Клад знаний. Мудрость веков.
методическая разработка по литературе по теме

Тюкова Елена Геннадьевна

Самое большое сокровище  - это мудрость, накопленная веками труда человеческой мысли. Суметь сохранить это сокровище, приумножить и применять его в жизни очень важно для всех поколений, особенно для детей. 

Цель урока: активизировать интеллектуальное развитие обучающихся средствами народной мудрости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mudrost.doc223 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Урок

                                                   Клад знаний. Мудрость веков.

Цель: активизировать интеллектуальное развитие учащихся средствами народной мудрости.

                                                                                         

 Задачи:                                  

Обучающие: познакомить учащихся с источниками народной мудрости: притчами, пословицами и поговорками, загадками и афоризмами.

Развивающие: стимулировать интеллектуальное развитие учащихся.

Воспитательные: содействовать воспитанию культуры познавательной деятельности.

Оборудование: проектор, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля (на каждого учащегося), компьютер, подключённый к сети интернет, сборники притч и крылатых выражений, слайд-шоу по теме.

Тип урока: урок-беседа.

                                                             Ход урока

Эпиграфы: «Всё дело в мыслях. Мысль – начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования – работать над мыслями» (Л.Н.Толстой)

«Мудрость есть знание вечных истин, приложимых к жизни» (Л.Н.Толстой)

«Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и возвышенными» (Я.Коменский)

I. Организационный момент

II. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

1. Вступление. Притча «Как стать мудрым»

- Посмотрите на эпиграфы сегодняшнего урока. Мысль и мудрость – два неразделимых понятия. Казалось бы, что ещё неизвестного они в себе таят, ведь с детства мы все чему-то учимся, уж не тому ли как мыслить и быть мудрыми? Однако в народе говорят, что мудрость приходит  с годами, но иногда годы приходят одни. Так как же стать мудрым? Послушайте, что говорит об этом древняя суфийская притча…

  «Как стать мудрым» (слайд)                                                                        

- Так как стать мудрым?  не бойтесь отвечать, т.к. все мысли правильные, потому что это ваши мысли!  (Ответы детей: нужно очень этого захотеть; нужно много учиться, познавать).

-Мудрость – это хорошо или плохо? (Ответы детей: хорошо.)

-Что относится к мудрости? (Ответы детей: ум, воля, любовь, истина.)

-Хотели бы вы стать мудрыми? (да)

- Кто знает, что такое мудрость? Это видимое, невидимое, красивое или некрасивое? (Ответы детей: высшее знание; невидимое, красивое.)

- А какие уроки приносят больше мудрости, трудные или лёгкие? (Ответы детей: лёгкие.)

- Почему? (Ответы детей: больше думаешь, решаешь, познаёшь.)

- Заглянем в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, образец живой сознательной мысли. (Дети ищут и читают определения мудрости) (слайд)

Мудрость – свойство мудрого, премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства.

Мудрый – основанный на добре и истине; соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный.

Мудреть – делаться мудрым, умнеть и добреть, извлекая из ученья и опыта высшие истины.

- Как вы поняли, что есть мудрость? (Ответы детей.)

- Мудрый человек – это соединение истины и блага. Это человек, стоящий на пути самосовершенствования. Как вы думаете, что такое самосовершенствование? Из каких двух слов оно состоит? (Ответы детей: сам совершенствует, совершенствование себя; значит сделать себя мудрым, лучше, добрым.) Но скажите, разве можно обрести мудрость без умения мыслить?

(Ответы детей: нет.)

- Скажите, пожалуйста,  что в начале рождается слово, дело или мысль? (три карточки на доске: дело, мысль, слово) Подойдите и поставьте эти понятия в правильном порядке.  (Ответы детей: мысль, дело, слово.)

- Правильно. Перед тем, как что-либо сказать или сделать, мы думаем, мыслим, создаём в своём воображении картины. Какие мысли бывают? (Ответы детей: красивые, добрые, злые, толстые.) А если бы мы могли бы читать эти мысли, можно бы было судить по ним по делам?. (Ответы детей: да, добрая мысль рождает доброе дело и наоборот.)

- А значит и мудрость, мудрое мышление, полное высшей правды и любви способно подвигать на лучшие поступки, например, на подвиг.

- Сейчас не все умеют или учатся мыслить. Скажите, нужно ли учиться мыслить? (Ответы детей: конечно.) А для чего? (Ответы детей: чтобы быть умным, хорошо учиться, чтобы не совершать ошибок.)  Вот как вы думаете, современные СМИ, литература  развивают мышление? (Ответы детей) Подскажите, что нужно, чтобы его развить, воспитать? (Ответы детей: наблюдательность,  любознательность, воображение, находчивость и т.д.)

- Вот видите, скольким нужно обладать, чтобы освоить непростую науку мышления.

Но есть путь, который приготовила нам культура, - это мудрость мысли, слова, переданная нам через века до сегодняшних дней. Притчи, афоризмы, пословицы и поговорки – крылатые знания на все времена…

2. Притчи

- Мудрость не всегда доносится до людей в прямом смысле. Ибо не всякое сознание может воспринять и понять её сразу. С древности высшие знания передавались через притчи – небольшие аллегорические (иносказательные) поучительные рассказы. (слайд, стих)

- Притча есть выражение народной мудрости. Скажите, пожалуйста, притча, которая прозвучала в начале урока, была ли воспринята вами одинаково, или каждый из вас понял её по-своему? (Ответы детей: каждый по-своему.)

-Почему? (Ответы детей: мы мыслим по-разному.)

- Верно, у каждого из нас своё сознание, понимание. Всё зависит от личного опыта, знаний. Но почему мудрецы не говорили прямо, а  выражались через иносказания? (Ответы детей: чтобы не обидеть человека, чтобы сделать его умным, чтобы через простую историю рассказать о сложных знаниях.) – Всё это правильно, однако вспомним, что мудрость – это слияние любви и истины, поэтому мудрые, любя(!!!) людей, воспитывают их не причиняя зла обид. А понять смысл притчи сможет только добрый, милосердный человек   Давайте просмотрим   и обсудим несколько притч. (слайд)                

Возможная практическая работа:                                                                  

  1. Работа со сборником притч;
  2. Работа через интернет (сайт):  поиск в предметном указателе, тема «Мудрость». Читаем и разбираем притчи. Кратко записываем понравившееся.

- Всем нам свойственно ошибаться и часто мы попадаем в трудные ситуации, когда необходимо отстоять свою правду. Конечно, можно долго говорить о недостатках оппонента, ругаться, но порой только притчевое иносказание может быстрее достичь человеческой совести и сознания и даже поможет самому найти верное решение и не отчаиваться, ведь радость – это высшая мудрость!

                                                                                                                                     

3. «Крылатые слова»   

- Люди говорят: «Умный учиться на чужих ошибках, а глупец - …(Дети: на своих.)». не правда ли, точно сказано? Почему? (Ответы детей)

- Вы, наверно, уже догадались, что я проговорила  пословицу. А какое определение вы могли бы дать пословице, что это такое? (Ответы детей: мудрое изречение, выражение народной мудрости.)

- (слайд: определение пословицы.)

-Вспоминая определение мудрости, можно предположить (и вспомнить), что пословица  как её творение всегда  справедливо, славит добродетель и порицает зло. Найдём (прочитаем) пословицы о мудрости, мышлении и учении. (поиск по интернету)(слайд)

Примеры:                                                                                                      

Мудрый убеждён в своём неведении, глупец же – в своей мудрости.

Пусть каждый сперва станет таким, каким он учит быть других.

Всё наше величие в мыслях. Так давайте же мыслить о прекрасном, ибо красота – основа нравственности.

Об уме надо судить не по умным речам, а по умным поступкам.

- К пословицам близки поговорки. (слайд). Какие поговорки вы знаете? (Ответы детей)

- Когда вы можете использовать крылатые фразы? (Ответы детей: когда хочет подкрепить свои слова авторитетом признанной народной мудрости и сказать кратко, без лишних слов о сути дела.)

- До сегодняшнего дня многие учёные люди подтверждают свои мысли  и слова академической мудростью, а именно пословицами, поговорками и афоризмами на латинском языке. Моя любимая фраза Docendo discimus – уча, мы сами учимся. Запишем несколько латинских выражений.

Например: (слайд)

Dum spiro, spero – пока дышу, надеюсь.

Litera scripta manet – «написанная буква остаётся»; что написано пером, того не вырубишь топором.

Multum, non multa – «многое, но немного»; глубокое содержание не в многих словах.

4. Загадки

- Мудрый разум стремиться развивать сообразительность. Без неё ум не развивается вполне.

Фольклор многих народов сохранил уроки сообразительности и находчивости. Как вы думаете, чем занимались наши прабабушки и прадедушки, когда собирались вечером в избе, как они коротали долгие вечера без телевизора и книг? (Ответы детей)

- Они загадывали загадки. Загадка – испытание мудрости и одновременно способ познания мира. Помните, какие загадки загадывал Сфинкс царю Эдипу? Многим неверный ответ стоил жизни. А какие загадки знаете вы? (Ответы детей.)

5. Афоризмы

Особое слово хочется сказать о находчивости. Живой, острый ум всегда позволит с честью выйти из любой ситуации. Неплохо бы и нам, современным людям, поучиться уму-разуму в изречениях древних мудрецов. Я говорю об афоризмах. Обратимся к античности.

Высказывания Сократа.

 Кто-то сказал  Сократу, что некий афинянин говорит о нём дурно. «Что же делать, если он не научился говорить хорошо», - ответил философ.

Один человек сказал Сократу:                                                                        

-Я не умру, пока не отомщу тебе!

- И я не умру, пока не сделаю тебя другом! – заключил философ.

Сократа спросили, чьё слово наиболее убедительно. «Того, у кого слово подкрепляется делом».

- Подумайте, как эти знания могут помочь в нашей повседневной жизни.

III. Этап подведения итогов занятия                                                  

Мышление – мудрая наука

Посмотрите, как много должен открыть для себя человек, чтобы стать мудрым. Для этого он должен развивать своё умение  мыслить, иначе говоря, своё … (Ответ: мышление).

Человек и мышление, мысль, знание – неотъемлемые понятия. Почему? Всё дело в том, кто такой Человек! Вы как считаете, кто это? (Ответы) Откроем словарь Даля.

Человек – каждый из людей; высшее из земных созданий, одарённое разумом, свободной волей и словесною речью.

  - Рассмотрим слово человек. Из каких двух слов оно состоит? Правильно, чело и век. Век – это что? (Ответ детей: 100 лет.) А что обозначает чело? (Ответ: лоб). Старые риторики разъясняли, что лоб – это часть черепа, а чело – вместилище мысли! Как видите человек – это мыслитель, а развитие мысли невозможно без непрерывного просвещения (слайд: Просвещать – даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру, образовать ум и сердце.)

По другой версии, в Индии есть слово чела, что означает ученик. Сделаем вывод: если чело – вместилище мысли, чела – ученик, а век – это100 лет, то кто такой Человек? (Ответы детей: это мыслящий ученик, который учиться 100лет.)

-Верно, иначе говоря, всю жизнь!

Получается, ребята, что все мы с вами ученики своего времени. И нет для нас ни дня, ни часа, когда бы мы не мыслили и не познавали жизнь…

                                                                                                         

IV. Этап рефлексии                                                                           

- Запишите, пожалуйста, что из сегодняшнего

урока вам всего более всего понравилось.  

V. Завершение занятия

 

Предполагаемый результат:

Будут знать:

  1.  источники народной мудрости: притчи, пословицы поговорки, загадки и афоризмы;
  2. Определение понятий мудрость, человек, просвещать, притча, пословицы, афоризмы.

Будут уметь:

  1. работать со словами, используя   «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля;
  2. находить источники народной мудрости через интернет;
  3. применять крылатые выражения в жизненных ситуациях;
  1. высказывать свои убеждения;
  2. размышлять на заданную тему;
  1. анализировать текст.

                                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горчаков Г.С. Наука мышления. Часть 1 – Томск: «Твердыня», 2005.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / Под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ.(Репринт изд.1903-1909) – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998 .
  3. Латинско-русский словарь / Авт-сост. К.А. Тананушко. – Минск: Харвест, 2008.
  4. Рябцева С.Л. Очерки живого русского языка. – Новосибирск, 2005.
  5. Рябцева С.Л. Правда о русском слове. – Часть1. русский язык. – Новосибирск, 2007
  6. http://pritchi.ru
  7. http://letter.com.ua/aphorism/mudr1.php
  8. http://soratnik.edinenie.ru/item203.
  9. http://www.smekalka.pp.ru/zagadka_about.html.


Предварительный просмотр:

                                           Приложение 1

Что такое мудрость?

  1. Мудрость – свойство мудрого, премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства.
  2. Мудрый – основанный на добре и истине; соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный.
  3. Мудреть – делаться мудрым, умнеть и добреть, извлекая из ученья и опыта высшие истины.

Притча - небольшой аллегорический поучительный рассказ

Язык простой, но величавый

Подарен притчам и по праву.

Они – учебники души,

Рассказчики, как нужно жить.

Невежество в них судят строго.

В них мало слов, но сути много

И добрый от души совет,

Послужит он немало  лет.

Читайте притчи, стар и млад,

И в доме вашем будет лад,

И в жизни всё осуществится,

Не бойся мудрости учиться

Как стать мудрым

Суфийская притча

Молодой человек пришёл однажды к шейху Фариду и спросил:

— Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?

Фарид не удостоил его ответом. Повторив свой вопрос несколько раз с аналогичным результатом, юноша, наконец, ушёл, чтобы вернуться на следующий день с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя вопрос:

— Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?

Фарид наконец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошёл в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял его за плечи, погрузил в воду и держал там, невзирая на его попытки освободиться. Наконец он его отпустил и, когда юноша восстановил дыхание, спросил:

— Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего?

Юноша ответил без колебаний:

— Воздуха! Воздуха! Я хотел воздуха!— А не предпочёл ли бы взамен его богатства, удовольствий, могущества или любви, сын мой? Не думал ли ты о чём-нибудь из них? — допытывался Фарид.

— Нет, господин, я жаждал воздуха и думал лишь о воздухе, — последовал немедленный ответ.

— Итак, — сказал Фарид, — чтобы стать мудрым, ты должен так же сильно хотеть мудрости, как только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за неё, отказываясь от всех прочих целей жизни. Она должна быть единственным объектом твоего устремления денно и нощно. Если ты будешь стремиться к мудрости с таким рвением, сын мой, ты обязательно станешь мудрым.

 О поиске мудрости

Некий юноша со взором горящим, взыскав мудрости, путешествовал по разным землям. И однажды набрёл на крошечный городок, жители которого рассказали, что неподалёку, на горе, живёт святой отшельник — сущий кладезь всяческой премудрости. Настолько, что можно многому научиться, даже просто глядя на него и его действия, а уж если он рот откроет… Словом, юноша решил во что бы то ни стало найти эту гору и этого отшельника.

Один из жителей дал ему подробные инструкции: за городом дорога раздваивается, и идти надо от развилки направо. Потому что именно там живёт мудрец. А левый путь ведёт на гору, где живут одни пастухи, тёмные невежественные люди.

Юноша в точности выполнил наставления и пошёл по правой дороге. Вскоре он поднялся на гору, где жил святой отшельник. Там он увидел небольшую покосившуюся хижину, а в ней — благообразного старика. Тогда юноша устроился в отдалении, поставил палатку и стал наблюдать за жизнью святого. Каждое его деяние действительно казалось наполненным глубочайшим смыслом. Хотя некоторые и трудно было понять. Иногда по несколько часов проводил юноша в раздумьях, силясь найти причины того или иного поступка. Зачем святой переставил чашку с одного края стола на другой? Почему остановился на середине шага и вернулся в дом? Что за странные жесты он произвёл над хлебом, прежде чем есть? Постепенно глубинный смысл внешне обыденных вещей доходил до юноши, и он открывал для себя новые грани мудрости.

Однако прошла неделя, и у юноши кончились припасы. Он снова спустился в город закупить новых и случайно повстречался с тем самым человеком, который объяснял ему дорогу.

— Говоришь, ты нашёл святого отшельника? — спросил этот человек. — Значит, всё закончилось хорошо, ну и хвала небесам. А то я волновался — ведь я по рассеянности послал тебя не в ту сторону! Конечно, идти надо по левой дороге, а не по правой. Надеюсь, ты на меня уже не сердишься?

Не помня себя от стыда и досады, юноша побежал по левой дороге. Как он мог так ошибиться и целую неделю набираться мудрости у обычного старого идиота?!

Каково же было его удивление, когда дорога привела всё к той же хижине! В этом краю была только одна гора. И две дороги, ведущие к ней.

 Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания или в виде житейского приговора.

  1. Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек - всего от других.
  2. Мудрец сам творит свою судьбу.
  3. Ученый человек - сосуд , мудрец - источник.
  4. Мудр тот, кто знает не многое, а нужное.
  5. Мудрый убеждён в своём неведении, глупец же – в своей мудрости.
  6. Пусть каждый сперва станет таким, каким он учит быть других.
  7. Всё наше величие в мыслях. Так давайте же мыслить о прекрасном, ибо красота – основа нравственности.
  8. Об уме надо судить не по умным речам, а по умным поступкам.

Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая пословицы; поученье

  1. Благодарность - малейшая из добродетелей, неблагодарность - худший из пороков.
  2. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений.
  3. В терпении скрыто золото.
  4. Все трудно лишь сначала.
  5. Счастья ключи в своих руках ищи

Мудрость из латыни

  1. Docendo discimus – уча, мы сами учимся
  2. Dum spiro, spero – пока дышу, надеюсь.
  3. Litera scripta manet – «написанная буква остаётся»; что написано пером, того не вырубишь топором.
  4. Multum, non multa – «многое, но немного»; глубокое содержание не в многих словах.

Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Это средство воспитания, развития детей, а также упражнение в рассуждении и в умении доказывать.

  1. Каждому прохожему сфинкс предлагал вопрос: "Какое животное утром ходит на четырех ногах, днем на двух и вечером на трех?" Не ответивших на его вопрос Сфинкс убивал.
  2. Эдип ответил ему, что это сам человек, который в детстве ползает на четвереньках, взрослым стоит на ногах и в старости опирается на

  палку. Услышав правильный ответ на свою загадку, Сфинкс прыгнул с    утеса и разбился.

Афоризм - короткое и ясное изречение, правило, основанное на опыте и рассуждении

  1. Кто-то сказал Сократу, что некий афинянин говорит о нём дурно. «Что же делать, если он не научился говорить хорошо», - ответил философ.
  2. Один человек сказал Сократу:

  - Я не умру, пока не отомщу тебе!

  - И я не умру, пока не сделаю тебя другом! – заключил философ.

  1. Сократа спросили, чьё слово наиболее убедительно. «Того, у кого слово подкрепляется делом».  

Человек – каждый из людей; высшее из земных созданий, одарённое разумом, свободной волей и словесной речью.

  1. ЧЕЛО  -  ВЕК
  2. ВЕК – 100 лет.
  3. ЧЕЛО – лоб. Лоб- это часть черепа, а чело – вместилище мысли!
  4. Инд. ЧЕЛА -         ученик
  5. Вывод: ЧЕЛОВЕК - ученик, который учиться всю жизнь.

Просвещать  – даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру, образовать ум и сердце.