Темы проектов для 9 класса по литературе с приложением.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Саидова Анастасия Эдвардовна

Итог трех четвертей - это проект по литературе на одну из предложенных тем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._9_klass._literatura.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Темы проектов. 9 класс.

  1. Киносценарий рассказа «Темные аллеи» (2 человека) ______________________________________________________
  2. Исследование «Достоевский в Омске», (см. произведение «Записки из мертвого дома»), фото мест. ДорОгой Достоевского. (2 человека) _______________________________________________________
  3. Альбом, посвященный жизненному пути М.В. Ломоносова (каждая страница – новый этап в науке или творчестве). (2 человека) _______________________________________________________
  4. Сочинение «Мое путешествие в…». Включите в него свои размышления по примеру А.Н. Радищева. (1 человек) _______________________________________________________
  5. Дневник Татьяны Лариной. (Отразите все чувства и переживания) (1 человек)________________________________________________
  6. Экскурсия по пушкинским местам (исследование, фото, презентация) (1 человек) _______________________________________________________
  7. Умеете ли вы думать стихами? Напишите стихотворение о любви (по примеру Пушкина) (1 человек) _______________________________________________________
  8. Исследование-экскурсия по лермонтовским местам (фото) (1 человек) _______________________________________________________
  9. Киносценарий по одной из глав «Героя нашего времени». (2 человека) _______________________________________________________
  10. Диспут на тему «Дружба» (на примере друзей Пушкина) (2 человека)  ______________________________________________ _______________________________________________________
  11. Эссе «Дума о моем поколении». Достоинства и недостатки (используйте публицистический стиль). (На примере стихотворения «Дума» Лермонтова) (1 человек) _____________________________ ______________________________________________________
  12. Исследование «Образ Петербурга в русской литературе» (фото, произведения, анализ, сравнение) (1 человек) ___________________ _______________________________________________________
  13. Сценарий поэтического вечера, посвященного творчеству Бунина И.А. (включите биографические сведения и цитаты из его произведений) (2 человека) ________________________________ ______________________________________________________
  14. Поэтический калейдоскоп «Мои любимые блоковские строки». (Сборник стихотворений А. Блока с отзывами на каждое). (1 человек) ______________________________________________
  15. Исследование «Стихи Есенина, положенные на музыку» (современное исполнение, анализ) (1 человек) _______________________________________________________
  16. Стихотворение «Послушайте же!» (по примеру стихотворения Маяковского В.) с призывом к своим современникам обратить внимание на актуальные проблемы. (1 человек) _____________________________________________________
  17. Вариант финала «Собачье сердце». Исследование «Не изменится ли при этом идейное содержание повести?» (1 человек) _______________________________________________________
  18. Образ любви. По примеру Цветаевой: как вы представляете себе любовь. Опишите поэтический образ в прозе или стихах. (1 человек) _______________________________________________________
  19. Судьбы людей, похожих на Андрея Соколова (взять разные периоды истории) (1 человек) _______________________________________________________
  20. Сборник стихотворений поэтов Серебряного века с вашими рецензиями. (2 человека) _____________________________________________________

        

Приложение 1.

  1. Как создать киносценарий

Необходимо сделать  текст содержательным, решающим эстетическую задачу.

Здесь может помочь приём «раскадровки» текста для кинофильма – перевод одного вида искусства в другой. Эта задача делает составление плана и пересказ необходимыми средствами для другой, более сложной и содержательной работы.

Начинается эта работа с составления сценария, выявления эпизодов предполагаемой съёмки. На этом этапе возникают сложные вопросы. Можно ли всё написанное  передать средствами другого вида искусства? Необходимо ли целиком убирать речь рассказчика? Что при этом теряется? Следует ли вводить «голос за кадром», озвучивающий рассказчика? И т.д.

Как правило, киносценарий выглядит следующим образом:

кадр/картинка

звук

длительность

особые условия

 

 

 

 

Графа  «кадр/картинка» подразумевает графическое изображение происходящего в фильме, то есть, то, что мы увидим (с учётом планов изображения). Графа «звук» - то, что мы услышим (речь героев, музыка).

Таким образом, киносценарий включает в себя раскадровку.

Работа над составлением киносценария усиливает сопереживание и воспитывает навыки  вдумчивого, медленного чтения. Киносценарий оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого.

В процессе составления киносценария убеждимся в том, что не всё в литературном тексте можно перенести на экран, что есть вещи, не переводимые на язык кино. Сталкиваясь с претворением литературного текста в киноизображение, начинаем понимать, что каждый вид искусства неповторим и незаменим.

        Сценарий литературный. Это, скажем так, самый настоящий и полновесный сценарий. Его задача – в художественной форме пересказать фабулу будущего фильма. Пишется он так же, как пишется любое литературное произведение. Вот почему так легко выпустить книгу по фильму. Она ведь практически готова! Иногда упоминают об отличии в диалогах: сценарные реплики обязаны быть живыми, в отличие от правильных литературных диалогов в художественной литературе. Но в последнее время писатели всех мастей тоже вовсю используют разговорный стиль. Пример литературного сценария:

Летнее утро. По улице спешат по своим делам люди. Из подъезда дома № 7 выходит Антон и вяло двигается к автобусной остановке на той стороне улицы. У светофора он задерживается, дожидаясь зеленого света, а затем, вместе с десятком других прохожих, спешит перейти дорогу. По обе стороны «зебры» урчат моторами автомобили. Светофор пиканьем отмеряет секунды, отведенные на переход улицы.

Или вот так: Летнее утро. На улице светло. Общий план: жилой дом, около него проезжая часть, светофор. Из подъезда выходит Антон. Он ждет, когда загорится зеленый свет, и переходит улицу, двигаясь в сторону камеры. Следующий план. Забор, за ним находится парк. Антон идет вдоль забора, камера следует за ним.

И так далее по каждой сцене: кто, что, куда и зачем. То есть литературный сценарий – это подробное описание того, что будет происходить в каждой сцене фильма. При желании и наличии времени можете сделать даже полноценное описание места действия и поведения героев. Сценарная форма упрощается исключительно из-за временных рамок, ведь все же это не конечный продукт, а лишь часть долгого съемочного процесса. Как видите, изложение литературного сценария достаточно вольное и не требует знания каких-то особых правил. Однако это допустимо в случае, если вы знаете того, для кого пишете, а они знают вас.


Приложение 2.

Как создать исследование.

  1. Поставьте проблемный вопрос (что вы будете исследовать);
  2. Определите цели и задачи исследования;
  3. Распланируйте ход работы;
  4. Во время исследования постарайтесь не упустить детали;
  5. Проанализируйте полученные результаты;
  6. Сделайте выводы (они должны соответствовать цели).

Приложение 3.

Как создать дневник.

Дневник как литературный жанр

Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например. (Д.С. Лихачёв)

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное: Дневник — форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц” (Краткая литературная энциклопедия).

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

История дневниковой формы есть история её изменения в авторском и читательском сознании — от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.

Историю бытования дневниковых записей в России условно можно разделить на следующие периоды.

1. Дохристианская Русь. В литературе этого периода присутствуют лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных.

2. X–XVI века. Дневниковые литературные произведения разных жанров имеют на Руси своё распространение уже с X века. Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».

3. XVII век. Дальнейшее развитие жанра. Однако эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.

4. XVIII — начало XIX века. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»;Вяземский П. «Из старой записной книжки»).

5. XIX — начало XX века. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника.

6. XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе.

Существуют художественные произведения, которые либо имеют формальные признаки дневникового или мемуарного повествования (Спирихин С. «Конина (Записки скотовода)»; Сидур В. «Памятник современному состоянию. Миф»), либо такие, в структуре которых присутствуют документальные фрагменты (выдержки из писем, надписи на открытках, анкетные данные, номера телефонов, цитаты из газет — «Конец цитаты» М.Безродного; «Мемуарные виньетки и другие non-fictions» А.Жолковского).

Следует отметить: на развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе.

Блоги состоят из “постов” (пост — сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн. Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, — для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём. Дневник — один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Попробуйте поставить себя на место героини и от её имени написать дневник.

Приложение 4.

 

Как создать экскурсию.


Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени: 
Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте.
Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов

Показ объектов, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
Известность объекта, его популярность среди населения.
Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием. Экзотичность может быть природного характера.
Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом.
Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.
Местонахождение объекта.
В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
В 
карточку объектов вносятся следующие данные:
1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
7) охрана памятника (на кого возложена);
8) в каких экскурсиях памятник используется;
9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности).

Выводы

Решающее значение в успехе разработки новой экскурсионной темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который составляет зрительную основу в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода.

Приложение 5.

 

Как создать диспут.

3. Урок-диспут

Этот тип урока тоже олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений.

Диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление. Задачи:

1. вовлечь в непринужденный, живой разговор избежать формализма в знаниях.

2.  учить высказывать свое мнение и обосновывать его.

3. приучить к диалогу, т.е. обучить вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений.

4. чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту ученик должен повторить пройденное и прочитать дополнительную литературу.

5. уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Как подготовить диспут:

  1. сформулировать проблему (спорный вопрос)
  2. подобрать материал
  3. познакомиться с дополнительной литературой
  4.  Класс делят заранее на два противоборствующих лагеря. Каждый лагерь разбивают на группы специалистов.
  5. Для ведения урока избирается такая схема. Сначала выступает специалист какого-то профиля из первого лагеря, потом в диалог вступают специалисты этого же профиля из противоположного лагеря. Они задают друг другу вопросы, выслушивают ответы, соглашаются или спорят, приходят к общему мнению. Затем в дискуссию вступает вторая паpa групп специалистов, процедура повторяется. В конце ведущий подводит итог дискуссии. Полезно предложить учащимся (в начале урока) записывать факты, содержащиеся в высказываниях. Для этого дают ее форму. Дома по этим материалам нужно написать сочинение и сделать вывод.

Приложение 6.

Как создать сценарий поэтического вечера.

Вам понадобится

  1. Помещение
  2. Мультимедиа проектор
  3. Сборники стихов
  4. Способность к творчеству

  1. Чтобы мероприятие имело успех, нужно определить тему и предложить ее потенциальным участникам, которые должны выбрать поэтические произведения для выступления перед публикой. Для проведения поэтического вечера лучше всего подойдет небольшое уютное помещение с несколькими столиками на 4-5 человек каждый, покрытых легкими однотонными скатертями. Заранее следует продумать, чем вы будете угощать гостей: это может быть чай или кофе, конфеты и печенье. Все это позволяет создать атмосферу спокойствия и умиротворения для лучшего восприятия произведений.
  2. Следующим этапом подготовки станет сценарий поэтического вечера, который поможет провести все запланированное вовремя и ничего не упустить. Здесь вы прописываете все до мелочей: кто, и с каким произведением выступает, под какой музыкальный аккомпанемент и будет ли при этом демонстрироваться какой-нибудь видеоролик.
  3. Чтобы ваш поэтический вечер запомнился надолго и был не похож на другие, предложите его участникам подобрать себе сценические костюмы, по возможности, сходные с темами их стихотворений. Это добавит оригинальности и таинственности происходящему в зале, заинтригует всех окружающих.
  4. Не делайте яркого освещения в помещении, лучше, если в зале будет полутемно, что придаст загадочности участникам и позволит им смелее выражать свои чувства при чтении стихотворений. Планируя поэтический вечер, как приготовиться так, чтобы все остались довольны и захотели встретиться еще не раз? Обсудите лучшее время для встречи, ее продолжительность.
  5. К каждому из поэтических произведений подберите музыкальное и видео сопровождение, которое поможет более полно представить образы, созданные в стихотворении, и понять, что хотел донести автор до слушателя. Для демонстрации слайд-шоу и видео зарисовок можно использовать мультимедиа проектор, он отвлечет слушателей от чтеца, который сможет почувствовать в себе больше уверенности.
  6. Музыка и литература редко обходятся без танца и песни, поэтому к музыке, которая будет звучать при чтение стихотворения, можно добавить танец. Пригласите любителей романсов и тех, кто их исполняет, и тогда ваш поэтический вечер точно долго не сотрется в памяти участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Темы проектов 7 класс

Темы проектов по русскому языку и литературе. 7 класс...

Темы проектов. 8 класс

Темы индивидуальных проектов по русскому языку и литературе. 8 класс...

разработка урока анг.языка по теме "Шотландия" 6 класс (конспект урока, презентация, приложения к уроку)

Данная разработка урока представлена: конспектом урока, презентаций, приложениями заданий. Урок составлен для 6 класса занимающегося по УМК М.З. Биболетовой....

Темы проектов 6 класс

Темы проектов 6 класс по русскому языку и литературе...

Тема проекта 11 класса: «Выращивание рассады перца для реализации».

Цель проекта: Получение материальной прибыли от реализации рассады болгарского перца Задачи проекта:1.     Выращивание рассады перцев в условиях школы.2....

Использование облачных приложений при организации музейных занятий в рамках проекта "Медицинский класс в московской школе"

В статье рассматривается варианты использования облачных технологий при организации и проведении занятий на базе музеев для обучающихся профильных классов на примере медицинских классов ГБОУ Школы № 1...