Что есть любовь? (по стихотворению Н.Некрасова "Я не люблю иронии твоей")
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

В уроке испльзована методика лингвистического анализа текста, исследовательского метода обучения, а также элементы концептного подхода (каким предстает данное понятие « любовь как противоречие» в художественном мире поэта). Была задействована жизненная модель чтения. Для создания наглядности использовалась компьютерная презентация.Организация деятельности – беседа, анализ, погружение в чувства, эмоции, личное речевое творчество учеников -  соответствовала развивающим и воспитательным целям. В совместном решении проблемы выдвигались разные точки зрения учащихся, основывающиеся не только на полученных прежде знаниях, но и на их личном опыте.Совершенствовали навыки написания ответа на развернутый вопрос в формате ЕГЭ. Поиск смыслов произведения Некрасова не был ограничен уроком, который оказал сильное эмоциональное воздействие, вызвал интерес к русской поэзии о любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_est_lyubov.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 10

Предмет  литература

Тема урока    Что есть любовь? (на примере стихотворения Н.А.Некрасова «Я не люблю иронии твоей»)

Дом. задание к уроку  1) Прочитать стихотворение Н.Некрасова «Я не люблю иронии твоей»; 2) найти информацию об А.Панаевой, И.Панаеве и Н.Некрасове; 3)подобрать эпиграф к теме «Что есть любовь?» - стихотворные строки русских поэтов о сложности, противоречивости любви.

Тип урока    изучение нового                        Форма урока   беседа-полилог

Используемые технологии     интерактивная, исследовательская, ИКТ

Цели урока: 1) обучающая: учить понимать смысл стихотворения, чувствовать его красоту, художественное  своеобразие;

 2) развивающая: развивать коммуникативную компетенцию учащихся;

 3) воспитательная: прививать любовь к русской поэзии, моделировать у учащихся навыки межличностных отношений.

Учебный материал, используемый на уроке: текст стихотворения, рабочая тетрадь, компьютерная презентация, музыка.

Оргмомент:  музыка (романс «Любовь – волшебная страна» муз. А.Петрова, слова Э.Рязанова), разговор о важности изучения русской любовной лирики, о роли поэзии в раскрытии любви. Почему мы обращаемся к чтению стихотворений о любви? Почему поэт становится любимым? Потому что он в стихах говорит то, что чувствуем мы…

                                                            Деятельность на уроке  

        Учащихся                                                                                 Учителя                                              

-Обсуждение  подобранных эпиграфов                       Актуализация  знаний

- Беседа об А.Панаевой

-Чтение наизусть вслух и про себя стихо-

творения.

- Работа с текстом. Лингвистический анализ.            Участвует в  полилоге, делает  промежуточные выводы

- Осмысление понятия противоречие, его сло-

весный портрет

Мониторинг (учителем) усвоения учебного материала на уроке по теме    написание развернутого ответа на проблемный вопрос 5-10 предложений (формат С3 ЕГЭ по литературе): В чем особенности некрасовского понимания любви в данном стихотворении?

Рефлексия (оценивание учащимися своих знаний, полученных на уроке)

Была ли решена поставленная проблема? Как мы шли к этому?

Дом. задание (по выбору)   1) Написать развернутый ответ на вопрос (С4 ЕГЭ по литературе):  Чем близки                   стихотворению Некрасова произведения русских поэтов, обращавшихся к теме любви?

2)Напишите сочинение-рассуждение «Какое значение имеет поэзия в нашей жизни?» (не менее 150 слов)

Послеурочный комментарий учителем своего урока  Поставленные учебные цели были достигнуты с помощью методики лингвистического анализа текста, исследовательского метода обучения, а также использования элементов концептного подхода (каким предстает данное понятие « любовь как противоречие» в художественном мире поэта). Была задействована жизненная модель чтения. Для создания наглядности использовалась компьютерная презентация. Организация деятельности – беседа, анализ, погружение в чувства, эмоции, личное речевое творчество учеников -  соответствовала развивающим и воспитательным целям. В совместном решении проблемы выдвигались разные точки зрения учащихся, основывающиеся не только на полученных прежде знаниях, но и на их личном опыте. Совершенствовали навыки написания ответа на развернутый вопрос в формате ЕГЭ. Поиск смыслов произведения Некрасова не был ограничен уроком, который оказал сильное эмоциональное воздействие, вызвал интерес к русской поэзии о любви.

                                                             

                                                                    Ход урока

  «Ученик»- ответы разных учащихся.

Учитель. Вы любили когда-нибудь? Наверняка. А если нет, то любой человек желает этого. А что такое любовь? Скажите одним словом…

Ученики. Это счастье, радость, крылья, свет, мечта.

Учитель. Испокон века прославляют это чувство художники и музыканты, писатели и поэты. Вспомните известные вам стихотворные шедевры о любви (Пушкин «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», Тютчев «К.Б.», Фет «Шепот, робкое дыханье», А.Толстой «Средь шумного бала случайно..») Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о любви, попытаемся решить проблему «Что есть любовь?» , постигая смысл стихотворения Николая Алексеевича   Некрасова «Я не люблю иронии твоей». По вашим ответам я поняла, что для вас любовь - светлое, возвышенное чувство, но ведь очень часто оно омрачается болью, обидой и разочарованием.

       К нашему уроку я просила вас подобрать эпиграф – поэтические строки о любви, в которых отразилась бы сложность этого чувства.

Ученик. Мне сразу вспомнились строки Ф.Тютчева из «Предопределенья»:

                         Любовь, любовь – гласит преданье –

                         Союз души с душой родной –

                         Их съединенье, сочетанье,

                         И роковое их слиянье,

                         И… поединок роковой…

Здесь выражена двойственная суть любви, ее неподвластность человеческим решениям. Любовь может соединять как самых разных людей, так и очень похожих, духовно близких людей. Но противостояние между ними неизбежно.

Ученик. Я думаю, что  слова А.С.Пушкина также могут быть эпиграфом к нашему уроку. В этом отрывке противостояние не между лирическим героем и его возлюбленной, а противоречия в  сердце самого героя:      

                          Я вас люблю, - хоть я бешусь,

                          Хоть это труд и стыд напрасный,

                          И в этой глупости несчастной

                          У ваших ног я признаюсь!

                          Мне не к лицу и не по летам…

                                             А.С.Пушкин «Признанье»

Это как раз та ситуация, когда разум говорит человеку одно, а сердце - другое. И с этим противоречием человеку не справиться, потому что любовь усилием воли не подавляется. Сердцу, говорят, не прикажешь.

 Ученица.   Я прочитала и просмотрела много стихотворений   о любви, но наиболее подходящими строками – эпиграфом к теме считаю совет В.Тушновой:

                            Не отрекаются, любя.

                            Ведь жизнь кончается не завтра.

                            Я перестану ждать тебя,

                            А ты придешь совсем внезапно.

Здесь есть и «поединок» между героями, и противоречивость любви – люди любят друг друга, но почему-то не могут быть вместе, а главное, есть надежда на возрождение любви. Мне кажется, эта надежда звучит и у Некрасова. 

Учитель. Вы подобрали яркие, разноплановые эпиграфы, каждый из них отражает ту или иную грань нашего разговора о том, что есть любовь в стихотворении Некрасова.

       Вероятно, у вас сложилось мнение о Николае Алексеевиче в большей степени как о поэте-гражданине, народном  заступнике, как о поэте-сатирике. Однако Некрасов  - журналист, литературный критик, крупный общественный деятель -  не лишен лиричности, пронзительного выражения чувств в своих произведениях. Давайте откроем другую, неизвестную вам страницу его лирики - так называемый «панаевский цикл» стихотворений, связанный с историей любви Некрасова к Авдотье Яковлевне Панаевой. Кто же была эта женщина, на долгие годы ставшая мучительной любовью поэта?

Ученик. Авдотья Яковлевна Панаева была писательницей. Она родилась в семье актеров и окончила театральное училище. В 1837 году вышла замуж за И. Панаева и сразу оказалась в центре литературной жизни. В конце 1840-ых годов стала гражданской женой Н. Некрасова, активно участвовала в редакционных делах журнала «Современник», где вела вместе с Панаевым отдел мод. Панаева писала рассказы, в центре которых – проблема женской эмансипации.

Учитель. Какие черты характера были свойственны Авдотье Яковлевне?

Ученик. Она была не только красивой женщиной, но умной, образованной, талантливой. В то же время окружающие отмечали ее властность, капризность.

Учитель. А что вы можете сказать о характере  Некрасова?

Ученик.  Поэт был решительным человеком, с твердым характером, силой волей, во всем его отличали страстность и порыв.

Учитель. Как складывались их взаимоотношения?

Ученик. Про Некрасова и Панаеву говорили: «Вместе тесно, врозь — хоть брось». Оба сильные, темпераментные  личности, они то расходились, то были вновь вместе.

Учитель. И художественное воплощение их любви мы видим в стихотворении «Я не люблю иронии твоей»,  написанном в 1850 году и посвященном А.Панаевой.

                             Ученик читает наизусть стихотворение

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим,-

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

                                                              1850

Учитель. Почему это стихотворение  относят к любовной лирике?

Ученик. Оно о любви, но что-то есть еще. Слова, говорящие о том, что это любовное – «горячо любили», выражение чувства любви к героине – ревность, страсть.

Учитель. Обратили ли вы внимание на то, что стихотворение не имеет названия? Как можно озаглавить его?

Ученица. Я думаю, здесь совершенно закономерно нет названия, ведь это эпизод отношений, будто только что написано, после встречи с любимой. Или это мысли сердца, мысленный разговор с ней. Трудно подобрать заголовок, но я бы выбрала «Неизбежность» или «Предвестия разлуки».

Учитель. Как  начинается стихотворение?

Ученик. Я не люблю… Возникает противоречие, ведь стихотворение о любви.

Учитель. Такое начало произведения можно встретить в любовной лирике М. Лермонтова. Некрасовский лирический герой не любит иронии любимой. А что такое ирония?

Ученик. Это насмешка, колкие слова, и они несовместимы с любовью.

 Еще одно несоответствие с привычным для нас представлением о любви.

Учитель. Как вы думаете, по поводу чего иронизирует героиня?

Ученик. Наверное, по поводу их уходящей любви, о том, что все заканчивается рано или поздно. Такое ощущение, что герои много раз обсуждали эту ситуацию.

Учитель. А кто такие «отжившие» и «не жившие»?

Ученик. Уже переставшие любить и никогда не любившие люди. Но чувство героев еще живо, что Некрасов выразил  с помощью антитезы.

Учитель. Раз уж мы заговорили о художественном своеобразии стихотворения, определите, какие лексические средства помогают нам понять, что герои продолжают любить друг друга?

Ученик. Союзы пока, наречие еще, глаголы в настоящем времени, что важно. Обращаем внимание и на их множественное число – «мы», «нам». Глаголы в повелительном наклонении «оставь», «не торопи» – обращение непосредственное к любимой, он убеждает ее не расставаться, а не просто говорит о своих чувствах.  Он боится ее потерять.

Ученица. Невозможно не обратить внимание на причастия, их здесь 4: «отжившим», «не жившим», «любившим», «сохранившим» - прошедшее время. Но лирический герой с таким эмоциональным подъемом это произносит, что понятно: он продолжает ее любить. И еще. Использование Некрасовым здесь книжной возвышенной лексики позволяет отнести это стихотворение к шедеврам русской любовной лирики, хотя я читала о «прозаизации» чувства любви у Николая Алексеевича.

Учитель. Это действительно так, например, в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди…» Ощутимо ли в изучаемом нами произведении присутствие героини? Какая она?

Ученик. Ее присутствие, на мой взгляд, ощутимо, только она молчит. Это женщина, не лишенная ума и способности иронизировать, с твердым характером, но в то же время нежная, застенчивая, искренне любящая.

Ее образ раскрывают слова  «ирония»,  «горячо, застенчиво, нежно».

Учитель.  Действительно, возникает неоднозначный образ.  Можно ли представить ситуацию?

Ученик. Да, это свидание, разговор, при котором лирический герой произносит  горячий монолог. Несмотря на то, что его любимая  безмолвна, ясно, что и ее одолевают противоречивые чувства.

Учитель. Вы обратили  внимание на построение 2 строфы? Какое это предложение?

Ученик.  Это сложноподчиненное предложение, с двумя придаточными -синтаксический параллелизм, так часто в речи строится просьба, мольба. Вся строфа является горячим убеждением не приближать разрыв.

Учитель. Уместно ли здесь тире? Какой знак должен стоять по правилу? Ученик. По правилу должна быть запятая. Тире уместно, усиливает смысл главного предложения, звучащего как вывод, следствие. Герой объясняет, почему им рано расставаться. Его аргументы должны убедить любимую. Опять звучит «мы», что так же говорит о взаимном чувстве.

Учитель. Каков основной стилистический прием в стихотворении?

Ученик. Здесь преобладает инверсия.   Выделено местоимение «Ты» в конце строки, на него падает логическое ударение. Смысловой акцент  - «ты» важна, «ты» нужна – конечно, это любовь. Именно инверсия придает плавность, выразительность стихотворению, позволяет поэту расставить нужные акценты – «развязки неизбежной». Лирический герой, любя, понимает, что вместе быть они не могут.

Учитель. Как начинает меняться интонация?

Ученик. Вначале она была спокойной, затем быстро начинает звучать  эмоциям -  герой ведь убеждает любимую. Это подъем, а далее спад – тон становится мрачным. «И без того она (развязка) не далека» - звучит категорично.

Учитель. Это мысль или чувство?

Ученик. Это мысль. Причем героиня, видимо, внутренне согласна с возлюбленным. Обращаем  внимание на двоеточие, поставленное для объяснения причины: любя в последние мгновенья – «кипим сильней», но «в сердце тайный холод и тоска».)  Снова несоответствие: думают одно, а чувствуют другое.

Учитель. От чего же холод и тоска? Герои уже безразличны друг другу?

Ученик. Скорее всего, небезразличны. В сердцах обоих -  боль, страх потери, боязнь одиночества, невозможность что-либо изменить. Особенно остро это ощущает лирический герой, сопротивляющийся обстоятельствам. Эпитет «холод тайный» не случаен: трудно   самому себе признаться, что разлука неизбежна.

Учитель. Какова функция многоточия?

Ученик. Возможно, оно указывает на психологическую паузу, продиктованную как раз этими чувствами, на невозможность продолжать дальше разговор.

Учитель. Какой образ возникает в заключительных строках стихотворения? Ученик. Образ реки – осенней, холодной, мрачной: любовь умирает, это ее последний всплеск, хотя страсти продолжают еще бушевать. Но река – это движение, течение, она замерзает зимой, а весной опять бушует, так что трудно на самом деле сказать – умерла любовь или вспыхнет снова через какое-то время.

Ученик. Невозможно не обратить внимание на антонимы «горячо» в начале стихотворения и «холод», «холодней» в заключительной строфе. Они подчеркивают бескомпромиссность взаимоотношений лирического героя и его любимой, их взлеты и падения, это действительно «поединок роковой», приносящий им много страданий. И расстаться им тяжело, и вместе быть уже не могут.

Учитель. Да, двойственная суть любви здесь выражена очень остро. Видим, как много в стихотворении «несоответствий», «разногласий». Они ведут к главному: любовь есть противоречие. Все в этом стихотворении Некрасова построено на противоречии. Как вы думаете, в чем противоречивость чувств лирического героя?

Ученик. Наверное, и герой, и его возлюбленная испытывают противоречие между  мыслью и чувством. Вообще, люди довольно часто бывают в таком состоянии.

Учитель. А что такое противоречие? Опишите его.

Ученик. Это какое-то двойственное чувство, острое, мучительное, ощущение безвыходности, ты не можешь выбрать что-то одно, делаешь то, что не должен делать.

Ученик. Мне кажется, наиболее точно описал это Харуки Мураками в романе «Норвежский лес»:

     Хочу что-то сказать, а слова выходят только какие-то не те. Или просто не то что-то говорю, или совсем что-то противоположное. А пытаюсь поправиться, еще больше запутываюсь, в сторону ухожу, и тогда вообще не могу понять, что вначале сказать хотела. Как будто я на две половинки разделилась и бегаю то сама за собой, то сама от себя. Стоит в центре чего-то такая толстенная колонна, и вокруг нее я сама с собой в догонялки играю. И каждый раз самые нужные слова у меня другой, а я, которая тут, никак ее догнать не могу.

Учитель. Давайте посмотрим, как определяется это понятие в словаре Ожегова:

  1. Противоречие – положение, при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не совместимое с ним. 2. Противоположность интересов. 3. Взаимодействие противопоставленных и взаимосвязанных сущностей как источников  самодвижения и развития.4. Высказывание или поступок,  направленные против кого-чего-нибудь.

Ученик. Если говорить о любви в понимании Некрасова, то для поэта подошло бы больше третье определение: взаимодействие противопоставленных и взаимосвязанных сущностей как источников  самодвижения и развития.

Учитель. Представьте, что никаких противоречий ни в жизни, ни в любви нет.

Ученики. Так не бывает. Это просто неестественно для человека. Тогда он не живет.

Учитель. А что должен делать человек с противоречиями? Конечно, разрешать их, преодолевать их. Когда мы разрешаем противоречия, пусть даже ведущие к отрицательному результату, мы развиваемся духовно. Закончить наш разговор мне хочется словами В. Белинского: «Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели».

       В завершение предлагаю изложить ваши мысли письменно – написать развернутый ответ на вопрос  В чем особенности некрасовского понимания любви в данном стихотворении? 5-10 предложений в формате С3 ЕГЭ по литературе.

                                        Работа ученицы

         Особенность понимания любви в стихотворении  Н.А.Некрасова «Я не люблю иронии твоей» заключается, во-первых, в том, что для лирического героя чувство оказывается неразрешимым противоречием. С одной стороны, он любит глубоко, страстно, горячо, взаимно. Не хочет терять возлюбленную ни при каких условиях. С другой, - их отношения представляют бесконечный поединок двух кипучих натур, приносящий им только страдания. Героиня уже иронизирует над тем, что, видимо, повторяется много раз: ошибки, уверения в любви, взлеты и падения.

     Во-вторых, любовь для поэта – как бушующая река, она всегда в движении, развитии. Это беспокойная и цикличная любовь: сейчас она замирает, а завтра  будет бушевать вновь. Некрасовский лирический герой и сам не знает, куда она его приведет.

Учитель. Давайте подведем итоги. Подумаем, как мы постигали смысл стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей»?

Ученик. Вдумывались, вчитывались в слова, находили средства художественной выразительности.

Ученик. Пришли к выводу, что  смысловым центром  стихотворения являются противоречия любви. Для меня оно, казавшееся таким простым, приобрело глубину, неоднозначность. Есть желание еще читать лирику Некрасова.

Ученица. Я поняла так: Некрасов писал искренне об очень сильной, глубокой любви. Но для него и его возлюбленной любовь - это уже  разрешенное противоречие, так как герои уже приняли окончательное решение. 

Учитель. Несомненно, вы почувствовали и своеобразие любовной лирики Некрасова. Предшественники поэта предпочитали изображать любовь в прекрасных  мгновеньях или говорили о роковом значении любовного поединка, как Тютчев. Некрасов же, ничуть не умаляя возвышенного смысла этого чувства, сумел сказать о прозе любви, которая неизбежна…

     Запишите домашнее задание к следующему уроку…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

Презентация "Своеобразие стихотворения Н. Некрасова "Железная дорога".

Работа  со стихотворением Н. некрасова " Железная дорога".Иллюстративный материал....

Урок-презентация по литературе в 6 классе "Анализ стихотворения Н.Некрасова "Железная дорога"

Цель данного урока показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха...

"Кто построил эту дорогу?" (По стихотворению Н.Некрасова "Железная дорога")

Урок по стихотворению "Железная дороа" Н.А.Некрасова построен в соответствии с ФГОС на основе системно-деятельностного подхода. Учащиеся ставят проблемный вопрос и находят ответ на него. Ответ оформля...

Урок по стихотворению Н. Некрасова "Крестьянские дети"

Урок знакомства  со стихотворением Н. Некрасова "Крестьянские дети"...

Стихотворение "Когда я говорю люблю"

Задумывались ли вы, какие чувства мы испытываем, когда говорим слово "люблю... *...