"Кто построил эту дорогу?" (По стихотворению Н.Некрасова "Железная дорога")
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Антосюк Любовь Михайловна

Урок по стихотворению "Железная дороа" Н.А.Некрасова построен в соответствии с ФГОС на основе системно-деятельностного подхода. Учащиеся ставят проблемный вопрос и находят ответ на него. Ответ оформляют в виде кластера и ментальной карты. К уроку готовится презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Кто строил эту дорогу?»

 (По стихотворению Н.Некрасова «Железная дорога»

Цель урока: помочь учащимся увидеть в произведении проблемную ситуацию, найти решение проблемы и сделать выводы.

Задачи урока:

  • учить детей анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; оперировать понятиями "тема", "проблема"; расширять словарный запас, знакомить с новыми словами; подбирать дополнительный материал по теме из Интернета; учить детей ставить вопросы, выбирать из текста необходимую информацию; добывать исторический материал к теме;
  • учить детей смысловому чтению, развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение чётко и связно излагать и объяснять свои мысли;
  • воспитывать в детях гражданские чувства.

Планируемые результаты изучения учебной темы

Личностные

Развитие умения работать в коллективе, в группе, брать ответственность на себя за свою часть работы; развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности; поиск, оформление и представление информации, развитие творческого воображения.

Метапредметные

Развитие способности формулировать, анализировать, решать проблемы; формулировать и задавать вопросы по тексту; развивать умение поддерживать друг друга, сопереживать, откликаться на переживания других; умение переносить информацию из истории, области искусства на предмет разговора; развивать умение находить, анализировать, выбирать нужную информацию в интернете, интегрировать, оценивать эту информацию.

Предметные

Развитие интереса к чтению; развитие способности к смысловому чтению; развитие умений представлять собственное суждение по прочитанному тексту, умений сопоставлять и сравнивать материал, высказывать своё мнение по текстовой проблеме; развивать умение оформлять материал кластером, таблицей, создавать ментальную карту; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Начало урока

На прошлом уроке мы прочитали стихотворение «Железная дорога» Н.Некрасова. Дома вы должны были подумать над содержанием прочитанного и нарисовать портреты главных героев- генерала и сына генерала  Вани. Посмотрите эти работы. Возник ли у вас вопрос, когда вы рисовали их портреты?

Как можно это объяснить?

Какой ещё вопрос возник?

Отличный вопрос. Значит, какая проблема у нас возникла? – Кто построил дорогу?    (слайд 1)

 Где будем искать ответ и разбираться с нашими проблемами?

Совершенно верно.

В путь! (слайд 2)

Рассматривают работы – рисунки ребят-художников.

Возник вопрос: если Ваня – сын генерала, то почему он в кучерском армячке? А сам генерал в шинели на красной подкладке?

(Предположения ребят. Возможно, в дорогу одели, возможно, хочется выглядеть по-простому)

Если железную дорогу построили крестьяне, то почему генерал говорит, что её построил граф Клейнмихель?

Наверное, в стихотворении Н.Некрасова. И ещё можем найти что-то в интернете.

2.Актуализация знаний

Слайд 3.

Приобретём билеты, ответив на вопросы:

С какой картины начинается стихотворение?

«В мире есть царь». Как зовут этого царя?

Кто «волосом рус… высокорослый»?

Слайд 4. Занимайте свои места. (внутренне убранство вагона царя)

Слайд 5. (Мы едем, стук колёс.)

Мы едем по Николаевской железной дороге.

 А что же это за дорога была во времена Н.А.Некрасова?

А мы с вами – помещики и крестьяне -  живём в разных городах и селениях между Петербургом и Москвой. Что мы с вами думаем о построенной   дороге, о появившихся паровозах, поездах?

Совершенно верно. Мнения были самые разные.  А вот что об этом событии писали разные поэты.

С картины природы.

Голод.

Белорус.

Сообщение 1  группы историков о  Николаевской железной дороге. Слайды 6-10

Огнедышащий змей.

Невиданная машина.

Скоростная машина.

Здорово!

Исследовательская работа группы учеников – филологов – стихи.

С.Шевырёв,  Я.Полонский, А.Фет - стихи о железной дороге. Каково отношение к железной дороге этих поэтов? (Радостное)

3.Изучение нового материала

Все радовались.

Почему же не радовался Н.А.Некрасов? Почему его стихотворение нерадостное?

Кто же такой граф Клейнмихель?

Ну что же, у нас с вами появилось две точки зрения: автор утверждает, что дорогу построил народ, а генерал – что дорогу построил граф  Клейнмихель.

Он возмутился словами генерала, что дорогу построил граф Клейнмихель.

Группа историков рассказывает о графе Клейнмихеле (слайд 11)

4.Решение учебных задач

Будем искать ответ в произведении Н.Некрасова. Делимся на 2 группы.

Задание 1 группе: найти в тексте авторскую точку зрения.

Задание 2 группе: попробовать найти в тексте доказательства справедливости слов генерала.

Оформить ответы в виде кластера или таблицы.

Группа историков поможет нам, изучив документальные материалы о строительстве Николаевской дороги, ответить на главный вопрос.

Слайды 12 – 16 (картины, фотографии)

Отображает эта картина содержание стихотворения?

Историки делают заключение о том, кто же всё-таки строил железную дорогу.  

Групповая работа.

Исследование текста.

Выбор материала.

Выступление групп.

1 группа - кластер

2 группа - кластер 

Историки, сообщение 2. «О Николаевской железной дороге»

Группа художников:

-И ещё мы нашли картины, фотографии, которые передают тяжёлый труд крестьян на железной дороге (сообщение)

Прав был автор, сказав: «Вот они, нашей дороги строители!» (слайд 16) Ментальная карта

5.Формирование умения задавать вопросы

Как отреагировал на эти слова генерал?

Почему же генерал захохотал?

На этот вопрос мы с вами должны ответить на следующем уроке. А чтобы это сделать, надо кое о чём подумать.

Задание:

«Вагон вопросов». Откройте 3 часть стихотворения. Просмотрите  содержание и задайте вопросы, если что-то вам непонятно.

-Захохотал генерал!

На доске рисунок – вагон, на него прикрепляем вопросы.

6.Рефлексия

Слайд 17. Едем  по железной дороге под стук колёс. Какие мысли у вас сейчас? О чём?

Спасибо тем строителям железной дороги.

Мы тоже ездим по этой дороге.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кто строил дорогу?» Граф Пётр Андреич Клейнмихель , душенька! Вот они - нашей дороги строители! 1

Слайд 2

Путешествие по Николаевской железной дороге 2

Слайд 3

Приобретите билет, ответив на вопросы С какой картины начинается стихотворение? (картины природы) «В мире есть царь». Как зовут этого царя? (голод) Кто «волосом рус, высокорослый»? (Белорус) 3

Слайд 4

Занимайте свои места! 4

Слайд 5

5

Слайд 6

Николаевская железная дорога 1842 - 1851 6

Слайд 7

7

Слайд 8

8

Слайд 9

9

Слайд 10

10

Слайд 11

Граф Петр Андреевич Клейнмихель 11

Слайд 12

12

Слайд 13

13

Слайд 14

К.А. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге» 1874 г. 14

Слайд 15

«…Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Высокорослый больной белорус…» 15

Слайд 16

«Вот они – нашей дороги строители!» 16

Слайд 17

17



Предварительный просмотр:

Приложение

                                              Граф  Пётр Андре́евич Клейнми́хель  

Граф  Пётр Андре́евич Клейнми́хель  — русский государственный деятель из рода Клейнмихелей, протеже Аракчеева и беспрекословный исполнитель воли Николая I, главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий в 1842—1855 гг., курировавший строительство Николаевской железной дороги.

Главноуправляющий был «до крайности горяч, нетерпелив, необыкновенно энергичен, быстр в решениях и обладал характером твердым и независимым». А значит, не жалел людей, заставляя работать при любых условиях.  Так, в « 1850 году, во время приезда государя в Москву на коронационный день, 22-го августа, император спросил Клейнмихеля за обеденным столом: «Когда же ты привезешь меня в Москву на железной дороге?» Клейнмихель ответил моментально: «На будущий год, на коронацию, ваше величество!» За столом был директор работ Мельников; но Клейнмихель не спросил у него в этот момент ничего, а после обеда позвал в кабинет и сказал: «Вы слышали мой ответ государю?» - «Слышал, - ответил Мельников, - но это немыслимо». - «Вы слышали, и это должно быть и будет!».
 
Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим.

2 Историческая справка о строительстве железной дороги.

На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.

№1    Историческая справка о Николаевской железной дороге

В феврале 1842 года был подписан указ о строительстве первой крупной магистрали Москва - Петербург. В 1851 году дорога была построена. Царь Николай 1 объявлял себя главным строителем и вдохновителем железной дороги, поэтому ее называли Николаевской.

Стихи о железной дороге

Степан Шевырёв 

Думой сильного владыки-

Волей бога самого

Совершайся труд великий,

Света знаний торжество!

Лягте, горы! Встаньте, бездны!                        

Покоряйся нам, земля!      

 И катися, путь железный,

От Невы и до Кремля!

Афанасий Фет

Мороз и ночь над далью снежной,

А здесь уютно и тепло,

И предо мной твой облик нежный,

И детски чистое чело.

Полны смущенья и отваги,

С тобою, кроткий серафим,

Мы через дебри и овраги

На змее огненном летим…

Яков Полонский

Мчится, мчится железный конек!

По железу железо гремит.

Пар клубится, несется дымок;

Мчится, мчится железный конек,-

Подхватил, посадил да и мчит…

Вот навстречу несется лесок,

Через балки грохочут мосты,

И цепляется пар за кусты;

Мчится, мчится железный конек,

И мелькают, мелькают шесты.

Описание картины Савицкого К.А. «Ремонтные работы, на железной дороге»

В этой картине художник сумел отразить общественное явление современной жизни – эксплуатацию обездоленного реформой 1861 года крестьянства.

Летом 1873 года Савицкий жил вместе с Крамским и Шишкиным  под Тулой. Он наблюдал за крестьянами, прокладывающими полотно железной дороги, делал наброски, этюды отдельных фигур и лиц, например, «Рабочий с тачкой», «Голова крестьянина в повязке», «Поезд на железнодорожных путях».

Композиция картины отличается хаотичностью: на ней  много фигур людей расположены беспорядочно. Подневольные крестьяне возят на деревянных тачках камни и землю. Примитивные инструменты – тачки, лопаты и молоты. Видны их усталые лица, натруженные тела, истрепанные полинялые штаны и робы. Это люди, привыкли к физическому труду на земле.  В центре на заднем плане  стоит  управляющий-надсмотрщик в красной рубахе. Дети и старики у него в подчинении. Только уходящие вдаль телеграфные столбы напоминают о названии картины.

Показанная на III передвижной выставке, картина пользовалась успехом и была приобретена Третьяковым.



Предварительный просмотр:

Использование кластера на этапе решения учебной задачи

       1 группа.

Вопросы:

  1. Исследуйте текст. Найдите в тексте точку зрения автора на вопрос: кто строил железную дорогу - и свой ответ оформите в виде кластера или таблицы.
  2. Какую лексику подбирает автор, рассказывая о строителях железной дороги?
  3. Почему в повествовании о строителях дороги употребляется местоимение «мы»?
  4. Как оценивают свой труд сами строители?
  5. С какими словами обращаются к нам строители дороги?
  6. Что говорит о строителях дороги автор?

C:\Users\ПК\YandexDisk\Скриншоты\2015-12-06 16-46-04 Скриншот экрана.png

2 группа.

 Вопросы:

  1. Исследуйте текст. Найдите в тексте точку зрения генерала и свой ответ оформите в виде кластера или таблицы.
  2. Есть ли в тексте доказательства правильности слов генерала?
  3. Действительно ли граф Клейнмихель строил дорогу?
  4. Кто исполнял приказы графа Клейнмихеля?
  5. Что вы можете сказать об этих исполнителях?

C:\Users\ПК\YandexDisk\Скриншоты\2015-12-06 16-35-41 Скриншот экрана.png

Вопросы для всех:

  1. Сравните ответы на проблемный вопрос.
  2. Какой приём использует автор, рисуя картину строительства железной дороги?
  3. Сделайте вывод.

     



Предварительный просмотр:

Использование ментальной карты

на заключительном этапе урока

Вопросы к ментальной карте

  1. Расскажите, почему в произведении возник вопрос, кто построил железную дорогу.
  2. Сформулируйте две точки зрения по данному вопросу.
  3. Сравните эти две точки зрения.
  4. Определите, на чьей стороне автор.
  5. Сделайте вывод.

G:\DCIM\100PHOTO\SAM_4394.JPG

C:\Users\ПК\YandexDisk\Скриншоты\2015-12-06 15-48-20 Скриншот экрана.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Урок литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога"

Сценарий урока литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" + презентация...

классный час «На всех обитаемых планетах дороги ведут к тем, кто их построил»

Родительский дом - значение этого понятия трудно переоценить. Для всех людей - это залог их будущего успеха в жизни.Жизнь начинается с детства, а детство - с родительского дома, поэтому очень важно с ...

Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога

Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога...

Презентация на тему:"Стихотворение Некрасова "Железная дорога"

Цель данного урока показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха....

Конспект урока литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865 г.). Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.

Цели урока:        1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть р...