Вн.чт.: «Кто виноват?» (по повести В.Ф. Тендрякова «Расплата»).
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Любовь Александровна Кирейшина

Данный урок может быть проведён как 10, так и в 11-ом классе.Представляет интерес как материал современной литературы, поднимающий "вечные" проблемы в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vneklassnogo_chteniya_v_10_klasse.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе (2 часа)

Вн. чт. Тема: «Кто виноват?» ( по повести В.Ф. Тендрякова «Расплата»).

Тема предыдущего урока:  «Концепция человека в творчестве Ф.М.Достоевского «И ангел и дьявол».

Тема следующего урока: (р/р) работа над сочинением – рецензией.

Д/з к уроку:  1) группа «писателей» - «погружение» в слово расплата, написать небольшую работу по схеме мастерской творческого письма;

2) группа «литературоведов» - собрать биографические данные о жизни писателя В.П.Тендрякова; очерк жизни и творчества;

3) группа «критиков» - собрать материал по критической литературе относительно  творчества писателя;

4) группа чтецов – подготовить выразительное чтение и краткий анализ наиболее интересных эпизодов повести «Расплата».

Задача урока: проследить связь русской литературы XIX в. (на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») с современной литературой (на примере повести Тендрякова «Расплата») в отношении к теории «крови по совести».

Цели урока:

  1. обучение анализу прозаического произведения с целью написания сочинения – рецензии, работе с критическими материалами;
  2.  развитие способностей аналитического мышления при анализе произведения, развитие речи учащихся;
  3. воспитание чувства долга, сострадания, соучастия; размышление о нравственной чистоте человека.

Методы и приемы: беседа, анализ отдельных эпизодов, выборочное чтение, пересказ, творческая работа.

Оформление доски:                                Кто – то должен будить людей!                                                                        В.Ф.Тендряков                

«Кто виноват?» История Коли Корякина, главного героя повести Владимира Федоровича Тендрякова «Расплата».

                                                                         

                                                         Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.

Вступительное слово учителя.

-Здравтствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с русской литературой, но уже более современной. Мы познакомимся с творчеством писателя Владимира Федоровича Тендрякова (1923-1984 гг.) и остановимся на изучении повести, которая называется «Расплата».

Запись в тетрадь темы урока.

2.

«Погружение» в слово расплата.

- Запишите, пожалуйста, слово расплата как обыкновенное нарицательное существительное. Напишите слова – ассоциации к нему.

- Слова какого экспрессивного ряда преобладают? Почему?

- Группа «писателей» к этому уроку получила д/з в виде небольшой письменной работы, состоящей в написании миниатюры (мини-сочинение) по ассоциациям. Давайте послушаем их.

- Спасибо, ребята. Конечно, это слово непосредственно связано с нравственностью человека, его душой. Очень хорошо прозвучала мысль, связывающая  слово с недавно изученным нами произведением. Каким конкретно?

_ Я думаю, вы согласитесь, что расплата Раскольникова слишком велика, но необходима для его души.

- А что еще объединяет эти произведения?

Запись слова расплата  и ассоциаций к нему.

Чтение 2-3 работ. Например:

Расплата.

Преступление и наказание…Что значит для человека преступить закон? По-моему, это то же, что переступить через себя, совершить что-то страшное, вызывающее слезы в глазах людей, боль в их душах, горе, которое невозможно измерить. Это значит возненавидеть себя, весь мир…Каково же возмездие? Расплата – зарплата…Глупая рифма, но попала в точку: что заработал, то и получил…

(Ответ)

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором главным героем является студент Раскольников, совершивший преступление. В результате содеянного он несет нравственную тяжесть.

(Ответ +пометки в тетради:

-нравственные мучения героев,

-философские размышления, психологические портреты героев,

- влияние на  других героев ( Соня Мармеладова – Соня Потехина),

-проблема «отцов и детей»,

-расплата – Раскольников (гибель, крах,падение…)

3.

Представление писателя.

- Вы справедливо заметили, что книга принадлежит перу писателя нравственно-философского направления. Какое же мнение сложилось о писателе? Что он за человек?

- Да, ребята, вы правы.

«Кто-то должен будить людей!» - эти слова Т. Будут эпиграфом к нашему уроку. Автор считал, что «литература должна ставить вопросы, решать которые обществу».

-Давайте послушаем группу биографов, литературоведов о жизни писателя.

 - Еще раз отмечу, что Тендрякова считают одним из ярких представителей нравственно- философского направления в литературе.

( Ответ:

- хорошо понимает людей, причем разных возрастов,

-добрый и честный человек,

- переживает за своих героев,

- заставляет читателя задуматься о происходящем.)

(запись эпиграфа и цитаты)

 - Владимир Федорович вошел в литературу в начале 50 – ых годов, миновав «пору ученичества», как-то сразу. Его интересовала жизнь послевоенной деревни, проблемы строительства, школа и подросток, семья. Более поздние повести писателя («Затмнение», «Расплата», «Шестьдесят свечей»)  - повести – задачи, призывающие читателя к предельной активности и соучастию, состраданию.

4.

Беседа с классом по повести «Расплата».

- Когда и где впервые была опубликована повесть «Расплата»?

 - К какому жанру относится «Расплата»? Почему?

- Критик Яхонтов писал так: «Жанр колеблется между умозрительным философским назиданием и бытовой драмой».Согласны?

 -Как книга читалась вами? А современниками Т.?

- Книга популярна и за рубежом, переведена на болгарский, венгерский, немецкий языки. Все это говорит о важности проблем, затронутых ею.

- Вспомните, пожалуйста, что такое аннотация? Передайте краткое содержание повести.

 ( В журнале «Новый мир»,1979 г., №3.)

( Это повесть, т.к. показан довольно большой ряд героев, а действие происходит хотя и в наше время, но герои многое вспоминают из своей прошлой жизни.)

(  «На одном дыхании»;

 сюжет захватывает, но порой просто страшно за героев;

 она интересна и детям, и более старшим людям;

 - была экранизирована, ставилась на сцене.)

(Мальчик, ученик 9 «А» класса,убивает своего пьяного отца, защищая мать от ежедневных издевательств. В тюрьме Коля осознает, что «вместе с плохим отцом  убил и хорошего» (случай на рыбалке, история с птичкой, белой скатертью и чаем…). «Он же не всегда был плохим», - говорит Коля, но даже Соня его не понимает, хотя любит. Она гордится им,т.к. он убил, «чтоб жить можно было». Учитель Коли и Сони, мать, бабушка, подруга матери, сослуживцы убитого отца приходят к следователю Сулимову, доказывая, что они виноваты в преступлении Коли. Только Василий Потехин, отец Сони, да начальник убитого Рафаила Илья Пухов не чувствуют своей вины в молчаливом созерцании ежедневно творящегося на их глазах.)

- Итак, мы подошли к главному вопросу урока. Кто же виноват?Давайте попробуем разобраться в этом, поработав с эпизодами книги.

 - Мог учитель предвидеть поступок Коли?

Вера учителя в своих учеников.

- Прозрение Сони. Что поняла девочка?

 - История жизни отца Коли. Роль матери Рафаила в его жизни.

- Мать Коли. Виновата ли она в том, что произошло?

- Почему Тендряков назвал своих героев «цепочкой безвинно виноватых»?

- Кому же «расплата»?

- Дает ли автор ответ на вопрос «кто виноват»?

- Как «вписывается»  в финал теория «крови по совести»?

- Да, ребята. Автор так писал о смысле повести: «Расплата всем героям, все в какой-то степени виноваты в том событии, всем нам расплата. Мне хотелось, чтобы читатель вдруг тоже почувствовал себя ответственным за такие трагедии»...

(Выборочное чтение и пересказ отдельных эпизодов и их анализ.)

( стр.211,чтение сцены посещения учителем квартиры Коли).

- Нет. Он зря винит себя, хотя мальчик свято верил в то, что говорил учитель.

( стр.217).

- Учитель считал, что учит детей правильно смотреть на мир.

(Чтение сцены в тюрьме, свидание Коли и Сони).

- Она поняла, почему Коля ее прогнал: убив плохого, он убил и …хорошего отца.

(Краткий пересказ:

- родился незаконнорожденным, мать его никогда не любила, вырос диким, нелюдимым, единственный друг его – собака.)

- Мать винит себя в том, что радовалась, когда сын защищал ее, угрожая отцу и заряжая ружье. Виновна она в том, что не спрятала ружье, не думала, что сын выполнит угрозу. Но это тоже не «прямая» вина,  мама не подталкивала сына к убийству. Психологически ей, конечно, тяжело,но сына не понимает, что он «зверя убил», а не человека.

- Каждый из героев почувствовал свою вину за содеянное Колей.

- Расплата – всем. Расплата нравственная, душевная…

 -В финале повести нет прямого ответа на этот вопрос. Но словосочетание «цепочка безвинно виноватых» наводит на мысль, что автор согласен с каждым из считающих себя виновным.  Хуже всех Коле. Нельзя построить счастье на несчастье…

- Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести», и здесь потерпела крах.

5.

Критики о повести.

 - Сообщение о критических выступлениях в адрес повести готовила группа «критиков». Давайте послушаем их.

 - Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему?

(ответ, запись цитат)

 - Мнения критиков в оценке повести разошлись. Например, Владимир Новиков в ст. «Уча - учимся» писал : «Конфликт не приобретает по ходу повести качественного развития,...как в шахматной игре, следует ничья. Все виноваты – никто не виноват …»

 - Н. Мошовец говорил: «Расплата» - расплата за примиренческое отношение к алкоголю».

- А.Бочаров утверждал, что «Тендряков ведет диспут бесстрашно, позиции его благородны, но выхода он все-таки не узнает».

 - М. Синельников увидел в финале повести «особый художественный эффект, одно из выражений оптимистического авторского взгляда, оптимистические перспективы».

(ответ)

6.

7.

8.

 Мы подходим к концу разговора об истории Коли Корякина. Научила ли она вас чему – нибудь?

- Возможно, в этой фразе и заключена идея книги. Давайте послушаем отрывок из домашней творческой работы одного из «писателей».

Заключительная часть урока.

-  Спасибо вам за активный диалог о судьбе Коли Корякина, за интересную творческую работу со словом расплата, за желание понять смысл, суть книги, которая так близка нам не только по времени написания, но и по проблемам, затронутым в ней.

Д/з: черновик рецензии.

- Нельзя путем насилия пытаться решить проблемы;

- окружающие тебя люди не всегда плохие, надо уметь видеть в них хорошее;

- отрицает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести».

- она учит, что «совсем плохих людей не бывает».

Красота души человеческой, чистой, как родниковый ручей, только она может спасти мир от насилия и зла. Тогда не надо будет ждать расплаты и ставить перед обществом вопросы, заданные еще Герценым и Чернышевским в романах «Кто виноват?» и «Что делать?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Работа над эпизодом при чтении повести В.Тендрякова "Люди и нелюди".

Эетот материал поможет организовать работу с эпизодом как в данном произведении, так и в любом другом....

Урок-исследование по рассказу В. Тендрякова "Пара гнедых"в 11 классе

Урок может быть итоговым после изучения раздела "Коллективизация глазами писателей". Рассказ очень ёмкий, содержит интереснейший материал, иллюстрирующий одну из самых трагических страниц истории стра...

Конспект урока по литературе "Мотив расплаты в жизни человека (по рассказу А.И. Солженицына "Молния").

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)...

Урок литературы по повести В.Тендрякова "Весенние перевертыши"

Урок внеклассного чтения поможет  шестиклассникам задуматься о добре и зле, дружбе и справедливости....

Беседа для родителей 6 «Б» класса казачьей направленности «Сладкая еда – горькая расплата» в рамках месячника «КАЧЕСТВО»

Уважаемые родители!С жировым обменом тесно связан обмен углеводов. Углеводы составляют большую часть пищевого рациона человека. И это не случайно, ибо они выполняют в организме многочисленные и разноо...

История нравственного перерождения человека по повести В.Ф.Тендрякова "Подёнка - век короткий"

Урок поможет осмыслить идейное содержание повести. Предназначен для проведения внеклассного чтения в 10-11 классах...