Риторизация уроков литературы
план-конспект урока литературы (11 класс) на тему

Кожемякова Ольга Кузьминична

В папке представлены конспекты уроков литературы в 11 классе с применением технологии риторизации учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golos_epohi.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon bol_krestnyh_ran...11_kl.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon ritorizaciya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Голос эпохи

(образ Родины в творчестве А.А.Ахматовой)

Не с теми я, кто бросил землю…

Им песен я своих не дам.

А.Ахматова

Цель:

  1. показать, как история страны преломляется и отражается в  творчестве А.Ахматовой;
  2. познакомить с чертами образа родины в творчестве поэтессы, используя элементы литературоведческого и лингвостилистического анализов;
  3. совершенствовать у учащихся навыки эмоционального прочтения лирического произведения;
  4. способствовать формированию навыков публичных выступлений, а также создания риторического текста в  жанре письма, умения аргументированно доказывать свою точку зрения;

Оборудование:

-План;

-Портрет А.А.Ахматовой;

-Сборники стихотворений А.А.Ахматовой

Форма работы        групповая  (5 групп)

 План урока

  1. Слово учителя (цели) – 5 мин.
  2. Работа в группах (минианализ стихотворений ) – 8 мин.
  3. Выступления учащихся (представление стихотворений) – 10 мин.
  4. Работа в группах над письмом – 7мин
  5. Выступления от групп - 5-7 мин.
  6. Подведение итогов урока  с обращением к целям, поставленным в начале урока, с элементом рефлексии – 5 мин

                                               

  Ход урока:

  1. Слово учителя.

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отражение вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепыханья,-

Ведь все равно я с вами до конца.

- Тема сегодняшнего урока – «Голос эпохи. Образ Родины в творчестве А.Ахматовой».

Обратившись к  теме урока, давайте сформулируем цели нашей работы.

Ученики:

  1. Познакомиться со стихотворениями Ахматовой;
  2. Поделиться впечатлениями после прочитанного, используя элемент анализа;
  3. Увидеть Ахматову не просто как женщину, а как женщину – патриота;

      Учитель:

  1. И  в результате написать и познакомить нас с письмом к поэту.

- Кровная связь с Россией ощущалась на протяжении всего творческого пути Анны Андреевны. Не зря её называют голосом эпохи. На долю Ахматовой выпали самые тяжелые испытания  20 века. Назовите их.

Таким образом, трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе со страной.  При этом не замолкал твердый и уверенный голос поэта.

2. Работа в группах.

- Вашим д/з к сегодняшнему уроку было знакомство со стихотворениями

  1. «Мне голос был…»
  2. «Все расхищено, предано, продано…»
  3. «Не с теми я, кто бросил землю…»
  4. «Мужество»
  5. «Родная земля»

    - Каждая группа в течение   8-10   минут работает над предложенным и избранным вами стихотворением по плану.

  1. Какова основная мысль (идея) стихотворения?
  2. С помощью каких изобразительно – выразительных  средств передается образ Родины?  
  3. Присутствует ли диалог в стихах? С кем? По какому поводу?
  4. Как вы оцениваете позицию автора или героини стихотворения? Разделяете ли вы её? Почему?

    - В результате, опираясь на план, вы сможете составить представление о предложенном стихотворении.  Ответ на каждый вопрос вы записываете на лист, вывешиваете на доску, читаете стихотворение и зачитываете работы.

3. Выступления представителей групп.

Дополнительные вопросы

  1. Как вы думаете, чей голос звучит в стихотворении «Мне голос был…»?
  2. Что общего и различного в стихотворениях «Мне голос был…» и «Все расхищено…»?
  3. Как вы понимаете последние 2 строки в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…»?
  4. В каком году написано стихотворение «Родная земля»?
  5. В чем заключается мужество, по мнению Ахматовой? А по вашему мнению?

4. Слово учителя.

- Во всех ли стихотворениях, предложенных вам,  присутствует диалог?

- Какие разновидности диалога мы смогли выделить в лирических текстах А.Ахматовой? А в нашем разговоре на уроке какие разновидности диалога вы смогли бы назвать?

Ученик – ученик

Ученик – учитель

Ученик – лирический герой

Учитель – лирический герой

Ученик – группа

Учитель – класс

Класс – текст

Класс - автор

- Сейчас вы попытаетесь осуществить ещё один вид диалога – диалог с автором, т.е.

Ученик – Ахматова.

Я предлагаю написать письмо через десятилетия и поколения А.А.Ахматовой

  1. Работа в группах.
  2. Ознакомление с письмами.
  3. Этап анализа и рефлексии.

        Достигли мы целей урока?

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Боль крестных ран…

 (образ Родины в лирике И.А.Бунина)

    Кто утолит в пустыне, на  чужбине

Боль крестных ран?

И.Бунин

Цели:

  1. познакомить с лирическими произведениями Бунина, посвященными России (позднего периода творчества);
  2. углубить непосредственные эмоциональные впечатления учащихся;
  3. совершенствовать навыки эмоционального прочтения лирического произведения;
  4. способствовать формированию навыков публичных выступлений, а также создания риторического текста в жанре письма, умения аргументировано доказывать свою точку зрения;
  5. воспитывать чувство патриотизма

Оборудование:

  1. Сборники стихов И.А.Бунина;
  2. Слайды
  3. Планы – памятки;
  4. Цитаты критиков

                                              План урока

  1. Цели, задачи урока___________________ 3 мин
  2. Фронтальный опрос-викторина_________ 5 мин
  3. Первичное восприятие текстов стихотворений___ 5 мин
  4. Анализ стихотворений в группах_______________7мин
  5. Представления (защита)______________________ 7 мин
  6. Домашнее  задание___________________________3 мин

                                   Ход урока

1. Слово учителя:

Тема урока: «Боль крестных ран…»

 (образ родины) в лирике И.А.Бунина

                                                                         Кто утолит в пустыне, на  чужбине

                                                                          Боль крестных ран?

                                                                                                  И.Бунин 1920 год

        - На прошедших уроках вы познакомились с  романом И.Бунина «Жизнь Арсеньева», наверное, уже знаете, что данное произведение относится к творчеству периода эмиграции. Сегодня на уроке мы поведем речь о лирических произведениях писателя этого периода.  

-Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашей   деятельности на уроке

        Формулировка целей урока (Слайд)

-Чтобы понять творчество любого поэта или писателя, необходимо знать его биографию и мировоззрение. Если не подробную биографию, то основные вехи, события жизни, отношение к тем значимым событиям, которые выпали на его долю.

-Чтобы дальше было легко работать, вспомним некоторые события из жизни и творчества Бунина.  

2. Викторина.

  1. Назовите годы жизни Бунина и его происхождение?

       1870 – 1953, старинный дворянский, но обедневший род

  1. Какую награду получил Бунин в России за раннее творчество?
  2. Как воспринял Б. революционные изменения в России?
  3. В каком году покинул Россию навсегда, в какой стране жил в последние годы?
  4. В каком году  присуждена Нобелевская премия? Что послужило основанием для такой высокой награды?
  5. Каковы основные темы творчества Бунина?

3.Первичное восприятие стихотворений

        -        Быть вне России, но думать, писать о ней – нет горше доли для русского писателя. Русский поэт живет родиной в стихах.

        -Прочитайте предложенные вам стихотворения и выскажите свое эмоциональное состояние в форме реплики, комплимента автору, высказывания, хулы, хвалы, вопроса, впечатления

  1.  «Канарейка»
  2. «У птицы есть гнездо…»
  3. «Сириус»
  4. «Опять холодные седые небеса…»

Учащиеся (один из группы) читают выразительно стихотворение, произносят свои тексты.

Определите в группе два высказывании, которые выражают ваше общее мнение, повесьте их на доску Они помогут вам в дальнейшей работе

4. Вам предлагается проанализировать по плану предложенное  стихотворение в группе, а затем представить его нам. То есть  создать текст в жанре представления.

Выступления – представления стихотворений

- Какие вопросы вы хотели бы задать своим коллегам?

5. Выход на диалог (рефлексия)

-  Скажите, как вы оцениваете решение автора покинуть страну в трудный для нее час.

- Можете привести примеры поэтов, которые этого не сделали?

- Какие виды диалога на уроке присутствовали?

-Давайте обратимся к эпиграфу к уроку и ответим на вопрос самого Бунина  

ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ

НАПИШИТЕ ОБРАЩЕНИЕ К АВТОРУ (1-2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ), В КОТОРОМ ВЫРАЗИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПОЭЗИИ БУНИНА ПЕРИОДА ЭМИГРАЦИИ.

ВЫВЕШИВАНИЕ

6.Домашнее задание

-Напишите дома

-письмо автору, где вы выскажете  свою позицию, отношение к его судьбоносному поступку;

-напутствие или пожелание автора поколениям

 

Спасибо за урок!

Чем пристальнее вчитываешься в стихи Бунина, тем глубже ощущаешь…их пронзительную лиричность и глубокую философичность

                                                                  Ф. Степун

Бунин – художник строгий и серьезный, сосредоточенный на своих излюбленных мотивах и мыслях…

                                                                  А.Твардовский

Основное настроение стихотворной лирики Бунина – элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние

                                                                 А.Твардовский



Предварительный просмотр:

Неоднократно отмечалось, что «взращивание» субъектности как свойства «становящегося» Человека и субъекта в качестве полноправного и активно заинтересованного в положительных результатах участника преобразующей образовательно-воспитательной, а наряду с этим и впоследствии всякой иной индивидуально и общественно полезной деятельности возможно лишь в условиях полноценного диалога. Воплотить такой диалог в реальную жизнь школы и может помочь риторизация и как процесс, и как фактор активизации обучения и воспитания.

Риторизация - активное использование  потенциала риторики в образовательном процессе

Задачами риторизации  учебных предметов являются:

  1. повышение степени усвоение учебного предмета;
  2. формирование и развитие коммуникативной компетентности;
  3. «взращивание» субъектности как неотъемлемой черты личности в каждом ребенке и подростке;
  4. развитие нравственного  и интеллектуального потенциала учащихся.

Этапы урока и используемые жанры:

  1. Знакомство с поэтом  или писателем       (знакомство с биографией)
  1. Слово о  
  2. Представление
  3. Интервью
  4. Дневник писателя
  5. Комплимент
  1. Первичное восприятие  художественного текста и диагностика  осмысления
  1. аннотация
  2. отзыв
  3. впечатление
  4. представление
  5. письмо учителю
  1. Исследование художественного текста,  литературоведческий анализ
  1. вопрос
  2. комментарий
  3. пожелание
  4. слово о…
  5. размышление
  6. доклад
  7. признание
  8. похвала
  9. реферат
  10. защита
  1. Обсуждение результатов исследования
  1. беседа
  2. круглый стол
  3. диспут
  4. дискуссия
  5. дебаты.
  1. Рефлексия  
  1. размышление
  2. записка
  3. письмо
  4. исповедь

Риторизация даёт возможность самореализоваться, самовыразиться и выразить предметное знание в авторизованной форме. Это тем более важно, что самопознание, процесс усвоения нового, по чьему-то образному и меткому выражению, «оплодотворяется» индивидуальностью учащегося. И, заметим, только в этом случае знание присваивается.

Диалог предполагает:

1) сбалансированное речевое участие сторон общения,

2) последовательный попеременный обмен репликами,

3) развитие, как правило, в едином тематическом ключе,

4) грамматико - стилистическую «сцепленность», «скреплённость» реплик-высказываний,

5) неполноту грамматических (в частности, синтаксических) структур.

В данном случае под диалогом понимается «форма общения и форма существования деятельности общения». В подлинном диалоге, как пишет И.И.Чурилов, «общающиеся стороны всегда являются равноправными, равноценными субъектами». И далее: «Главное… в диалогическом общении – установление общности, контакта, общего смысла разговора. (…) общение – всегда приобщение к ценностям, которые переживаются вместе (…) В процессе общения обогащаются обе стороны (…) общение всегда индивидуально направлено».

«Риторизацию можно рассматривать как выстраивание предметной образовательной деятельности в диалоге с текстом». Жанровое высказывание при определённых условиях позволяет сделать учебную ситуацию риторической (спроектировать и воплотить риторическую ситуацию в качестве элемента учебной деятельности на конкретном уроке при изучении того или иного предмета). При этом всегда явно ощущается элемент новизны, поскольку каждый раз классу (или его части) вместе с учителем, группой школьников или отдельным учащимся создаются новые риторические ситуации, что, как правило, повышает мотивацию и поддерживает заинтересованность ребят в процессе обучения.

Общение на занятии, организованное на основе активного использования и учащимися, и самим педагогом различных жанров (или жанровое общение),  «позволяет освоить культурно-историческое пространство любого учебного предмета». Естественно, в создании и исполнении тех или иных жанровых форм учащиеся получают возможность самовыражения (самореализации).