Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе Г.С.Меркина, Чалмаева В.А.
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 8 класса»

 

Учебник: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев.  Литература, 8 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon merkin_8_kl..doc169.5 КБ
Microsoft Office document icon merkin_8_kl..doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

     «Согласовано»                      «Согласовано»                         «Согласовано»        

 Руководитель МО                            Заместитель                                         Руководитель МБОУ        

_______/Мазитова Л.К./                       руководителя по УР                               НСОШ №8

Протокол №_____ от                  МБОУ НСОШ №8                                   ________/Герасимова Г.В./

«____»________2011г.                       ________/Рязяпова Р.З./                            Приказ №_____ от

                                            «____»__________2011г.                          «____»_________2011г.

                                                                 Рабочая программа

по литературе  в 8 классе

учителя

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Нурлатская средняя общеобразовательная школа № 8»

Мазитовой  Лилии   Камиловны,

первой квалификационной категории

                                                                           Рассмотрено на заседании

                                                                              педагогического совета

                                                                               протокол № ________ от

                                                                                «_____» ___________2011 г.

        2011 – 2012 учебный год

                               Учебно-тематическое планирование

по литературе

Класс – 8

Учитель – Мазитова Лилия Камиловна

Количество часов

Всего – 105 часов; в неделю – 3 часа

Плановых уроков:        

Количество уроков – 70

Развитие речи –   7 часов

Внеклассное чтение –  6 часов

 

 

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 8 класса»

Учебник: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев.  Литература, 8 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

Дополнительная литература:

  1. И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2006г.
  2. Г.И.Беленький. Литература. 8 класс. М.: 2Просвещение», 2005 г.
  3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г
  4. Л.Ю.Алиева. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Издат-Школа, 1998г.

Перечень контрольных работ

  1. Сочинение по творчеству Пушкина.
  2. Сочинение по творчеству Лермонтова.
  3. Сочинение по творчеству Гоголя.
  4. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.
  5. Сочинение по творчеству Тургенева.
  6. Сочинение по творчеству А. Грина.
  7. Сочинение по творчеству Э. Л. Войнич.

Внеклассное чтение

  1. А.С. Пушкин «Маленькие трагедии».
  2. М.Ю. Лермонтов «Демон».
  3. Н.В. Гоголь «Шинель».
  4. Э.Л. Войнич «Овод».
  5. М. Горький «Девушка и смерть».
  6. Л. Андреев «Баргамот  и Гараська».
  7. Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»

Методическое обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2004.

2. Г. Меркин, С. Зинин, В. Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – М., 2006.

3.  Г. Меркин, Б. Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 8 класс». – М., 2007.

4. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Г. Меркин. – М., 2007.

5. Н. Ванюшева. Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе. – Литература (ИД «Первое сентября»), 2008, № 10.

6. С. Воровщиков. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология (глава «Программа общеучебных умений школьников»). – М., 2005.

7.  Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко. Когда книга учит. – М., 1991.

8.  Н.М. Скорина Поурочные планы по литературе для 8 класса. – Волгоград. Учитель-АСТ, 2004.

        Тематическое планирование   по литературе            

 в 8 классе (Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Г. Меркин. – М., 2007.)

Тема урока

Цели урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1.

Художественная литература и  история

Учить выделять главное в абзаце, осуществлять

Дедуктивное обобщение, давать обобщение понятия

Рассказ учителя с элементами беседы

Фронтальный, индивид.

Писатель, читатель, учебная книга. Уметь работать с учебной хрестоматией

1

С.3-5.

2.  

Русская старина. В мире народных песен.

Учить самостоятельно работать с художественной литературой

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики

Фронтальный, индивид.

Сюжет, тема, идея, образ. Уметь характеризовать образ, определять тему и идею

1

 С.6-29

3.

Исторические песни, былины  и летописи

Учить  определять существенные признаки объекта

Работа со статьей учебника, сам. Работа учащихся, работа с иллюстрациями

Фронтальный, индивид.

Песня, былина, летопись. Уметь составлять конспект

1

Анализ исторической песни.

4.

Люди Древней Руси.

«Сказание о Борисе и Глебе»

Учить оценивать свою учебную деятельность и деятельность товарищей. Дать представление о  древнерусской литературе

Сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа

Фронтальный, индивид.

Сказание. Уметь различать жанры древнерусской литературы

1

С.30, 37-51+ вопросы 1, 2

5.  

«Житие Сергия Радонежского»

Дать представление о жанре жития, его особенностях

Сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа

Фронтальный, индивид.

Житие. Уметь находить портрет героя в тексте, отбирать признаки ключевые. Уметь различать жанры древнерусской литературы

1

С.30, 37-51+ вопросы  6, 9, 10.

6.

«Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского»

Учить составлять простой план текста, взаимодействовать в режиме полилога. Дать представление о жанре слова, его особенностях

Рассказ учителя, сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа

Фронтальный, индивид.

Уметь давать характеристику образа. Слово. Уметь различать жанры древнерусской литературы

1

 С.54-61+вопросы 1-4, 8.

7.

Литература 18 в. Г.Р. Державин  - поэт и чиновник

Учить бегло, сознательно читать художественные тексты.  Познакомить  с личностью Державина

Лекция учителя, фронтальный опрос, работа в микрогруппах

Фронтальный, индивид.

Уметь понимать смысл слов в переносном значении. Поэт, поэзия, лирика

1

Выразительное чтение произведений Держа-вина

8.

 

Г.Р. Державин «Вельможа», «Памятник»

Учить оценивать деятельность одноклассников. Учить выразительно читать стихотворение

Выразительное чтение, анализ поэтического текста

Фронтальный, индивид.

Поэт, поэзия, лирика. Выразительно читать

1

вопросы на стр. 81-№ 1, 2; стр.83-№ 1, 2.

9.

Н.М. Карамзин – основоположник сентиментализма. Карамзин и Пушкин

Учить формулировать гипотезу по решению проблемы познакомить с биографией Карамзина

Работа с терминами, конспектирование, рассказ учителя

Фронтальный, индивид.

Уметь анализировать эпизод. Сентиментализм

1

Стр.84-101 + вопросы 1-5 на стр.101.

10.

«Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика

Учить строить полный ответ, познакомить с произведением, идеей, сюжетом

Пересказ, работа с текстом, ответы на вопросы, сам.работа

Фронтальный, индивид.

Тематика, проблематика

1

 Инд. задание: «Карти-ны  природы и их роль в повести Н.М. Карамзина».

11.

Поэты пушкинского круга

Познакомить с поэтами пушкинской поры

Групповые выступления учащихся,   мини-презентации

Фронтальный, индивид.

Лицей, лицеисты

1

Стр.110-116.

Инд. сообщения о поэтах первой половины  19-го века.

12.

Литература 19 в. А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии

 Учить оценивать свою учебную деятельность

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Поэт, поэзия, лирика

1

Знать  о лицейском периоде жизни А.С. Пушкина.

13.

«Пиковая дама»

Учить формулировать гипотезу по решению проблемы

Анализ прозаического текста, цитирование

Фронтальный, индивид.

Поэт, поэзия, лирика. Уметь находить авторскую позицию

1

Стр.172-195+ вопросы

14.

ВЧ. «Маленькие трагедии»

 Учить формулировать гипотезу по решению проблемы

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Маленькие трагедии

1

Читать повесть «Капитанская дочка»

15

Творческая история повести «Капитанская дочка»

Учить оценивать свою учебную деятельность

Лекция учителя, рассказ учащегося, опрос, индив. работа

Фронтальный, индивид.

Сюжет, композиция

1

Стр.199-208, текст читать.

16.

 

Формирование характера Петра Гринева

Учить оценивать деятельность одноклассников

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Образ. Уметь находить авторскую позицию

1

Гл.1-5, вопросы

17

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора

Учить строить полный ответ, определять существенные признаки объекта

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Уметь определять вид сказки, давать речевую характеристику

1

Гл.6-9, вопросы

18.

 

Падение Белогорской  крепости

Учить оценивать деятельность одноклассников и свою.

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Уметь давать речевую характеристику

1

Гл.10-13, вопросы

19

Изображение народной войны. Разбор 8-12 глав

Учить формулировать гипотезу по решению проблемы

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Анализ, разбор

1

 Гл.14-15, вопросы

20

 

Становление  личности под влиянием «благородных» потрясений

Учить формулировать гипотезу по решению проблемы

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

 Уметь находить авторскую позицию

1

Сравнительная характеристика героев

произ-ия

21

РР. Сочинение по творчеству Пушкина

Учить вводить фоновую информацию в своё сообщение

Сочинение, работа с планом и  текстом

индивид.

Уметь   сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по  литературному произведению

1

 

Материал для сочинения-сравнения  на тему: «Гринев и Швабрин».

22.

М.Ю. Лермонтов Жизнь и судьба. Кавказ в жизни  и творчестве поэта

Учить оценивать свою учебную деятельность

Рассказ учителя, работа с репродукциями, текстом, статьей учебника

Фронтальный, индивид.

Поэт, поэзия, лирика. Выразительно читать

 1

Стр.316-351. Тезисный план статьи  учебника.

23

«Мцыри». История создания, тема и идея произведения

Учить взаимодействовать в режиме полилога, читать наизусть

Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь давать характеристику образа. Поэма , образ

 1

 Подготовиться к тексту

 по поэме

24

Образ Мцыри

Учить определять существенные признаки объекта, объекты сравнения, устанавливать различия

Аналитическая беседа, характеристика главного героя

Фронтальный, индивид.

Уметь находить особенности сюжета. Олицетворение, эпиграф, эпитет

1

Выписать

 цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и к природе

25

ВЧ. «Демон»

Учить определять существенные признаки объекта

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Демонизм, уметь работать с  дополнительной литературой. Уметь находить авторскую позицию

1

Подготовиться к сочинению по творчеству Лермонтова

26

РР. Сочинение по  творчеству Лермонтова

Учить выделять главное в абзаце, делить текст на части

Сочинение, работа с планом и  текстом

  индивид.

Уметь   сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по  литературному произведению

1

Написать сочинение.

Инд. задание: сообщение на тему: «А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь».

27

Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и  особенности композиции  комедии «Ревизор»

Учить определять существенные признаки объекта

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Сатира , юмор

1

Стр.4-17, прочитать

 1-е действие,

составить устный рассказ о городничем по предложенному

 плану.

28

Разоблачение нравственных и социальных пороков в комедии

Учить осуществлять

дедуктивное

обобщение, давать обобщение понятия, определять аспект сравнения объектов

 

Прогнозирование во время работы с книгой

Фронтальный, индивид.

Уметь сопоставлять персонажей. Сравнение,     гипербола, сатира

 1

Подготовить материалы по образу Хлестакова по плану, перечитать 2-е и 3-е действия

29

Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и «хлестаковщина».

Учить участвовать в коллективном выполнении учебной задачи

 

Прогнозирование во время работы с книгой

Фронтальный, индивид.

Сравнение, гипербола, сатира

1

Характеристика чиновников, перечитать 4-е и 5-е действия.

30.

Чиновники на приеме у  ревизора. Финал комедии и его значение

Учить работать с дополнительной литературой

 

Прогнозирование во время работы с книгой

Фронтальный, индивид.

Уметь рассказывать о творческом пути поэта

1

Инд.задание:«Николаевская Россия», стр.113-120.

31

Обучение конспектированию критической статьи

Учить формулировать гипотезу по решению проблемы

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

 Уметь конспектировать критическую статью, работать с дополнительной литературой

1

Развернутый рассказ по образу Хлестакова, включая речевую характеристику.

32.

РР. Сочинение по  творчеству Гоголя

Учить определять индивидуальные и коллективные учебные задачи, составлять план письменного текста, определять причинно-следственные отношения

Сочинение, работа с планом и  текстом

индивид.

Уметь   сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по  литературному произведению

1

Написать сочинение.

33

 

ВЧ. Гоголь «Шинель»

Учить определять объекты сравнения, объекты анализа

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Жанр   тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора

 1

Стр.124-126 (сообщение о Тургеневе). Написать сочинение.

34

И. С. Тургенев автобиографический характер повести «Ася»

Учить определять рациональную последовательность действий в выполнении учебной задачи, бегло, осознанно читать, выполнять полное комплексное сравнение объектов

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь отвечать на вопросы учебника, определять жанр, составлять характеристику литературного героя,  Автобиографическая основа, тема, проблема, художественные образы, эпизод, композиция, сюжет, пейзаж, портрет

1

Мини-сочинение «Мое прочтение повести «Ася».

35

История  любви как основа сюжета. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя

Учить строить полный ответ по типу рассуждения, осуществлять качественное описание компонентов объекта

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь собирать материал к рассказу о герое, подбирать цитаты, составлять алгоритм рассказа о герое. Портрет, пейзаж, характер

1

Выразительное чтение 16-й главы. Определить ее место в развитии сюжета.

Стр.167-171.

36

Образ Аси

Учить определять индивидуальные и коллективные учебные задачи

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь выделять основные черты характера героя, передавать с помощью интонации, мимики, жестов

1

Ответ на вопрос: «Почему повесть называется «Ася»?

37

РР. Отзыв о произведении

Учить  писать отзыв о произведении

индивид.

Уметь писать отзыв, отличать его от рецензии. Отзыв , рецензия. Уметь сопоставлять черновой и окончательный вариант текста

1

Устное сочинение по предложенному плану.

38

Н.А. Некрасов судьба и жизнь народная в изображении поэта

Учить определять аспекты сравнения объектов, выполнять полное однолинейное сравнение, делать вывод

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Образ, композиция

1

Стр.181-183, наизусть стихотворение по выбору.

39

А.А. Фет Мир природы и духовности в поэзии

Учить осуществлять качественное описание компонентов объекта

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь сопоставлять образы дороги в разных стихотворениях, анализировать стихотворение. Тема, лирический герой, повторы

1

Стр.192-199, вопросы 1-7. Выразительное чтение стихотворений.

40

А.Н. Островский «Снегурочка»: своеобразие сюжета

Учить определять существенные признаки объекта, определять причинно-следственные отношения компонентов объекта

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь анализировать   текст, используя схему анализа. Пьеса

1

Стр.200-205, читать пьесу.

41

Образ Снегурочки. Связь с мифологическими и  сказочными сюжетами

Учить оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь анализировать, определять главную мысль. Пейзаж, система художественных образов

1

Тезисный план  статьи учебника  «В художественном мире «Снегурочки».

42

Л.Н. Толстой «Отрочество»

Учить выделять главное в абзаце, самостоятельно искать ответы на вопросы в тексте

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

1

 Стр.335-336, читать текст на стр.337-347, вопросы на стр.350-351.

43

«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа

Учить определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное

Рассказ учителя, работа с репродукциями, текстом, статьей учебника

Фронтальный, индивид.

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы учебника, анализировать текст, определять жанр. Диалог, монолог, авторская позиция, звукопись, тропы, фигуры

1

 Стр.351-365.

Инд. задание: сообщения по темам «Жизненные источники рассказа «После бала» и «Композиция рассказа «После бала».

44

Автор и рассказчик в произведении. Мысль о моральной ответственности  человека

Учить делить текст на части и находить в каждой ключевые слова, строить полное рассуждение

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Уметь сопоставлять эпизоды произведения. Композиция, патриотизм, историзм

1

Готовиться к тестированию по рассказу «После бала».

45

РР. Сочинение по творчеству Толстого

Учить писать сочинение

Сочинение, работа с планом и  текстом

индивид.

Формулировать своё отношение к прочитанному

1

 Сочинение по предложенному плану.

Инд. задание: сообщение о Горьком

46

 

М. Горький «Песня о Соколе». Роль пейзажа

Учить строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, сопоставлять образы героев. Выделение главной мысли, рефлексия. Жанр, эпизод, сюжет, персонажи

1

 Выучить наизусть отрывок из «Песни о Соколе»

Вопросы на стр.27.

47

«Макар Чудра». Художественное своеобразие ранней прозы писателя

Учить выделять главное в абзаце, самостоятельно искать ответы на вопросы в тексте

Воображение и понимание текста, упражнения на развитие фантазии

Фронтальный, индивид.

Национальная самобытность

1

 Дочитать рассказ «Макар Чудра», вопросы на стр.22.

48

ВЧ «Девушка и смерть»

Учить сопоставлять объекты, определять критерии, выявлять общее и различное, обобщать результаты сопоставления,

делить текст на части и находить в каждой ключевые слова, строить полное рассуждение

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Уметь сравнивать характеры персонажей, находить приёмы народной сказки, определять роль фантастики, анализировать эпизод. Жанр, тема, сюжет, мифологические и фольклорные мотивы, система персонажей, речевая характеристика, портрет, авторская позиция.

 

1

 Подготовить сообщение о творчестве Маяковского

49

В.В. Маяковский Поэт и толпа в  стихах. «Хорошее отношение к лошадям»

Учить работать с дополнительной литературой

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

 1

Стр.31-41.

Выразительное чтение стихотворения.

Инд. задание: сообщение о Тэффи Н.А.

50

О серьезном – с улыбкой. Н.А. Тэффи «Свои чужие»

Учить определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное,

строить полный ответ-рассуждение

Рассказ учителя, работа с репродукциями, текстом, статьей учебника

Фронтальный, индивид.

Уметь сопоставлять персонажей, анализировать эпизод, создавать характеристику героя, определять роль изобразительно-выразительных средств в тексте. Лирический герой

1

 Стр.42-49. Развернутый ответ на тему «Эмиграция и эмигранты».

51

М.М. Зощенко «Счастливый случай», «Обезьяний язык»

Учить определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь создавать характеристику персонажа с опорой на средства создания образа. Тема, центральные и второстепенные образы, смысл названия

1

 

Стр.50-58, составить план статьи о жизни писателя.

Подготовиться к выразительному чтению рассказов.

52

 

Д.Б. Кедрин «Зодчие». Основные мотивы стихотворения

Учить осуществлять дедуктивное обобщение

Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь анализировать эпизод, выполнять языковой разбор. Приёмы создания образа

1

Стр.59-66, вопросы

53

Н.А. Заболоцкий – поэт труда, красоты, духовности

Учить владеть средствами самоконтроля, оценивать свою учебную деятельность

Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь сопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор. Язык художественного произведения

1

Стр.68-73. Связный рассказ о судьбе Н.Заболоцкого, вопрос № 4 на стр.73.

54

А. Грин «Алые паруса»

Учить выделять главное в абзаце, самостоятельно искать ответы на вопросы в тексте

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Творческая биография, смысл заглавия

1

Сообщение о писателе Астафьеве.

55

В.П. Астафьев. Человек и война в творчестве.

Учить определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Уметь определять авторскую позицию. Позиция автора

1

Стр.80-103, вопросы 1-4.

56

«Фотография, на которой меня нет»

Учить обобщать, выделять главное, исключать второстепенное, составлять формулировку общего положения

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь   определять авторскую позицию, основную мысль

1

Работа с текстом.

Вопросы  5-12.

57  

А.Т. Твардовский «За далью - даль»

Учить строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, сопоставлять образы героев. Эпизод, сюжет, персонажи

 1

 Стр.104-110, вопросы к статье учебника.

Читать главы из поэмы – стр.111-127, вопросы 1-6 на стр.127-128.

58

Образ автора, худ. Своеобразие произведения

Учить работать с дополнительной литературой

    Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы                          

Фронтальный, индивид.

Сюжет, творческая история, композиция, образ, портрет, речевая характеристика, проблема, жанр

1

 Стр.128-129.

Прочитать  по учебнику материал о писателе Распутине – стр.130-133, вопросы

59

В.Г. Распутин             20 в.  на страницах прозы писателя. «Уроки французского»

Учить аргументировать и объяснять свои мысли и чувства, дискутировать,

строить полный ответ-рассуждение

Фронт, индивид.

Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику

1

 Стр.133-158.

60

Нравственная проблематика повести

Учить аргументировать и объяснять свои мысли и чувства, осуществлять дедуктивное обобщение

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронт, индивид.

Виды информации в художественном тексте. Творческая биография

1

Стр.150-151,161-162.

61

ВЧ. Л. Андреев «Баргамот  и Гараська».

Учить анализировать, обобщать, строить текст-рассуждение

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Уметь строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

1

Прочитать пьесу «Ромео и Джульетта»

62

Зарубежная литература.

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Конфликт чистого сердца и предрассудков

Учить составлять простой план письменного текста, пересказывать по плану

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь анализировать текст, определять жанр, находить антитезу, приёмы создания характеров, элементы сюжета. Трагедия, комедия, драма, пьеса, акт, действие, постановка

1

Стр.164-166, вопросы1-3, читать пьесу «Ромео и Джульетта».

63

Герои трагедии как символ  верной и чистой любви

Учить составлять простой план письменного текста, пересказывать по плану

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь выявлять жанровое своеобразие рассказа, интерпретировать, находить элементы сюжета. Тема, сюжет

1

 

Работа с текстом, подготовка к тесту.

64

М. Сервантес «Дон Кихот»: душевное величие и  наивная простота романа

Учить использовать разные виды изложения текста

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь различать виды пересказа

1

Стр.299-301, вопросы1-2.

Перечитать отдельные главы произведения.

65

ВЧ, Э.Л. Войнич «Овод».

Учить использовать разные виды изложения текста, работать с текстом, цитировать

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Уметь формулировать тезис сочинения, подбирать аргументы и примеры, делать вывод

1

Не задано

66

Э.Т. А. Гофман «Щелкунчик». Тема добра и зла, тьмы и света

Учить создавать текст в жанре отзыва, аргументировать и объяснять свои мысли и чувства

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь инсценировать рассказ, использовать театральную лексику. Жанр, деталь, речевая характеристика

1

Прочитать сказку.

67

ВЧ. Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»

Учить использовать разные виды изложения текста, работать с текстом, цитировать

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы. Эпизод, сюжет, персонажи

1

Прочитать «Над пропастью во ржи».

68

Д. Байрон «Властитель тьмы». Стихи наполеоновского цикла. Обзор

Учить строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы. Эпизод, сюжет, персонажи

1

 Подготовиться к тестированию.

69

Итоговое тестирова-ние.

1

Не задано

70

Заключительный урок.

1

Список книг для летнего чтения.



Предварительный просмотр:

     «Согласовано»                      «Согласовано»                         «Согласовано»        

 Руководитель МО                            Заместитель                                         Руководитель МБОУ        

_______/Мазитова Л.К./                       руководителя по УР                               НСОШ №8

Протокол №_____ от                  МБОУ НСОШ №8                                   ________/Герасимова Г.В./

«____»________2011г.                       ________/Рязяпова Р.З./                            Приказ №_____ от

                                            «____»__________2011г.                          «____»_________2011г.

                                                                 Рабочая программа

по литературе  в 8 классе

учителя

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Нурлатская средняя общеобразовательная школа № 8»

Мазитовой  Лилии   Камиловны,

первой квалификационной категории

                                                                           Рассмотрено на заседании

                                                                              педагогического совета

                                                                               протокол № ________ от

                                                                                «_____» ___________2011 г.

        2011 – 2012 учебный год

                               Учебно-тематическое планирование

по литературе

Класс – 8

Учитель – Мазитова Лилия Камиловна

Количество часов

Всего – 105 часов; в неделю – 3 часа

Плановых уроков:        

Количество уроков – 70

Развитие речи –   7 часов

Внеклассное чтение –  6 часов

 

 

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 8 класса»

Учебник: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев.  Литература, 8 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

Дополнительная литература:

  1. И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2006г.
  2. Г.И.Беленький. Литература. 8 класс. М.: 2Просвещение», 2005 г.
  3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г
  4. Л.Ю.Алиева. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Издат-Школа, 1998г.

Перечень контрольных работ

  1. Сочинение по творчеству Пушкина.
  2. Сочинение по творчеству Лермонтова.
  3. Сочинение по творчеству Гоголя.
  4. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.
  5. Сочинение по творчеству Тургенева.
  6. Сочинение по творчеству А. Грина.
  7. Сочинение по творчеству Э. Л. Войнич.

Внеклассное чтение

  1. А.С. Пушкин «Маленькие трагедии».
  2. М.Ю. Лермонтов «Демон».
  3. Н.В. Гоголь «Шинель».
  4. Э.Л. Войнич «Овод».
  5. М. Горький «Девушка и смерть».
  6. Л. Андреев «Баргамот  и Гараська».
  7. Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»

Методическое обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2004.

2. Г. Меркин, С. Зинин, В. Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – М., 2006.

3.  Г. Меркин, Б. Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 8 класс». – М., 2007.

4. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Г. Меркин. – М., 2007.

5. Н. Ванюшева. Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе. – Литература (ИД «Первое сентября»), 2008, № 10.

6. С. Воровщиков. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология (глава «Программа общеучебных умений школьников»). – М., 2005.

7.  Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко. Когда книга учит. – М., 1991.

8.  Н.М. Скорина Поурочные планы по литературе для 8 класса. – Волгоград. Учитель-АСТ, 2004.

        Тематическое планирование   по литературе            

 в 8 классе (Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Г. Меркин. – М., 2007.)

Тема урока

Цели урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1.

Художественная литература и  история

Учить выделять главное в абзаце, осуществлять

Дедуктивное обобщение, давать обобщение понятия

Рассказ учителя с элементами беседы

Фронтальный, индивид.

Писатель, читатель, учебная книга. Уметь работать с учебной хрестоматией

1

С.3-5.

2.  

Русская старина. В мире народных песен.

Учить самостоятельно работать с художественной литературой

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики

Фронтальный, индивид.

Сюжет, тема, идея, образ. Уметь характеризовать образ, определять тему и идею

1

 С.6-29

3.

Исторические песни, былины  и летописи

Учить  определять существенные признаки объекта

Работа со статьей учебника, сам. Работа учащихся, работа с иллюстрациями

Фронтальный, индивид.

Песня, былина, летопись. Уметь составлять конспект

1

Анализ исторической песни.

4.

Люди Древней Руси.

«Сказание о Борисе и Глебе»

Учить оценивать свою учебную деятельность и деятельность товарищей. Дать представление о  древнерусской литературе

Сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа

Фронтальный, индивид.

Сказание. Уметь различать жанры древнерусской литературы

1

С.30, 37-51+ вопросы 1, 2

5.  

«Житие Сергия Радонежского»

Дать представление о жанре жития, его особенностях

Сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа

Фронтальный, индивид.

Житие. Уметь находить портрет героя в тексте, отбирать признаки ключевые. Уметь различать жанры древнерусской литературы

1

С.30, 37-51+ вопросы  6, 9, 10.

6.

«Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского»

Учить составлять простой план текста, взаимодействовать в режиме полилога. Дать представление о жанре слова, его особенностях

Рассказ учителя, сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа

Фронтальный, индивид.

Уметь давать характеристику образа. Слово. Уметь различать жанры древнерусской литературы

1

 С.54-61+вопросы 1-4, 8.

7.

Литература 18 в. Г.Р. Державин  - поэт и чиновник

Учить бегло, сознательно читать художественные тексты.  Познакомить  с личностью Державина

Лекция учителя, фронтальный опрос, работа в микрогруппах

Фронтальный, индивид.

Уметь понимать смысл слов в переносном значении. Поэт, поэзия, лирика

1

Выразительное чтение произведений Держа-вина

8.

 

Г.Р. Державин «Вельможа», «Памятник»

Учить оценивать деятельность одноклассников. Учить выразительно читать стихотворение

Выразительное чтение, анализ поэтического текста

Фронтальный, индивид.

Поэт, поэзия, лирика. Выразительно читать

1

вопросы на стр. 81-№ 1, 2; стр.83-№ 1, 2.

9.

Н.М. Карамзин – основоположник сентиментализма. Карамзин и Пушкин

Учить формулировать гипотезу по решению проблемы познакомить с биографией Карамзина

Работа с терминами, конспектирование, рассказ учителя

Фронтальный, индивид.

Уметь анализировать эпизод. Сентиментализм

1

Стр.84-101 + вопросы 1-5 на стр.101.

10.

«Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика

Учить строить полный ответ, познакомить с произведением, идеей, сюжетом

Пересказ, работа с текстом, ответы на вопросы, сам.работа

Фронтальный, индивид.

Тематика, проблематика

1

 Инд. задание: «Карти-ны  природы и их роль в повести Н.М. Карамзина».

11.

Поэты пушкинского круга

Познакомить с поэтами пушкинской поры

Групповые выступления учащихся,   мини-презентации

Фронтальный, индивид.

Лицей, лицеисты

1

Стр.110-116.

Инд. сообщения о поэтах первой половины  19-го века.

12.

Литература 19 в. А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии

 Учить оценивать свою учебную деятельность

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Поэт, поэзия, лирика

1

Знать  о лицейском периоде жизни А.С. Пушкина.

13.

«Пиковая дама»

Учить формулировать гипотезу по решению проблемы

Анализ прозаического текста, цитирование

Фронтальный, индивид.

Поэт, поэзия, лирика. Уметь находить авторскую позицию

1

Стр.172-195+ вопросы

14.

ВЧ. «Маленькие трагедии»

 Учить формулировать гипотезу по решению проблемы

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Маленькие трагедии

1

Читать повесть «Капитанская дочка»

15

Творческая история повести «Капитанская дочка»

Учить оценивать свою учебную деятельность

Лекция учителя, рассказ учащегося, опрос, индив. работа

Фронтальный, индивид.

Сюжет, композиция

1

Стр.199-208, текст читать.

16.

 

Формирование характера Петра Гринева

Учить оценивать деятельность одноклассников

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Образ. Уметь находить авторскую позицию

1

Гл.1-5, вопросы

17

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора

Учить строить полный ответ, определять существенные признаки объекта

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Уметь определять вид сказки, давать речевую характеристику

1

Гл.6-9, вопросы

18.

 

Падение Белогорской  крепости

Учить оценивать деятельность одноклассников и свою.

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Уметь давать речевую характеристику

1

Гл.10-13, вопросы

19

Изображение народной войны. Разбор 8-12 глав

Учить формулировать гипотезу по решению проблемы

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Анализ, разбор

1

 Гл.14-15, вопросы

20

 

Становление  личности под влиянием «благородных» потрясений

Учить формулировать гипотезу по решению проблемы

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

 Уметь находить авторскую позицию

1

Сравнительная характеристика героев

произ-ия

21

РР. Сочинение по творчеству Пушкина

Учить вводить фоновую информацию в своё сообщение

Сочинение, работа с планом и  текстом

индивид.

Уметь   сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по  литературному произведению

1

 

Материал для сочинения-сравнения  на тему: «Гринев и Швабрин».

22.

М.Ю. Лермонтов Жизнь и судьба. Кавказ в жизни  и творчестве поэта

Учить оценивать свою учебную деятельность

Рассказ учителя, работа с репродукциями, текстом, статьей учебника

Фронтальный, индивид.

Поэт, поэзия, лирика. Выразительно читать

 1

Стр.316-351. Тезисный план статьи  учебника.

23

«Мцыри». История создания, тема и идея произведения

Учить взаимодействовать в режиме полилога, читать наизусть

Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь давать характеристику образа. Поэма , образ

 1

 Подготовиться к тексту

 по поэме

24

Образ Мцыри

Учить определять существенные признаки объекта, объекты сравнения, устанавливать различия

Аналитическая беседа, характеристика главного героя

Фронтальный, индивид.

Уметь находить особенности сюжета. Олицетворение, эпиграф, эпитет

1

Выписать

 цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и к природе

25

ВЧ. «Демон»

Учить определять существенные признаки объекта

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Демонизм, уметь работать с  дополнительной литературой. Уметь находить авторскую позицию

1

Подготовиться к сочинению по творчеству Лермонтова

26

РР. Сочинение по  творчеству Лермонтова

Учить выделять главное в абзаце, делить текст на части

Сочинение, работа с планом и  текстом

  индивид.

Уметь   сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по  литературному произведению

1

Написать сочинение.

Инд. задание: сообщение на тему: «А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь».

27

Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и  особенности композиции  комедии «Ревизор»

Учить определять существенные признаки объекта

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Сатира , юмор

1

Стр.4-17, прочитать

 1-е действие,

составить устный рассказ о городничем по предложенному

 плану.

28

Разоблачение нравственных и социальных пороков в комедии

Учить осуществлять

дедуктивное

обобщение, давать обобщение понятия, определять аспект сравнения объектов

 

Прогнозирование во время работы с книгой

Фронтальный, индивид.

Уметь сопоставлять персонажей. Сравнение,     гипербола, сатира

 1

Подготовить материалы по образу Хлестакова по плану, перечитать 2-е и 3-е действия

29

Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и «хлестаковщина».

Учить участвовать в коллективном выполнении учебной задачи

 

Прогнозирование во время работы с книгой

Фронтальный, индивид.

Сравнение, гипербола, сатира

1

Характеристика чиновников, перечитать 4-е и 5-е действия.

30.

Чиновники на приеме у  ревизора. Финал комедии и его значение

Учить работать с дополнительной литературой

 

Прогнозирование во время работы с книгой

Фронтальный, индивид.

Уметь рассказывать о творческом пути поэта

1

Инд.задание:«Николаевская Россия», стр.113-120.

31

Обучение конспектированию критической статьи

Учить формулировать гипотезу по решению проблемы

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

 Уметь конспектировать критическую статью, работать с дополнительной литературой

1

Развернутый рассказ по образу Хлестакова, включая речевую характеристику.

32.

РР. Сочинение по  творчеству Гоголя

Учить определять индивидуальные и коллективные учебные задачи, составлять план письменного текста, определять причинно-следственные отношения

Сочинение, работа с планом и  текстом

индивид.

Уметь   сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по  литературному произведению

1

Написать сочинение.

33

 

ВЧ. Гоголь «Шинель»

Учить определять объекты сравнения, объекты анализа

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Жанр   тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора

 1

Стр.124-126 (сообщение о Тургеневе). Написать сочинение.

34

И. С. Тургенев автобиографический характер повести «Ася»

Учить определять рациональную последовательность действий в выполнении учебной задачи, бегло, осознанно читать, выполнять полное комплексное сравнение объектов

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь отвечать на вопросы учебника, определять жанр, составлять характеристику литературного героя,  Автобиографическая основа, тема, проблема, художественные образы, эпизод, композиция, сюжет, пейзаж, портрет

1

Мини-сочинение «Мое прочтение повести «Ася».

35

История  любви как основа сюжета. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя

Учить строить полный ответ по типу рассуждения, осуществлять качественное описание компонентов объекта

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь собирать материал к рассказу о герое, подбирать цитаты, составлять алгоритм рассказа о герое. Портрет, пейзаж, характер

1

Выразительное чтение 16-й главы. Определить ее место в развитии сюжета.

Стр.167-171.

36

Образ Аси

Учить определять индивидуальные и коллективные учебные задачи

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь выделять основные черты характера героя, передавать с помощью интонации, мимики, жестов

1

Ответ на вопрос: «Почему повесть называется «Ася»?

37

РР. Отзыв о произведении

Учить  писать отзыв о произведении

индивид.

Уметь писать отзыв, отличать его от рецензии. Отзыв , рецензия. Уметь сопоставлять черновой и окончательный вариант текста

1

Устное сочинение по предложенному плану.

38

Н.А. Некрасов судьба и жизнь народная в изображении поэта

Учить определять аспекты сравнения объектов, выполнять полное однолинейное сравнение, делать вывод

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Образ, композиция

1

Стр.181-183, наизусть стихотворение по выбору.

39

А.А. Фет Мир природы и духовности в поэзии

Учить осуществлять качественное описание компонентов объекта

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь сопоставлять образы дороги в разных стихотворениях, анализировать стихотворение. Тема, лирический герой, повторы

1

Стр.192-199, вопросы 1-7. Выразительное чтение стихотворений.

40

А.Н. Островский «Снегурочка»: своеобразие сюжета

Учить определять существенные признаки объекта, определять причинно-следственные отношения компонентов объекта

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь анализировать   текст, используя схему анализа. Пьеса

1

Стр.200-205, читать пьесу.

41

Образ Снегурочки. Связь с мифологическими и  сказочными сюжетами

Учить оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь анализировать, определять главную мысль. Пейзаж, система художественных образов

1

Тезисный план  статьи учебника  «В художественном мире «Снегурочки».

42

Л.Н. Толстой «Отрочество»

Учить выделять главное в абзаце, самостоятельно искать ответы на вопросы в тексте

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

1

 Стр.335-336, читать текст на стр.337-347, вопросы на стр.350-351.

43

«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа

Учить определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное

Рассказ учителя, работа с репродукциями, текстом, статьей учебника

Фронтальный, индивид.

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы учебника, анализировать текст, определять жанр. Диалог, монолог, авторская позиция, звукопись, тропы, фигуры

1

 Стр.351-365.

Инд. задание: сообщения по темам «Жизненные источники рассказа «После бала» и «Композиция рассказа «После бала».

44

Автор и рассказчик в произведении. Мысль о моральной ответственности  человека

Учить делить текст на части и находить в каждой ключевые слова, строить полное рассуждение

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Уметь сопоставлять эпизоды произведения. Композиция, патриотизм, историзм

1

Готовиться к тестированию по рассказу «После бала».

45

РР. Сочинение по творчеству Толстого

Учить писать сочинение

Сочинение, работа с планом и  текстом

индивид.

Формулировать своё отношение к прочитанному

1

 Сочинение по предложенному плану.

Инд. задание: сообщение о Горьком

46

 

М. Горький «Песня о Соколе». Роль пейзажа

Учить строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, сопоставлять образы героев. Выделение главной мысли, рефлексия. Жанр, эпизод, сюжет, персонажи

1

 Выучить наизусть отрывок из «Песни о Соколе»

Вопросы на стр.27.

47

«Макар Чудра». Художественное своеобразие ранней прозы писателя

Учить выделять главное в абзаце, самостоятельно искать ответы на вопросы в тексте

Воображение и понимание текста, упражнения на развитие фантазии

Фронтальный, индивид.

Национальная самобытность

1

 Дочитать рассказ «Макар Чудра», вопросы на стр.22.

48

ВЧ «Девушка и смерть»

Учить сопоставлять объекты, определять критерии, выявлять общее и различное, обобщать результаты сопоставления,

делить текст на части и находить в каждой ключевые слова, строить полное рассуждение

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Уметь сравнивать характеры персонажей, находить приёмы народной сказки, определять роль фантастики, анализировать эпизод. Жанр, тема, сюжет, мифологические и фольклорные мотивы, система персонажей, речевая характеристика, портрет, авторская позиция.

 

1

 Подготовить сообщение о творчестве Маяковского

49

В.В. Маяковский Поэт и толпа в  стихах. «Хорошее отношение к лошадям»

Учить работать с дополнительной литературой

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

 1

Стр.31-41.

Выразительное чтение стихотворения.

Инд. задание: сообщение о Тэффи Н.А.

50

О серьезном – с улыбкой. Н.А. Тэффи «Свои чужие»

Учить определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное,

строить полный ответ-рассуждение

Рассказ учителя, работа с репродукциями, текстом, статьей учебника

Фронтальный, индивид.

Уметь сопоставлять персонажей, анализировать эпизод, создавать характеристику героя, определять роль изобразительно-выразительных средств в тексте. Лирический герой

1

 Стр.42-49. Развернутый ответ на тему «Эмиграция и эмигранты».

51

М.М. Зощенко «Счастливый случай», «Обезьяний язык»

Учить определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь создавать характеристику персонажа с опорой на средства создания образа. Тема, центральные и второстепенные образы, смысл названия

1

 

Стр.50-58, составить план статьи о жизни писателя.

Подготовиться к выразительному чтению рассказов.

52

 

Д.Б. Кедрин «Зодчие». Основные мотивы стихотворения

Учить осуществлять дедуктивное обобщение

Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь анализировать эпизод, выполнять языковой разбор. Приёмы создания образа

1

Стр.59-66, вопросы

53

Н.А. Заболоцкий – поэт труда, красоты, духовности

Учить владеть средствами самоконтроля, оценивать свою учебную деятельность

Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь сопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор. Язык художественного произведения

1

Стр.68-73. Связный рассказ о судьбе Н.Заболоцкого, вопрос № 4 на стр.73.

54

А. Грин «Алые паруса»

Учить выделять главное в абзаце, самостоятельно искать ответы на вопросы в тексте

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Творческая биография, смысл заглавия

1

Сообщение о писателе Астафьеве.

55

В.П. Астафьев. Человек и война в творчестве.

Учить определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Уметь определять авторскую позицию. Позиция автора

1

Стр.80-103, вопросы 1-4.

56

«Фотография, на которой меня нет»

Учить обобщать, выделять главное, исключать второстепенное, составлять формулировку общего положения

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь   определять авторскую позицию, основную мысль

1

Работа с текстом.

Вопросы  5-12.

57  

А.Т. Твардовский «За далью - даль»

Учить строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Работа с текстом, цитирование,  анализ фрагментов

Фронтальный, индивид.

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, сопоставлять образы героев. Эпизод, сюжет, персонажи

 1

 Стр.104-110, вопросы к статье учебника.

Читать главы из поэмы – стр.111-127, вопросы 1-6 на стр.127-128.

58

Образ автора, худ. Своеобразие произведения

Учить работать с дополнительной литературой

    Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы                          

Фронтальный, индивид.

Сюжет, творческая история, композиция, образ, портрет, речевая характеристика, проблема, жанр

1

 Стр.128-129.

Прочитать  по учебнику материал о писателе Распутине – стр.130-133, вопросы

59

В.Г. Распутин             20 в.  на страницах прозы писателя. «Уроки французского»

Учить аргументировать и объяснять свои мысли и чувства, дискутировать,

строить полный ответ-рассуждение

Фронт, индивид.

Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику

1

 Стр.133-158.

60

Нравственная проблематика повести

Учить аргументировать и объяснять свои мысли и чувства, осуществлять дедуктивное обобщение

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронт, индивид.

Виды информации в художественном тексте. Творческая биография

1

Стр.150-151,161-162.

61

ВЧ. Л. Андреев «Баргамот  и Гараська».

Учить анализировать, обобщать, строить текст-рассуждение

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Уметь строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

1

Прочитать пьесу «Ромео и Джульетта»

62

Зарубежная литература.

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Конфликт чистого сердца и предрассудков

Учить составлять простой план письменного текста, пересказывать по плану

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь анализировать текст, определять жанр, находить антитезу, приёмы создания характеров, элементы сюжета. Трагедия, комедия, драма, пьеса, акт, действие, постановка

1

Стр.164-166, вопросы1-3, читать пьесу «Ромео и Джульетта».

63

Герои трагедии как символ  верной и чистой любви

Учить составлять простой план письменного текста, пересказывать по плану

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь выявлять жанровое своеобразие рассказа, интерпретировать, находить элементы сюжета. Тема, сюжет

1

 

Работа с текстом, подготовка к тесту.

64

М. Сервантес «Дон Кихот»: душевное величие и  наивная простота романа

Учить использовать разные виды изложения текста

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Фронтальный, индивид.

Уметь различать виды пересказа

1

Стр.299-301, вопросы1-2.

Перечитать отдельные главы произведения.

65

ВЧ, Э.Л. Войнич «Овод».

Учить использовать разные виды изложения текста, работать с текстом, цитировать

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Уметь формулировать тезис сочинения, подбирать аргументы и примеры, делать вывод

1

Не задано

66

Э.Т. А. Гофман «Щелкунчик». Тема добра и зла, тьмы и света

Учить создавать текст в жанре отзыва, аргументировать и объяснять свои мысли и чувства

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь инсценировать рассказ, использовать театральную лексику. Жанр, деталь, речевая характеристика

1

Прочитать сказку.

67

ВЧ. Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»

Учить использовать разные виды изложения текста, работать с текстом, цитировать

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам,  тест

Фронтальный, индивид.

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы. Эпизод, сюжет, персонажи

1

Прочитать «Над пропастью во ржи».

68

Д. Байрон «Властитель тьмы». Стихи наполеоновского цикла. Обзор

Учить строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

Фронтальный, индивид.

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы. Эпизод, сюжет, персонажи

1

 Подготовиться к тестированию.

69

Итоговое тестирова-ние.

1

Не задано

70

Заключительный урок.

1

Список книг для летнего чтения.