урок литературы в 11 кл : Образ дороги в стихотворении Л. Ошанина «Дороги»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Шулбаева Эльвира Николаевна

Анализ поэтического текста, групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_dorogi.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 кл. Учитель Шулбаева Э.Н.

Образ дороги в стихотворении Л. Ошанина «Дороги»

Цель: понимание художественной роли образа дороги в построении произведения как целостного смысла

Задачи: 1. Вспомнить символическое значение образа дороги в русской литературе;

2. Проанализировать стихотворение с точки зрения формы, содержания, средств художественной выразительности;

3. Провести сравнительный анализ со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Планируемые результаты:

1. Предметные: повторение терминов: композиция, форма, рефрен, тропов: олицетворение, гипербола, монолог; пейзаж, его роль в раскрытии образа дороги. Понимание цели анализа художественного произведения;

2. Личностные: воспитание уважения к ценности жизни, к исторической памяти; понимания важности места человека в истории страны;

3. Регулятивные: умение планировать учебную деятельность, формулировать цели работы в группе, корректировать намеченный план работы, определять успешность работы в соответствии с намеченными целями;

4. Коммуникативные: умение работать в группе, выслушивать мнение других, аргументировать свою точку зрения.

Форма работы: групповая

Методы: эвристическая беседа, сравнительный анализ;

Ведущая педтехнология: проблемно-поисковое обучение.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг о войне, стенд с фотографиями военного времени, стихотворение Льва Ошанина «Дороги».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1

Оргмомент.

Приветствует обучающихся

Приветствуют учителя

Личностные,

коммуникативные

2

Актуализация опорных знаний

Создает ситуацию успеха на основе имеющихся знаний.

Ребята, что вы видите на картинке (слайд): это дорога.                              - В каких литературных произведениях герои идут по дороге?

–  Что показано на тех дорогах? (жизнь народа и их угнетателей, история России).                                        –Что такое дорога в литературе? Что символизирует этот образ? (жизнь народа и их угнетателей, историю страны).                                                                                                                                              - У войны своя дорога. Какие картины войны вы помните?

Отвечают на вопросы, вспоминают произведения, в которых присутствует мотив дороги.

Предметные, познавательные

3

Слово учителя.

Погружает в историю развития литературы Вов.

Великая Отечественная война – событие, которое отразилось на судьбе всей России. Художники, музыканты, писатели и поэты также не остались безучастными к судьбе своей страны. Литература стала тем, что давало людям силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства.                                                                       Многие произведения о ВОВ создавались и после войны. Это относится к повестям В. Быкова («Обелиск», «Сотников»), Б. Васильева («А зори здесь такие», «В списках не значился», «Завтра была война»). Перед вами выставка книг о войне, которые вам предстоит прочитать для внеклассного чтения.

Второй из примеров – М. Шолохов. Им будут написаны такие впечатляющие произведения, как «Судьба человека», «Они сражались за Родину».                                                 Стихотворение «Дороги», с которым мы проживем нашу встречу, имеет интересную творческую судьбу, потому что в 1945 г оно родилось песней. Ее авторы - поэт Лев Иванович Ошанин и композитор Анатолий Новиков (Слайд 3). Они написали песню для новой программы военного ансамбля.

Слушают информацию, фиксируют имена писателей – фронтовиков и названия их книг для дальнейшего знакомства с их произведениями.

Личностные, познавательные

4

Формулировка темы, целеполагание

Подводит к теме урока:

Исходя из нашего короткого вступления сформулируйте тему нашего урока.

Какова наша цель?

Проблемный вопрос: «Имеет ли образ дороги другое символическое значение?» 4 мин (слайд)

Выдвигают предположения о теме урока, определяют цель урока

Регулятивные, познавательные

5

Знакомство со стихотворением, просмотр фрагмента военной кинохроники  с исполнением песни «Дороги»

Задает направление анализа:

Представьте, что это вы рассказываете о дорогах войны. Какие чувства вы переживаете? (усталость, боль потерь, тоска по погибшим товарищам и по дому). То есть перед нами ненавязчиво, но все же довольно отчетливо выступает чей образ? (лирического повествователя).

Каким будет план анализа?

Какие задачи нужно решить, чтобы понять смысл произведения?

Участвуют в обсуждении первых впечатлений от знакомства со стихотворением в формате видеоролика, читают печатный текст

Регулятивные, личностные, коммуникативные

6

Работа в группах

Распределяет темы работы групп:

1 группа: образ рассказчика;

2 группа: картины войны в стихотворении.

3 группа: средства выразительности и их роль.

4 группа: синтаксический и морфологический строй произведения.

Консультирует по возникшим вопросам.

Работают в заданном направлении анализа, распределяют задачи, стоящие перед группой; обсуждают итоги работы каждого участника, формулируют общий вывод

Коммуникативные, познавательные, предметные, регулятивные

7

Выступление групп с итогами исследования по поставленной проблеме. Обсуждение наблюдений.

Корректирует ответы, привлекает всех участников группы к работе, чтобы каждый мог высказаться по теме анализа.

После выступления всех групп подводит к ключевому выводу: какова основная мысль стихотворения.

Высказывают общий вывод по поставленной проблеме, аргументируют примерами из стихотворения

Коммуникативные, предметные, личностные

8

Слайд: картина войны.

Обращает внимание на правильный подход к описанию картины, роль деталей

Объясняют содержание в соответствии с порядком описания картины

Коммуникативные, предметные, познавательные

9

Повторный просмотр видеоролика «Дороги»

До просмотра дает установку на более глубокое восприятие:

Какой фрагмент вас особенно впечатлил? Обоснуйте.

Отмечают детали видеоролика, аргументируют ответ примером из кинохроники.

Коммуникативные, личностные, познавательные

10

Рефлексия

Закончите предложение: Читая горькие и такие глубокие произведения русской литературы, ……. (слайд)

Составляют развернутое высказывание по данному началу

Личностные, коммуникативные

11

Домашнее задание

Выучить стихотворение о ВОВ по выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе. А.С. Пушкин. Стихотворение "Зимняя дорога"

4 урок, проведенный в ходе эксперимента для выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского""

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского"". Во время урока при помощи презентации можно выйти сайтwww.fskn.ru в онлайн режиме.На страницах этого сайта...

Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".

Если  изучение художественного произведения  всколыхнёт  "эмоциональную память народа", то  тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...

Мастер-класс по литературе на тему "Образ снежинки в стихотворении К.Д.Бальмонта"

Данный материал представляет собой разработку мастер-класса на тему "Образ снежинки в стихотворении К.Д.Бальмонта" и подготовлен для участия в конкурсе учителей русского языка и литературы"...

Конспект урока литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865 г.). Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.

Цели урока:        1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть р...