Рабочие программы для 7 класса (коррекционная программа VIII вида)
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Носатова Надежда Анатольевна

В папке собраны рабочие программы по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, биологии, истории для 7 класса с тематическим планированием для надомного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_7_kl.zip134.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

«Согласовано»

Председатель  

методического совета

МБОУ «Пятницкая СОШ»

Чуркина Е. В.___________        


 от «____»____________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель

 директора  по УВР

МБОУ «Пятницкая СОШ»

Сильченко Н.В._____________


«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Пятницкая СОШ»

БурменскийВ.Г.____________    


Приказ №

 от «___»______2013 г.

Рабочая программа 

 по биологии  для 7 класса специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида (надомная форма  обучения)

 на 2013-2014 учебный год.

                                                                        Разработана

 учителем

                                                                                 Носатовой

Надеждой   Анатольевной

        

2013 год


Пояснительная записка

    Рабочая программа по биологии для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы «Специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы» под ред. В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос»,

 2011 г.)

   Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.

В рабочую программу внесено изменение по учебному плану надомного обучения: уменьшено количество часов до 1часа в неделю, 35 часов в год

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.

Единая  концепция  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.

Цели  обучения:

   Преподавание биологии в коррекционной школе 8 вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

  В 7 классе программа призвана дать учащимся основные знания об организме человека и   охране его здоровья.

Основными задачами преподавания биологии являются:

  1. сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)
  2. экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
  3. первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними
  4. привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
  5. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;

Биология  как учебный предмет в 7  классе состоит из следующих разделов:

  1. Введение.
  2.  Многообразие растений
  3. Цветок.
  4. Семя  растений.
  5. Корни.
  6. Лист.
  7. Стебель
  8.  Растение — целостный организм.
  9.  Бактерии.
  10.  Грибы.
  11. Мхи.
  12. Папоротники.
  13. Голосеменные.
  14. Покрытосеменные или цветковые.
  15. Однодольные   растения.
  16. Злаки
  17. Лилейные
  18. Цветочно-декоративные растения
  19. Двудольные  растения
  20. Пасленовые
  21. Бобовые.
  22.  Розоцветные.
  23. Биологические особенности растений сада
  24. Сложноцветные.
  25. Обобщение.

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся  однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков  их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.

 Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

                                                     

                                                 

                                           

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

некоторые биологические особенности, а также приемы возде лывания наиболее распространенных сельскохозяйственных расте ний, особенно местных;

разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

отличать цветковые растения от других групп (мхов, папорот ников, голосеменных);

приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоц ветных, сложноцветных);

различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить приме ры однодольных и двудольных растений;

выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

различать грибы и растения.         


Календарно-тематическое планирование

Биология


п/п


урока


Наименование раздела

Часы

учебного

времени

Сроки

прохождения

Примечание

по

плану

факти

чески

I четверть (9 часов)

                             Растения вокруг нас (1ч.)

1

1

Разнообразие, значение и охрана растений.

1

4.09


Общее знакомство с цветковыми растениями (15ч)

2

1

Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень Лабораторная работа. Строение растения

1

11.09

3

2

Строение цветка (пестик, тычинка, венчик лепестков). Лабораторная работа. Строение цветка.

1

18.09

4

3

Опыление цветков

1

25.09

5

4

Разнообразие плодов. Размножение растений семенами.

1

2.10

6

5

Внешний вид и строение  семени фасоли и пшеницы. Лабораторная работа. Строение семени фасоли, пшеницы

1

9.10

7

6

Условия прорастания семян. Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян

1

16.10

8

7

Виды корней. Корневые системы.

1

23.10

9

8

Значение корня. Взаимодействия корней.

30.10

II четверть (7 часов)

10

9

Внешнее строение листа. Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растении.

1

13.11

11

10

Испарение воды листьями. Дыхание растений. Опыт, демонстрирующий дыхание растений

1

20.11

12

11

Листопад и его значение.

1

27.11

13

12

Строение стебля. Значение стебля в жизни растения.

1

4.12

14

13

Разнообразие стеблей

1

11.12

15

14

Растение –целостный организм

1

18.12

16

15

Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания

1

25.12

III четверть (10 часов)


Многообразие растительного мира (19ч )

17

1

Деление растений на группы. Мхи. Папоротники.

1

15.01

18

2

Голосеменные. Хвойные растения. Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы.

1

22.01

19

3

Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые. Общие признаки злаковых.

1

29.01

20

4

Хлебные злаковые культуры. Выращивание и использование злаков в народном хозяйстве.

1

5.02

21

5

Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные. Лабораторная работа. Строение луковицы

1

12.02

22

6

Овощные лилейные. Дикорастущие лилейные. Ландыш.

1

19.02

23

7

Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые.  Общие признаки пасленовых. Дикорастущие пасленовые.

1

26.02

24

8

Овощные и технические пасленовые. Картофель. Выращивание картофеля. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля

1

5.03

25

9

Овощные пасленовые. Томат, баклажан, перец.

1

12.03

26

10

Цветочно-декоративные пасленовые.

1

19.03

IV четверть (9 часов)

27

11

Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые и кормовые бобовые растения.

1

2.04

28

12

Розовоцветные. Общие признаки розовоцветных. Шиповник – растение группы розовоцветных.

1

9.04

29

13

Плодово-ягодные розовоцветные. Яблоня, груша, вишня. Малина, земляника.

1

16.04

30

14

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.

1

23.04

31

15

Однолетние (календула, бархатцы) и многолетние (маргаритка и георгин) цветочно-декоративные сложноцветные

1

30.04

32

16

Уход за комнатными растениями. Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая работа

1

7.05

33

17

Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа

1

14.05

34

18

Растения - живой организм. Бактерии. Грибы.

1

21.05

35

19

Обобщение по теме «Растения – живой организм»

1

28.05


Содержание и основные разделы программы по биологии в 7 классе

    Введение. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пше ницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорас тания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки се мян в почву.

Практическая работа:

  1. определение всхожести семян.

Демонстрация опытов:

  1. условия, необходимые для прорастания семян;

Корень. Разнообразие корней. Корневые си стемы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые во лоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, зна чение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.

Демонстрация опытов:

  1. испарение воды листьями;
  2. дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выде ление углекислого газа в темноте).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

Демонстрация опыта:

  1. передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)

Лабораторные работы:

  1. Органы цветкового растения.
  2. Строение цветка.
  3. Строение семени фасоли.
  4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Экскурсии:

  1. в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие бактерий, грибов, растений

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произра стания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места про израстания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их раз множения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (нали чие цветков, плодов с семенами).

Экскурсии:

  1. в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.

Цветковые растения

Деление цветковых растений на однодольные (например — пше ница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные   растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хо зяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характе ристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грун тов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

  1. перевалка и пересадка комнатных растений.

Лабораторная работа:

  1. Строение луковицы.

Двудольные  растения.

Пасленовые. Картофель,  томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Лабораторная работа:

  1. Строение клубня картофеля.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Кле вер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садо вая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности раз множения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолет ние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Геор гин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения слож ноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использо вание человеком.

Практические работы:

  1. в саду, на школьном учебно-опытном участке;
  2. вскапывание приствольных кругов;
  3. рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия:

  1. Весенние работы в саду.

Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.

Формы и средства контроля:

Текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.


Методическая литература

  1. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой \ сборник 1, М.: ВЛАДОС, 2011 г.
  2. Учебник для 7 класса З.А. Клепинина  Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Москва «Просвещение» 2012
  3.  Авторская программа «Биология» 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000.
  4. Биология. 6-7 классы:  нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. –  Волгоград: Учитель, 2007.

5…Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов,       А. Теремов.    Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

  1.  А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида

Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...

Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс, по коррекционной программе VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...