Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkij_babiceva_10_klass.doc507.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО


___________Локтева Н.В..


Протокол № ________ от

«____»___________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ

СОШ № 4 г. Белгород


__________ Медведева Л. И.


«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 4 г.Белгород


____________Самойлова Т.Н.


Приказ № ________ от «___»____________2012 г.

Рабочая программа

Медведевой Любови Ивановны

первая  квалификационная категория

по учебному курсу «Русский язык»

   10 «А»  класс

Профильный уровень

2012-2013 учебный год

Раздел 1  Пояснительная записка

   Рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом общего среднего образования, принятым Министерством  образования РФ в 2004г.,  на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) для 10-11 классов, программы по русскому языку, автор программы В.В.Бабайцева. –М. Дрофа,- 2010г.  Календарно-тематическое    планирование составлено для 10 класса из расчета 3 часа в неделю (105 часов в год)  и  ориентировано     на     использование учебника: Бабайцева В.В. Русский язык.  10-11  класс: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М.: Дрофа, 2008г., а также дополнительных пособий для учителя: Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В.Бабайцевой. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2008г. 

Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено  на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  2. развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии к получению высшего гуманитарного образования;
  3. углубление  знаний о лингвистике как науке; русском языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  4. овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,  классифицировать языковые факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий  к языковым явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

 На основании требований (вышеизложенных) Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования для учащихся 10 «А» класса предполагается  реализовать следующие  задачи обучения:

  1. углубление  знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  2. овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
  3.  совершенствование способности к  анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться лингвистическими справочниками и словарями;
  4. совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения,  основными способами информационной переработки текста;
  5. освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.

Раздел 2      Требования к уровню подготовки

Согласно действующему в МБОУ СОШ № 4 учебному плану    в 10 «А» классе социально-гуманитарного  профиля  предполагается обучение  в объеме 3 часов в неделю.
В соответствии с этим реализуется  программа  среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) для 10-11 классов.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
  Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе среднего (полного) общего образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как
общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса русского языка. 
  Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений о русском языке как  многофункциональной знаковой системе и общественном явлении будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков, использование технологий проблемного обучения и тестовых форм контроля.  При выполнении творческих работ формируется
умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
  Обучающиеся  должны приобрести
умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Обучающиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении).

Раздел 3      Содержание программы

10 класс (105ч)

Вспомним изученное (10ч)

Фонетика. Звук как единица языка. Морфемика и словообразование. Состав слова, его современная структура. Морфология. Морфология как учение о частях речи. Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Комплексный анализ текста.

Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (16ч)

Функции языка. Значение языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка. Язык и речь. Язык, речь  и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в российской Федерации. Русский язык среди других языков мира. Русский язык как один из рабочих языков в ООН. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе.

Русский язык – один из богатейших языков мира (78ч)

Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы. Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная  и параллельная связи частей текста. Типы речи: повествование, рассуждение и описание. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации. Литературный язык и его нормы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы. Русский язык как развивающееся явление. Стили литературного языка – разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля. Устная и письменная формы речи. Их специфика. Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи. Культура речи. Содержательность речи,  соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др. Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина. А.С.Пушкин – создатель современного русского литературного языка. Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.


Раздел 4     Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Подготовка к ЕГЭ

Дата по плану

Дата по факту

Вспомним изученное (10ч)

1

Вводный урок

1

2

Комплексный анализ текста

1

В1-В8, С1

3

Фонетика. Звук как единица языка.

1

А1

4

Морфемика и  словообразование. Состав слова, его современная структура.

1

В1

5,6

Морфология. Морфология как учение о частях речи.

2

В2,А3

7

Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.

1

А4-А9, В3-В5

8

Синтаксис. Сложное предложение.

1

А5,А19-А26

9

Контрольный диктант с дополнительными заданиями

1

10

Анализ контрольного диктанта

1

Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (16ч)

11

Функции языка

1

12,13

Рр Подробное изложение с  сохранением авторских изобразительных средств

2

А27, В8

14

Язык, речь  и слово как синонимы в речи

1

15

Экспрессивные и коммуникативные функции языка

1

А28, В7

16

Термины язык, речь и слово.

1

17

Речевая деятельность

1

18

Русский язык – государственный язык Российской Федерации

1

19

Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации

1

20

Русский язык среди других языков мира

1

21, 22

Рр Контрольное сочинение-рассуждение о русском языке

2

С1

23

Индоевропейская семья языков. Славянские языки

1

24

Русистика на современном этапе

1

25

Контрольное тестирование, задания типа ЕГЭ

1

А1-А-30, В1-В8

26

Анализ контрольного тестирования

1

Русский язык – один из богатейших языков мира (76ч)

27

Состав современного русского языка

1

28

Литературный язык как центр системы современного русского языка. Урок-дискуссия на тему «С какого времени литературный язык можно считать современным?»

1

29

Общенародная разговорная речь

1

30

Просторечие

1

А2

31

Диалектизмы

1

А2

32

Жаргонизмы

1

А2

33

Текст

1

А6-А7

34

Признаки текста

1

35

Цельность и связность

1

А28

36

Логическая последовательность предложений

1

А28

37

Единство темы, ключевые слова и предложения.

1

38,3940,41

Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др.

4

В7

42

Количество и характер предложений в тексте. Рр Мини-эссе.

1

А27-А28

43

Цепная  и параллельная связи частей текста.

1

А6-А7

44-45

Рр Сжатое изложение

2

46

Типы речи. Повествование.

1

А29

47

Рр. Сочинение-повествование

1

С1

48

Типы речи. Описание.

1

А29

49

Рр Сочинение-описание.

1

А29

50

Контрольное тестирование, задания типа ЕГЭ

1

А1-А30, В1-В8

51

Типы речи. Рассуждение.

1

А29

52-53

 Рр Контрольное сочинение-рассуждение

2

С1

54

Комбинация разных типов речи в одном тексте.

1

А29

55

Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации

56

Литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы.

1

А1

57-58

Лексические нормы.

2

А2

59-60

Рр Изложение с творческим заданием

2

61-62

Морфологические нормы.

2

А3

63,64,65

Синтаксические нормы.

3

А4-А5

66

Русский язык как развивающееся явление

1

67

Контрольная работа по теме «Нормы литературного языка»

1

68

Анализ контрольной работы

1

69

Стили литературного языка. Понятие о стиле. Разговорный стиль.

1

А27

70,71

Научный стиль.

2

А27

72

Контрольное тестирование, задания типа ЕГЭ

1

73

Деловой стиль.

1

А27

74

Публицистический стиль.

1

А27

75

 Рр Репортаж как речевой жанр.

1

А27

76,77

Художественный стиль.

2

А27

78

Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля

1

А27

79,80

Рр Изложение с творческим заданием

2

81

Урок – зачет по теме «Стили литературного языка»

1

82

Устная и письменная формы речи. Их специфика.

1

83,84

Синонимика русского языка. Лексические синонимы.

2

А11

85

Контрольное тестирование, задания типа ЕГЭ

1

86

Морфемные синонимы.

1

В1

87-88

Морфологические синонимы.

2

В2

89-90

Синтаксические синонимы.

2

А4-А5

91

Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи

1

92

Культура речи. Содержательность речи

1

93

Культура речи. Соблюдение норм литературного языка

1

94-95

Рр Контрольное сочинение-рассуждение.

2

С1

96

Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка.

1

97

Предшественники А.С.Пушкина

1

98

А.С.Пушкин – создатель современного русского литературного языка

1

99

Источники расширения словарного состава современного литературного языка.

100

Обобщающий урок по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира»

1

101-105

Обобщение и систематизация изученного в 10 классе

5

Раздел 5             Формы и средства контроля

сочинения разных видов, тестирование, самостоятельные и контрольные работы

Тесты

Фонетика

1.        В каком слове произносится гласный [а]?

1) частичный         2) площадь         3) спрячусь         4) яснее

2.        В каком слове произносится гласный [а]?

1) тучами        2)  жалеть        3)  ячмень        4)  объявлен

3.        В каком слове произносится гласный [а]?

1) сядьте        2) слушайте        3) тридцать        4)  месяц

4.        В каком слове произносится гласный [э]?

1) запечатлённый      2)  жевать      3) честный      4)  выехал

5.        В каком слове произносится гласный [э]?

1) кафе        2) кофе        3) чудеса        4)  приятель

6.        В каком слове произносится гласный [о]?

1) корзина        2)  направо        3) выход        4)  шёлковый

7.        В каком примере произносится гласный [ы]?

1)  цирковой        2) чисто        3) на имя        4)  неинтересная

8.        В каком примере произносится гласный [и]?

1) к Игорю 2) за Игорем 3) контригра 4) трансиранская

9.        В каком слове все согласные мягкие?

1)  шинель        2) щавель        3) лишь        4)  цель

10.        В каком слове все согласные мягкие?

1)  съездить        2) живёте        3) тише        4) целитель

11.        В каком слове все согласные твёрдые?

1) пощада        2) чудак        3) щипцы        4) шёлк

12.        В каком слове все согласные твёрдые?

1) можешь        2) врач        3) съёмка        4)  щёлочь

13.        В каком слове все согласные глухие?

1) эпизод        2) философ        3) фасад        4) рассказ

14.        В каком примере есть звук [з]?

1) несгораемый     2) без шуток     3) поезд     4) с жасмином

15.        В каком примере есть звук [з]?

1) из жести     2) с жалостью     3) с горечью    4) перевозка

 16. В каком примере есть звук [с]?

    1) из шёлка        2) вьётся        3) сдача        4) простой

17.Укажите   верную   характеристику   последнего   звука в слове молодёжь.

согласный глухой, твёрдый

согласный глухой, мягкий

согласный звонкий, твёрдый

согласный звонкий, мягкий

18*.  Укажите верную характеристику первого звука в слове здесь.

согласный глухой, твёрдый

согласный глухой, мягкий

согласный звонкий, твёрдый

согласный звонкий, мягкий

19. Укажите верную характеристику первого звука в слове если.

  1. гласный ударный
  2. согласный глухой, мягкий
  3. согласный звонкий, твёрдый
  4. согласный звонкий, мягкий

20. В каком слове гласных звуков больше, чем согласных?
1) ягода        2) осенью        3) лиана        4) уют

21*.  В каком слове гласных звуков столько лее, сколько согласных?

1)  вьюга        2) кассета        3) юг        4) чьи

22*.   Какой звук в слове гроздь охарактеризован неверно?

1-й звук — согласный звонкий, твёрдый

2-й звук — согласный звонкий (непарный), твёрдый

3-й звук — гласный ударный

  1. 4-й звук — согласный звонкий, твёрдый
  2. 5-й звук — согласный глухой, мягкий

23. В каком слове происходит озвончение согласного?

1) безвестный         2) вокзал         3)  загадка         4) насквозь

24. В каком слове нет согласного [j]?

1) подъезд        2)  почтальон        3) лёд        4)  статьи

25*. Выпишите из данного отрывка слово, в котором произносится согласный [с].

Фрагменты книги Гинзбурга, как мне кажется, позволяют представить масштабы личности учёного и то, что он сделал в науке. Конечно, это лишь капля из великого океана, но и по ней можно судить, как велик и могуч этот океан.         :        



26*. Выпишите из данного отрывка слова, в которых произносится согласный [в].

Доктриной называют учение, научную теорию. Например: научная доктрина материализма, философская доктрина. Кроме того, доктрина — это связная концепция, совокупность принципов в политике, науке, общественной жизни.



27. Выпишите из данного отрывка слово с непроизносимой согласной.

Слово доктрина в русском языке является довольно поздним заимствованием из латинского языка. Появилось оно в первой трети XIX в. и впервые отмечается в «Русском энциклопедическом лексиконе» 1835 г.

Орфоэпия

Нормы ударения.  Нормы произношения отдельных слов

1.        В каком слове ударение падает на второй слог?

1) ненадолго    2) проживший    3) прожитый    4) собрались

2.        В каком слове ударение падает на первый слог?

1) недуг        2) звонишь        3) дефис        4)  клала

3.        В каком слове ударение падает на первый слог?

1) досуг        2) нарост        3) названа        4) звала

4.        В каком слове ударение падает на третий слог?

1) обеспечение    2) феномен    3)  переведены    4) намерение

5.        В каком слове ударение падает на первый слог?

1) простыня        2) знамение        3) договор        4) оптовый

6*.  В каком примере выделенное слово имеет ударение на втором слоге?

  1. дело прояснилось        3) парусное судно
  2. к полудню прояснилось         4) судно для больного

7*.  В каком примере выделенное слово имеет ударение на втором слоге?

  1. названый брат        3) черпать воду
  2. названный в честь отца         4) черпать вдохновение

8.        В каком примере в выделенном слове произносится [шн]?

  1. пространство конечно         3) полуночный час
  2. это, конечно, шутка        4) послать письмо с нарочным

9.        В каком слове произносится [шн]?

  1. брусничный         3) нарочно
  2. коричневый         4) гречневая

10.        В каком слове произносится [шн]?

  1. беспомощный         3) уличный
  2. помощник        4) суточный

11.        В каком слове есть звук [j]?

1) проект     2) проекции     3) кариес     4) веер

12.        В каком слове произносится [тэ]?

1) контейнер         2) протест         3) патент         4) контекст

13.        В каком слове произносится [к]?

1) лёгкий        2)  мягче        3) Бог        4) прилёгший

14.        В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) побл..кла        2) оп..ка        3) быти..        4) аф..ра

15.        В каком слове пропущена буква Н?

  1. компроме. .тировать         3) ко. .фортный
  2. ко..форка        4) инци..дент

Лексика

1.**  Значение какого слова определено неверно?

  1. УСУГУБИТЬ — усилить, увеличить действие чего-либо
  2. ФЕНОМЕН — чрезвычайное происшествие
  3. КОСНЫЙ — тяготеющий к привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному
  4. СКРУПУЛЁЗНО — тщательно, точно до мелочей

2.*  Значение какого слова определено неверно?

  1. АФОРИЗМ — краткое выразительное изречение
  2. ДОБЛЕСТЬ — мужество, отвага, самоотверженность
  3. СКУДНЫЙ — недостаточный по количеству, бедный
  4. ДЕКЛАРИРОВАТЬ — давать обещание

3.* Какое слово может быть использовано вместо выделенного в предложении?

Молодые люди удобно расположились на сиденьях и с показным пренебрежением посматривают на стоящих вокруг.

  1. Наглядным        2) показательным
  1. Демонстрационным        4) демонстративным

4.* В каком предложении вместо прилагательного ЕЖЕДНЕВНЫЙ нужно употребить ПОВСЕДНЕВНЫЙ?

1)  Ежедневные  прогулки  по лесу сделались для  нас  потребностью.

  1. Жизнь спортсмена — это прежде всего упорные,  ежедневные тренировки.
  2. Модельеры  не  очень  любят  работать  над  ежедневной одеждой, их больше интересуют вечерние туалеты.
  3. В каждом большом городе издаются свои ежедневные газеты.

5.  В каком предложении глагол ТОЛКОВАТЬ можно заменить глаголом ТРАКТОВАТЬ?

  1. Мои соседи по купе оказались людьми общительными и всю дорогу увлечённо толковали о самых разных вещах.
  2. Сонниками называются книги, которые толкуют сны.
  3. Режиссёр по-новому толкует известную комедию Шекспира.
  4. Доктор битый час толковал, как важно правильно питаться.

6.* Какое значение имеет слово ГЛОБАЛЬНЫЙ?

  1. всеобщий, охватывающий весь земной шар, весь мир
  2. главный, самый важный
  3. имеющий большие перспективы
  4. представляющий большую опасность

7.* Какое значение имеет слово КРИТЕРИЙ?

  1. существенный признак чего-либо
  2. обсуждение чего-либо с целью дать оценку, выявить достоинства
  3. принципы, убеждения какого-либо человека
  4. основания для оценки

8.        Какое значение имеет слово КОНТРАСТИРОВАТЬ?

1) вступать в столкновение с кем-либо          2) резко отличаться от чего-либо

3) выделяться на общем фоне                        4) выступать против чего-либо

9.        Какое слово имеет значение «приходящий в упадок»?

1) дестабилизирующий    2) деградирующий     3) реакционный        4) резонёрствующий

10.        Какое слово имеет значение «нелепость, бессмыслица»?
1) анонс        2) аншлаг        3) абсурд        4) авантюра

11.   Какое слово имеет значение  «картина,  воспроизведённая типографским способом»?

1) копия           2) иллюстрация                 3) гравюра                4) репродукция

12.**  Какое слово имеет значение   «человек,  являющийся полной противоположностью кого-либо»?

1) антагонист        2)антипод        3) оппонент                4) оппортунист

13.        Какое  слово  имеет  значение   «сделанный   грубо,   безвкусный»?

1) дилетантский        2) асимметричный        3) аляповатый     4) непрофессиональный

14.        Какое  слово  имеет  значение,   противоположное  слову  ДИЛЕТАНТ?

1) знаток        2) эксперт        3) профессионал                4) любитель

15.        Какое  слово  имеет  значение,   противоположное  слову ПРОГРЕССИВНЫЙ?

1) консервативный    2) отсталый     3) оппозиционный        4) деструктивный

16.        Какое слово включает в своё лексическое значение положительную оценку?

1) преобразиться        2) перемениться        3) превратиться    4) трансформироваться

17.        Какое слово лишнее в ряду синонимов?

1) преобразовать        2) реорганизовать        3) реформировать                4)  превратить

18.        Какое слово лишнее в ряду синонимов?

1) превосходить        2) преобладать                3) доминировать        4) превалировать

19.        Укажите синонимы.

а) тяготить      б) заставлять      в) довлеть      г) принуждать
1) а, б, г        2) а, в        3) б, г        4) б, в, г

20*.   Какое слово имеет связанное значение (употребляется только в составе фразеологических сочетаний)?

1) показывать          2) оказывать         3) оказываться         4) заключат

21.   Укажите фразеологизм.

  1. сдержать слово        3) сдержать натиск
  2. подписать договор         4) устроить митинг

22*.  В каком предложении есть фразеологизм?

  1. Тихая Кемь помнит бурное,  опасное время — тревожный XVI век, когда грабительские набеги шведов заставили город ощетиниться деревянным острогом.
  2. Новая цивилизация,  наверное, не захочет глобальных экспериментов: социальных, экономических, религиозных; её цель — экологическое благополучие.
  3. Музыка, в строгих ли канонах классических форм или, напротив,  в  свободной импровизации джаза,— всегда проявление общечеловеческих эмоций.
  4. Происшествие, свидетелем которого я невольно стал, заставило меня посмотреть на моего юного соседа новыми глазами.

23.        Укажите стилистические синонимы.

1) текучий — текущий        2) могучий — могущий

3) страж — сторож                4) схоронить — сохранить

24.        Укажите синонимы, не различающиеся стилистически.

1) очевидец — свидетель                2) предсказывать — предрекать

3) зодчий — архитектор                4) обман — враньё

25.        Определите, какой из указанных глаголов имеет омоним.

1) топить                2) собирать                3) расцветать        4) продвигать

26.        В каком(их) из предложений обыгрывается омоним?

А) Поднялась метель, и ветер стал резать прямо в глаза. (Н. Гоголь)

Б) Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. (В. Даль)

В) Я крикнул Солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо! Чем так, без дела, заходить, ко мне на чай зашло бы!» (В. Маяковский)

1) А        2) Б        3) В        4) А и В

27.        В каком предложении вместо прилагательного ОРДИНАРНЫЙ следует употребить ОДИНАРНЫЙ?

  1. Начальник цеха показался мне вначале ничем не примечательным, ординарным человеком.
  2. Возьмите ординарный лист и согните его пополам.
  3. У гениального человека часто бывает вполне ординарная внешность.
  4. Критики  называли  новую  повесть Мурашова ординарной.

28.        Напишите  слово,   соответствующее  данному  толкованию.

Отделить, лишить соприкосновения с окружающей средой — _________        

29.        В каком примере допущена лексическая ошибка?

  1. Полуграмотные,  невежественные люди вряд ли за два года станут хорошими специалистами.
  2. Свита у адмирала состояла из невежественных, несведущих в морском деле людей.
  3. Воспитанного человека легко отличить от невежды.
  4. Сейчас я понимаю, что был тогда круглым невеждой, хотя и закончил техникум.

Прочитайте    отрывок    из    стихотворения    А. С. Пушкина «Осень» и выполните задания 30 и 31.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу — матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны. Плывёт. Куда ж нам плыть?..

30.        Какой глагол употреблён в прямом значении?
1) дремлет       2) рассекает       3) двинулась

31*.  Какой из глаголов служит примером стёртой метафоры?

1)  надулись       2) кидаются       3)  ползут

Прочитайте текст и выполните задания 32—34.

Болото болоту рознь. Есть низинные — расположенные главным образом в поймах рек, и есть верховые — на водоразделах. Осушение низинных болот в большинстве случаев не вызывает вредных последствий. Осушение же верховых чревато обмелением рек.

32.  Выпишите антонимическую пару.

33*. Выпишите контекстные антонимы из второго предложения.

34. Выпишите контекстные антонимы из третьего и четвёртого предложений.

35*. Найдите и подчеркните лексическую(ие) ошибку(и) в данном фрагменте из сочинения школьника.

...Уж если и сравнивать «Фауста», его терзания и думы с кем-либо, то я бы вспомнила о Родионе Раскольникове или, может, о шекспировском Гамлете.

36*. Найдите и подчеркните лексическую(ие) ошибку(и) в данном фрагменте из сочинения школьника.

Автор пытается доказать, что дружба — это один из лучших даров, который может принять человек. Путём весомых аргументов ему это удаётся.

37*. Найдите лексическую(ие) ошибку(и) в данном фрагменте из сочинения школьника.

Денежная награда намного лучше и выгоднее, чем орден. Она преображает материальное состояние человека.

38*. Найдите лексическую(ие) ошибку(и) в данном фрагменте из сочинения школьника.

Иностранная литература поражает своей феноменальностью и непохожестью на те образы и сюжеты, которые создавали в прошлых веках российские писатели.

Словообразование

1.        Выберите правильное рассуждение, определяя способ образования слова.

РАЗРАБАТЫВАЛИ

  1. В этом слове есть приставка (раз-) и суффиксы (-ыва-,-л-),  значит,  оно  образовано  приставочно-суффиксальным (приставочно-суффиксным) способом (при этом используется  и чередование а/о в корне).
  2. Слово разрабатывали образовано от разрабатывать с помощью суффикса -л-, значит, способ образования суффиксальный (суффиксный).
  3. Слово  разрабатывали  (начальная  форма  разрабатывать) образовано от глагола разработать  с  помощью суффикса -ыва-,   значит,   способ   образования суффиксальный   (при этом используется и чередование а/о в корне).

2.        Выберите правильное рассуждение, определяя способ образования слова.

ПРИТАИЛСЯ

  1. Этот глагол (начальная форма притаиться) образован от более простого глагола таиться с помощью приставки при-, следовательно, способ словообразования приставочный.
  2. Глагол  притаиться образован от более простого глагола таить  с  помощью  приставки  и  суффикса (постфикса)  -ся, следовательно, приставочно-суффиксальным способом.
  3. Этот глагол образован от притаить с помощью суффикса (постфикса) -ся суффиксальным способом.

3.        Выберите правильное рассуждение, определяя способ образования слова СХОДЯТСЯ из предложения В обеденный перерыв все сходятся на короткое совещание.

1) Глагол сходятся (начальная форма сходиться) образован от глагола ходить приставочно-суффиксальным способом: с помощью приставки с- и суффикса (постфикса) -ся.

2) Этот глагол (начальная форма сходиться) образован от глагола сходить суффиксальным способом (с помощью суффикса (постфикса) -ся).

4.        Выберите правильное рассуждение, определяя способ образования слова.

НЕДОВЕРЧИВЫЙ

  1. Слово  недоверчивый  образовано  от  глагола  недоверять с частицей не с помощью суффикса -чив- суффиксальным способом.
  2. Слово недоверчивый образовано от прилагательного доверчивый приставочным способом.
  3. Слово недоверчивый образовано от прилагательного доверчивый,   которое  образовано  от  глагола доверить  с  помощью суффикса -чив-, а глагол образован от более простого глагола верить; следовательно, используется приставочно-суффиксальный способ словообразования.

5.        Объясните, почему глагол РАЗГЛЯДЫВАТЬ образован суффиксальным способом, а глагол ЗАГЛЯДЫВАТЬ — приставочно-суффиксальным.

6. Объясните, почему слово НЕВЕРОЯТНО в предложении Дело оказалось невероятно сложным образовано суффиксальным способом, а слово НЕВЕРОЯТНО в предложении Подобное развитие событий невероятно образовано приставочным способом.

7. Объясните,  почему слово  БЕССМЫСЛЕННО из предложения Выражение «реформа языка», употребляемое многими журналистами,   бессмысленно  образовано  приставочно-суффиксальным способом, а слово БЕССМЫСЛЕННО из предложения Миша молчал и бессмысленно улыбался образовано суффиксальным способом.

8. Определите способ образования слова ПО-СВОЕМУ.

9. Определите способ образования слова ПОМЕНЬШЕ.

10. Определите способ образования слова ПОСТЕПЕННО.

11. Докажите,  что способ образования слова БЕСКОНЕЧНО зависит от роли этого слова в предложении.

12. Определите способ образования слова ЗЕЛЕНЬ.

13. Определите способ образования слова ВТОРОСТЕПЕННЫЙ.

14*. Из данного ниже предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Прямо над головой полыхнула запоздалая молния, и, пока она светила, я увидел, как на противоположном берегу мерцает какая-то белая точка.

15*. Из данного ниже предложения выпишите глагол, образованный приставочно-суффиксальным способом.

Мы высадились на пологом берегу с намерением сделать короткий привал, но обнаружили заросли малины и ежевики и, посовещавшись, решили здесь расположиться.

16*. Из данного ниже предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Фанатизм учёного, ослеплённость страстью к открытиям, к достижению возлюбленных истин и, конечно, неколебимая вера в себя, в своё предназначение нередко становились тормозом развития науки.

17*. Из данного ниже предложения выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В течение двух недель я чувствовал себя счастливым, но счастье было с примесью какой-то надрывной тревоги.

18*. Из данного ниже текста выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Выйдя из класса и протолкавшись вдоль по коридору, полному нестройного стука ног, звона голосов и вскриков, я вышел на площадку лестницы. Притворив за собой дверь, отчего крики, обманув ухо, затихли, я оглянулся.

Морфологические нормы

1.        В  каком  примере  есть  неправильно  образованная  форма слова?

1) в две тысячи двадцать втором году        2) несколько помидоров

3) достигнул успехов                4) служебные пропуска

2.        В каком  примере есть неправильно  образованная  форма слова?

  1. в двухтысячном году        3) приляг на диван
  2. свежие торта        4) прибег к хитрости

3.        В  каком  примере есть  неправильно  образованная  форма слова?

  1. в двухстах метрах        3) промёрзший
  2. якоря подняты        4) зажгём свечи

4.        В  каком  примере  есть  неправильно  образованная  форма слова?

  1. около пятиста километров         3) тягчайший проступок
  2. инспекторы        4) без туфель

5.        В  каком  примере  есть  неправильно  образованная  форма слова?

  1. в обеих руках        3) более серьёзнее
  2. все слесари        4) у неё

6.        В каком предложении есть неправильно образованная форма слова?

  1. Победитель определится на состоящемся в среду матче.
  2. В школе есть попечительский совет, организующий экскурсии.
  3. Снедаемый любопытством, я заглянул в шкаф.
  4. В референдуме принимают участие граждане, достигшие 18 лет.

7.        В каком предложении есть неправильно образованная форма слова?

  1. Впишите в слова недостающие буквы.
  2. При  порывах   ветра  сухие  колышущиеся  стебли   звенели.
  3. Старик-садовник  охотно  прощал  раскаивающих  шалунов.
  4. Киты относятся к млекопитающим.

8.        В каком предложении есть неправильно образованная форма слова?

  1. После перерыва выступил адвокат, убедившийся в правоте своего подзащитного, кажется, всех, кроме судей.
  2. Предупреждение учёного долго не принимали всерьёз, пока не произошло событие, убедившее коллег в том, что он прав.
  3. Призы получили студенты театрального училища, блестяще разыгравшие несколько этюдов.
  4. Разыгравшиеся в коридоре малыши опрокинули цветок.

9.        В каком предложении есть неправильно образованная форма слова?

  1. Жители нашего города были очевидцами событий, описываемых в романе.
  2. Цветы, даримые первоклассникам 1 сентября, выращивались на пришкольном участке.
  3. Картины Айвазовского,  часто копируемые художника
    ми-любителями, получили широкую известность.
  4. Нужно решить вопрос, касаемый в первую очередь жителей нашего дома.

10.        В   каком   предложении   есть   неправильно   образованная форма слова?

  1. Новгородцы опасались,  что они могут потерять права, отстоянные ими в многолетней борьбе.
  2. Воду приходилось экономить, поэтому умывались и стирали одежду только растаянным снегом.
  3. На стульях и креслах были развешаны рубашки, брюки, пиджаки.
  4. Бельё было аккуратно развешено на туго натянутых верёвках.

11.        В   каком   предложении   есть   неправильно   образованная форма слова?

  1. Принеся присягу, можно было поступить на службу.
  2. Подрастя немного, птенцы начинают учиться летать.
  3. Невозможно сделать что-то, ни разу не ошибясь.
  4. Улёгшись на лапнике, я попытался заснуть.

12.        В   каком   предложении   есть   неправильно   образованная  форма слова?

  1. Байкал — глубочайшее в мире озеро.
  2. С возрастом мы становимся более терпимы к недостаткам людей.
  3. Оставалось выполнить самое труднейшее упражнение.
  4. Будьте терпеливее.

13.        В   каком   предложении   есть   неправильно   образованная форма слова?

  1. Профессия лётчика для  детей  более  привлекательнее, чем профессия слесаря.
  2. От моих слов девочка заплакала ещё горше.
  3. Двести лет назад климат здесь был более суровым.
  4. Нет растения горче полыни.

14.        От какого(их) прилагательного(ых) нельзя образовать простой формы сравнительной степени?

1)  стойкий         2) весомый         3) чудной         4) чудный

15.        От  какого(их) глагола(ов)  нельзя  образовать  страдательное причастие?

1) настигнуть     2) вести     3) касаться     4) рекомендовать

16.        От  какого(их) глагола(ов)  нельзя  образовать  причастия настоящего времени?

  1. состоять        2) состояться                 3) мобилизовать        4) мобилизоваться

        

17.        Напишите слова в форме родительного падежа множественного числа.

  1. свечи —                3) комментарии —        
  2. плечи —             4) церемонии —        

18.        Напишите действительные причастия прошедшего времени.

  1. завянуть —                3) проклюнуться —        
  2. продрогнуть —                4) вымокнуть —        

19.        Напишите глаголы в форме множественного числа повелительного наклонения.

  1. бежать —                3) лечь —        
  2. положить —                4) помолоть —        

20.  Напишите прилагательные в простой форме сравнительной степени.

  1. молодой —                3) робкий —        
  2. слабый —                4) плохой —        

21.        Найдите грамматическую ошибку в данном фрагменте сочинения школьника. Исправленный вариант запишите.

Писатель в своём рассказе затрагивает такие темы, как
гармония в природе, гармония природы и человека. Он хо
чет, чтобы люди были более ближе к природе        

22.        Найдите грамматическую ошибку в данном фрагменте сочинения школьника. Исправленный вариант запишите.

Тема, затронутая автором, по-моему, действительно важна сейчас, когда в русском языке появляется много новых слов, меняются значения старых. И многие такие изменения ухудшают наш язык. К такому мусору, загрязняющему нашу речь, можно отнести неправильно использоваемые крылатые выражения

23.        Найдите грамматические ошибки в данном фрагменте сочинения школьника. Исправленный вариант запишите.

Если у человека есть какая-то правительственная награда, то он берегёт её как зеницу ока, а окружающиеся невольно смотрят на него с уважением        


24.        Найдите грамматическую ошибку в данном фрагменте сочинения школьника. Исправленный вариант запишите.

В этом тексте-рассуждении автор говорит о проблеме нехватки времени. Время нет не только у деловых людей, его нет и у школьников, и у студентов, и даже у стари-
ков.         

Правописание корней

1.        Укажите неверное утверждение.

  1. Мы с зам..ранием сердца смотрели на поплавок.—

000Пишется И, за корнем следует суффикс -а-.

  1. Декоратор   использовал   удачное   соч..тание   цветов.—
    Пишется И, за корнем следует суффикс -а-.
  2. Проход  через  топь  наст..лали  вручную.— Пишется И,
    за корнем следует суффикс
    -а-.
  3. Заг..рать под палящим солнцем вредно.— Пишется О в
    корне
    гор/гар в безударном положении.

2.        Укажите верное объяснение написания слов.

Победил молодой штангист Р..стислав Павлов из Р..стова.

  1. в обоих корнях пишется О в безударном положении
  2. в обоих корнях пишется О, потому что есть сочетание СТ
  3. оба слова — исключение, пишется О перед СТ

3.        Укажите неверное утверждение.

  1. соб..рёт,  ст..реть,  выд..рни — во всех  словах  пишется Е, за корнем не стоит суффикс -а-
  2. к..снуться, предл..жить, прик..сновение — во всех словах пишется О в корне в безударном положении
  3. оз..рять, з..рница, з..ря — во всех словах пишется А в корне в безударном положении
  4. покл..ниться, накл..нение, тв..рец — во всех словах пишется О в корне в безударном положении

4.        Укажите неверное объяснение написания слов.

  1. пол..вать,   изв..ваться,   т..ски,   сп..лить  (дерево) — во всех словах пишется И, безударная гласная в корне проверяется ударением
  2. пл..чо, пот..шаться, т..сниться, в..щица — пишется Е, безударная гласная в корне проверяется ударением во всех словах, кроме слова потешаться
  1. т..бу, т..втология, тр..нскрипция,  ан..логия— во всех словах пишется А, непроверяемая безударная гласная
  2. бр..дить, пр..стой (способ), скр..мнее — во всех словах пишется О, безударная гласная в корне проверяется ударением

5.        В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

  1. др..знить, согл..совать, скл..нение, ди..пазон
  2. ч..совой, приг..рать, утв..рь, пл..вучесть
  3. м..жор, вл..делица, вр..тарь, л..дья
  4. б..зар, б..гор, п..нихида, ..ппонент

6.        В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?

  1. т..нуть, п..тёрка, в..зание, проз..бать
  2. л..гушка, л..гнуть, м..систый, щ..дить
  3. ч..лма, м..укать, м..тежный, п..тнашки
  4. р..довой, просв..щение, т..жёлый, об..зательный

7.        В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

  1. ц. .тировать, девальвац. .я, без..мянный, м..зерный
  2. л..квидировать, гор..зонт, друж..на, без..сходный
  3. фин..нспектор,  меж..нтегральный,  пал..садник,  в..негрет
  4. выч..тание, авиац..я, лиц..мерный, конт..нент

8.        В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне?

  1. Объ..динение, разв..ваться (на ветру), нак..лить, ж..стяной
  2. п..тлять, л..пить, п..лить, пл..сать
  3. тр..сти, гл..деть, в..лна, р..кета
  4. л..биринт, жур..влиный, уд..вляться, оч..ровательно

9.        Укажите ряд, где во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне.

  1. к..мпонент, проц..дить, возвр..тить, ..вление
  2. забл..кировать, согл..совать, т..мно, нум..зматика
  3. вин..грет, в..дро, к..пьё, м..тать
  4. сомн..ваться, выд..ржанный, г..рдиться, ж..мчужина

10.        Укажите ряд, где во всех словах пропущены две проверяемые гласные в корне.

  1. г..л..ва, х..х..тать, г..л..дать, в..ч..реть
  2. в..с..льчак, з..мл..ника, ч..рв..чок, д..р..вянный
  1. г..в..рить, б..р..да, гр..м..здить, к..л..кольчик
  2. хл..п..тать, г..л..вастик, к..ш..лёк, к..м..нистый

11.        Укажите ряд, где во всех словах пропущена непроверяемая гласная в корне.

  1. д. .ссертация, ун..кальный, уж..нать, в..кзал
  2. н..рмативный, б..дон, рад..атор, к..стрюля
  3. бюр..крат, п..мфлет, б..гаж, ст..жёр
  4. к..стюм, п..ртрет, доск..нально, ч..рстветь

12.        Укажите ряд, где во всех словах пропущена непроверяемая гласная в корне.

  1. ж..лезо, х..зяйство, м..талл, недок..зуемый
  2. инж..нер, с..лют, р..корд, к..мбайн
  3. квал..фикация, в..лноваться, ж..лать, в..ренье
  4. ц..тировать, р..торический, расст..яние, тр..туар

Правописание слов с приставками

1.        В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. и..пуг, и..подлобья, и..поднизу
  2. и..готовить, и..чезать, и..давна
  3. ра. .топить, Ра..порядок, ра. .делаться
  4. бе..ветрие, бе..дорожье, и..подтишка

2.        В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ..ценить, ..кантовка, ..копать, ..логично
  2. с..товарищ, с..трудник, с..единение, с..брат
  3. во..кликнуть, в..бодриться, во..дожить, в..дремнуть
  4. ..гущённое, ..дешняя, ..борка, ..бросить

3.        В каком ряду в обоих словах произношение и правописание приставки совпадают?

  1. ..жиженный газ, ..танцевать вальс
  2. ..бритая борода, ..покойный взгляд
  3. ..просить тихо, ..вить гнездо
  4. ..дать зачёт, ..мыть грязь

4.        В каком ряду в обоих словах произношение и правописание приставки не совпадают?

  1. ра. .бить вазу, ра..жать руки                2)   полный ра..чёт, ра..чесать волосы

3)и..пуг, и..бранник                        4)  ..кинуть пальто, ..грести в кучу

5.        В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..дедушка, пр..бабушка, пр..отец, пр..водник
  2. р..продукция, р. .конструкция, р..ставрация, р. .акция
  3. . .степениться, . .счастливить, . .седлый, . .симметричный
  4. пр..кормить, пр..изнести, пр..вести, пр..язык

6.        В  каком  ряду во  всех  словах  приставка имеет  значение «высшая степень действия или качества»?

  1. пр..нудный, пр..милый, пр..скучный, пр..чудливый
  2. пр. .неприятный,   пр..злой,   пр..лестный,   пр..аккуратный
  3. пр..сытиться,  пр..добрый,  пр..достаточно,  пр..противный
  4. пр. .страстный,  пр. .старелый,  пр..странный,  пр. .назойливый

7.        В  каком ряду во  всех  словах  приставка имеет  значение приближения, присоединения?

  1. пр..пасть, пр..йти, пр..мкнуть, пр..открыть
  2. пр..грести, пр..горюниться, пр..двинуть, пр..липание
  3. пр..льнуть, пр..мазаться, пр..никнуть, пр..ползти
  4. пр..ложить, пр..готовить, пр..слонить, пр..совокупить

8.        Укажите неверное утверждение.

  1. Пр..усадебный,  пр..байкальский,  пр..дорожный,  Пр..уралье — во всех словах пишется И,  значение приставки при- близко к значению приставки около-
  2. пр..дел  (возможностей),   пр..дать  (забвению),   пр..ступить (к делу), пр..бывать (к месту службы) — во всех словах пишется Е,  значение приставки пре- близко к значению приставки пере-
  3. пр..тендент, пр..тензия, пр..стиж, пр..митивный — написание заимствованных слов с начальными пре- и при- устанавливается по орфографическому словарю

9.        В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)  пр..людия,   пр..цедент,  пр..емник (монарха),   пр..нципиальный

  1. пр..мерный,   привередливый,   пр..встать,   преступить (закон)
  2. пр..смыкаться, пр..пятствие, пр..обладать, пр..мьера
  3. беспр..рывный, пр..вратно (понять), пр..ломить, пр..кидываться

Употребление Ъ и Ь

1.        Укажите неверное объяснение написания слов.

  1. перец жгуч.., пион пахуч.., борец могуч..— в кратких прилагательных с шипящим на конце Ь не пишется
  2. много дач.., полкило груш.., пять задач..— в существительных женского рода с шипящим на конце слова пишется Ь
  3. синяя гуаш.., скромная брош.., значительная бреш..—в  существительных  3-го  склонения,  оканчивающихся  на шипящий, пишется Ь
  4. сяд..те, спряч..те, не спор..те — в глаголах повелительного наклонения, кроме глагола лягте, пишется Ь

2.        Укажите неверное объяснение написания слов.

1) контр..удар, с..экономить, дет..ясли, над..оконный — после приставок на согласный Ъ не пишется перед буквами а, о, у, э и в сложносокращённых словах

  1. ал..лея, интел..лект, ал..люр, ил..люминация — между двумя буквами Л не пишется Ь
  2. бар..ер,  фел..етон,  ар..ергард,  комп..ютер — Ь  не  пишется в корнях, суффиксах и окончаниях русских и иноязычных слов перед буквами е, ё, и, ю, я
  3. сентябр. .ский,    октябр. .ский,    ноябр..ский,    декабр..ский — Ь пишется во всех прилагательных, образованных от названий месяцев, кроме январский

3.        В каком ряду все слова пишутся без Ъ?

  1. вз..ерошенный, меж..этажный, об..уздать
  2. дву..язычный, раз..охаться, сверх..интересный
  3. двух..уровневый, пан..европейский, пан..американский
  4. суб..инспектор, гор..ювелирторг, ин..екция

4.        В каком ряду во всех словах не нужен Ь?

  1. кон..ский, день ден..ской, перм..ский, январ..ский
  2. кон..чик, сбор..щик, раз..ве, луч..ше
  3. несколько крыш.., черешен.., вишен.., нян..
  4. ретуш.., кортеж.., витраж.., паж..

5.        В каком ряду во всех словах нужен Ь?

  1. картеч.., вен..чик, сел..дь, упряж..
  2. отреж..те, смаж..те, ляг..те, встан..те
  3. п..еса, шест..сот, прос..ба, гон..щик
  4. наотмаш.., вскач.., проч.., точ..-в-точ..

Правописание суффиксов, окончаний глаголов и причастий

1.        В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

  1. завис..л, смер..л, езд..л, наскуч..л
  2. развес..л, вылож..л, возглав..л, чу..л
  3. обессил..л от голода, муч..л холод, смер..л
  4. намусор..л, чуд..лся, наскуч..л, вып..л

2.        В каком   ряду во всех словах пропущена буква Е?

  1. стел..тся туман, скоро стемне..т, забрезж..т рассвет
  2. уже бре..шься, цвет не меня..тся, се..тся дождь
  3. быстро выздоров..л, обессил..л противника, увид..л во время
  4. зыбл..тся поверхность, куп..т отец, кол..тся шарф

3.        В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?

  1. припа..нные   детали,   серебр..ная   монета,   неча..нная встреча
  2. зате..ла стряпню, ве..ло теплом, ро..щий нору
  3. пен..щийся поток, леле..ла мечты, стел..щийся ковыль
  4. предвид..тся поиски, выс..щаяся мачта, кро..щий крышу рабочий

4.        В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

  1. управля..мый процесс, вы привыкн..те, стреля..т в ухе
  2. колебл..щийся маятник, брош..нный мяч, колебл..мый ветром ковыль
  3. движ..мый голодом, замеш..нное тесто, обезвод..л от засухи
  4. зря спор..те, свисти..т судья, хоч..т познакомиться

5.        В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. выровн..нное дорожное покрытие, выкач..нная из скважины нефть
  2. измер..нный рулеткой участок, осме..нный в пьесе персонаж
  3. провер..нные временем факты, взвеш..нное решение
  4. стрел..ный воробей, измуч..нный дорогой путник

6.        В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. выкач..нный из гаража автомобиль, замеш..нный в преступлении
  2. испорч..нный рисунок, затер..нный в пустыне оазис
  3. увид..нный фильм, выбел..нные стены
  4. напо..нная влагой почва, насто..нный на травах напиток

Правописание наречий

1.  Укажите неверное утверждение.

  1. (без)толку, (до)отказа, (с)размаху, (без)оглядки — чаще всего раздельно пишутся наречия, образованные от существительных с предлогами без-, до-, с-
  2. (по)прежнему,  (по)немецки,  (по)свойски, (по)птичьи —пишутся через дефис наречия с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -цки, -ски, -ъи
  1.  (в)одиночку,  (по)одиночке,  (по)одному,  (по)двое — пишутся слитно наречия, образованные от числительного один
  2. (в)просак,  (не)вмоготу,  (с)позаранку, (до)тла — пишутся слитно наречия, имеющие в своём составе формы слов, которые в современном языке не употребляются

2.        Укажите неверное утверждение.

  1. (едва)едва, (еле)еле, (чуть)чуть,    (только)только — пишутся через дефис наречия,  образованные путём повтора одного и того же слова
  2. (во)первых,  (в)третьих,  (в)пятых,  (в)сто  двадцатых —пишутся через дефис наречия с приставками в-, во- и суффиксами  -ых-,  -их-,  образованные  от  порядковых  числительных
  3. (где)то,  (как)то,  (что)либо,  всё(таки) — пишутся через дефис слова с частицами -то, -либо, -нибудъ, кое-, -таки
  4. (по)долгу,  (по)маленьку,  (по)тихоньку,  (по)легоньку —пишутся слитно наречия с приставкой по-, образованные от сравнительной степени прилагательного

3.        Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются наречиями и пишутся слитно.

A)        Вы (в)праве решить проблему самостоятельно.

Б) Не сомневайтесь (в)праве поступить так, как считаете целесообразным.

B)        С охоты все вернулись (на)утро.

Г)  Чаепитие  по случаю  дня  рождения  дочки  назначено (на)утро.

1) А, Г         2) Б, Г         3) А, В         4) Б, В

4.        Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются наречиями и пишутся слитно.

  1. Дарьюшке только пятнадцать лет (от)роду.
    Б) Я (от)роду
    не видела таких красивых мест.
  2. (С)лишком много впечатлений от первого дня поездки.
    Г) Какая глубина! Наверное, метров двадцать
    (с)лишком.

1) Б, В         2) А, В        3) А, Б         4) Б, Г

5.        В каком ряду все наречия пишутся слитно?

  1. (в)прикуску,  (в)припрыжку, (в)перемешку, (в)диковинку
  2. (в)рассыпную, (в)плотную, (в)ничью, (в)открытую

3)  (с)просонок, (по)одаль, (на)спех, (за)панибрата

4) (в)рассрочку, (по)очерёдно, (по)малу, (с)размах

6.        В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

  1. где(либо),    так(таки),    (по)молодецки, нежданно(негаданно)
  2. подобру(поздорову), худо(бедно), (по)девичьи, (по)реже
  3. (по)отечески, (по)соседски, с бухты(барахты), (с)кондачка
  4. (по)особому, (по)ребячьи, (в)скорости, (по)свойски

7.        В каком ряду все слова пишутся слитно?

  1. (за)светло, (на)выворот, (по)волчьи, (в)перевалку
  2. (в)обтяжку, (в)догонку, (с)наружи, (из)нутри
  3. (с)зади, (под)уклон, (в)пятером, (в)потёмках
  4. (в)потьмах, (в)просак, (на)угад, (до)нельзя

Правописание союзов и сходных с ними сочетаний

1.        Укажите верное объяснение написания выделенного слова (слов).

«Нет ничего в мире, ЧТО(БЫ) могло прикрыть Днепр».

  1. чтобы — здесь сложный союз, поэтому пишется слитно
  2. чтобы — союзное слово, поэтому пишется слитно
  3. что бы — местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно
  4. что бы — всегда пишется раздельно

2.        Укажите верное объяснение написания выделенного слова (слов).

ЧТО(БЫ) такое интересное для всех придумать к празднику?!

  1. чтобы — наречие, поэтому пишется слитно
  2. что бы — местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно
  3. что бы — составной союз, пишется раздельно
  4. чтобы — простой союз, пишется слитно

3.        Укажите верное объяснение написания выделенного слова (слов).

Быстро сгустилась темнота,  и над маленьким южным городком ТО(ЖЕ) ночь.

  1. тоже — наречие, пишется слитно
  2. то же — сочетание частиц, пишется раздельно
  3. то же — местоимение ТО с частицей ЖЕ,  поэтому пишется раздельно
  4. тоже — союз с присоединительным значением, поэтому пишется слитно

4.        Укажите верное написание и объяснение выделенного слова (слов).

В войну промышленность пришла в упадок, в ТО(ЖЕ) время пришлось закрыть несколько золотодобывающих приисков.

  1. то же — местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно
  2. то же — всегда пишется раздельно
  3. тоже — союз, поэтому пишется слитно
  4. тоже — усилительная частица, поэтому пишется слитно

5.        В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

  1. Всё ТАК(ЖЕ) лениво шевелил сухие серёжки на ольхе тёплый ветер.
  2. Парень  отплясывал  лихо,   точно  ТАК(ЖЕ)  кружился волчком его дружок.
  3. Солнце на севере не светит, а как БУД(ТО) просвечивает через толстое стекло.
  4. КАК(ТОЛЬКО) внесли самовар, на террасе стало уютно.

6.        В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

  1. Нужно проститься по-дружески,  ТО(ЕСТЬ) обменяться рукопожатием.
  2. Платье на ней было простенькое, ЗА(ТО) башмачки превосходные.
  3. Медведь зарычал хрипло и страшно,  поднялся грозно, но ТУТ(ЖЕ) осел в снег.
  4. «Да я тут НИ(ПРИ)ЧЁМ»,— торопливо возразил сторож.

7.        В  каком  предложении  выделенное  слово  пишется  раздельно?

  1. Деревня начинается ЗА(ТЕМ) изгибом речушки.
  2. Сначала  поплывёте  на лодке,  ЗА(ТЕМ)  пересядете  на катер.
  3. Путники не могли сообразить, ОТ(ЧЕГО) внезапно навалилась усталость.
  4. ОТ(ЧЕГО) люди вообще платят деньги за цветы?

8.        В каком  предложении выделенное  слово пишется раздельно?

  1. Три часа они убили на разговор о том, ЗА(ЧЕМ) на телеграфных столбах нарисованы цифры и что они значат.
  2. Может быть, ОТ(ТОГО), что стёкла запотевали, не было видно пышной рябины за окном.
  3. В пяти верстах ОТ(ТОГО) места, где проходила переправа, стояла сожжённая деревня.
  1. ЧТО(БЫ) не скучать, возьми гитару.

9.        В каком предложении выделенное(ые) слово(а) пишется слитно?

  1. (ОТ)ЧЕГО ты хочешь отказаться? От поездки за границу?
  2. Было  шумно,  весело, даже  бесшабашно  весело,  вслед
    (ЗА)ТЕМ наступила оглушительная тишина.
  3. Огонь долго не хотел сдаваться, (ЗА)ТЕМ как-то ослаб и сам собой угас.
  4. Работали допоздна, возвращались заполночь, засыпали (ТУТ)ЖЕ.

10.        В каком предложении выделенное(ые) слово(а) пишется раздельно?

  1. Чёрная собака с высунутым языком бежит от косарей (НА)ВСТРЕЧУ бричке.
  2. Нужно иметь (В)ВИДУ, что здесь дорога резко идёт под уклон.
  3. (НА)СЧЁТ поездки не беспокойтесь.
  4. Пожар  произошёл по вине грибников,  (В)ПОСЛЕДСТВИИ это подтвердилось.

Разбор слов по составу

1.        Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1)  замечая      2) скудный      3) оглашение     4) выронивший

2.        Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  1. размеренный        3) ускорявший
  2. одобряя        4) немедленно (выслали)

3.        Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) побыстрее   2) сотрудник    3) сонливый   4) усыпанные

4.        Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?

  1. слепленный        3) направление
  2. поспешность        4) смотревший

5.        Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов
и окончания?

  1. пересмотрев        3) удачливость
  2. выспавшийся        4) безжалостен

6.        Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  1. неразборчивый        3) подожжён
  2. удальцы        4) возобновление

7.        В каком слове нет окончания?

1) представь 2) явь 3) красив 4) вновь

8.        В каком слове есть приставка до-?

  1. подождать        3) задобрить
  2. недоверчивый        4) предоставить

9.        Какое слово лишнее в ряду однокоренных?

1) пехота    2) наспех    3) спешиться    4) пешеход

10.        Какое слово неверно разделено на морфемы?

  1. о-де-вши-сь        3) подо-шё-л-
  2. не-до-сказ-ыва-ть       4) 6paть-[j]-[a]

11.        Какое слово соответствует схеме    

1) снова        2) скоро        3) выловить        4) уверен

12.        Какое слово отличается от других по строению?

  1. (это) принято        3) раскрыты
  2. (всё) указано        4) обновлён

13.        В каком слове есть суффикс -ича-?

  1. плотничать        3) привередничать
  2. жульничать        4) нервничать

14.        В каком слове есть суффикс -(j)-?

1) охотничий        2) семья        3) пение        4) рабочий 15*.  В каком слове есть сложная приставка?

  1. недовольный        3) произрастать
  2. позабытый        4) перевыполнить

16*. Выпишите из данного предложения слово(а), состоящее(ие) из пяти морфем.

В зрелую пору творчества Пушкин стремился говорить не столько о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько наблюдать, изучать, художественно обобщать окружающую действительность.

17*. Выпишите из данного фрагмента текста слово с тремя приставками.

Вы помните, Фауст соглашается отдать свою душу Мефистофелю, если сможет сказать мгновению: «Стой, ты прекрасно!» И это мгновение настаёт тогда, когда Фауст видит, что затеянное им дело обещает принести огромную пользу человечеству.

В «Фаусте» на каждой странице такая неисчерпаемая глубина мысли, переживаний, настроений, жизненного опыта, знаний, что основная «идея» тут имеет значение третьестепенное. Гёте говорил своему секретарю: «Ко мне

приходят и спрашивают, какую идею я хотел воплотить в моём «Фаусте». Точно я сам знаю это и могу выразить!.. Было бы удивительно, если б я вздумал всю столь богатую, пёструю и в высшей степени многообразную жизнь, какая изображена в «Фаусте», нанизать на тонкую нить одной всепроникающей идеи... Я склоняюсь к мнению, что чем несоизмеримее и для ума недостижимее данное поэтическое произведение, тем оно лучше».

18*. Выпишите из второго абзаца текста (см. задание 17) однокоренные слова.

19*. Выпишите из второго абзаца текста (см. задание 17) все существительные с нулевым окончанием. Укажите в каждом случае грамматическое значение окончания.

                 


 Раздел 6         Перечень учебно-методических средств обучения

Список литературы

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995
  2. Арханова д.И. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М., 2008
  3. Безрукова М.Л. Школьный грамматико-орфографический словарик русского языка. – М., 2001
  4. Воронова Е.П. Русский язык: 10-11 классы. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь. –М., 2009
  5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993
  6. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Секреты орфографии. – М., 1994
  7. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – М., 1988
  8. ЕГЭ 2013. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М., 2012
  9. Казбек –Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 класс М.,2007
  10. Кудинова Т.А. Подготовка у итоговой аттестации по русскому языку. Тестирование. – Ростов н/Д, 2007
  11. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь. – М., 2006
  12. Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку.- М.-2008
  13. Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М., 2008
  14. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008, 2009, 2010,2011, 2012
  15. Словарь иностранных слов в русском языке (Е.Грубер). – М., 2006
  16. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка
  17. Тихонов А.Н. Орфографический словарь русского языка. - М., 1999
  18. Цветкова Г.В. Русский язык 10 класс. Проектная деятельность. – Волгоград, 2006
  19. Цветкова Г.В. Элективный курс «От слова к тексту» (русский язык и литература).10 класс. – Волгоград, 2006
  20. Янченко В.Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки. – М., 2002.

 



Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Наличие


Примечания

1

2

3

4

 1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральный Закон  «Об образовании»

+

Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку

+

Стандарт по русскому  (родному) языку,  примерные программы,  рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета русского языка.  

Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку   (базовый уровень)

+

Стандарт среднего (полного)  общего образования по русскому  языку (профильный уровень)

+

Примерная программа основного общего образования по русскому языку

+

Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)

+

Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень)

+

Авторские  программы по  русскому языку

+

Учебник по русскому языку. 10 класс.

+

 Школьные словари русского языка



+

 

Справочные пособия (энциклопедии,    справочники по русскому языку)

+

Рекомендуются следующие типы лингвистических словарей русского языка: толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов фразеологический,, орфоэпический, морфемный, словообразовательный, этимологический, словари трудностей русского языка и др.


Необходимы для подготовки докладов и сообщений.  Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки

Научная, научно-популярная   литература по лингвистике.

+

Дидактические материалы для 5 – 11 классов

                              +


Сборники познавательных и развивающих заданий, а  также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам  курса.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

                             +

2.

Печатные пособия

Таблицы по русскому языку  по всем разделам школьного курса.  

+

Таблицы, схемы   могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

Схемы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

+

 Репродукции картин русской живописи для  развития речи.

+

Портреты выдающихся русских  лингвистов.

+

 

Плакаты с высказываниями о русском языке.

+

Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка.

+

Демонстрационные карточки со словами для запоминания.

+

Атласы


-

 

 

 

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем  разделам курса  



 

-

3.

  информационно-коммуникционные средства

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского (родного) языка.

+

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).



Мультимедийные    тренинговые,  контролирующие программы  по всем разделам  курса русского  языка

+

Электронные библиотеки по курсу русского  языка

+

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить  тематические базы данных,   таблицы, схемы,   иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

Игровые компьютерные программы (по разделам курса русского языка)

+

Могут  быть использованы в домашних условиях.

5.

Технические средства обучения   (ТСО)

Мультимедийный  компьютер

+

Операционная система с графическим интерфейсом, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Пульт управления затемнением-освещения

-

Подставка для книг



-





Ящики для хранения таблиц

-

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет, диапозитивов, фолий и др.)

-

Шторы для затемнения

-

Укладка для каталожных ящиков


-

7.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

Компьютерный стол

+

Штатив для карт и таблиц 

Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по учебнику Бабайцевой. 8 класс.

Рабочая программа по русскому языку разработана  на основании Закона «Об образовании» (1992), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образов...

Рабочая программа по русскому языку для 5-6 классов по учебнику В. В. Бабайцевой

Рабочая учебная программа по русскому языку в 5 - 9 -м классе составлена  на основе Закона РФ «Об образовании»;  программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образо...

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой В.В. 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса также содержит каледарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку к УМК Бабайцевой 8 класс (углубленный уровень)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 5-9 классов(углублённый уровень)Пояснительная запискаРабочая программа Ёлкиной Ю.В. составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений с углублён...

Рабочая программа по русскому языку к УМК Бабайцевой 10 класс (углубленный уровень)

Пояснительная записка Рабочая программа Ёлкиной Ю.В. «Русский язык 10 класс. Профильный уровень» составлена на основе авторской Программы   «Русский язык. 10-11 классы...

Рабочая программа по русскому языку. УМК. В. Бабайцевой. 6 класс. ФГОС ООО

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения русскому языку и к...