Рабочая программа по литературе для 10 класса по программе Г.С.Меркина, Чалмаева В.А.
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) и Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы./под ред. Зинина С.А. – М.; ТИД «Русское слов – РС», 2005 (Меркин Г.С.; Чалмаев В.А.).
По Федеральному базисному плану на изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю, т.е. 102 часа. За счёт 1 часа из школьного компонента количество часов увеличивается. В связи с чем в рабочую программу введен раздел «У литературной карты Татарстана», где предлагается изучение произведений татарских писателей, а также использование национально – регионального компонента при изучении творчества русских писателей. Так при изучении биографии писателей представлены темы: «А.С.Пушкин в Казани», «Казанский период в жизни Л.Н.Толстого», «А.Н.Островский и Казань» и др. Увеличено количество лекционных, семинарских, обзорных занятий, уроков – презентаций, уроков – исследований, проводимых при активном участии школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit10_-2.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) и Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы./под ред. Зинина С.А. – М.; ТИД «Русское слов – РС», 2005 (Меркин Г.С.; Чалмаев В.А.).
По Федеральному базисному плану на изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю, т.е. 102 часа. За счёт 1 часа из школьного компонента количество часов увеличивается. В связи с чем в рабочую программу введен раздел «У литературной карты Татарстана», где предлагается изучение произведений татарских писателей, а также использование национально – регионального компонента при изучении творчества русских писателей. Так при изучении биографии писателей представлены темы: «А.С.Пушкин в Казани», «Казанский период в жизни Л.Н.Толстого», «А.Н.Островский и Казань» и др. Увеличено количество лекционных, семинарских, обзорных занятий, уроков – презентаций, уроков – исследований, проводимых при активном участии школьников.
Цели обучения:
Изучение литературы в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
- поиск и выделение значимы функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно - следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно – смыслового анализа текста, использование различных видов чтения;
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудивизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/ понимать
- образную природу словесного искусства
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей;
- изученные теоретико – литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;
Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.
Литература
Для учащихся:
1. Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слов – РС», 2009.
2. Маранцман В.Г. и др. Литература: Учебник для 10 класса: Базовый и профильный уровни: В 2 частях. – М.: Просвещение, 2008.
3. Новейшая хрестоматия по литературе. 10 класс. – М: ООО, Издательство «Эксмо», 2009.
4. Как избежать «мильон терзаний» (литературные олимпиады по творчеству писателей и поэтов 2 половины 19 века). 10 класс. Составитель Мартемьянова И.К.. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2005.
Для учителей:
1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.А.Зинина с учётом национально – регионального компонента. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
2. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. – М.: «ВАКО», 2009.
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002
4. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема урока | Тип урока. Методы обучения. | Цели и задачи. | Виды самостоятельной работы. | Виды контроля знаний. Формы организации учебной деятельности. | Домашнее задание. | |
1. | Введение. «Прекрасное начало». (К истории русской литературы XIX в.) | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Дать представление о единстве и целостности русской литературы XIX в. 2. Показать значение русской литературы XIX в развитии русского и мирового литературного процесса. | Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя. | Проверка записи тезисов. Фронтальный опрос. | 1. Прочитать предисловие и статью «прекрасное начало». 2.Подготовить сообщения «Русские писатели XIX в. в Казани» | |
Творчество А.С.Пушкина. | |||||||
2 | А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии. | Изучение нового материала. Беседа и групповые сообщения. | 1. Продолжить знакомство с творческой судьбой А.С.Пушкина. 2.Показать влияние эпохи на судьбы людей. | Анализ стихотворения | Фронтальный и индивидуальный опрос. Чтение и анализ стихотворения. | 1. с.22-26 2. Выучить стих. на выбор «К Чаадаеву», «вольность», «К морю» | |
3 | Лирика А.С.Пушкина. | Совершенствование ЗУН. Групповая и индивидуальная работа. Конструктивный метод. | 1. Повторить основные темы лирики А.С.Пушкина. 2. Уметь находить и анализировать образы, встречающиеся в стихотворении. | Работа с учебником, составление опорных схем. Анализ лирического произведения. | Опрос по дом. заданию. Чтение и анализ стихотворения. | 1. с. 36-40 учебника. 2. Выразительное чтение и анализ стих. «Поэт». | |
5. | «Жребий русского поэта». | Групповая, индивидуальная работа. Конструктивный метод с элементами репродуктивного. | 1. Повторить основные темы лирики А.С.Пушкина. 2. Углубить навык поиска «главных строчек» стихотворения. | Работа со статьёй учебника, составление опорных схем. | Контроль за составлением опорных схем. Чтение и анализ стихотворения. | 1. Чит. Поэму «Медный всадник». 2. с.40-5- учебника. | |
6. | «Поединок двух всадников» (поэма Пушкина «Медный всадник») | Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений. | 1. Познакомить учащихся с поэмой «Медный всадник». 2. Развивать навыки и умения анализировать , обобщать. | Работа со статьёй учебника. Анализ текста. | Чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характеристик. | 1. Ответить на вопросы. 2. Выучить наизусть отрывок из поэмы. | |
8. | Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова. | «Литературный портрет». | 1.Углубить представление о поэзии Лермонтова. | Составление тезисного плана | Сравнительный анализ пушкинского и лермонтовского «Пророков» | 1. С.65 – 72 учебника 2. Выучить наизусть стихотворения и их анализ. | |
9. | Любовная лирика М.Ю.Лермонтова | Комбинированный урок (практикум + семинар) | 1. Привлечь внимание учащихся к мотивам одиночества, неразделённой любви в лермонтовской поэзии. | Анализ лирического текста, навыки обобщения, умение делать выводы. | Групповая работа по анализу стихотворений. | 1. Прочитать с.72 – 78 учебника. 2. Прочитать поэму «Демон» | |
10. | «Падший ангел» (поэма М.Ю.Лермонтова «Демон») | Изучение нового материала, беседа с элементами комментированного чтения. | 1. Познакомить учащихся с поэмой Лермонтова «Демон». 2. Дать понятие богоборческой темы в поэме Лермонтова. 3. Показать романтический колорит поэмы. | Работа со статьёй учебника. совершенствовать навыки выразительного чтения. | Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ фрагментов. | 1. Выучить наизусть отрывок из поэмы. 2. Подготовиться к самостоятельной работе по вопросам на с. 78 | |
11. | Художественный мир Н.В.Гоголя. | «Литературный портрет» | 1. Показать учащимся своеобразие Гоголя как писателя и человека. 2. Помочь понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками. | Работа со статьёй учебника, совершенствование навыков выразительного чтения. Уметь анализировать эпизоды произведений. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Чтение и анализ подобранных эпизодов. | 1. Прочитать повести «Невский проспект», «Нос». 2. С.84-89 учебника. 3.Рефераты «Образ Петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство», «Петербург в поэме А.С.П. «Медный всадник» | |
12. | «Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» | Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений. | 1. Определить самобытность художника в создании русского национального характера. 2. Развивать способности по сопоставлению разных пластов произведения. | Выявление авторской позиции через анализ эпизодов повести, пейзажа, портретов героев. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | 1.Учебник с. 89 – 94. 2. Индивидуальные сообщения «Контрасты жизни в повести», «Развитие темы «маленького человека» в повести «Шинель» | |
13. | Тема Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина. | Урок – обобщение с привлечением ранее изученного материала. | 1. Углубить и обобщить знания учащихся, полученные в ходе изучения тем «Н.В.Гоголь» и «А.С.Пушкин». | Совершенствование исследовательских навыков, развитие речи. | Доклады учащихся, индивидуальная работа. | 1. Повторить материал о творчестве Гоголя, Лермонтова, Пушкина. 2. С.125-137 учебника | |
14. | Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Гоголя, Пушкина, Лермонтова. | Контрольный. Творческая самостоятельная работа. | 1. Систематизировать знания учащихся по изученным произведениям | Сбор материала, подбор цитат. Умение раскрыть тему. | Работа на сочинением. | Вопросы в тетради. | |
15. | Социально – политическая ситуация в России 2-й пол. XIX в. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Дать представление об определяющем факторе идейного противостояния в обществе. 2.Сформировать представление о художественной литературе как о «единственной трибуне», дающей возможность выразить неизбежность социальных перемен. | Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя. Работа со статьёй учебника. | Проверка записей тезисов. Беседа по вопросам. | Конспект статьи учебника «На переломе веков» Сообщения «Театр Островского», «Пьеса «Свои люди – сочтёмся» | |
А.Н.Островский | |||||||
16. | Жизнь и судьба А.Н.Островского. Театр Островского. | Изучение нового материала. Лекционный метод. Сообщения учащихся. | 1. Познакомить учащихся с жизнью и драматургической деятельностью Островского. 2. Воспитывать интерес к драматургии, к театру. | Развитие монологической речи. | Сообщения учащихся. Составление хронологической таблицы. | 1. С. 141-145 учебника. 2. Чит. пьесу «Гроза». | |
17. | Драма «Гроза». История создания. | Изучение нового материала. Урок – лекция с элементами беседы. | 1. Расширить знания учащихся по изучению творчества писателя. 2. Углубить знания о драматургии. Подготовить уч-ся к восприятию драмы «Гроза». | Заочная экскурсия в московский Малый театр и казанский Большой драматический театр им. Качалова. | Конспектирование лекции. Беседа по вопросам. | Прочитать с.158-162 учебника | |
18. | Изображение «затерянного» мира города в драме «Гроза» | Изучение нового материала. Творческое чтение пьесы по ролям. | 1. Сформировать умения выделять ключевые сцены в драматическом произведении. 2. Развивать навыки критического оценивания поступков героев. | Подготовка к выразительному чтению по ролям. Творческое самостоятельное чтение. | Чтение по ролям. Составление словесных портретов. | 1. с.162-171 2. Подобрать цитаты к образу Катерины. 3. Выучить наизусть монолог «Отчего люди не летают…» | |
19. | Трагедия совести и её разрешение в пьесе Островского «Гроза» | Урок - диспут | 1. Углубить навык анализа прозаического текста, комментированного чтения. 2. Вырабатывать умения грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию. | Сопоставительный анализ, умение делать выводы. | Оценка умений анализа текста, поступков героев, участие в диспуте. | Повторить план анализа эпизода. Перечитать Д.2 | |
20. | Р.р. Анализ эпизода «Прощание Катерины с Тихоном» (Д. 2, явл. 4 и 5) | Урок развития речи. | 1. Формировать навыки анализа эпизода в художественном произведении. | Чтение по ролям, анализ. | Умение анализировать эпизод в контексте художественного произведения. | Групповые задания: 1гр. Слово о Добролюбове. Согласны ли вы с мнением Д., что «Катерина –луч света в тёмном царстве»7 2гр. Согласны ли вы с пониманием характера К. Д.И.Писаревым | |
21-22 | Образ Катерины в свете литературной критики. | Урок – семинар с элементами исследования и с привлечением вопросов и заданий учебника. Диспут. | 1. Познакомить учащихся с произведениями Д.Писарева, Н. Добролюбова. 2. Развивать навыки исследовательской работы, литературоведческого анализа критического текста. | Индивидуальные выступления уч-ся. Использование критической литературы. Составление тезисов статьи. | Беседа, диспут, индивидуальные выступления | Прочитать пьесу «Бесприданниуа» | |
23. | Пьеса Островского «Бесприданница» | Лекция с элементами беседы. | Воспитывать интерес к драматургии | Развитие речи учащихся. | Уметь сопоставлять пьесу и фильм. | 1. «В чём трагедия Ларисы Огудаловой?» - мини – сочинение 2. Сообщение «История постановок пьес Островского на сценах театров Казани» 3. Читать «Снегурочку» | |
24. | А.Н.Островский «Снегурочка» | Фронтальная беседа | 1. Развивать навыки сравнительного анализа различных видов искусства: живописи, кино, литературы. | Развитие речи учащихся. | Уметь сопоставлять | Подготовиться к зачёту. | |
25. | Зачёт по творчеству А.Н.Островского. | Урок контроля. | 1. Выяснить знания учащихся по изученной теме. | Читать повесть В.П.Астафьева «Людочка». | |||
26. | Вн.чт. В.П.Астафьев «Людочка». | Фронтальная беседа с элементами комментированного чтения. Проблемные вопросы. | 1. Выяснить основные темы и мотивы, связывающие пьесы Островского и повесть Астафьева; чем отличаются эти произведения. 2. Формировать умения вчитываться в текст, обращать внимание на детали. | Развитие речи. Индивидуальные выступления. | Беседа, диспут. Уметь сопоставлять. | Подобрать материал к сочинению. | |
27. | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Н.Островского. | Контрольный. Развитие речи | Отработка1. коммуникативной и правописной грамотности. 2. умений подбирать материал к сочинению. | Умение составлять план к сочинению, использование цитат в работе. | Самостоятельная творческая работа. | 1. Написать сочинение. 2. Подготовить сообщение «Биография И.А.Гончарова | |
И.А.Гончаров | |||||||
28. | Биография И.А.Гончарова | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя. 2. Совершенствовать знания по теории литературы (понятие реализма) | Запись тезисов. Совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы | Рецензия на устные ответы. Индивидуальный и фронтальный опрос. | 1. С.176-179 учебник. 2. читать роман «Обломов» | |
29-30 | Роман «Обыкновенная история» (Обзор) | Обзорный с сообщениями учащихся. Беседа. | 1. Определить место романа «Обыкновенная история» в творчестве писателя. 2. Дать обзор романа «Обыкновенная история» | Запись тезисов, их оформление. | Рецензия на сообщения учащихся. Индивидуальный и фронтальный опрос | Гл. 1 «Как вы понимаете смысл фамилии и имени главного героя романа?» | |
31. | Роман «Обломов». Обломов и посетители. | Изучение нового материала. Беседа. Работа с текстом. | 1. Показать микромир квартиры на Гороховой. 2. Объяснить сознательный отказ Обломова от столичной жизни. 3. определить цельное ощущение жизни Обломова. | Анализ начальных глав романа. Развивать навыки анализа прозаического текста. | Рецензия на сообщения уч-ся. | 1. Составить цитатную характеристику образа Обломова. 2. перечитать 8 и 9 гл. 1 части. «Осуждает ли автор Обломовку и её обитателей или восхищается ими?» 3. с.184-187 4. Главы об Обломове и Захаре. | |
32. | Обломов и Захар | Изучение нового материала. Беседа. Работа с текстом. | Показать «неразделимость» и «взаимодополняемость» хозяина и слуги; связать с финалом романа. | Анализ отдельных глав романа. | Фронтальный опрос. | Перечитать «сон Обломова». Определить роль пейзажа. | |
33. | Сон Обломова. | Изучение нового материала. Беседа. Работа с текстом. | 1. Показать сообщество людей, живущих…вне исторического времени» 2. Объяснить художественный смысл «Сна Обломова» | Анализ гл.9 1 части..Анализ текста. | Рецензия на ответ. Фронтальный опрос. | 1. Ответить на вопросы. 2. Главы об Обломове и О.Ильинской. | |
34. | Обломов и Ольга Ильинская. | Беседа. Работа с текстом. | 1. Показать любовь О.И и И.Об; её несостоятельность. | Анализ отдельных глав..Умение вести диалог, отстаивать собственную точку зрения. | Рецензия на ответы. Фронтальный опрос. | Читать Главы о Штольце и Обломове | |
35. | Обломов и Штольц. | Изучение нового материала. Анализ текста. | 1. Формировать у учащихся навыки сопоставления. 2. Познакомить с понятием «антипод». 3. Определить авторскую позицию в романе. | Анализ отдельных глав. Развивать навыки самостоятельного анализа текста. | Характеристика героев, ответы учащихся на вопросы. | 1. Отв. На вопрос «Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца?» 2. Перечитать главы об Обломове и А. Пшенициной. | |
36. | Обломов и Агафья Пшеницина. Проблематика романа «Обломов». | Изучение нового материала. Анализ текста. | 1. Показать «возвращение героя в идиллический мир» Обломовки. 2. Определить композицию произведения. 3. Выявить проблематику романа.
| Анализ отдельных глав. Запись тезисов. | Рецензия на ответ. Фронтальный опрос. | 1. Написать письмо от имени Обломова «Дом на Выборгской стороне: обретённый рай». 2. Перечитать Ч.2; гл.3 и 4. | |
37-38 | Р.р. Сочинение на тему «приезд Штольца к Обломову» (Ч.2; гл.3 и 4) | Урок обобщения и контроля. Фрагментарное обсуждение, взаимное рецензирование, саморедактирование. | 1. Подготовиться к сочинению. 2. Приобщить учащихся к поисково - исследовательской работе. | Умение составлять план к сочинению, умение выдерживать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат. | Индивидуальная, коллективная работа. | 1. Подготовиться к внек. чт. 2. Индивидуальное задание: биография Л.Бородина.
| |
39. | Вн.чт. Л.Бородин «Третья правда» | Изучение нового материала. | 1. Формировать умение находить главное в тексте. 2. Выявить основные проблемы повести. 3. Воспитывать активную жизненную позицию. | Умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения. | Беседа с элементами диспута. | 1. С.211-214 2. Сообщения по группам. | |
И.С.Тургенев. | |||||||
40. | Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. | Изучение нового материала. Лекции с элементами беседы. | 1. Систематизировать знания уч-ся о творчестве Тургенева. 2. Познакомиться с новыми фактами биографии и творчества. | Составление хронологической таблицы | Проверка опорных записей. | 1. Прочитать р-зы «Певцы», «Хорь и Калиныч» и др. 2. Дать характеристику образа крестьян. | |
41. | Народ от поэзии к правде. «Записки охотника» | Анализ рассказов в контексте проблематики цикла. | 1. Познакомить уч-ся с содержанием рассказов. 2. Развивать умения анализировать текст, сравнивать и сопоставлять героев. | Знакомство с содержанием произведений. | Фронтальный опрос. Выразительное чтение фрагментов. Характеристика героев. | 1. Читать роман «Отцы и дети» | |
42. | Роман «отцы и дети» | Работа с текстом. | 1. Развивать навыки комментированного чтения. 2. Акцентировать внимание на исторической ситуации в романе. | Умение характеризовать героев. | Комментированное чтение, записи в тетради основных тезисов. | 1. Перечитать гл. 10-14 2. С.234-239, вопрос на с.254 | |
43. | Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские итоги. | Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение и аналитическая беседа. | 1. Раскрыть социальную, нравственно - философскую основу романа. 2. Развивать умения анализа соответствующих эпизодов романа. | Самостоятельное чтение, умение сравнивать героев, заполнение таблицы. | Оценка умений анализировать текст, языковые особенности в речевой характеристике героев. | 1. Вопрос 8, с. 254. 2. Составить таблицу «П.Кирсанов и Е.Базаров» | |
44. | Конфликт «отцов и детей» как главный нерв тургеневского повествования. | Совершенствование ЗУН. Беседа и самостоятельная работа. | 1. Совершенствовать умения анализировать эпизоды. 2. Дать понятие «социально – психологический роман», «тайный психологизм». 3. Определить идейные позиции героев. | Анализ текста, умение делать выводы. Подбор цитат, характеризующих героев. | Составление сравнительной характеристики. | 1. Групповые задания. 2. Ответить на вопрос «Выдержали ли герои испытание любовью?» | |
45. | Любовь в жизни героев романа. | Урок – обобщения и систематизации знаний. Анализ эпизодов. | 1. Рассмотреть любовную линию в романе и её место в общей проблематике произведения. | Анализ эпизодов, подбор цитат. | Коллективный анализ эпизодов. | 1. Перечитать гл. 27 – 28 2. Подготовить индивидуальное сообщение | |
46. | Базаров и его мнимые соратники. Русская критика о романе. | Комбинированный урок. Сообщения уч-ся, лекция. | 1. Познакомить уч-ся со лженигилистами, провести историческую параллель. 2. Познакомиться с содержанием критических статей. | Подбор цитатного материала для характеристики Ситникова и Кукшиной. Работа над тезисами. | Проверка тезисов, цитат. | 1. Выучить 1 стихотворение в прозе 2. С. 250-253, вопрос 10, с. 254. | |
47. | Стихотворение в прозе – гимн вечной жизни. | Практический, исследовательский | 1. Познакомить уч-ся с особенностями жанра стихотворений в прозе. 2. Обратить внимание на разнообразие тем, богатство и поэтичность языка. | Чтение и анализ стихотворений. Умение применять литературоведческую терминологию при анализе. | Чтение наизусть, анализ стихотворений. | Подготовиться к сочинению | |
48-49 | Р.р. Анализ текста стихотворения в прозе «Два богача», «Памяти Ю.П.Вревской» | Урок развития речи. | 1. Формировать умения устного и письменного анализа стихотворения. | Сочинение. | Подготовиться к зачёту по творчеству И.С.Тургенева. | ||
50. | Зачёт по творчеству И.С.Тургенева. | Урок контроля | 1. Проконтролировать знания уч-ся по изученной теме. | Тест | Индивид. задания. | ||
Н.А.Некрасов. | |||||||
53. | Судьба поэта и его художественный мир. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Познакомить уч-ся с основными фактамибиографии поэта.; дать представление о его художественном мире. | Сообщение на тему «Новизна некрасовской лирики» | Составить хронологическую таблицу. | 1. Рассказ о поэте. | |
54. | «Кнутом иссечённая Муза» (Тема скорби и страданий в лирике Некрасова). | Совершенствование знаний и умений. Чтение стихотворений и их толкование. | 1. Приобщить уч-ся к высокому духу некрасовских стихотворений. 2. Совершенствовать навыки анализа лирического произведения | Анализ цикла «О погоде». | Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ стихотворений. | 1. Наизусть «Элегия»; 2. Прочитать стихи на тему «Поэт и поэзия» | |
55. | Тема поэта и гражданина в лирике Н.А.Некрасова. | Комбинированный урок (практикум + семинар) | 1. Познакомить уч-ся с гражданской лирикой Некрасова. 2. Развивать умения и навыки исследовательской работы. | Анализ лирического текста. | 1. Вопрос «Устарела ли Некрасовская позиция в наше время?» | ||
56. | Р.р.Анализ стихотворного текста «Внимая ужасам войны». | Урок развития речи. | 1. Формировать навыки анализа стихотворного текста. | Письменный анализ. | 1. Читать «Кому на Руси жить хорошо» | ||
57. | На пути к русскому эпосу. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Проследить за развитием и воплощением некрасовских замыслов. 2. Раскрыть идейно – художественное своеобразие поэмы. | Комментированное чтение. Ответы на вопросы. | Выразительное чтение. | 1.С.311-314 2.Сообщения о Якиме Нагом, Ермиле Гирине, Савелии. | |
58. | Поиски правды и счастья в поэме. | Совершенствование знаний и умений. Рассказ учителя с элементами беседы и комментированное чтение. | Раскрыть богатство, сложность и противоречивость русского крестьянства. | Комментированное чтение.Умение давать характеристики, сопоставлять героев. | Тестирование. Ответы на вопросы. | Перечитать гл. «крестьянка»; ответить на вопросы. | |
59. | Тема женской судьбы в поэме. Образ Матрёны Тимофеевны. | Урок формирования знаний, работа с текстом. | 1. Показать значимость и важность темы женской судьбы. 2. Углубить навыки работы с текстом. | Ответы на вопросы. Умения сравнивать и сопоставлять. | Тестирование, составление плана. | 1.Перечитать главы «Помещик», «Последыш» 2. Ответить на вопросы | |
60. | Представители помещичьей Руси в поэме. | Совершенствование умений и навыков анализа образов. | Показать паразитический образ жизни помещиков. | Работа с текстом, беседа. | Характеристика героев, ответы на вопросы. | 1.С.314-317 | |
61. | Образ народного заступника Гриши Добросклонова. | Изучение новой темы. Работа над текстом с элементами беседы. | 1. Показать, чем привлекает автора Г.Добросклонов. 2. Показать роль песен в раскрытии образа Гриши. | Знания и умения сопоставлять образы и делать обобщения. | Составление плана. | С.322-325 | |
62. | «Последние песни» - поэтическое завещание Некрасова. | Работа с учебником. Выразительное чтение | Совершенствовать навыки анализа лирического произведения. | Анализ лирического текста. Чтение наизусть. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | С. 326-329 Подготовиться к написанию сочинения (темы см. на с. 331-332) | |
63-64 | Р.р.Сочинение по творчеству Некрасова. | Творческая самостоятельная работа. | Совершенствовать знания учащихся по изученным произведениям. | Сбор материала, подбор цитат. | Оценивание творческой работы. | Подготовиться к внекл. чт.: 1. Б.Можаев «Мужики и бабы». 2. Групповые задания. | |
65-66 | Вн.чт. Б.А.Можаев «Мужики и бабы» | Урок внеклассного чтения. | Выяснит проблематику и художественные особенности романа. | Беседа. Сообщения учащихся. | Фронтальный опрос. | Индивидуальные задания. | |
Ф.И.Тютчев | |||||||
67 | Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Природа, человек и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики. | Изучение нового материала. Лекция и анализ стихотворения. | 1. Познакомить уч-ся с биографией поэта, показать значение его творчества для русской поэзии. 2. Углубить навыки анализа лирического произведения. | Выступление уч-ся. Составление тезисов. Анализ стихотворений. | Устный опрос. Чтение стихов. | 1. Чтение наизусть и анализ стих. о природе (по выбору). 2. Составить хронологическую таблицу. | |
68 | «Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России. | Совершенствование знаний, умений и навыков анализа стихотворения. | 1. Помочь уч-ся понять поэзию Тютчева. 2. Познакомить с понятием «философская лирика». | Определение темы, идеи, настроения, размера стих-я, нахождение средств художественной выразительности. | Устный и письменный опрос. | 1. Выучить наизусть стих-е «Силенциум». | |
69. | Драматизм звучания любовной лирики Тютчева. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Познакомить уч-ся с любовной лирикой Тютчева. 2. Совершенствовать навыки анализа. | Самостоятельный сопоставительный анализ стихотворений. | Устный опрос. | 1. Чтение и анализ стих-я Т. о любви. 2. С.33-39; составить тезисный план. | |
А.А.Фет. | |||||||
70. | Очерк жизни и творчества А.А.Фета. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Чтение наизусть. | 1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством Фета. 2. Показать особенности лирики Фета. | Составление хронологической таблицы. | 1.Запись лекции. 2. Чтение наизусть и анализ стихотворений. 3. Ответы на вопросы. | 1. Составить хронологическую таблицу (с.33-39), ответить на вопросы 1, 2 стр. 50. 2. Выучить 1 стих- 3. Анализ «На заре ты её не буди…» | |
71. | «Учись у них – у дуба, у берёзы…»Гармония слияния человека с природой. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Познакомить с пейзажной лирикой Фета. 2. Определить роль «безглагольности»в стих. | Определение основных мотивов стих-я. | Фронтальный опрос. Индивидуальные задания. | 1. С.40-50 - составить тезисный план. 2. Задание погруппам. | |
72. | «И прославлять мы будем век любовь…» | Комбинированный. | 1. Выявить способы передачи красоты и поэтичности любовного чувства в лирике Ф. 2. Дать понятие о мелодике стиха. | Составление тезисов. Сочинения – миниатюры. | Беседа. Чтение наизусть. | Подготовиться к сочинению. | |
73. | Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Тютчева и Фета. | Контрольный. Творческая самостоятельная работа. | 1. Систематизировать знания уч-ся. | Работа над связным письменным высказыванием. | Проверка умения излагать мысли в письменной форме. | 1. Сообщение о жизни и творчестве Лескова. | |
Н.С.Лесков | |||||||
74. | «Русский антик». (Очерк жизни и творчества Н.С.Лескова). | Изучение нового материала. Беседа. Иллюстративно – объяснительный. | 1. Познакомить уч-ся с творческой судьбой Н.С.Лескова. | Составление хронологической таблицы. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | 1. С.52-62. 2. Прочитать повесть «Очарованный странник». | |
75-76. | «Хождение»очарованной души. | Обзорный урок с выступлением уч-ся. | 1. Дать представление об идейном замысле повести. 2. Познакомить уч-ся с темой праведничества. | Цитирование. Чтение, анализ отдельных эпизодов. | Ответы на вопросы. Пересказ и комментирование отдельных сцен. | 1. Вопросы 9, 10 на с. 76-77. 2. Сравнить героев Лескова и Гоголя. | |
М.Е. Салтыков – Щедрин. | |||||||
77. | Жизнь и творчество С.- Щедрина | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством М.Е. Салтыкова - Щедрина. 2. формировать умения сатирического осмысления проблем государственной власти. | Работа с учебником. | Беседа по вопросам. Выступления уч-ся | 1. Составить историко - биографический очерк по С.- Щедрину. 2. Прочитать «Историю одного города». | |
78-79. | Роман – хроника «История одного города». | Лекция с элементами беседы. | 1. Показать особенности художественного времени и пространства в «Истории одного города». 2. Показать, в чём заключается логика глав, посвящённых глуповским градоначальникам. | Вводно - ориентировачная беседа с опорой на общую проблематику. | Составление тезисного плана к материалу учебника(с. 83-97) | 1. Подготовить сообщение. 2. Прочитать сказку «Богатырь» | |
80. | Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста» | Урок – обзор с включением анализа сказки. Комбинированный метод. | 1. Познакомить уч-ся с тематическим многообразием «Сказок…» 2. Раскрыть художественное своеобразие сказок. | Самостоятельный анализ текста (с.100) | Опрос – беседа. Коллективный анализ сказки. | 1. Прочитать сказки «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик» 2. Подготовить устный анализ на одну из сказок | |
81. | Сатира на «хозяев жизни» в сказках С-Щ. | Литературная беседа. Работа с текстом. | 1. Продолжить работу над осмыслением сатирических сказок. | Групповая работа по теме «Картины русской жизни в сказках» | Выступление уч-ся по зад.9 на с.107. | 1. Прочитать сказку «Мудрый пискарь» 2. Сравнить завещание пискаря-отца с наказоа Молчалину и Чичикову. | |
82. | «Жил дрожал и умирал – дрожал» | Работа с текстом, аналитическая беседа. | 1. Показать уч-ся уникальность щедринской сказки. | Анализ сказки. | Выступление уч-ся | 1. Подготовиться к самостоятельной работе по анализу. | |
83. | Жизнь и творчество А.К.Толстого. Анализ стихотворений о природе и о любви. | Лекция учителя. Анализ стихотворений. | 1. Познакомить уч-ся с биографией и творчеством А.К.Толстого. 2. Сравнить пейзажную лирику А.К.Толстого с поэзией Пушкина и Лермонтова. | Урок – беседа с элементами урока – концерта. | Анализ стихотворений. | 1. с.110-126, составить тезисный план. 2. Выучить стих. «Средь шумного бала…» 3. Роман «Князь Серебряный» | |
84-85 | Историческая тема в произведениях А.К.Толстого. (Обзор) | Беседа. Лекция учителя. | 1. Продолжить знакомство с художественным миром писателя. | Выступление уч-ся. Чтение. Анализ. | Тезисный план лекции. | 1. Прочитать материал учебника «Биография Л.Н.Толстого», подготовить сообщение. | |
Л.Н.Толстой | |||||||
86. | Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Дать представление о личности Толстого. 2. Обобщить ранее изученный материал. | Знание биографии писателя, хронология биографических сведений. | Составление хронологической таблицы. | 1. С.129-141. 2. Чит. «Севастопольские рассказы». 3.Отв. на вопросы | |
87-88 | «Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и миру» | Урок совершенствования ЗУН. Беседа. | 1. Совершенствовать навыки анализа литературного произведения. | Самостоятельный анализ очерка «Севастополь в декабре» - выявление авторской позиции. | Работа с текстом. | 1. С.145-146. 2. Индивидуальное сообщение «Замысел и история создания романа «Война и мир» | |
89. | История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа «В.и м.» | Изучение нового материала, лекция. | 1. Познакомить уч-ся с историей создания романа «В. и м.». 2. Определить жанровые и композиционные особенности романа. | Индивидуальные сообщения уч-ся. | Выступления уч-ся. | 1. С.146-155, составить тезисный план. 2. Прочитать т.1, ч.1. | |
90. | Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г. | Совершенствование и углубление ЗУН. Беседа. | 1. Показать срывание «всех и всяческих масок» с великосветского общества. 2. Раскрыть конфликт А.Болконского и П.Безухова с обществом. 3. Развивать навыки литературоведческого анализа. | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Характеристика героев. Используемые художественные средства. | 1. Прочитать эпизоды «Именины у Ростовых», «Приезд Андрея с женой в Лысые Горы». Подготовить сжатый пересказ | |
91. | Именины у Ростовых. Лысые Горы. | Совершенствование и углубление ЗУН. Беседа. Анализ эпизода. | 1. Охарактеризовать семьи Ростовых и Болконских. Сопоставить их с другими дворянскими семьями. 2. Выявить контраст как основной композиционный принцип построения романа. | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Характеристика героев. Используемые художественные средства. | 1. Ответить на вопросы . 2. Перечитать Ч.2; т.1. Ответить на вопросы. | |
92. | Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау. | Урок - семинар | 1. Выявить идейно – художественные особенности, многогранность и историческую конкретность в изображении войны. 2. Сформулировать представление Л.Н.Толстого о войне. 3. Рассмотреть военные эпизоды. | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. Работа по карточкам на знание фактического материала по ч. 1-2 т.1. | Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам. | 1. Прочитать с. 159-164 уч. 2. Письменная работа (по выбору уч-ся). 3. Индивидуальное сообщение. | |
93-94 | Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. | Урок изучение нового материала. Беседа. Просмотр фрагментов кинофильма. | 1. Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни. | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам. | 1. Прочитать с.166-170 уч. 2. Индивидуальные задания. 3. Выучить отрывок «Описание старого дуба». | |
95. | Р.р. Анализ эпизода «Ночь в Отрадном». | Урок развития речи. Урок контроля. | 1. Развивать навыки самостоятельного анализа эпизода. | Анализ эпизода. | 1. Сочинение – миниатюра «Андрей Болконский в моём представлении», «Каким я представляю Пьера Безухова». | ||
96-97. | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | Урок изучения нового материала. Беседа. Просмотр фрагментов фильма. | 1. Углубить представление об эпической природе романа и показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни. 2. Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев. | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Фронтальный и индивидуальный опрос. | 1. Перечитать Ч.1-3; Т.3. 2. Индивидуальные задания. 3. Задания по группам. | |
98-99 | Изображение войны 1812 г. Философия войны в романе. | Совершенствование и углубление ЗУН. Сообщение учителя. Выступление уч-ся. | 1. Раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко – философских взглядов Толстого. 2. Проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. | Выявить авторскую позицию. Записать самостоятельные выводы. | Сообщения уч-ся. | Перечитать эпизод «Бородинское сражение», ответить на вопросы учебника. | |
100-101. | Изображение Бородинской битвы в романе Толстого «В. и м.» | Урок исследования. | 1. Проследить изображение Бородинской битвы в романе с учётом философских взглядов Толстого. 2. Проследить, как Толстой изображает два типа полководцев, закрепить навыки сравнительного анализа. | Составление тезисов по вопросам к уроку (3, 4) | Составление плана сравнительной характеристики героев. | 1. Прочитать с. 176-183. 2. Подготовить сообщения. | |
102. | «Дубина народной войны». Бегство французов из России. | Совершенствование и углубление ЗУН. Беседа. | 1. Показать особенности толстовского изображения войны. 2. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно патриотического сознания. | Задание по группам «Ваши впечатления от встречи с героями: Т.Щербатый (1гр); П.Ростов (2гр); Денисов (3 гр.) Долохов (4 гр.) | Сравните поведение великосветского общества с поведением простого народа во время угрозы войны в России. | 1. Прочитать с.171-176 2. Читать 4 т. 3. Индивидуальные задания. | |
103-104. | «Мысль народная» в романе Толстого «В. и м.» Истинный и ложный патриотизм. | Урок - семинар | 1. Показать философскую позицию Толстого. 2. Проследить изображение народа как носителя лучших человеческих качеств, показать ведущую роль народа в истории. | Выступления уч-ся. | 1. Сообщения уч-ся. 2. Сравнительная хар-ка: 1) Крестьяне в имении Пьера и у Болконского в Богучарово. 2)Т.Щербатый и П.Каратаев. | 1. Прочитать эпилог. 2. Индивидуальные сообщения. | |
105-106. | «Мысль семейная» в романе. Эпилог. | Урок изучения новой темы. | 1. Показать, что толстовские идеалы - патриархальная семья с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». 2. Проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по 2 т. и эпилогу. | Задание по группам: Характеристика семьи Ростовых (1); семьи Болконских (2) | Беседа | 1. Перечитать эпизоды, связанные с Н.Ростовой. 2. Письменный ответ на вопрос. | |
107-108 | Наташа Ростова – любимая героиня Л.Толстого. | Урок изучения новой темы. | 1. Углубить знания об образе главной героини романа. | Умение отбирать материал к уроку, анализировать эпизоды, сопоставлять образы. | Составить развёрнутый тезисный план «Н.Ростова как идеал женщины в понимании Толстого» | Подготовиться к классному сочинению. | |
109-110. | Р.р. Сравнительная характеристика героев и эпизодов «Шенграбен и Аустерлиц», «Н.Ростова и Элен», «Кутузов и Наполеон» | Урок развития речи. | 1. Проконтролировать умения уч-ся сравнивать образы героев или эпизоды. | Умение анализировать и сопоставлять. | Сочинение. | Подготовиться к вне.чт. Индивидуальное задание. | |
111. | Вн.чт.В.Быков «Сотников» | Урок внеклассного чтения. Беседа. | 1. Проследить толстовские традиции в повести «Сотников». 2. Проанализировать поступки героев в экстремальных ситуациях. | Умение анализировать и сопоставлять. | Беседа, сообщение уч-ся. | 1. Сообщение о Ф.М.Достоевском. 2. Учебник с. 203-214. 3. Читать роман «Преступление и наказание» | |
Ф.М.Достоевский. | |||||||
112. | Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. | Лекция с индивидуальными выступлениями уч-ся. | 1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества. | Самостоятельное знакомство с критической литературой по «Дневнику писателя» | Фронтальный опрос. Выступления уч-ся. | 1. Составить хронологическую таблицу. 2. Индивидуальные задания. | |
113. | Замысел и история создания романа «Преступление и наказание» | Урок – лекция. Работа с текстом. Слово учителя. | 1. Познакомить уч-ся с историей создания романа и его замыслом. 2. Показать роман «П. и н.» как психологическое и философское исследование человека. | Найти в романе эпизоды, где раскрывается и комментируется содержание теории Раскольникова. | Беседа – опрос по отдельным эпизодам романа. Тестирование по изученному материалу. | 1. Найти эпизоды, описывающие жизнь Петербурга. 2. Групповые задания. | |
114. | Образ Петербурга в романе Достоевского. | Изучение нового материала. Беседа с включением сообщений уч-ся. | 1. Помочь уч-ся раскрыть влияние на человека страшного мира Петербурга. 2. Подвести уч-ся к пониманию и осмыслению того, что может толкнуть человека на обочину жизни. | Работа с текстом, анализ эпизодов. | Опрос, проверка д/з, выступления уч-ся, беседа. | 1. Словесное рисование картин, изображающих Петербург. 2. Рассказать о быте семьи Мармеладовых. | |
115-116. | Мир «униженных и оскорблённых» в романе Достоевского «Преступление и наказание» | Комбинированный. Работа с текстом, комментированное чтение. | 1. Рассмотреть тему «маленького человека». | Работа с учебником зад.2; с.241. Эпизоды романа. Характеристика героев. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Ответить на вопросы и выполнить задания: 1. Как вы понимаете теорию Раскольникова? 2. Проследите внутреннюю речь Раскольникова. | |
117-118. | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | Развёрнутая хар-ка с анализом ключевых глав. | 1. Раскрыть образ Раскольникова и причины зарождения теории. 2. Формировать способности высказывать собственное мнение (теория Раскольникова) | Комментированное чтение.Составление плана к образу. | Составление плана – характеристики к образу Раскольникова. | 1. Завершить работу над составлением характеристики. 2. Охарактеризовать двойников Раскольникова: Лужина и Свидригайлова. | |
119. | «Двойники» Раскольникова: теория в действии. | Урок – диспут. | 1. Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в мотивах преступления. 2. Показать, что скрывается за простодушием Свидригайлова. | Зад. На с. 231, 233. | Запись основных положений, сообщения уч-ся по зад. | 1. Задание 5 на с. 241 (письменно). 2. Подобрать эпизоды С Соней Мармеладовой. | |
120-121. | «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. | Урок усвоения новых знаний. Беседа. | 1. Раскрыть борьбу Сони за «не погибшую ещё душу», её скорбный, но праведный путь. 2. Показать, в чём видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос изменения существующего миропорядка. | Работа с учебником (с.236-239). Составление плана - характеристики образа Сони. | Словесный портрет Сони. План - характеристика. Письмо уч-ся. | 1. Подготовить рефераты. 2. Подготовить материал для анализ эпизода; перечитать Ч.4, гл.2 | |
122. | Р.р. Анализ эпизода «Раскольников раскрывает Соне свою тайну». Ч.4; гл.2. | Урок развития речи | 1. Формировать навыки самостоятельного анализа эпизода. | Работа с текстом. | Анализ | 1. Читать эпилог. 2. Ответить на вопросы в тетради. | |
123. | «Преступление и наказание» как роман – предупреждение. | Урок – дискуссия на основе изученного материала. | 1. Раскрыть гуманизм романа: воскрешение погибшего человека. 2. Раскрыть мастерство Достоевского - художника. | Выступление уч-ся. | Подготовка к сочинению. Вопросы уч-ся. | Подготовиться к написанию сочинения. | |
124 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского. | Контрольный. Развитие речи. | 1. Формировать читателя, способного к сотворчеству, умеющего грамотно излагать свои мысли, владеющего навыками литературоведческого анализа. | Выбор материала. Составление плана. | Проверка целостного восприятия романа. | Подготовиться к уроку – суду. | |
125. | Суд на Раскольниковым. | Урок – суд. | 1. Обобщить знания и умения учащихся понимать прочитанное, пользоваться аргументами из текста; отстаивать своё мнение. | Обобщение образа героев. | Публичная речь. | Подготовиться к внеклассному чтению. Индивидуальное выступление о жизни и творчестве Распутина. | |
126. | Вн. Чтение В.Г.Распутин «Живи и помни». | Урок – диспут. Беседа. | 1. Формировать умения анализировать поступки людей; умение выбирать в сложной ситуации. | Выступление уч-ся. Работа с текстом. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | 1. Подготовить сообщения. | |
А.П.Чехов. | |||||||
127. | Жизнь и творчество А.П.Чехова. | Изучение нового материала. Беседа. Лекция учителя. | 1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством А.П.Чехова. 2. Разъяснить важнейшие теоретико - литературные понятия в рамках статьи учебника. | Составление тезисов. Сообщение уч-ся. | Записи основных положений лекции. | 1. Прочитать с. 244-253, составить хронологическую таблицу. 2. Прочитать р-зы «человек в футляре», «Крыжовник» | |
128-129. | Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Крыжовник». | Изучение нового материала. Беседа. Анализ рассказа. | 1. Раскрыть идею и художественные особенности рассказов, показать мастерство писателя в изображении мира футлярного человека. | Работа с текстом, комментированное чтение, анализ текста. Вопросы на с. 257, 261. | Составление плана анализа. Беседа. | 1. Прочитать р-з «Ионыч» | |
130-131 | Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения (по произведению А.П.Чехова «Ионыч». | Изучение нового материала. Работа с текстом. Подбор эпизодов для иллюстрации основных идей. | 1. Проанализировать этапы нравственной деградации героев. 2. Раскрыть трагизм повседневного будничного существования. | Работа над общими приёмами типизации героев. Язык произведения, речь героев. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Выборочный пересказ. Эврестическая беседа. | 1. Прочитать с. 261-266, составить развёрнутый план. 2. Читать пьесу «Вишнёвый сад» | |
132. | А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии. | Изучение нового материала. | 1. Новаторство Чехова – драматурга. 2. Воспитание критического мышления. | Работа с текстом., комментированное чтение, использование цитат. | Беседа. Описание героев. | 1. Составить характеристику Раневской, Гаева, Ани, Трофимова, Лопахина на материале уч. с.276 | |
133 | «Здравствуй, новая жизнь!» (образ сада и философская проблематика пьесы) | Изучение нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения. Анализ комедии. | 1. Раскрыть образ сада в философской проблематике пьесы. 2. Формирование умений обобщать, систематизировать, сравнивать, высказывать своё мнение. | Работа над портретной характеристикой героев. | План характеристики. Фронтальный опрос. | 1. Ответить на вопрос 4, 5 на с.281-282 | |
134-135 | «Вишнёвый сад». Система образов. | Совершенствование и углубление ЗУН. Урок – беседа. Комментированное чтение. | 1. Раскрыть характеры главных героев. 2. Формировать умения анализировать и делать выводы. | Сообщения уч-ся. Составление плана характеристики героев. | Ответы уч-ся. Тесты по творчеству Чехова. | 1. Вопросы 6, 7, 8 на с.282. 2. Подготовиться к сочинению по творчеству А.п.Чехова. | |
136-137 | Р.р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова. | Практическое занятие. Творческая самостоятельная работа. Развитие речи. | Учёт и контроль знаний. | Логическое раскрытие выбранной темы. | Проверка целостного восприятия отдельных произведений Чехова. | Подготовиться к контрольному тестированию за курс 10 класса. | |
138-139 | Контрольное тестирование и его анализ. | Урок контроля. | |||||
140. | Обобщение. Рекомендации на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой, 10 класс
рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Гольцовой...
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...
Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна
Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...
Рабочие программы для 7 класса (коррекционная программа VIII вида)
В папке собраны рабочие программы по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, биологии, истории для 7 класса с тематическим планированием для надомного обучения....
Рабочие программы для 2 класса по программе "Школа России" с УУД
Рабочие программы по всем предметам для 2 класса с пояснительными записками...