Мастер-класс по литературе на тему "Образ снежинки в стихотворении К.Д.Бальмонта"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Тихонова Евгения Леонидовна

Данный материал представляет собой разработку мастер-класса на тему "Образ снежинки в стихотворении К.Д.Бальмонта" и подготовлен для участия в конкурсе учителей русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_snezhinka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Киятская СОШ»

Буинского муниципального района РТ

Тихонова Евгения Леонидовна

Мастер-класс по литературе

Тема: Образ снежинки.

(По стихотворению Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка»).

Цели:

1. Способствовать правильному эстетическому восприятию

стихотворения. Усилить выразительную сторону словесного искусства

2. Ввести учащихся в мир образа и показать возможные способы

создания образа в разных видах искусств. Попытаться показать не только

мир образа, а образ мира. Раскрыть образ более полно, показать взаимосвязь

разных видов искусств. Развивать умение чувствовать настроение героя

произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым

событиям.

3. «Рисовать» картины природы, подбирать к ним музыкальные

характеристики, словесное описание. Способствовать развитию речи и

творческого мышления

  1.  Доброе утро, уважаемое жюри, коллеги!

   «Интегрировать – объединять в одно целое». Из словаря Ожегова

Мне интересен синтез искусств. Думаю, чем богаче и разнообразнее мир,

окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

   Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту

многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает

человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни

одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать

исчерпывающую информацию о мире

   Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому,

эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся.

Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более

самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют

аргументировано её отстаивать.

   Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его

чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек,

воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть

богатство и разнообразие мира.

Данный мастер-класс посвящен проблеме изучения художественного

образа в условиях взаимодействия разных видов искусств.

  1. Сегодня мы попробуем раскрыть образ снежинки.

Что такое снежинка?

В какое время бывает снег?

Всегда ли он идет одинаково?

Какая бывает снежинка? Подберите определения, эпитеты, сравнения.

С чем её можно сравнить?

Какой характер может быть у снежинки?

А какой снег вам больше всего нравится: тихий, спокойный, хлопьями,

мокрый, колючий, с ветром, метелью?

Какие чувства вызывает у вас идущий снег?

  1.  Мостик к народному творчеству ( культурологический

комментарий):

Пословицы, поговорки, поверья о снеге?

Растаял как снег

Как снег на голову

Первый снег выпадает за 40 дней до зимы

Снегу надует – хлеба прибудет

Где снег, там и след.

Как снег называют в народе? Каким он может быть?

Хлопьями, пушной, крупой, крупчатый, лепень ( от лепенек, обрезок),

чичер – резкий холодный ветер с дождем и снегом, пороша, рыхлый, чир

(укатанный снег), наст… Буран ( при северном ветре), метель.

(Эти приемы позволяют не только развивать воображение, но и речь,

расширить словарный запас учащихся, ближе познакомить их с народным

творчеством, традициями.)

Создается определенная база для последующей работы над образом

  1. Следующий этап – знакомство с поэтическим образом.

Стихотворение К.Бальмонта «Снежинка»

- А теперь посмотрим, как К. Бальмонт описывает путь снежинки с неба

на землю. (Читает ученик или учитель).

Понравилось вам это стихотворение?

- Вы уже знаете, что в лирическом стихотворении автор обязательно

передает определенное настроение.

С каким настроением написано стихотворение К. Бальмонта

«Снежинка»?

Анализ - С чем поэт сравнивает снежинку?

Прочитайте.

Звезда кристальная, как смелая девочка, качающаяся на качелях «под

ветром веющим»

- Куда стремится снежинка?

Почему автор называет ее смелой? (Снежинка не боится «дороги

бурной»).

- Какие строчки или строфы вам особенно понравились?

Почему К. Бальмонт восхищался снежинкой? Какие слова в

стихотворении на это указывают? («Снежинка – какая чистая, какая смелая...»)

- Что автор хочет подчеркнуть эпитетами светло-пушистая?

(Подчеркивает мягкость, воздушность, легкость снежинки).

- Какие слова одушевляют снежинку, изображают ее как разумное

существо?

- Какой прием использует поэт, чтобы оживить снежинку?

К. Бальмонт создал образ снежинки, используя олицетворение (слово

записывается на доске).

Как возможное направление – анализ лирического стихотворения

Так о чем это стихотворение? Только ли о снежинке?

Какова тема?

И как возможное продолжение хода мысли: Жизнь снежинки - это

жизнь человека, но какого? С кем из героев русской литературы вы бы могли

сравнить этот образ? (Сопоставительный анализ)

Например Бунин «Легкое дыхание» Оля Мещерская.

  1. Знакомство с картиной Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

Нравится вам эта картина?

В чем своеобразие композиции?

Каким снег видит художник?

Чем отличается образ снежинки в стихотворении?

Как вы думаете, что чувствовал художник при работе над картиной?

Чьими глазами смотрит он на мир? Почему?

Какой цвет преобладает в картине

Белый цвет в фольклоре:

Символ чего? (чистоты, непорочности) белое лицо, белый хлеб

Белый цвет в фолькоре:

Пословицы: Бел снег да не вкусен, черен мак, да бояре едят.

Рубаха черна, да совесть бела, Белые ручки чужие труды любят.

Как вы видите в пословицах слово белый употребляется с несколько

отрицательным оттенком. Белый цвет считается признаком богатства, часто

незаслуженного.

  1. Прослушивание музыки.  Вальс Хачатуряна «Маскарад»

Еще раз вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть

мелодию, подходящую по звучанию к этому стихотворению? (Учитель

выразительно читает стихотворение: ученики напевают мелодию).

Представьте себе, что вы летите с неба на землю, кружась, взлетаете вверх и

плавно опускаетесь.

Расскажите друг другу, что вы видите и что чувствуете. (Дети делятся

впечатлениями).

- Так какая музыка подошла бы к танцу снежинки: танец, марш, вальс,

песня? (Дети определяют, что наиболее подходит вальс)

- Послушайте вальс Арама Ильича Хачатуряна «Маскарад».

Какие чувства у вас вызвала прослушанная музыка?

Понравилась вам музыка?

Какие чувства испытывает композитор?

Какую картину вы представили?

Подходит ли музыка к движению снежинки?

Давайте попробуем полетать так, как снежинка (с закрытыми глазами).

(Летит, проносится, дрожит, взметается, качается, кружится. Дети танцуют под музыку).

  1. Написание синквейна.

Для того, чтобы создать уникальный образ, свой образ снежинки дети

выполняют творческое задание – пишут синквейн на тему: «Снежинка»

( или дается в качестве домашнего задания)

Творческая работа – Попробуем написать синквейн «Снежинка». Вам

этот метод надеюсь известен, но все же попробую объяснить.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно

существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова

можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает

отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы

в 1-ой строчке, обычно существительное.

Например:

Весна.

Яркая и тёплая

Украсила, пришла, растопила.

Дарит людям надежду, мечту.

Радость.

8.  Итоги урока (учащиеся отвечают на вопросы):

1.Какой образ снежинки возник у вас?

2. Чем он отличается от того образа, который был у вас до нашего урока?

3. О чем это говорит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по литературе «Нарисуем музыку (нарисуем чувства) по стихотворению К.Д.Бальмонта «Снежинка» для учащихся 6 класса

При изучении стихотворения К. Бальмонта "Снежинка" необходимо: способствовать правильному эстетическому восприятию стихотворения; объяснять выразительную сторону словесного искусства; вводи...

Конспект урока литературы в 5 классе. Анализ стихотворения К.Бальмонта "Снежинка"

Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает  урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта "Снежинка", на котором  сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в...

мастер-класс по татарской литературе

мастер-класс https://cloud.mail.ru/public/CWWN/NTWze6EQU...

Открытый урок «Опыт прочтения стихотворения К.Д. Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени...". Поэтическое мастерство поэта». Евдокимов О.В.

    Поэтическое своеобразие черт символизма, импрессионизма изучаемого стихотворения К.Д. Бальмонта рассматривается в контексте аналитических работ В.Я. Брюсова и В.Н. Орлова, чт...

Мастер-класс "Методические приемы при реализации ФГОС на уроках литературы при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"

В данном мастер-классе описаны методы и приемы, которые можно использовать при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"...

Мастер-класс по изготовлению снежинок из бумаги «Вырезаем снежинку»

Мастер-класс по изготовлению снежинок из бумаги«Вырезаем снежинку»Описание: данный мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, детей от 6 лет, р...

Мастер-класс "Нескучный урок литературы"

laquo;Нескучный урок литературы". Эффективные приемы работы на уроке.Главное условие успешного обучения сегодня – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить ...