Родная природа в стихах Я.Полонского и Ф.Тютчева
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Чуклай Татьяна Михайловна

 

Данный урок построен по технологии РКМЧП с использованием синквейна и линий сравнения. Эти приёмы способствуют развитию у ребят умения выделять ключевые слова, систематизировать информацию, анализировать, сравнивать и обобщать материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Тема: Родная природа в стихах Я.П.Полонского и Ф.И.Тютчева.

Цель: Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.

Методические приёмы: «линии сравнения», «синквейн».

Оборудование:  1)В.П. Полухина. Литература. 6 класс. Ч1.;

2) компьютер и проектор: презентация картин русских художников 19 века о природе, музыка П.Чайковского «Времена года»

Ход урока:

I Стадия вызова.

1.Эпиграф урока: Не то, что мните вы, природа:

                               Не слепок, не бездушный лик –

                                В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                              Ф.И.Тютчев

2.Прослушивание аудиозаписи «Времена года» Чайковского и просмотр слайдов картин русских художников 19 века о природе (Шишкин, Куинджи, Ф.Васильев, Левитан, Поленов и др.)

3. Вопросы учителя:

- Какие чувства вы испытали при просмотре картин и прослушивании музыки Чайковского?

- Как вы думаете, на какие вопросы можем ответить, изучая сегодняшнюю тему? (Попробуем понять, как неяркий, стройный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас). Запись вопросов на доске.

II Стадия осмысления

1. Обращение к эпиграфу урока.

- Какие ключевые слова можно выделить? (Душа, любовь, язык, свобода)

- Какова основная мысль эпиграфа? (Природа – живой организм, живое существо)

Сегодня в этом убедимся, сравнив два стихотворения: Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…» и Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело».

Обратите внимание на доску. На ней вы видите таблицу с линиями сравнения. Начертите такую же в своих тетрадях. Слова, которые вы будете вписывать в неё  по ходу урока, будут периодически «всплывать», чтобы сверить достоверность записей.

2. Выразительное чтение стих-я Полонского «По горам две хмурых тучи» подготовленным учеником или учителем.

3. Беседа с классом:

- Что рисует автор в стих-и? (Летний горный пейзаж; гроза)

- Когда происходит действие? (Вечером)

- Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину? (Аллитерация – сочетание согласных звуков, - раскатистые твёрдые и мягкие «р», благодаря которым мы слышим раскаты грома. Олицетворение – «эхо резко засмеялось», «тучи  блуждали», «скала вздохнула».  Метафора - «тучи улеглись и обомлели». )

- Выделите и произнесите глаголы в этом стих-и. Какую роль, по-вашему мнению, они играют? (Создают динамику пейзажу; постепенное нарастание и успокоение действия)

- Какое настроение выражено в стих-ии? (Восхищение, тревога)

- Обратите внимание на рифму (АБАБ – перекрёстная)

4. Проверка записей уч-ся в таблице. Уч-ся сверяют свои записи с записями на медиадоске

5. Выразительное чтение учеником или учителем стих-я Тютчева «Неохотно и несмело»

6. Беседа:

- Какую картину рисует поэт? (Приближение грозы)

- Как готовится природа к ней?

- Какие художественные средства использует поэт в стих-и? (Олицетворение «принахмурилась земля», «солнце смотрит», «пыль летит». Метафора «молния пробилась», «молнии струя», «земля потонула». Эпитеты «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий»)

- Обратите на 2 строфу стих-я. Какая часть речи в ней отсутствует? Почему? (Глаголы. Создают ощущение напряжённого ожидания)

-Как передаются в стих-и ощущения, настроение? (От неуверенности, смятения до радости обновления, которая становится определяющим настроением стих-я.

- Определите рифму стих-я? (АБАБ- перекрёстная)

7. Проверка заполнения 2 части таблицы, которую ученики заполняли самостоятельно, опираясь на записи предыдущего стих-я.

Полонский

Линия сравнения

Тютчев

Вечерняя гроза в горах

Тема

Приближение грозы днём

Аллитерация

Олицетворение

Метафора

Эпитет

Художественные средства выразительности

Олицетворение

Метафора

Эпитет

Динамика действия

Глаголы

Напряжённость

ожидания

Восхищение

тревога

Настроение стихотворения

Смятение

радость

Перекрёстная

Рифма

Перекрёстная

8. Обобщающий вопрос:

- Похожи ли эти стих-я, описывающие одно природное явление? Какой изображается природа в них? (Живой, одухотворённой)

9. Посмотрите репродукции картин художников (слайды), которые изобразили на них грозу в природе и ответьте на вопрос:

- Что объединяет эти картины и стих-я Полонского и Тютчева? (Гроза. Краски. Настроение. Способность уловить переменчивость природы)

III Стадия рефлексии

Создание синквейна по теме урока. Проверка работ учащихся.

IYДомашнее задание: Самостоятельно проанализировать стих-е Полонского «Посмотри – какая мгла» и стих-е Никитина «Ярко звёзд мерцанье» по тем же линиям сравнения, что и на уроке.кую. ите и произнесите глаголы в этом стих-и.  "тавить эту картину? учителем.                                                 На ней вы видите таблицу с линиями сравнения. я, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять

На ней вы видите таблицу с линиями сравнения. я, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 5 классе "Родная природа в стихах поэтов 19 века"

Данная работа представляет собой не готовый конспект урока, а представление своего опыта из серии "А я делаю так...". Я рассказываю, как достаточно трудный материал по анализу стихотворного произведен...

Родная природа в стихах русских поэтов

Конспект урока литературы в 5 классе с использованием репродукций картин русских художников.Сопровождается презентацией....

Календарь природы в стихах Ф.И.Тютчева

Внеклассное мероприятие: Конкурс чтецов или просто праздник поэзии...

Родная природа в стихах русских поэтов XIX века

Целью урока является расширение сведений о русской поэзии 19 века, воспитание эмоциональной культуры и  художественного вкуса. Основными задачами урока будут: работа над выразительным чтением, пр...

Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина

Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина....

Тестовая работа по литературе для 6 класса « Родная природа в стихотворениях Баратынского, Полонского, Толстого»

Данная работа может проводиться после изучения творчества Баратынского, Полонского, Толстого в разделе "Родная природа в стихотворениях данных поэтов"При выполнении заданий проверяются знани...

Проект «Родная природа. Венок стихов поэтов 19 века»

Проект «Родная природа. Венок стихов поэтов 19 века» (паспорт проекта)...