Активные формы обучения на уроках литературы
статья по литературе (9 класс) по теме

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_formy_obucheniya_na_urokah_literatury.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Сизова Елена Викторовна,

                                                                                       учитель русского языка

                                                                      и литературы

                                                                                           МОУ «Черлакская средняя

                                                                                 общеобразовательная

                                                                                                  школа №2», высшая категория,

                                                                               стаж работы-18лет,

                                                                                      Дом. адрес: Омская обл.,

                                                               р.п.Черлак,

                                                                             ул.Солнечная, д.18

                                                                              тел.8(3812) 2-25-09

Активные формы обучения на уроках литературы.

Первое и необходимое условие активизации процесса обучения – опора на первоначальное восприятие литературного произведения на уроке. Изучать, учитывать, анализировать первоначальное восприятие можно различными способами, используя анкетирование (вопросы анкеты предлагаются за несколько дней до начала изучения произведения), иллюстрирование произведения, составление вопросов к произведению.

Наше учительское представление о произведении сформировалось давно, и мы живем с уверенностью, что ученики воспринимают книгу так же, как и мы. А это далеко не так. У них разная оценка поступков, личностных качеств литературных героев. Проводя аналогичное анкетирование в 5 классе перед изучением повести А.С.Пушкина «Дубровский», я обнаружила, что нынешние ученики готовы к более серьезному анализу произведения, чем пятиклассники предшествующих лет. Так, отвечая на вопрос, почему Маша не приняла свободу из рук Дубровского, обучающиеся предложили около полутора десятков ответов: потому, что у нее в душе был какой-то страх пред будущим; она не могла решиться на этот шаг: воспитание такое; она ждала Дубровского весь день; когда Маша была уже обвенчана, Дубровский появился, а в ней вспыхнула гордость; потому что она, как и Дубровский,  была человеком чести и слова; она очень любила отца и не могла нарушить обязательство, данное отцом князю Верейскому.

Исходя из этой оценки героев учащимися, я стараюсь выстроить систему уроков по изучению литературного произведения. Например, при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на первом уроке я представляю план работы всех последующих уроков, предлагаю вопросы при чтении повести, план характеристики главных героев, умение найти отличительные качества братьев и записать их в предложенную таблицу, составить кроссворд, литературную викторину по повести,  нарисовать рисунки самых значительных (по мнению ученика) эпизодов книги и оговариваю, что заключительным уроком будет урок – суд над Андрием ( с распределением ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей). Толчок к спору – различные точки зрения на героев, взятые из ученических работ, был дан. Центральным вопросом урока был вопрос о способах достижения жизненной цели (что нравственно, что безнравственно). А также предлагаю приготовить кому-нибудь слово в защиту любого героя произведения.

Обязательно на уроках использую видеоматериалы фильма «Тарас Бульба», которые вызывают дополнительный познавательных интерес к повести, но даю задание, например,  «Сравни эпизод боя и смерти Андрия в книге и в фильме».

По аналогии в старших классах я проводила урок – спектакль «Неужели зло так привлекательно?» суд над Печориным. Целью урока было способствовать развитию речи, воображения, актерских данных, аналитических навыков, умения участвовать в дискуссии.

Изучать восприятие учеников литературного произведения можно и иначе. В 5-7 классах этой цели могут послужить иллюстрации к произведению, еще лучше создание обложек (при условии, что ребята знают: обложка должна выражать идею, суть произведения). В классе, где любят рисовать, я предлагаю такие задания: придумать и нарисовать герб усадьбы (Троекурова, Дубровского), любимые эпизоды, портреты героев. А если не умеют рисовать – попробуйте описать словами. А затем можно предложить рецензию на эти виды работ: какая из иллюстраций одноклассников лучше отражает авторскую точку зрения, почему?

В старших классах интересно предложить задания, развивающие художественное мышление учеников, стимулирующие воображение. Например, при изучении комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», обучающиеся пишут  «Письмо восхищенного зрителя» или «Письмо рассерженного зрителя».

В классе, где уроки строятся на изучении восприятия учеников, где ребята оказываются создателями важнейших проблемных ситуаций и вопросов, постепенно создается атмосфера доверия, ученики учатся слушать слышать не только учителя, но и друг друга. Значительную роль играют уроки с введением элементов инсценировок, особенно при изучении эпических и драматических произведений. Так, при изучении творчества Пушкина мы инсценировали сцены дуэли между Онегиным и Ленским, свидания Татьяны и Онегина, письмо Татьяны. А в 5 классе ученики с удовольствием инсценируют повесть Пушкина «Барышня и крестьянка». Инсценирование предполагает работу над костюмами, привитие некоторых сценических навыков, а это требует дополнительного времени для работы с обучающимися. Однако затраченные усилия окупаются тем, что художник слова становится ближе и дороже ребятам, его произведения – понятней и необходимей.

 В.Г.Белинский писал в свое время: «Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище». У нас в школе стали доброй традицией проведение литературных вечеров, литературно-музыкальных композиций «Блок и Менделеева», «Басни Крылова», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Войны священные страницы навеки в памяти людской!».

На таких мероприятиях познается то, что далеко за пределами школьной программы. Например, урок о жизненном и творческом пути С.Есенина можно построить и как урок – концерт в сочетании с рассказом о жизни поэта, выступлениями о судьбе отдельных его произведений.

Поэтический материал звучит в музыкальном сопровождении: это хоровое и сольное исполнение романсов на стихи С.Есенина, слушание близких по настроению музыкальных пьес, особенно для гитары, в грамзаписи или в исполнении владеющих инструментом детей, учителей. Большое значение здесь имеет оформление кабинета, помогающее воссоздать эпоху, мир поэта, призванное вызвать нужный эмоциональный отклик.

Одной из форм проведения литературных вечеров – устные журналы, где каждому педагогу с ребятами – артистами представляется страница. Учителя-словесники играют в спектаклях вместе с учениками. Последняя страничка, как правило, поэтическая, где выступают все желающие со своими стихами.

Хорошим подспорьем в работе служит и стенгазета, представляющая живой диалог ученика и учителя, интересные размышления, курьезы, стихи.

В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:

1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема детства, тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души и т.д.). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.

2. Разнообразие жанров уроков:
- творческие проекты. Тема: «Поэты пушкинской поры», «Возлюбленные А.С.Пушкина», «Виртуальная экскурсия в Михайловское». Форма работы: групповое составление коллажей с последующей защитой проекта;
- ролевые игры. Тема: «Суд над Андрием. (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)». Форма работы: судебное заседание с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей;
- уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются обучающимися самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями);

-ролевой анализ литературных героев, способствующий глубже проникнуть во внутренний мир героев, стремление высказать свои мысли.

3. Словарная работа:
-составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя.

Слово-главный инструмент учителя. И учить быть внимательным к слову стараюсь с самого начала работы. Изучения художественного произведения, в котором встречается много новых слов, начинаю словарной игрой, игрой-конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто понятнее, точнее, интереснее сумеет объяснить слова. При этом разрешаю пользоваться учебником-хрестоматией, словарями, другими источниками.

4. Работа над выразительным чтением:
- логическое ударение на ключевые слова.

5. Выразительный пересказ:
- позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.

6. Работа над датами:
- с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве.

7.Литературные марафоны.

Предлагается такая форма проверки заданий по самостоятельному чтению и изучению материала о писателях и их произведениях.

Интересными оказываются групповые формы работы на уроке. Выдвигаются вопросы для обсуждения. Одни из них могут быть поставлены учителем, другие должны сформулировать ученики (например, определить проблематику произведения и выбрать наиболее интересную проблему для анализа). Распределяются вопросы для работы по-разному: каждая группа получает свой вопрос; все группы отвечают на одинаковые вопросы. Благодаря такой форме уже несколько раз прошли у меня интересные уроки по «путешествию из Петербурга в Москву» Радищева. Вопрос всем группам предлагался один: как меняется путешественник от начала к концу главы? А главы для анализа каждой группе – разные.

Что дает групповая форма работы? Во-первых, формирует умения коллективного творчества, учит работать сообща и сотрудничать. Во-вторых, ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться (не так стесняются). В-третьих, в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, вносит в работу элементы творческого состязания, соревнования.

Ученики 5- классов любят играть. Игра помогает дать первоначальное представление о строении художественного произведения. Это, например, игра с иллюстрациями, используя набор открыток по сказкам Андерсена, Перро, или братьев Гримм, прошу ребят рассказать, что изображено на иллюстрации или подобрать «рассыпанные» открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки.  Элементы игры могут присутствовать при выполнении серьёзных заданий, довольно трудных для ребят. Допустим, даю задание сделать диафильм по сказке или по рассказу. Предваряю его такими словами: «сейчас вы станете художниками, сценаристами, режиссерами. Ваша задача…». Очень важно здесь коллективное начало: ребята обсуждают диафильм, спорят, предлагают свое решение, а в результате выбирают в произведении самое главное, яркое, что помогает раскрыть характер героев.

Я остановилась на некоторых формах работы, которые использую, чтобы развивать самостоятельность мышления и воображения обучающихся, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для самовыражения каждого школьника для творчества.

Творчество учителя – это очень тонкая работа ума и сердца, воплощение в школьные будни своей человеческой боли, радости, мечты. Это умение иметь в себе и вызвать в других чувство тревоги, чувство ответственности за окружающую жизнь.