О литературе, писателе, читателе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Конспект первого урока по литературе в 6 классе (учебник Г.С. Меркина)

Скачать:


Предварительный просмотр:

О литературе, писателе, читателе

(урок литературы в 6 классе по учебнику  Г.С. Меркина)

Цели: формирование понятия о литературе как виде искусства, целью которой является «помогать человеку понимать самого себя» (М. Горький); о писателе как носителе правды жизни, хранителе добра; читателе, талант которого заключается в умении сопереживать; развитие умения работать с текстом учебника, выбирать главную информацию; развитие устной речи.

  1. Слово учителя об учебном плане, структуре и содержании учебника (ОВ! На разделы «Вопросы и задания», «Для вас, любознательные!», «Живое слово», «После уроков», «Минуты творчества», «Советуем прочитать»; * - задания повышенной сложности), проверка необходимых предметов для работы на уроке (учебник, тетрадь для записей, словарь терминов, папка для творческих работ, ручки, карандаши, линейки, ластик)
  2. Запись темы в тетрадь.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на 1 уроке по литературе в 5 классе. Чем предмет «чтение» в начальной школе отличается от предмета «литература»? Что мы называем литературой? (ответы учащихся)

- Работа с учебником. Прочитайте и запишите в словари определение литературы (стр. 3) .Какие другие виды искусства вы знаете? (музыка, театр, танец, живопись, скульптура, архитектура, киноискусство). Результатом творения эти видов искусства являются шедевры, памятники искусства, прошедшие проверку временем, потрясающие нас своим величием. Вот только формы и средства выражения иногда одного и того же у этих видов искусства разные: музыка звуком творит чудо, танец движением выражает мысль, живопись рисует зрительный образ, а литература это делает словом , поэтому-то писателей, поэтом называют иногда творцами слова, мастерами слова, художниками слова.

«сознание народа, цвет и плод его духовной жизни» (В. Белинский)

«кровное понимание людей и событий» (Ю. Тынянов)

- Давайте посмотрим, как они отвечают на вопрос о том, что такое литература?(стр.306) Попутно составим схему их ответов:

        

Бессмертие (А. Ахматова и Ф. Бэкон)

«вера в человека», «стремление к истине», «борьба с пошлостью», «»одухотворение жизни» (М. Горький)

«сокращенная Вселенная» (М. Салтыков-Щедрин)

«выполняет работу памяти» (Л. Толстой)

литература

- Исходя из прочитанного, сделайте вывод. (Литература – это такой вид искусства, который затрагивает душу человека, пробуждает в нем «чувства добрые», заставляет поверить в собственные силы, умеет увидеть в человеке Человека, это целый мир, это отражение нашей жизни со всем ее хорошим и горьким. Настоящее произведение искусства бессмертно)

-В нашем учебнике собраны именно бессмертные произведения, проверенные временем, не утратившие своей актуальности сегодня (см. Форзац)

- Каким же должен быть писателем, чтобы его творение осталось жить в веках? Какими качествами должен обладать настоящий писатель? (ответы учащихся). Можно ли научиться быть писателем? (ответы учащихся). Прочтем, как отвечают на этот вопрос сами художники слова (чтение стр. 7-9). Зафиксируем их мнения следующим образом:

        «Я – школяр», «подмастерье» (О. Хайям)

        «Я – хранитель твоему добру» (М. Цветаева)

писатель        работает «во Имя» (А. Блок)

        работает, пропуская через душу (Н.Гоголь)

        «чувствует за других» (У. Моэм)

        Должен изобразить мир таким, как есть (правдивость) (Д. Байрон)

- Давайте подытожим мнения самих писателей о своем труде. Вернемся к вопросу о том, можно ли научиться писать книги? (Труд художника – это данность свыше, этот талант проявляется в необычной прозорливости, пророчестве, свойственном поэту, писателю, в способности жертвовать собой ради истины, красоты. Научиться этому нельзя, это Божий дар)

- Не менее талантливым должен быть и читатель. Именно за Читателем – «в большом, собирательном значении этого слова – остаётся последнее слово в оценке литературного произведения» (С. Маршак)

- О настоящем читателе размышлял писатель Ч. Айтматов (чтение его слов, стр.11)

-Так, Читатель, оказывается, должен быть не менее талантливым, чем писатель. Давайте учиться этому на уроках литературы, дома, в библиотеках.

   3. Д\З: Ответьте письменно на вопросы (по выбору). Объем 25-30 слов

1)вопрос № 2 (стр. 6)

2) вопрос № 2 (стр. 9)

3) вопросы №№ 4,6 (стр. 10)

4)вопрос № 1 (стр. 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель".

ТИП УРОКА: творческая мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты); 2) закрепить и систематизировать знания по теории лит...

Влияние английских и немецких писателей на русских писателей и читателей.

Данный интегрированный урок (литература, английский и немецкий языки) разработан для учащихся девятого класса, изучающих два иностранных языка, как завершающий урок по литературе по теме «Русски...

урок литературы (Писатели Восточной Сибири) с презентацией

Урок литературы с презентацией по теме "Использование изобразительно - выразительных средств в рассказе В.Г. Распутина "На реке Ангаре"...

Презентация по истории на тему "Литература. Писатель Фёдор Михайлович Достоевский" (8 класс)

Произведения Федора Михайловича Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные») раскрывают мир человеческих страданий, трагедию беспр...

Программа элективного курс по родной литературе "Литература писателей Алтайского края"

Данный элективный курс составлен на основе авторской программы О. В. Богдановой « Роль регионального компонента в преподавании литературы и во внеклассной работе». Программа элективного ку...

Контрольная работа по литературе "Писатели XIX века"

Работа охватывает творчество А.Погорельского, М.Лермонтова, Н.Некрасова, И.Тургенева...