урок литературы (Писатели Восточной Сибири) с презентацией
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок литературы с презентацией по теме "Использование изобразительно - выразительных средств в рассказе В.Г. Распутина "На реке Ангаре"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе (Писатели Восточной Сибири)
Использование изобразительно-выразительных средств в рассказе
В.Г. Распутина "На реке Ангаре"
Поцелуева И. Г., учитель русского языка и литературы
На данном уроке выделяются три технологических этапа, каждый из которых выполняет определенную функцию.
Этап | Функция |
I Вызов | Мотивационная (побуждения к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме) Информационная (вызов имеющихся знаний по теме) |
II Осмысление содержания | Информационная (получение новой информации) |
III Рефлексия | Коммуникативная (обмен мнениями) |
Педагогическая цель: создать условия для развития самостоятельного, творческого мышления, умения анализировать и оценивать художественное произведение с точки зрения изобразительно-выразительных средств; показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом, приобщать учащихся к самостоятельной работе, высказывать собственное мнение, развивать устную и письменную речь.
Задачи:
Образовательная: формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая: формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы родного края; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание; экологическое сознание, ответственность за сохранение природы Сибири.
Воспитательная: воспитывать культуру общения; чувство патриотизма, любовь к родному краю.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: формирование волевых качеств личности на основе примеров из жизни В.Г. Распутина; познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Планируемые результаты:
– предметные – создание условий для умения анализировать и оценивать художественное произведение с точки зрения изобразительно-выразительных средств;
– метапредметные – создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции;
– личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.
Образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация; звукозапись А.Вивальди “Времена года”; альбом «Валентин Распутин. Дорога домой»; учебники ПВС, рабочие тетради по ПВС.
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова. Орг. момент. Представление.
1. Актуализация имеющихся знаний
– Мы сегодня с вами проведем необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Посмотрите на экран и догадайтесь, где оно будет проходить (слайд 2-4), (По Ангаре).
- Как вы это определили? (На слайдах знакомые нам места: Ангара, берег Ангары; дома мы читали рассказ В.Г. Распутина «На реке Ангаре»).
-Вы правы, наше путешествие пройдет по реке Ангаре – это родные нам места, это родные места В.Г. Распутина. На прошлом уроке мы познакомились с биографией нашего великого земляка – В.Г. Распутина. И к сегодняшнему уроку ребята подготовили творческие проекты. Вам слово. (Выступления учащихся).
2. Прогнозирование содержания урока.
На последнем слайде презентации учащихся высказывание Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
- Как можно определить, что писатель счастлив у себя дома? (Это видно из его рассказа «На реке Ангаре». Мальчик – главный герой – очень любит реку, природа вокруг него живет, дышит, чувствует.)
- Какие слова помогают писателю выразить красоту и мощь родной природы? (Художественные приемы, тропы)
- Молодцы. Тема нашего сегодняшнего урока - путешествия «Использование изобразительно-выразительных средств в рассказе В.Г. Распутина "На реке Ангаре"» (слайд 5)
- Посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
– Какова наша цель?
Объявление темы и целей урока.
II Стадия. Осмысление содержания
1. (Запись в тетради даты и темы урока)
- Наше путешествие проходит по Ангаре, которая была до затопления, до строительства Братской ГЭС, о ней нам расскажет…(Выступление ученика о старой Ангаре),(слайд 6)
- В путь. Наш пароход называется «Тропы». Почему? (Учащиеся говорят о том, что такое тропы (слайд 7), называют известные им тропы. Среди них эпитет, олицетворение, сравнение).
- Эпитет, олицетворение, сравнение. Так будут называться пристани, у которых наш пароход сделает остановки.
Переходим к тексту.
- Эпитет – наша первая пристань. Найдите в тексте фрагмент приближения и начала грозы.
- Что такое эпитет? (ответы учащихся), (слайд 8).
- Какие эпитеты помогают передать силу и мощь надвигающейся грозы?
- Прослушайте музыкальный фрагмент итальянского композитора А. Вивальди. Попробуйте словесно нарисовать картину, изображенную композитором при помощи волшебных звуков. ( Мнения учащихся)
- Что объединяет эти два отрывка? (Беспокойство, тревога, напряжение). Эти картины явлений природы наполняют душу ощущением тревоги, напряжения. И неудивительно, что ощущения просятся быть отражёнными в слове и красках.
- Какой еще прием использует автор, рассказывая нам о громе? (олицетворение), (примеры)
Олицетворение. Это наша вторая остановка. Что такое олицетворение? (слайд 8)
Физминутка.
- А мы приближаемся к пристани Сравнение. Мы знаем, что мальчик в свое первое путешествие отправился по реке. Как называется этот рассказ? (« На теплоходе»)
- В сообщении … говорил, что раньше на Ангаре было много островов. Найдите подтверждение этому в повествовании. Какие сравнения вы отметили? Что такое сравнение? (слайд 8). Если знание термина какого – то тропа вызывает у вас затруднение, запишите его в тетради.
Подведение итогов по данному виду работы.
– Конечная остановка «Проба пера». Творческое задание: составьте небольшую зарисовку, описывая одно из явлений природы, используя тропы. (Проверка).
- Вы составили замечательные зарисовки. Наблюдая за вашей работой на уроке, я пришла к выводу, что вы, как наш великий земляк В.Г. Распутин, любите родные места, гордитесь ими, стараетесь передать это в своей речи, умело используя изобразительно – выразительные средства. Наше путешествие подошло к концу.
III стадия «Рефлексия»
- Что вам понравились? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Какой вывод мы сделали? (слайд 9)
Итоги, оценки, Д/З: стр.241 – 242 – читать, нарисовать иллюстрации.
Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование изобразительно – выразительных средств в рассказе В.Г. Распутина « На реке Ангаре».
Что такое тропы? Тропы (спец.) - слово или оборот речи в переносном , иносказательном смысле.
Эпитеты – это красочные определения, выраженные именами прилагательными. Олицетворение - наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью. Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность .
Изобразительно – выразительные средства придают особую яркость художественной речи
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по теме "Восточная Сибирь"
Лист с заданиями при изучении материала по географии по теме: "Восточная Сибирь"...
Рабочая программа по курсу "Писатели Восточной Сибири" 5 класс
Рабочая программа по курсу Писатели Восточной Сибири 5 класс (пояснительная записка, планирование, содержание программы)...
Иркутская летопись (к уроку по курсу "Писатели Восточной Сибири"
Презентация предназначена для занятий по курсу "Писатели Восточной Сибири" в 6 классе. Способствует успешному изучению представленной в учебнике летописи Иркутска. Содержит дополнительный материал....
Рабочая программа по курсу "Писатели Восточной Сибири", 6 класс
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири для обучающихся 6 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года...
Урок литературы по программе « Писатели Восточной Сибири» в 6 классе
Тема: Стихотворения декабристов периода ссылки. Биография Александра Одоевского. Анализ стихотворений « Утро», « Из детских всех воспоминаний» Цели: -дать представление о жизни и творчестве декабрис...
Актуальные вопросы преподавания курса «Писатели Восточной Сибири» в школе
Данная работа позволяет видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения, ведь основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения являются...
Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"
Данная разработка урока по литературе поможет учителю провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими илл...