефодию – создавшим письменность для славянских народов, давшим основу для полноценного формирования русского языка – языка, на котором мы с вами общаемся каждый день, благодаря которому получаем новые знания и находим новых друзей.

Звучит гимн равноапостольным Кириллу и Мефодию  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1150 лет со дня возникновения славянской письменности Наш урок посвящается Дню славянской письменности. Много лет тому назад наши братья болгары положили начало этой традиции. В день памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, в Болгарии звучат посвящения просветителей славян. Эта традиция прижилась и в России. Сегодня мы отмечаем праздник, посвященный возникновению славянской письменности – своего рода, день рождения русского языка. На уроке мы узнаем, кто же это: Кирилл и Мефодий и почему страна отмечает этот праздник.

Слайд 6

Родом они были из македонского города Солуни. Кирилл изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом. Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.Это оказалось очень трудным делом и один Кирилл не смог бы с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Они много работали и в результате появилась азбука. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были специально придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей в память о ее создателе. Было это в IX веке. Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Слайд 8

Так вот они – наши истоки, Плывут, в полумраке светясь, Торжественно-строгие строки, Литая славянская вязь. Так вот где, так вот где впервые Обрёл у подножия гор Под огненным знаком Софии Алмазную твёрдость глагол. Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих днепровских излуках Качнуло недвижную твердь. И РУСЬ над водой многопенной, Открытая вольным ветрам, «Я есмь!» - заявила Вселенной, «Я есмь!» - заявила векам.

Слайд 9

Буквы алфавита «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти» Один из вариантов перевода этого текста таков: «Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

Слайд 10

вслед за изобретением славянской письменности появились книги

Слайд 13

Лилиана Стефанова «СМЕРТЬ КИРИЛЛА» В колокола трезвонил Рим, Поплыли бронзовые звуки. Детей славянских перед ним, Читавших медленно: АЗ, БУКИ, Видение вставало зримо, И чудо тонких строчек плыло… И мудрый сеятель изрёк: «Взошли на ниве семена, И стала полем целина, Рукой засеянная щедрой …

Слайд 14

Вставай, народ, вздохни всей грудью, Заре навстречу поспеши. И Азбукой, тебе подаренной, Судьбу грядущую пиши. Надежда, вера греет души. Наш путь тернистый – путь вперёд! Лишь тот народ не погибает, Где дух Отечества живёт. Пройдя под солнцем просвещенья Из давней славной старины, Мы и сейчас, славяне-братья, Первоучителям верны! К апостолам высокославным Любовь святая глубока. Дела Мефодия – Кирилла В славянстве будут жить века!

Слайд 15

– В мире пять тысяч наречий, и только шесть из них признаны официальными языками ООН. Русский в том числе. Русский язык в нашей стране приобрел статус языка межнационального общения. Это ценность, которая нас всех объединяет. – Именно поэтому, сегодня мы ещё раз произносим слова благодарности славянским братьям – Кириллу и Мефодию – создавшим письменность для славянских народов, давшим основу для полноценного формирования русского языка – языка, на котором мы с вами общаемся каждый день, благодаря которому получаем новые знания и находим новых друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по литературе в 10 классе

Урок-экранизация романа Л.Н.Толстого "ВОЙНА и МИР"....

Внеклассное мероприятие по литературе.Конкурс художественного чтения "Нет русского слова чудесней!".

Данный конкурс нацелен на воспитание у учащихся любви и бережного отношения к русскому языку....

"Звёздный час" внеклассное занятие по литературе в 6 классе.

Тема: «Звездный час знатоков литературы».Цель:1.Активизировать познавательный интерес при изучении литературных произведений путем применения активной формы внеклассного занятия.2.Выявить лучших знато...

Внеклассное занятие по литературе на базе школьного музея народного быта "Прикосновение к истокам" ( Фольклорные мотивы в русской литературе".

Интерактивная игра в форме Турнира двух славянских племён - Березовичей и Кленовичей, позволяющая закрепить понятие "фольклорные мотивы в русской литературе", сформировать живое представление о...

Внеклассное занятие. Памяти Юрия Гагарина "Он был первым".

Цели и задачи: - изучить жизнь и деятельность выдающегося космонавта Ю.А. Гагарина;- научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории, окружающим людям;-...

Внеклассное занятие по литературе 10 класс

Внеклассное занятие по литературе 10 класса. Вопросы составлены по творчеству А.Н. Островского ( драма «Гроза»), И.А. Гончарова (роман «Обломов»), И.С. Тургенева (роман «...