Рабочая программа по русскому языку по учебнику Бабайцевой. 8 класс.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Подобашина Марина Николаевна

 

Рабочая программа по русскому языку разработана  на основании Закона «Об образовании» (1992), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и требования к оснащению образовательного процесса (2004 г.,№1098), в соответствии с Примерной программой по русскому языку общего образования, авторской программой В.В. Бабайцевой (2000),  учебным планом и локальными актами МБОУ «Хоринская СОШ № 1 имени Д.Ж. Жанаева».

Рабочая программа составлена для учащихся 8 «в» класса МБОУ «Хоринская СОШ №1 имени Д.Ж. Жанаева», рассчитана на 102 часа в год,  3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._russkiy_yazyk._babayceva._8_klass.rar128.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хоринская СОШ №1 имени Д.Ж. Жанаева»

Рассмотрено: ________

руководитель МО

Иванова М.И.

протокол № ___ от

 «28» августа 2011 г.

Согласовано: _________

зам.директора по МР

Садовская С.Г.

«___» _________  2011 г.

Утверждаю: ________

директор школы Цыдыпдашиева Л.А.

приказ №_______ от

«___» __________2011 г.

        Рабочая программа        

Образовательная область: филология

Предмет: русский язык

Класс: 8

Количество часов: 102

Тип программы: общеобразовательная

ФИО учителя: Подобашина Марина Николаевна

с. Хоринск

2011-2012 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана  на основании Закона «Об образовании» (1992), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и требования к оснащению образовательного процесса (2004 г.,№1098), в соответствии с Примерной программой по русскому языку общего образования, авторской программой В.В. Бабайцевой (2000),  учебным планом и локальными актами МБОУ «Хоринская СОШ № 1 имени Д.Ж. Жанаева».

Рабочая программа составлена для учащихся 8 «в» класса МБОУ «Хоринская СОШ №1 имени Д.Ж. Жанаева», рассчитана на 102 часа в год,  3 часа в неделю.

В основу изучения курса положены  принципы: дидактические (научности,  сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, связи обучения с жизнью); воспитания (социальной активности, социального творчества, развивающее воспитание, мотивированность,  проблемность, индивидуализация, опора на ведущую деятельность); развития  (деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества);   педагогики здоровья: ненанесения вреда; субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритет активных методов обучения;  принцип отсроченного результата.

Цели: обеспечение языкового развития учащихся, формирование умений и навыков грамотного письма повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации; изучение синтаксиса словосочетания и простого предложения; овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи  обучения: изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса, пунктуации и стилистики; развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов; овладение нормами литературного языка; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; формирование орфографических и пунктуационных навыков; развития: развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; воспитания: воспитание гражданина и патриота; формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; валеологические: создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития школьников; предоставление ребёнку возможности получить образование без потери здоровья; формирование у всех участников образовательного процесса культуры здорового образа жизни.

Характеристика предмета: Программа реализуется в 3 книгах для учащихся, которые образуют учебный комплекс, предусматривает изучение раздела «Синтаксис», сопровождающееся формированием орфографических и пунктуационных навыков. Построение данного курса таково: вначале отводятся часы для изучения словосочетания, его основных видов, затем - простого предложения как основной единицы синтаксиса, способы выражения главных членов предложения, второстепенные члены; изучаются виды односоставных предложений, полные и неполные предложения; затем предложения, осложненные однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными словами и предложениями, отводятся специальные часы по культуре речи.

Возрастные и психологические особенности учащихся, характеристика класса:

Средний школьный возраст – переход от детства к юности. У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную  ступень со взрослыми, а кое в чём он даже чувствует своё преимущество. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. 

В 8 «в» классе 23 ученика, 8 мальчиков и 15 девочек. Класс социально-гуманитарного направления, поэтому учащиеся в основном с хорошей подготовкой по русскому языку, в классе 3 отличника и 10 ударников. Учащиеся стараются запоминать новый материал, накапливать и углублять знания, применять их в практической деятельности. У большинства обучающихся преобладает социальный мотив обучения.  Исходя из этого, созданы условия для  сохранения и развития здоровья всем учащимся, подобраны педагогические технологии и методы, описанные ниже.

В программе используются педагогические технологии: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности); технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов);

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ); наглядный (таблицы, иллюстрации), практический (диктант, изложение, контрольное списывание, сочинение и др.), самостоятельной работы, работы под руководством препода вателя; дидактическая игра; методы стимулирования и мотивации: интереса к учению;  долга и ответственности в учении; методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет). 

Формы контроля.

Диктанты (объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный), диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, сочинение на свободную тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки),  комплексный анализ текста.

Учебно-тематический план.

название раздела

кол-во часов

сроки

контрольные работы

развитие речи

1

Повторение изученного в 5-7 классах

9

1

2

2

Синтаксис и пунктуация. Введение.

3

3

Словосочетание и предложение

8

1

2

4

Главные члены предложения

6

1

5

Второстепенные члены предложения.

12

1

2

6

Односоставные предложения

5

7

Полные и неполные предложения

1

8

Предложения с однородными членами

12

2

9

Обособленные члены предложения

24

1

6

10

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

8

1

2

11

Слова-предложения

1

12

Повторение изученного в 8 классе

9

1

2

Всего на изучение материала                  

102

Контрольные диктанты              

9

Развитие речи                            

16


Содержание тем учебного курса.

Повторение изученного в 5-7 классах (9 ч.)

Лексика и фразеология.  Словарный состав языка с          точки          зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика. Способы словообразования.

Орфография и морфемика. Система   частей   речи   в русском языке. Принципы        выделения частей  речи. Слитное  и раздельное написание НЕ с различными частями речи.  Буквы Н  и НН в суффиксах имен прилагательных, при частий и наречий.

Синтаксис и пунктуация. Введение. (3 ч.)

Знаки  препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

 Словосочетание и предложение (8 ч.)

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске.    Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и  обратный порядок слов в предложении. Логиче ское ударение. Интонация.

Главные члены предложения (6 ч.)

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы  его выражения. Особенности            связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим   и   сказуе мым.

Второстепенные члены предложения (12 ч.)

Второстепенные  члены предложения. Трудные случаи со гласования    определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Труд ные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его   выражения. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство. Виды        обстоя тельств. Способы выражения обстоятельств.

Односоставные предложения (5 ч.)

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложе ния, их структура и смысловые особенности. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Неопределенно-личные предложения       и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности.

Полные и неполные предложения (1 ч.)

 Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

Предложения с однородными членами (12 ч.)

 Предложения с однородными членами. Средства связи од нородных               членов предложения. Интонационные и пунк туационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союза ми и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.

Обособленные члены предложения (24 ч.) 

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление

согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными

деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными         с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие,

поясняющие, присоединительные члены  предложения, их смысловая и              

интонационная особенность.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями (8 ч.) Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности упот ребления вставных конструкций. Обращение, его функции и    способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.

Слова-предложения (1 ч.) 

Особенности слов-предложений.

Повторение изученного в 8 классе (9 ч.)



Учебно-методическое обеспечение.

Для учителя:  

основное 

  1. В.В. Бабайцева:  Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 классов.
  2. Русский язык: Практика. 5кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений.  Ю.С. Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; М.; Дрофа, 2006.
  3.  Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.; Дрофа, 2003.
  4.  Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова,  М: Дрофа, 2002
  5. Учебная программа под ред. В.В. Бабайцевой, 2000 год Русский язык. 5класс:
  6. Поурочное планирование по учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой. Автор-составитель Т.И.Ермоленко.- Волгоград: Учитель, 2005.

дополнительное

  1. В.В. Леденева. Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа. 1998
  2.  О.А. Кудинова. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. М.: ЭКСМО. 2005
  3.  Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение. 2004
  4.    Г.А. Богданова. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение 2000
  5.    Е.Н. Колокольцев, Л.М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература. (Произведения изобразительного искусства). 8 - 9 классы. М.: Дрофа . 2005
  6.  Т.М. Пахнова. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. М.: Дрофа. 2005
  7.  С.И. Львова. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа. 2005
  8. С.И. Львова. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. М.: Мнемозина. 2003
  9. А.Ю. Купалова. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М.: Дрофа. 2001

 

Для учащихся: 

  основное

  1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М.: Дрофа . 2005 г
  2.  Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа. 2005
  3.  Е.И. Никитина. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. М.: Дрофа. 2005 .
  4.  В.В. Бабайцева, М.И. Сергиенко. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа. 2006

дополнительное

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. М: Дрофа, 2006
  2.   Тихонова В.В. Русский язык. Словосочетание. Простое предложение. Осложненное предложение. Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2005
  3.  Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2005

Интернет ресурсы

 http:// www. Pedsovet.su

http:// www. Profistart.ru

http:// www. Zavuch. Info

http:// www. Proshkolu.ru

http:// www. 1 september.ru


Контрольно-измерительные материалы.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1

Рассвет.

Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба резче проступают черные силуэты деревьев. Лес замирает, падает ветер, молчат птицы. Только на дне долины, похожей на широкую чашу, вдавленную в горы, глухо звучит водопад, погромыхивает горная речка.

Но вот край чащи, обращенный к востоку, начинает розоветь, сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен, сквозь космы тумана проглядывает яркая зеленая хвоя. Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. Ветер осторожно сдувает с деревьев хлопья тумана, и только над водопадом клубится водяная пыль.

Вместе с солнечным светом оживают лесные поляны.            (З. Воскресенская.)

(106 слов.)       Текст  взят  из  «Сборника  диктантов  по  пунктуации:  8–9 классы» Т. А. Костяевой, Г. М. Чурикова.

Грамматические задания:

        I вариант                                II вариант

1. Выполните морфемный разбор слов:

        проглядывает                                 разгорается

        водопадом                                водяная

2. Выполните морфологический разбор слов:

        обращенный к востоку                                сдувает с деревьев3

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. (Для обоих вариантов.)

4. Выпишите по одному сочинительному и подчинительному словосочетанию.

Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»

1. Ответьте на вопросы:

I  вариант

1) Что называется словосочетанием?

2) Какие виды синтаксической связи вы знаете? Чем они отличаются?

II  вариант

1) Что называется предложением?

2) Какие  виды  предложений  по  цели  высказывания,  наличию  второстепенных членов предложения и характеру грамматической основы вы знаете?

2. Запишите предложение и охарактеризуйте его по всем возможным параметрам.

I  вариант:  И  навестим  поля  пустые,  леса, недавно столь густые… (А. Пушкин.)

II  вариант: Разве вы поможете себе этим? (В. Гаршин.)

3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания, укажите вид связи.

I  вариант: Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А. Н. Толстой.)

II  вариант: Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

4. Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

I  вариант: вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч.

II  вариант: поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.

5. Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются. (Общее для обоих вариантов.)

1) Сотни  маленьких  речушек  родятся  в  глухих  местах  нашей  области. (В. Бианки.)  2)  Большие  паруса  только сильный ветер может надуть.(Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.

6. Выполните полный синтаксический разбор предложения.

I вариант:  Чудесно  пахло рыбой, морскими водорослями и смолой. (А. Куприн.)

II вариант: Как яростно ярко горит каждый листик берез, осин, рябин! (В. Бианки.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2

Слово о полку Игореве.

 «Слово о полку Игореве» – настоящая жемчужина древнерусской литературы. Автор «Слова…» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать, что автор был дружинником, участником похода Игоря.

Персонажи произведения – это русские люди, жившие и действовавшие в один из переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», – патриот и бесстрашный воин. Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного государственного деятеля и мыслителя. Его «золотое слово» – это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска – горький упрек самонадеянным князьям-братьям.

Величественный образ Руси в поэме неразрывно связан с раздумьями поэта о ее суровой и славной истории, о ее настоящем и будущем.

(119 слов.)

(Текст взят из «Сборника диктантов по пунктуации, 8–9 классы» Костяевой Т. А.)

Грамматическое задание:

1. Выполните полный синтаксический разбор предложений:

I вариант: Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников.

II вариант: Его «золотое слово» – это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси.

2. Подчеркните грамматические основы, укажите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое:

Задание общее для обоих вариантов.

1) Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», – патриот и бесстрашный воин.

2) Автор «Слова…» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю.

3. Укажите тип сказуемых во втором абзаце диктанта. (Задание общее для обоих вариантов.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием №3

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Тревожным, свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Внезапно ветер стих, деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, острожное тявканье лисиц и первые, неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, как будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.

Последние звезды тихо, незаметно погасли в посветлевшем небе. Лес окончательно отряхнул с себя остатки ночного мрака и вставал теперь во всем своем зеленом величии. Побагровели и засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, поднялось солнце, занявшийся день обещал быть ясным, морозным, ядреным.

Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы, лисица оставила на снегу кружевной, хитро запутанный след и тоже убралась с поляны. Старый лес зашумел ровно, неумолчно.

(По Б. Полевому.)

(Текст взят из журнала «Русская словесность». 2001. № 7. С. 50.)

Грамматическое задание:

1) Составьте схему предложений с обобщающим словом при однородных членах предложения.

2) Подчеркните однородные члены предложения:

I вариант – во 2-м абзаце; II вариант – в 3-м абзаце.

3) Найдите  в  первом  абзаце  предложение  с  двумя  рядами  однородных  членов.  Выпишите  его.  Схематично  докажите  правильность  своего выбора.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №4

В лесах было торжественно, светло и тихо.

День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.

Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах… Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.

В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо серым дымом леса. Зима начала хозяйничать над землей…

(К. Паустовский.)

(125 слов.)    (Текст взят из пособия «400 новых диктантов для 5–11 классов» Барышниковой Т.)

Грамматическое задание 1) Выпишите по одному примеру однородных и неоднородных определений с определяемым словом. Вверху над определениями указать однородные/неоднородные; определяемое слово пометьте значком ×.

2) Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

I вариант – в первом предложении и 1-м абзаце;

II вариант – во 2-м абзаце.

3) Выполните синтаксический разбор предложения: Он таял в черной воде озера, щекотал лицо серым дымом леса.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №5

Однажды, охотясь в окрестностях По, в густом сосновом лесу, простиравшемся на много десятков километров, король Генрих напал на след прекрасной горной козы и, преследуя ее, отделился понемногу от своей охотничьей свиты на очень большое расстояние. Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись погоней, что вскоре не стало слышно их лая. Между тем незаметно сгущался вечер, и наконец пала ночь. Тут король понял, что заблудился. Однако Генрих, как истинный гасконец, был решителен и настойчив.

Одолевавшая усталость, терзавший голод, жажда, неловко подвернувшаяся нога – все мешало идти, но король все-таки, прихрамывая и спотыкаясь, с трудом пробирался сквозь чащобу в надежде найти дорогу или лесную избушку.

Вдруг его ноздрей коснулся слабый сладкий запах дыма. Выйдя на поляну, он увидел четырех нищих. Вскоре король вдоволь напился холодной  родниковой  воды,  которая  ему,  великолепному знатоку напитков, казалась вкуснее самого драгоценного вина. Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом съел его. Туго и ловко перевязанная нога сразу же почувствовала облегчение.

Король,  обычно  несколько  скуповатый,  сердечно  щедро  одарил нищих. (По А. Куприну.)

Задания:

1) Выпишите предложение с обособленным приложением. Подчеркните его.

2) Подчеркните в тексте: I вариант – обособленные обстоятельства;II вариант – обособленные определения.        

Контрольный диктант с грамматическим заданием №6

Первые рассказы неизвестного тогда автора – геолога и палеонтолога Ивана Ефремова – были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвертом.

В жизни Ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. К двадцати годам он открыл кладбище древних земноводных на далеком севере, в тридцать три стал доктором биологических наук. Ефремов – создатель тафономии, или науки о том, где и как искать остатки ископаемых животных. Однако известен он как писатель-фантаст.

Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. Не каждый способен даже в мечтах увидеть мир по-новому. Ефремов обладал даром заглянуть в далекое будущее. Более того, фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает свое время, а Ефремов опережал и фантастику. Роман о космическом будущем человечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый русский спутник. «Туманность Андромеды» – книга о романтике космического, вселенского, о дружественных внеземных  цивилизациях,  о  подробностях  земной  жизни  через  тысячелетия.

(140 слов.)

(Текст взят из журнала: Г. А. Богданова. Проверьте знания своих учеников. Контрольные диктанты. III–IV четверти // Русская словесность. – 2001. – № 8. – С. 55.)

Грамматическое задание:

1. Выпишите одно предложение с уточняющими членами предложения, подчеркните их. Значком  укажите уточняемый член предложения.

2. Подчеркните в тексте все вводные слова, словосочетания.

3. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант: Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах.

II вариант: Более того, фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает свое время. (Сокращаем предложение из диктанта.)

Итоговый контрольный диктант №7

Это место было недалеко над речкой, в мелком осиннике. Подъехав к лесу, Левин слез и провел Облонского на угол мшистой и топкой полянки, уже освободившейся от снега. Сам он вернулся к двойняшке-березе и, прислонив ружье к развилине сухого нижнего сучка, снял кафтан, перепоясался и попробовал свободы движения рук.

Старая, седая Ласка, ходившая за ними следом, села осторожно напротив него и насторожила уши. Солнце опускалось за крупный лес, и на свете зари березки, рассыпанные по осиннику, отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми, готовыми лопнуть почками. Мелкие птицы щебетали, изредка перелетая с дерева на дерево. В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таянья земли и от роста трав.

«Каково! Слышно и видно, как трава растет!» – сказал себе Левин.

Он стоял, слушал и глядел вниз, то на мокрую мшистую землю, то на прислушивающуюся Ласку, то на расстилавшееся перед ним еще обнаженное пространство.

Ястреб, неспешно махая крыльями, пролетел высоко; другой – в том же направлении.

Из-за речки послышалась кукушка. Она два раза прокуковала обычным криком, а потом, заторопившись, запуталась.

«Каково! Уж кукушка!» – сказал Облонский.

«Да, я слышу», – отвечал Левин, с неудовольствием нарушая природную тишину своим неприятным самому себе голосом.

(По Л. Н. Толстому.)

Требования к  уровню подготовки обучающихся.

Знать: определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь: производить синтаксический разбор словосочетаний, простых и двусоставных предложений, предложений с прямой речью; составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями; пользоваться    синтаксическими    синонимами    в    соответствии    с содержанием и стилем речи; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала; находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях; ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми; находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор; определять тип и стиль текста; подробно и выборочно излагать повествовательные тексты; писать сочинения - описания, рассуждения на морально -этические темы, читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах. адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора; использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; свободно пользоваться справочной литературой.

Учащиеся должны владеть  компетенциями:

учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; работать с инструкциями; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (презентации); иметь опыт восприятия картины мира.

коммуникативной (уметь представить себя устно и письменно;  выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности, приемами действий в ситуациях общения;);

информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками,   энциклопедиями, словарями; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию)

культуроведческой (осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения).


Критерии и нормы оценки оценивания ЗУНов обучающихся.

Тест:

80% от максимальной суммы баллов – «5»

60-80% - «4»

40-60% - «3»

0-40% - «2»

Сочинение: 

примерный объем классных сочинений 1,5 - 2 страниц. При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря; достигнуто стилевое единство текста; в целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет.

Допущено ошибок: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или

 1 грамматическая.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме; имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством; в целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

Допущено ошибок: 2 орфографические и

2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные,

или 2 грамматические

«3»

 В работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности; допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь; стиль работы не отличается единством; в целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

4 орфографические и 4 пунктуационные; или

3 орфографические и

5 пунктуационных;  или

7 пунктуационных, или

4 грамматических.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на  текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием

грубых речевых ошибок.

7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, или 7 грамматических ошибок.

Диктант:

«5» - Допущено ошибок: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая.

«4» - Допущено ошибок: 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные,  или 2 грамматические.

«3» - 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных;  или 7 пунктуационных, или 4 грамматических.

«2» - 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, или 7 грамматических ошибок.

Словарный диктант:

В словарных диктантах: (25-30 слов)

«5» - правильность 100-90%

«4» - правильность 90-80%

«3» - правильность 80-50%

«2» - правильность менее 50%

«1» - ошибочное написание 100% работы

Реферат:

Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата; в оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники; введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы; основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски; заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели; защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.

Самостоятельная работа:

Оценивается степень самостоятельности: без помощи учителя (3 балла);  незначительная помощь учителя (2 балла); существенная помощь учителя (1 балл); не справился (0 баллов) Правильность выполнения: работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла),  работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла), ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл), ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов). Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2»

Устный ответ:

Оценкой «5»  оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4»  оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.

Оценкой «3»  оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2»  оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения или теоретического лингвистического материала; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1»  оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения или теоретического лингвистического материала и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку к учебнику 8 класса под редакцией Н.М.Шанского

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса. Тематичексое и поурочное планирование....

Рабочая программа по русскому языку для 5-6 классов по учебнику В. В. Бабайцевой

Рабочая учебная программа по русскому языку в 5 - 9 -м классе составлена  на основе Закона РФ «Об образовании»;  программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образо...

Рабочая программа по русскому языку к УМК Бабайцевой 8 класс (углубленный уровень)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 5-9 классов(углублённый уровень)Пояснительная запискаРабочая программа Ёлкиной Ю.В. составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений с углублён...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику 6 класса М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Т.А.Тростенцовой

      Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего...

Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов по учебнику Бабайцевой

Рабочая программа для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС по учебному комплексу Бабайцевой...