Внеклассное мероприятие по фольклору в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Сарычева Римма Геннадьевна

  Данные материалы могут быть использованы на итовом уроке по фольклору в 5 классе (программа Г.Меркина) и на внеклассном мероприятии в рамках Недели русского языка и литературы. Работа авторизованная, источники использованной литературы указаны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenie_s_uvlecheniem.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                

                                        Учение с увлечением.

                       Внеклассное мероприятие по фольклору в 5 классе.

                                    Ярмарка  «Берёзкин день»

                                  Пояснительная записка

  В УМК Г.Меркина (Литература - 5 класс) по окончании темы «Фольклор» в разделе «После уроков» рекомендуется проведение фольклорного праздника. Представленные ниже материалы могут быть использованы как на заключительном уроке по фольклору, так и на внеклассном мероприятии. Это может быть урок-ярмарка, как в старые добрые времена на Руси, где в торговых рядах можно было увидетьвсё: от разносолов до русских валенок. На занятии же в качестве товаров в «торговых» радах представлены отчёты творческих групп.

Цели: - развитие творческих и познавательных способностей учащихся;

          - формирование внутригрупповой коммуникации;

          - патриотическое и эстетическое воспитание.

           

                                                          Ход урока.

                 Звучит запись песни «Берёза» в исполнении группы «Любэ». 

1.  Вступительное слово учителя.

 - Всем известно: лес – наше богатство!  А почему?

Наши далёкие предки к лесу относились бережно. Они были уверены: лес – живое существо; деревья могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять. Ходили легенды про отдельную травинку, цветок или дерево, сочинялись сказки. Деревья имеют своё место в фольклоре.

 - А что мы называем фольклором?

Фольклор – это народное творчество. А какие виды (жанры) фольклора вам известны? Сегодняшнее занятие  мы назвали ярмаркой, а что такое ярмарка? На нашей ярмарке будут представлены разные формы творчества: и поделки, и фотографии, и стихи, и загадки. А предметом нашего творчества станет берёзка,  как самое русское, российское дерево.

(Песня «Берёза»)

Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берёз, как у нас. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках, и в стихах.

2. Ярмарка. 

*Ряд 1 - «Поэтический»: «Сколько берёз уже прошумело в русской поэзии» (Я.Смеляков). Чтение представителями творческих групп самостоятельно подобранных стихотворений о берёзе.

 - Во время испытаний белоствольная берёза давала силы нашим бойцам, напоминая о тех, кого они защищали (чтение учителем стихотворения «Я помню, ранило берёзу...»).

*Ряд 2 –  «Изобразительный»: «В зелёном сарафанчике, с платочками в карманчике».

 - Берёза... Сколько  картин написано живописцами! Каждый из художников стремился передать свою любовь и восхищение. Грабарь, Пластов, ИЛевитан (рассматривание репродукций и краткие рассказы об истории создания картин, обзор выставки детских рисунков с изображением берез).

 - Часто о берёзе мы говорим: стройная, кудрявая. Но для того, чтобы дерево стало таковым, требуется не один десяток лет.  Своё видение берёзки ребята отобразили в поделках, которые представлены в следующем ряду. (Демонстрация выставки)

*Ряд 3 – «Рукоделье»: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться...»

 - А что раньше изготовляли народные умельцы из коры берёзы (берёсты)?

Лодки, обувь, короба, кузовки. А из берёзы что научились делать люди?

(Лекарство, мётлы, веники, мебель, лыжи, скипидар, спирт, уксус, сок и квас).

Загадка группам: чем четырежды угодила берёза людям?

 - Не только красивая, но и полезная!

Стоит дерево цветом зелено:

В этом дереве четыре угодья:

Первое – больным на здоровье,

Другое – от теми свет,

Третье – дряхлых, вялых пеленать,

А четвёртое – людям колодец! (банный веник, лучина, посуда, сок)

*Ряд 4 – «Банный»: «И в 21 веке тоже веник в бане господин».

 - Баня – мать вторая: кости распарит, всё дело поправит.

Помылся в бане – сто пудов с себя снял.

На пару да баньке сорок болезней выходит.  Эти пословицы говорят о том, с какой любовью и уважением в народе относились к русской бане. История бани уходит в древние времена. (Рассказ представителя 1 группы  о том, как Батый, внук Чингисхана, побывав в Москве в 1237 году, впервые увидел русскую баню).

 - Но какая баня без веника? И вновь на помощь приходит берёза. Какова польза от веника в бане? (Рассказ представителя 2 группы о пользе банного веника)

 - А о том, как правильно запарить веник, расскажут ребята 3 группы.

( Конкурс на самый правильный и красивый банный веник – реализация  домашнего родительского  задания).

 - Много силы и упорства нужно приложить маленькому берёзовому росточку, чтобы стать банным веников. И лес нужно беречь, всё время помня о том, что это наше богатство.

*Ряд 5  - «Берёзовая мозаика». 

 - Свои «товары» представят сочинители (чтение стихотворений и прозаических произведений собственного сочинения).

А вот как о берёзке написали наши земляки – поэты Тугулымского района (демонстрация сборника «Журавушка» и чтение учителем стихотворений ).

*Ряд 6 -  «Игровой»: коллективная игра «Роща растёт»

 Все участники становятся в круг и, двигаясь по кругу, показывают движениями слова ведущего:

 - Пойдём-ка мы поутру

Рощу смотреть!

Пойдём-ка мы поутру

Зелёную смотреть!

Велика наша роща

Выросла?

Велика ли зелёная

Повыросла?

Вот наша роща

Этакая!

Наша роща

Вот такая! (приседание)

   Поочерёдно добавляются слова:

 - Наша роща совсем ещё маленькая –

Галке до макушки,

Зайке по горлышко!

- Лисица в ней спрячется,

Волк укроется!

 - Теперь она стала всем

По подбородок

- По макушку!

 - Выше головы!

 - А теперь и не достать!

3. Подведение итогов.

(Использованы материалы ж. «Воспитание школьника» - №4,2004)