Проект по литературе "Космическая тема в литературе"
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Проектная работа по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstuplenie.doc262.5 КБ
Office presentation icon kosmos_v_literature.ppt1.87 МБ
Microsoft Office document icon tekst_prezentacii.doc34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 6О

 Выборгского района Санкт-Петербургa

Проект по литературе

«Космическая тема в мировой литературе»

Участники: Забродкина Татьяна, 7»Б» класс,

                    Зайцева Екатерина, 7»Б» класс,

                    Мазуров Евгений, 7»Б» класс,

                    Остроумов Михаил, 7»Б» класс,

                    Шевченко Виктор, 7»Б» класс.

Руководитель: Максимчук Е.М., учитель русского языка и                                              

                         литературы.

Санкт-Петербург

2011 год

-1-

Проектная деятельность обеспечивает активную адаптацию учащихся в окружающем мире и возможность преобразования этого мира.

Проектный метод обучения в настоящее время рассматривают как дидактическую систему реализации компетентностного образования, так как он всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которой учащиеся применяют полученные ими знания и умения на практике.

Проектная технология способна развить у обучающегося важнейшие компетенции:
• общенаучную;
• информационную;
• познавательную;
• коммуникативную;
• ценностно-смысловую;
• социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.

Проектный метод обучения - это организация исследовательской работы на уроке и за его пределами.

Цель подготовки школьных проектов – это развитие у учащихся навыков решения задач, относящихся к актуальным проблемам жизнедеятельности.

Типология проектов

    В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки:

                              - доминирующая в проекте деятельность,

                              -предметно-содержательная область проекта,

                              - характер координации проекта,

                              - характер контактов,

                               -количество участников проекта,

                               - продолжительность проекта.

Одна из возможных типологизаций проектов строится по следующим критериям:

1. Доминирующая в проекте деятельност: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

 

В соответствии с первым признаком — доминирующего метода — различают следующие типы проектов:

                                         - исследовательские;

                                         - творческие;

                                         - приключенческие (игровые);

                                         - информационные;

                                         - практико-ориентированные;

                                         - Интернет-проекты

По признаку — характеру координации — про екты могут быть двух типов:

1. С открытой, явной координацией

   В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво на правляя работу его участников, организуя, в случае не обходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

2.  Со скрытой координацией (главным образом, теле коммуникационные проекты)

       В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей фун кции. Он выступает как полноправный участник проекта.

По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам:

   1.  Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.

   2.  Средней продолжительности (от недели до месяца).

   3.   Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Информационные проекты

     Этот тип проектов изначально направлен на сбор ин формации о каком-то объекте, явлении, на ознакомле ние участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследователь ские, требуют хорошо продуманной структуры, возмож ности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Исследовательские проекты

    Такие проекты требуют хорошо продуманной струк туры, обозначенных целей, актуальности предмета ис следования для всех участников, социальной значимо сти, продуманных методов, в том числе эксперимен тальных, опытных работ, методов обработки результа тов. Такие проекты полностью подчинены логике ис следования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным ис следованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследова ния, его предмета и объекта, обозначение задач иссле дования в последовательности принятой логики, опре деление методов исследования, источников информа ции, определение методологии исследования, выдви жение гипотез решения обозначенной проблемы, оп ределение путей ее решения, в том числе эксперимен тальных, опытных, обсуждение полученных результа тов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход иссле дования.

Литература:

 1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.
circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html
5. http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html

-2-

Согласно представленной выше типологии проектов, разработанный учениками 7 «Б» класса ГОУ школы № 60 Выборгского района Санкт-Петербурга проект по литературе «Космическая тема в мировой литературе» можно отнести к следующим типам:

  1. по признаку - доминирующему методу – информационный с элементами исследовательского;
  2. по признаку -  характеру координации – с открытой, явной координацией;
  3. по признаку – продолжительности проведения – средней продолжительности ( три недели).

Цели проекта « Космическая тема в мировой литературе»:

- изучить хронологию создания литературных произведений, в которых получает развитие тема космоса;

- собрать и обобщить сведения об изображении космоса, космических полётов в   мировой художественной литературе;                

- подготовить обзор литературных источников по данному вопросу;

- сравнить, какими показаны космос, способы преодоления космического пространства в произведениях 17 – 20 веков.

Задачи (план работы над проектом):

- определить источники информации;

- выбрать из различных источников необходимые сведения;

- изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу;

- обработать и проанализировать полученные результаты;

- сделать выводы (отвечающие поставленной цели);

- определить форму представления полученной информации ( компьютерная презентация, «книжка-раскладушка»);

- оформить полученную информацию в соответствующем виде;

-  подготовить проект к защите на интегрированном уроке, посвящённом 50-летию полёта Ю.А.Гагарина в космос.

Литература:

  1. Сирано де Бержерак « Иной свет».
  2. Джонатан Свифт « Путешествия Гулливера».
  3. Рудольф Эрих Распе  « Приключения барона Мюнхгаузена».
  4. По Эдгар А. «Беспримерное приключение некоего Ганса
    Пфооля».

5. Жюль Верн «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут».

  1. Жюль Верн «Вокруг Луны».
  2. А. Н. Толстой «Аэлита».
  3. Г. Гуревич «Прохождение Немезиды».

                                   

                                  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОУ школа №60 Выборгского района Проект по литературе «Космическая тема в мировой литературе» Участники : Забродкина Татьяна, 7»Б» класс, Зайцева Екатерина, 7»Б» класс, Мазуров Евгений, 7»Б» класс, Остроумов Михаил, 7»Б» класс, Шевченко Виктор, 7»Б» класс. Руководитель : Максимчук Е.М., учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Привет тебе, небо, Привет вам, звёзды-малютки, От всего сердца и помышления. Вечно вы мерцаете в чёрно-синем небе И маните моё одинокое сердце… (Александр Чижевский)* ------------------------------------------------------ *А.Чижевский - советский биофизик, поэт, художник и философ.

Слайд 3

Сирано де Бержерак (1619-1655) Савиньи де Бержерак родился в городе Бержераке(Франция) и известен под именем Сирано де Бержерак. В своих произведениях он описывает воображаемые путешествия на Луну и Солнце.

Слайд 4

Джонатан Свифт (1667-1745) Ирландский писатель Джонатан Свифт в сатире описывает остров, который летал в воздухе при помощи громадного магнита, находящегося на самом острове.

Слайд 5

Рудольф Эрих Распе (1737-1794) «Приключения барона Мюнхгаузена» Немецкий писатель, напечатавший первый сборник «Лживых или вымышленных историй» Мюнхгаузена. В произведении говорится о двух полётах Мюнхгаузена на Луну.

Слайд 6

Эдгар Аллан По (1809-1849) Американский исатель создавал свои произведения в виде коротких рассказов, он считается создателем детективно-фантастического жанра в литературе, также его творчество способствовало появлению жанра научной фантастики. Эдгар По в сочинении «Беспримерное приключение некоего Ганса Пфооля» описывает фантастическое путешествие голландца на Луну. Схема полёта шара Ганса Пфооля на Луну

Слайд 7

Жюль Верн (1828-1905) «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут» «Пушечный клуб» затевает отправить людей на Луну. Заручившись поддержкой Кембриджской обсерватории, энтузиасты строят во Флориде шахту-Колумбиаду, из которой предстоит отправиться в космос отважным исследователям… Описание снаряда: « Он был шириной в 9 футов , высотой в 12. В конус проникали через люк на верхушке, напоминавший отверстие в паровом котле. В корпусе были сделаны также 4 окна-иллюминатора » .

Слайд 8

Жюль Верн (1828-1905) «Вокруг Луны» Продолжение романа «С З емли на Луну…». В произведени и р ассказывается о полёте представителей «Пушечного клуба», об исследовании ими Земного спутника… Космос в романе представлен как тёмное безвоздушное пространство с низкой температурой, которую не может выдержать человек. Земля в иллюминаторе виделась героям как серп, словно Лунный месяц…

Слайд 9

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) В романе рассказывается о приключениях двух землян на Марсе. Один из них влюбляется в Аэлиту- дочь главы Высшего совета Марса. Герои устраивают революцию, оказавшуюся неудачной, и им предоставляется нелегкий выбор: либо остаться на планете, либо улететь, чтобы спастись, разрушив при этом жизнь марсианке. Вот как выглядел «межпланетный корабль»: «Яйцеобразный аппарат был не менее 8 метров высоты и 6 метров в поперечнике. Посредине был прикреплён зонт, это был парашютный тормоз. Под парашютом расположены три круглые дверцы – входные люки. Нижняя часть яйца заканчивалась узким горлом. Здесь помещался механизм движения». «Аэлита»

Слайд 10

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) Аэлита – дочь Тускубы, главы Высшего совета. «Понемногу Земля уходила вниз. Правый край её начал светиться, как серебро, на другой край надвигалась тень. И вот Земля уже казалась шаром, улетающим в бездну». «Тёмно-синее, как море в грозу, ослепительное, бездонное небо увидели Гусев и Лось, вылезая из аппарата. Солнце стояло высоко над Марсом. Потоки синего света были прохладны. Аппарат лежал на оранжево-апельсиновой плоской равнине, на которой повсюду стояли высокие кактусы и бросали лиловые тени…» «Аэлита»

Слайд 11

Георгий Гуревич (1917-1998) «Прохождение Немезиды» В Солнечную систему залетает блуждающая планета, готовая столкнуться с Землёй, а человечество готовится к гибели. Учёные объединяются для отражения удара…

Слайд 12

Георгий Гуревич (1917-1998) «Прохождение Немезиды» Немезида представлена в виде «ничьей» планеты, несущейся сквозь Солнечную систему со скоростью 300км / сек.

Слайд 13

И сегодня читателей интересует тема космоса. К известным фантастам прошлого присоединились современные авторы: Дмитрий Емец, Михаил Гуревич , Михаил Тырин, Иэн Бэнкс, Ник Перумов И многие другие…



Предварительный просмотр:

                                                                                          Привет тебе, небо,

                                                                                          Привет вам, звезды-малютки,

                                                                                         От всего сердца и помышления

                                                                                         Вечно вы мерцаете в черно-синем небе

                                                                                         И маните мое одинокое сердце.

            ( А.Чижевский)

      Звездное небо притягивало к себе людей с незапамятных времен. Разрабатывались летательные аппараты, чтобы человек мог хотя бы ненадолго оторваться от земли. Как только Земля заняла место в ряду космических тел, сразу же появилась мысль о том, что земная цивилизация не является единственной в космосе. И всегда были люди, которые только силой своего воображения могли очутиться в космосе и говорить со звездами. Это писатели. "Космос в мировой литературе"- тема нашего проекта.

   Еще задолго до создания первых летательных аппаратов фантасты начали писать о полетах в космос.

   17 век. Поэт Ростан в героической комедии описал жизнь Сирано де Бержерака. Среди произведений Бержерака есть два, в которых он рассказывает о воображаемых путешествиях и предлагает 8 способов полета на Луну и 4-на Солнце. Вот самые интересные из них:

На Луну:

1)Принцип полета тела легче воздуха;

2)Притяжение Луною бычачьих мозгов;

3)Полет с Луны на Землю на черте.

На Солнце:

1)Полет по примеру облаков;

2)Полет по принципу разряжения воздуха внутри тела;

3)Подъем силою воли.

  Также в конце 17 века ирландский писатель Джонатан Свифт в сатире "Путешествие Гулливера по многим отдаленным и неизведанным странам света" описывает остров, парящий в воздухе с помощью гигантского магнита, расположенного на нем.

             18 век. Рудольф Эрих Распе написал фантастические рассказы о Бароне Мюнхгаузене. Барон описывает два своих путешествия на Луну. Чтобы совершить первое, Мюнхгаузен посадил быстрорастущий турецкий боб и на нем поднялся на Луну. А второе совершил на корабле, поднятом ураганом.

             19 век. Эдгар Аллан По в сочинении "Беспримерное приключение Ганса Пфооля" описал путешествие этого голландца. Ганс Пфооль, спасаясь от кредиторов, сделал воздушный шар и в нем улетел на Луну.

      Примерно тогда же французский писатель Жюль Верн написал роман "С Земли на Луну коротким путем за 97 часов 20 минут", в котором рассказывается о странном предприятии "Пушечного клуба"- полете на Луну. Герои романа строят во Флориде шахту-Коллумбиаду, заручившись поддержкой Кембриджской обсерватории и материальной помощью мирового сообщества. Позже из этой шахты в космос отправится конусообразный снаряд. Выглядел он так: «Он был шириной в 9 футов, высотой в 12. В конус проникали через люк на верхушке, напоминавший отверстие в паровом котле. В корпусе были сделаны также 4 окна-иллюминатора ».

 Все расчеты очень верны: делал их математик Анри Гарсэ.

      В другом романе- "Вокруг Луны"-мы видим космос как тёмное безвоздушное пространство с низкой температурой, которую не может выдержать человек. Земля в иллюминаторе виделась героям как серп, словно Лунный месяц…

      Итак, за 300 лет до полета человека в космос писателями-фантастами были предложены свои способы освоения космического пространства и даны описания летательных аппаратов.

     20 век. Алексей Николаевич Толстой пишет роман «Аэлита», считающийся одним из лучших произведений о космосе, написанных в этом веке. В романе "Аэлита" повествуется о необыкновенных приключениях инженера Лося и красноармейца Гусева на Марсе. Земляне познакомились с марсианкой Аэлитой и пытались свергнуть власть на Марсе, а после неудачной попытки сделать это  возвратились на Землю.

     Путешественники добрались до Марса на космическом ядре. Оно в фантазии писателя выглядело так: «Яйцеобразный аппарат был не менее 8 метров высоты и 6 метров в поперечнике. Посредине был прикреплён зонт, это был парашютный тормоз. Под парашютом расположены три круглые дверцы – входные люки. Нижняя часть яйца заканчивалась узким горлом. Здесь помещался механизм движения. Горло космического корабля было отлито из металла, твердостью превосходящего астрономическую бронзу»

 Также в романе очень красочно изображен Марс: «Тёмно-синее, как море в грозу, ослепительное, бездонное небо увидели Гусев и Лось, вылезая из аппарата. Солнце стояло высоко над Марсом. Потоки синего света были прохладны. Аппарат лежал на оранжево-апельсиновой плоской равнине, на которой повсюду стояли высокие кактусы и бросали лиловые тени…»

         В литературе 20 века писатели выражали и свою надежду на существование внеземных цивилизаций.

                 Так, в середине 20 века была опубликована повесть Г.И.Гуревича "Прохождение Немезиды", в которой ярко показано вечное стремление людей- найти в космосе другие цивилизации: жители так называемой "ничьей" планеты ,со скоростью 300 км/с приближающейся  к Земле, владеют астроинженерией.

        А вот как изображены писателем-фантастом некоторые планеты Солнечной системы:


«Марс – гранат, или крокетный шар, или детский мячик. Четыре вишни, сотни вишневых косточек и горсть песчинок по окраинам Москвы – это астероиды. И на самом краю столицы, на Кольцевой дороге, ее окаймляющей, – Юпи тер. Это уже целая шарообразная комната, человек мог бы стоять в ней во весь рост. Рядом с Юпитером спутники – четыре картофелины и несколько вишен.


Сатурн – другая шаровая комната, но тесная, для высокого человека в обрез. Еще две тыквы – Уран».

             Прошло много веков со времени написания первого литературного произведения о космосе. И хотя люди уже покорили это пространство, интерес фантастов все равно не угас. Вселенная огромна, и у писателей всегда будет возможность придумать свой мир в этих неизведанных далях. Познакомиться с  этими фантастическими мирами можно в книгах

Дмитрия Емеца, Михаила Гуревича, Михаила Тырина, Иэна Бэнкса, Ника Перумова и других.