Урок литературы в 6 классе "Краски слова"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Ермолаева Галина Петровна

Урок внеклассного чтения, закрепления изучения литературоведческих понятий. На уроке прослеживаются межпредметные связи с музыкой и изобразительным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

КРАСКИ СЛОВА

( Образы русской природы в литературе, музыке и изобразительном искусстве)

Цель урока:     -  формирование умения видеть прекрасное в явлениях                                                        

          действительности родного края;

                           -   развитие речи учащихся;

                           -    развитие творческих способностей учащихся.;

                           -   обучение работе в коллективе.

Задачи урока:    сравнить   описание природы в стихотворных текстах и      

                              пейзажах русских художников;

                              показать связь литературы и изобразительного искусства;

         создать иллюстрации к лирическим произведениям.

Оборудование урока: сборники стихотворений русских поэтов,

          аудиозапись «Времена года» П.И.Чайковского и

          А.Вивальди, экран для показа слайдов,

          бумага, карандаши, краски.

Эпиграф (на доске):          Любовь к природе – один из важнейших признаков

           любви к своей стране.

        К.Г.Паустовский

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. Определение целей и задач урока.

       Природа живёт и развивается по своим законам. Они открываются человеку в очаровании восходов и закатов, удивительном разнообразии времён года, которые связаны с угасанием и пробуждением жизненных сил, с настроением грусти и веселья. Русская природа всегда привлекала взоры всех, кто оказывался в её чарах: художников, писателей и поэтов, композиторов. Да и как можно пройти мимо белоствольной берёзки, склонившей свои тонкие ветви, мимо тихо журчащего ручейка в лесу, мимо звенящего колоса в июльском зное? Именно теме руссклой природы мы посвящаем урок.

    - Вспомните  зарисовки писателей и стихотворения, которые мы с вами изучали в 5 классе.

                                     (Учащиеся называют произведения).

    - Прочтите известные вам строки наизусть.

        (2-3 четверостишия)

2. Литературный блок. Наблюдения над языком отрывка С.Т.Аксакова «Осень». Учитель читает зарисовку Аксакова, учащиеся выписывают в тетрадь наиболее яркие и образные слова и словосочетания, использованные автором.

       Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи высокого осеннего солнца…

- Какой вид описания использовал автор? (пейзаж)

- Какие краски использовал писатель для описания последних дней        

  осени?

          - Прочитайте записанные вами слова и словосочетания.

- Какие чувства вы испытываете при прочтении этих строк?

          - Какие языковые изобразительно-выразительные средства использовал                                                           автор?              ( Ребята находят эпитеты и метафоры: низкие, тяжёлые облака, глухая чаща, листья, блистающие золотом, пухлые разноцветные листья)

        (физкультминутка)

3. К теме осени обращались и знаменитые поэты: Ф.И.Тютчев, И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, А.С.Пушкин и др.

    Выразительное чтение наизусть ( подготовлено учащимися самостоятельно)

Евгений Баратынский

И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виется вкруг холмов;

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины;

Умолкли птиц живые голоса,

Безмолвен лес, беззвучны небеса!

И вот сентябрь! И вечер года к нам                                                                

Подходит. На поля и горы

Уже мороз бросает по утрам

Свои сребристые узоры.

Пробудится ненастливый Эол;

Пред ним промчится прах летучий,

Качаяся завоет роща, дол

Покроет лист её падучий,

И набегут на небо облака,

И, потемнев, запенится река.

Николай Рыленков

На виду все тропки полевые,

Лес морозцем первым опалён.

Осень и поэзия в России

Неразлучны с пушкинских времён.

Не она ль опять свела со мною

Все мечты весны и лета тут?

Нет, недаром осень золотою

Испокон веков у нас зовут.

        Словарная работа. Объясните значение слов зерцало, Эол, хладный.

4. Блок изобразительного искусства

         В литературе главную роль играет СЛОВО. А в живописи? (цвет)

Картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру в широком плане, к миру природы, который нас окружает. (На слайде картина А.К.Саврасова) А.К.Саврасов – основоположник русской пейзажной живописи. «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле»,-- так писал И.И.Левитан.

(На слайде картины И.И.Левитана и В.Д.Поленова под общим названием «Золотая осень»). Рассмотрим два пейзажа.

Устное словесное рисование.                                                                               ( Можно предоставить слово заранее подготовленным ученикам)                                                                                                                                                                                                                                             На пейзаже Поленова мы видим излучину реки, высокий берег, дали до самого горизонта. Передний план – поляна с протоптанной через неё тропинкой, молодой березняк, кое-где краснеют листья осины. Нежарко греет солнце, его лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Картина Левитана заключает в себе образ торжественный, радостный, прославляющий русскую природу. Эту картину по праву можно назвать «энциклопедией русской осени»!

        Итак, оба художника создали картины, в которых изображено огромное пространство, оба точно и поэтично передали приметы золотой осени.

5. Литературный блок. Знакомство с АЛЛИТЕРАЦИЕЙ

    Порой и звуки могут передать осеннее настроение. Прослушайте небольшой отрывок из стихотворения С.Смирнова

        Осень

                         русская

                                     синяя,

        Озимь –

                         хрусткая

                                       в инее.

        Сколько грусти                                                                                                                                      

        И прелести

        В этом хрусте

         И шелесте!..

   

- Какая картина вам рисуется в воображении?                                                                                                                                                                                                          -Какие звуки преобладают в этом отрывке? (Х, С, Т)

     Этот троп называется АЛЛИТЕРАЦИЯ (запись определения в рабочую тетрадь)

6. Музыкальный блок

    Как можно, кроме слова,  с помощью звуков выразить своё настроение?

                                                                                       ( с помощью музыки)

        Прослушивание  аудиозаписи - отрывка  из альбома П.И. Чайковского «Времена года (октябрь)» и сравнение с настроением, переданным А.Вивальди. ( На слайдах появляются попеременно репродукции известных пейзажей  А.Куинджи, В.Д.Поленова, И.И.Левитана, И.И.Шишкина).

Звучат слова И.Шишкина: «Когда я слушаю музыку, мне хочется в страстном порыве жадной кистью покрывать нетронутые полотна солнечными красками…»

 

7.  Работа с иллюстрациями к сборникам стихов И.А.Бунина, А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева.

             -   Рассмотрите внимательно страницы этих книг.

             -   Как называются художники, создающие рисунки к литературным произведениям?                                          (художники-иллюстраторы)

8. Творческое задание

         Сегодня на уроке мы тоже станем ненадолго художниками-иллюстраторами . Каждый из вас, ребята, получит небольшой  стихотворный текст. Прочтите его внимательно и постарайтесь создать небольшую зарисовку с помощью карандашей или красок. ( На выполнение задания 5-7 минут)

        Во время выполнения звучат отрывок из «Времен года» П.И.Чайковского (Декабрь).

9.Слово учителя.  Ваши рисунки вместе с текстами мы поместим в «Поэтический альбом», работу над которым мы начали ещё в 5 классе. (Ребятам демонстрируются страницы альбома).

          Природа родного края кажется человеку самой красивой. Писатель Василий Белов когда-то сказал: «Родная природа, как родная мать существует лишь в единственном числе. Все чудеса и красоты мира не могут заменить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растёт…верба».

10. Итог урока. Объявление оценок и комментирование их. Рефлексия.

                - Что больше всего вам запомнилось на уроке?                                                                        

        - Понравился ли вам урок?

        - Довольны ли вы своей работы на уроке?

       Домашнее задание (даётся дифференцированно):

      1. Выучить стихотворение о природе ( на выбор)

      2. Сочинить своё стихотворение о природе (2-3 строфы).

      3. Создать новую страницу в «Поэтический альбом» класса.

ПРИЛОЖЕНИЕ

     

Тексты для создания эскизов рисунка.

1.И в платье неотбеленном, холстинном,

Рябины пламень в волосы вплетя,

Ступает осень тяжело и чинно,

Как мать, в руках несущая дитя.

                                       Надежда Зверева

2.  Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака…

                                                     Сергей Есенин

3.Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег…

                                                   Александр Блок

4.Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

                                                     Михаил Лермонтов

5. Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

                                                   Александр Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. 11 класс. "Слово о Б.Лавреневе""

Презентация содержит материал по биографии и творчеству  Б.Лавренева...

урок литературы по теме:"Слово о писателе. А. П. Чехов «Хамелеон».

Уро по теме "Слово о писателе. А. П. Чехов "Хамелеон" разработан для обучающихся 7 класса....

Урок литературы. 11класс. Алхимик слова Поэтический эксперимент в творчестве Велимира Хлебникова

а.1)    Данный урок позволяет расширить знания о литературном течении футуризме через творчество Велимира Хлебникова; дать представление о личности В.Хлебникова как гениального поэта, х...

Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"»

Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"» представляет собой эвритсическую беседу с учащимися, анализ текста памятника древней Руси, благодаря которым ...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....