урок литературы в 11 кл : Образ дороги в стихотворении Л. Ошанина «Дороги»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Анализ поэтического текста, групповая работа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 кл. Учитель Шулбаева Э.Н.
Образ дороги в стихотворении Л. Ошанина «Дороги»
Цель: понимание художественной роли образа дороги в построении произведения как целостного смысла
Задачи: 1. Вспомнить символическое значение образа дороги в русской литературе;
2. Проанализировать стихотворение с точки зрения формы, содержания, средств художественной выразительности;
3. Провести сравнительный анализ со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Планируемые результаты:
1. Предметные: повторение терминов: композиция, форма, рефрен, тропов: олицетворение, гипербола, монолог; пейзаж, его роль в раскрытии образа дороги. Понимание цели анализа художественного произведения;
2. Личностные: воспитание уважения к ценности жизни, к исторической памяти; понимания важности места человека в истории страны;
3. Регулятивные: умение планировать учебную деятельность, формулировать цели работы в группе, корректировать намеченный план работы, определять успешность работы в соответствии с намеченными целями;
4. Коммуникативные: умение работать в группе, выслушивать мнение других, аргументировать свою точку зрения.
Форма работы: групповая
Методы: эвристическая беседа, сравнительный анализ;
Ведущая педтехнология: проблемно-поисковое обучение.
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг о войне, стенд с фотографиями военного времени, стихотворение Льва Ошанина «Дороги».
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1 | Оргмомент. | Приветствует обучающихся | Приветствуют учителя | Личностные, коммуникативные |
2 | Актуализация опорных знаний | Создает ситуацию успеха на основе имеющихся знаний. Ребята, что вы видите на картинке (слайд): это дорога. - В каких литературных произведениях герои идут по дороге? – Что показано на тех дорогах? (жизнь народа и их угнетателей, история России). –Что такое дорога в литературе? Что символизирует этот образ? (жизнь народа и их угнетателей, историю страны). - У войны своя дорога. Какие картины войны вы помните? | Отвечают на вопросы, вспоминают произведения, в которых присутствует мотив дороги. | Предметные, познавательные |
3 | Слово учителя. | Погружает в историю развития литературы Вов. Великая Отечественная война – событие, которое отразилось на судьбе всей России. Художники, музыканты, писатели и поэты также не остались безучастными к судьбе своей страны. Литература стала тем, что давало людям силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства. Многие произведения о ВОВ создавались и после войны. Это относится к повестям В. Быкова («Обелиск», «Сотников»), Б. Васильева («А зори здесь такие», «В списках не значился», «Завтра была война»). Перед вами выставка книг о войне, которые вам предстоит прочитать для внеклассного чтения. Второй из примеров – М. Шолохов. Им будут написаны такие впечатляющие произведения, как «Судьба человека», «Они сражались за Родину». Стихотворение «Дороги», с которым мы проживем нашу встречу, имеет интересную творческую судьбу, потому что в 1945 г оно родилось песней. Ее авторы - поэт Лев Иванович Ошанин и композитор Анатолий Новиков (Слайд 3). Они написали песню для новой программы военного ансамбля. | Слушают информацию, фиксируют имена писателей – фронтовиков и названия их книг для дальнейшего знакомства с их произведениями. | Личностные, познавательные |
4 | Формулировка темы, целеполагание | Подводит к теме урока: Исходя из нашего короткого вступления сформулируйте тему нашего урока. Какова наша цель? Проблемный вопрос: «Имеет ли образ дороги другое символическое значение?» 4 мин (слайд) | Выдвигают предположения о теме урока, определяют цель урока | Регулятивные, познавательные |
5 | Знакомство со стихотворением, просмотр фрагмента военной кинохроники с исполнением песни «Дороги» | Задает направление анализа: Представьте, что это вы рассказываете о дорогах войны. Какие чувства вы переживаете? (усталость, боль потерь, тоска по погибшим товарищам и по дому). То есть перед нами ненавязчиво, но все же довольно отчетливо выступает чей образ? (лирического повествователя). Каким будет план анализа? Какие задачи нужно решить, чтобы понять смысл произведения? | Участвуют в обсуждении первых впечатлений от знакомства со стихотворением в формате видеоролика, читают печатный текст | Регулятивные, личностные, коммуникативные |
6 | Работа в группах | Распределяет темы работы групп: 1 группа: образ рассказчика; 2 группа: картины войны в стихотворении. 3 группа: средства выразительности и их роль. 4 группа: синтаксический и морфологический строй произведения. Консультирует по возникшим вопросам. | Работают в заданном направлении анализа, распределяют задачи, стоящие перед группой; обсуждают итоги работы каждого участника, формулируют общий вывод | Коммуникативные, познавательные, предметные, регулятивные |
7 | Выступление групп с итогами исследования по поставленной проблеме. Обсуждение наблюдений. | Корректирует ответы, привлекает всех участников группы к работе, чтобы каждый мог высказаться по теме анализа. После выступления всех групп подводит к ключевому выводу: какова основная мысль стихотворения. | Высказывают общий вывод по поставленной проблеме, аргументируют примерами из стихотворения | Коммуникативные, предметные, личностные |
8 | Слайд: картина войны. | Обращает внимание на правильный подход к описанию картины, роль деталей | Объясняют содержание в соответствии с порядком описания картины | Коммуникативные, предметные, познавательные |
9 | Повторный просмотр видеоролика «Дороги» | До просмотра дает установку на более глубокое восприятие: Какой фрагмент вас особенно впечатлил? Обоснуйте. | Отмечают детали видеоролика, аргументируют ответ примером из кинохроники. | Коммуникативные, личностные, познавательные |
10 | Рефлексия | Закончите предложение: Читая горькие и такие глубокие произведения русской литературы, ……. (слайд) | Составляют развернутое высказывание по данному началу | Личностные, коммуникативные |
11 | Домашнее задание | Выучить стихотворение о ВОВ по выбору |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе. А.С. Пушкин. Стихотворение "Зимняя дорога"
4 урок, проведенный в ходе эксперимента для выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского""
Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского"". Во время урока при помощи презентации можно выйти сайтwww.fskn.ru в онлайн режиме.На страницах этого сайта...

Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".
Если изучение художественного произведения всколыхнёт "эмоциональную память народа", то тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...

Мастер-класс по литературе на тему "Образ снежинки в стихотворении К.Д.Бальмонта"
Данный материал представляет собой разработку мастер-класса на тему "Образ снежинки в стихотворении К.Д.Бальмонта" и подготовлен для участия в конкурсе учителей русского языка и литературы"...

Конспект урока литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865 г.). Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.
Цели урока: 1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть р...
