Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по фольклору в 5 классе
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

    Сарычева Римма Геннадьевна

      Данные материалы могут быть использованы на итовом уроке по фольклору в 5 классе (программа Г.Меркина) и на внеклассном мероприятии в рамках Недели русского языка и литературы. Работа авторизованная, источники использованной литературы указаны

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchenie_s_uvlecheniem.docx18.17 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                    

                                            Учение с увлечением.

                           Внеклассное мероприятие по фольклору в 5 классе.

                                        Ярмарка  «Берёзкин день»

                                      Пояснительная записка

      В УМК Г.Меркина (Литература - 5 класс) по окончании темы «Фольклор» в разделе «После уроков» рекомендуется проведение фольклорного праздника. Представленные ниже материалы могут быть использованы как на заключительном уроке по фольклору, так и на внеклассном мероприятии. Это может быть урок-ярмарка, как в старые добрые времена на Руси, где в торговых рядах можно было увидетьвсё: от разносолов до русских валенок. На занятии же в качестве товаров в «торговых» радах представлены отчёты творческих групп.

    Цели: - развитие творческих и познавательных способностей учащихся;

              - формирование внутригрупповой коммуникации;

              - патриотическое и эстетическое воспитание.

               

                                                              Ход урока.

                     Звучит запись песни «Берёза» в исполнении группы «Любэ». 

    1.  Вступительное слово учителя.

     - Всем известно: лес – наше богатство!  А почему?

    Наши далёкие предки к лесу относились бережно. Они были уверены: лес – живое существо; деревья могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять. Ходили легенды про отдельную травинку, цветок или дерево, сочинялись сказки. Деревья имеют своё место в фольклоре.

     - А что мы называем фольклором?

    Фольклор – это народное творчество. А какие виды (жанры) фольклора вам известны? Сегодняшнее занятие  мы назвали ярмаркой, а что такое ярмарка? На нашей ярмарке будут представлены разные формы творчества: и поделки, и фотографии, и стихи, и загадки. А предметом нашего творчества станет берёзка,  как самое русское, российское дерево.

    (Песня «Берёза»)

    Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берёз, как у нас. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках, и в стихах.

    2. Ярмарка. 

    *Ряд 1 - «Поэтический»: «Сколько берёз уже прошумело в русской поэзии» (Я.Смеляков). Чтение представителями творческих групп самостоятельно подобранных стихотворений о берёзе.

     - Во время испытаний белоствольная берёза давала силы нашим бойцам, напоминая о тех, кого они защищали (чтение учителем стихотворения «Я помню, ранило берёзу...»).

    *Ряд 2 –  «Изобразительный»: «В зелёном сарафанчике, с платочками в карманчике».

     - Берёза... Сколько  картин написано живописцами! Каждый из художников стремился передать свою любовь и восхищение. Грабарь, Пластов, ИЛевитан (рассматривание репродукций и краткие рассказы об истории создания картин, обзор выставки детских рисунков с изображением берез).

     - Часто о берёзе мы говорим: стройная, кудрявая. Но для того, чтобы дерево стало таковым, требуется не один десяток лет.  Своё видение берёзки ребята отобразили в поделках, которые представлены в следующем ряду. (Демонстрация выставки)

    *Ряд 3 – «Рукоделье»: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться...»

     - А что раньше изготовляли народные умельцы из коры берёзы (берёсты)?

    Лодки, обувь, короба, кузовки. А из берёзы что научились делать люди?

    (Лекарство, мётлы, веники, мебель, лыжи, скипидар, спирт, уксус, сок и квас).

    Загадка группам: чем четырежды угодила берёза людям?

     - Не только красивая, но и полезная!

    Стоит дерево цветом зелено:

    В этом дереве четыре угодья:

    Первое – больным на здоровье,

    Другое – от теми свет,

    Третье – дряхлых, вялых пеленать,

    А четвёртое – людям колодец! (банный веник, лучина, посуда, сок)

    *Ряд 4 – «Банный»: «И в 21 веке тоже веник в бане господин».

     - Баня – мать вторая: кости распарит, всё дело поправит.

    Помылся в бане – сто пудов с себя снял.

    На пару да баньке сорок болезней выходит.  Эти пословицы говорят о том, с какой любовью и уважением в народе относились к русской бане. История бани уходит в древние времена. (Рассказ представителя 1 группы  о том, как Батый, внук Чингисхана, побывав в Москве в 1237 году, впервые увидел русскую баню).

     - Но какая баня без веника? И вновь на помощь приходит берёза. Какова польза от веника в бане? (Рассказ представителя 2 группы о пользе банного веника)

     - А о том, как правильно запарить веник, расскажут ребята 3 группы.

    ( Конкурс на самый правильный и красивый банный веник – реализация  домашнего родительского  задания).

     - Много силы и упорства нужно приложить маленькому берёзовому росточку, чтобы стать банным веников. И лес нужно беречь, всё время помня о том, что это наше богатство.

    *Ряд 5  - «Берёзовая мозаика». 

     - Свои «товары» представят сочинители (чтение стихотворений и прозаических произведений собственного сочинения).

    А вот как о берёзке написали наши земляки – поэты Тугулымского района (демонстрация сборника «Журавушка» и чтение учителем стихотворений ).

    *Ряд 6 -  «Игровой»: коллективная игра «Роща растёт»

     Все участники становятся в круг и, двигаясь по кругу, показывают движениями слова ведущего:

     - Пойдём-ка мы поутру

    Рощу смотреть!

    Пойдём-ка мы поутру

    Зелёную смотреть!

    Велика наша роща

    Выросла?

    Велика ли зелёная

    Повыросла?

    Вот наша роща

    Этакая!

    Наша роща

    Вот такая! (приседание)

       Поочерёдно добавляются слова:

     - Наша роща совсем ещё маленькая –

    Галке до макушки,

    Зайке по горлышко!

    - Лисица в ней спрячется,

    Волк укроется!

     - Теперь она стала всем

    По подбородок

    - По макушку!

     - Выше головы!

     - А теперь и не достать!

    3. Подведение итогов.

    (Использованы материалы ж. «Воспитание школьника» - №4,2004)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КВН "Ах, уж эта математика" для учащихся 5 классов. Внеклассное мероприятие для 5-7 классов.

    В КВН соревнуются две сборные команды из четырёх пятых классов. Ведущие-два восьмиклассника. В жюри учителя математики школы и учащиеся 11 классов. Музыкальное сопровождение,  большой экран с вид...

    Внеклассное мероприятие "Русский фольклор"

    Чем даль             Чем дальше в будущее входимТем больше прошлым дорожим,...

    Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

    Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...

    Внеклассное мероприятие о фольклоре

    «Путешествие по волшебному лесу»Цель: уточнить и расширить знания обучающихся о составляющих   компонентах устного народного творчества: пословицах, потешках, сказках, загадках....

    Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

    Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....

    Внеклассное мероприятие "Музыкальный фольклор Смоленщины"

    Знакомит со старинной песней, прививает любовь к музыкальному искусству....

    Авторская разработка внеклассного мероприятия для 6-х классов, учителя английского языка – Балян Лианы Сейрановны . Тема мероприятия: «Английские писатели и поэты».

    Авторская разработка внеклассного мероприятия для 6-х классов,учителя английского языка – Балян Лианы Сейрановны мероприятие проведено 06.02.2018 г.Тема мероприятия: «Английские писат...