Урок литературы в 5 классе "История и личность" (по творчеству А.Т. Твардовского)
презентация к уроку литературы (5 класс) по теме

По программе В.Я.Коровиной отведено 2 часа на изучение темы "Великая Отечественная война в поэзии русских поэтов". Одно из стихотворений - А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста", которое побудило меня создать данный урок с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок "История и творчество"51.5 КБ
Файл tvard_prez_2.odp897.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «История и личность» (по творчеству А.Т.Твардовского).

Цели: 

  1. ознакомить с жизнью и творчеством А. Твардовского;
  2. расширить знания детей о Великой Отечественной войне;
  3. способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову;
  4. совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному;
  5. создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведении А. Твардовского “Рассказ танкиста”.

Ход занятия

Эпиграф:

А.Т. Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности…
К. Куликов

I Орг.момент.

II Вступительное слово учителя.

В этом году мы празднуем 66 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Война, которая шла долгих  4 года получила название Великой Отечественной. Как, по-вашему, можно объяснить такое название? (Война получила определение Великой Отечественной, так как она была долгой, трудной, в ней, так или иначе, участвовал каждый советский человек. ВОв была освободительной, солдаты сражались за свою Родину.)

Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников. Много писателей побывало на войне и многие из них написали стихи, посвященные детям.

Сегодня мы познакомимся с творчеством  выдающегося поэта  Александра Трифоновича Твардовского, который написал немало произведений о войне.

 Слайды 1-2.

Давай-ка, друг, пройдем кружком,
По тем дорожкам славным,
Где мы с тобою босиком,
Отбегали недавно.
Еще в прогалинах кустов,
Где мы в ночном бывали,
Огнища наши от костров
Позаросли едва ли.

Слайды 3-9.

Учитель: Хутор Загорье – родина великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Здесь почувствовал он биение жизни, усвоил ее первые уроки, написал свои первые стихи,

1-й ученик:

Спасибо, моя родная
Земля, мой отчий дом,
За все, что от жизни знаю,
Что в сердце ношу своем.

За время, за век огромный,
Что выпал и мне с тобой,
За все, что люблю и помню,
За радость мою и боль.

2-й ученик:

За горечь мою и муку,
Что не миновал в пути.
За добрую науку,
С которой вперед идти.

За то, что бессменно, верно
Тебе служить хочу,
И труд мне любой безмерный
Еще как раз по плечу.

Слайд 10

Учитель: Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы.  Его отец, Трифон Гордеевич, в прошлом был кузнецом и тяжким трудом сумел скопить небольшую сумму денег, чтобы купить небольшой участок земли. Позже поэт напишет в автобиографии: "... нам, детям, отец с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле – нашему "имению", как в шутку и не в шутку называл он свой хутор". За его стремление выбраться из нищеты, его причислили к кулакам. В тридцатые годы отец был раскулачен и выслан из родной деревни.  А.Т. Твардовский всю свою литературную деятельность посвящает на справедливое отношение к людям труда.  
Ученик: 

На крыльце сидит боец.
На скворца дивится:
– Что хотите, а скворец
Правильная птица.
День-деньской, как тут стоим,
В садике горелом
Занимается своим
По хозяйству делом.

Слайды 11-12

Уже живя в родном хуторе Загорье на Смоленщине, Твардовский становится селькором. С 1924 года начинает посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях, которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах местных жителей ореол защитника. В газете «Смоленская деревня» публикуются первые его стихотворения.

 «Отрываясь от книг и учебы, – вспоминает Твардовский, – я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, писал статьи, вел всякие записи. За каждой поездкой, отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном и величественном процессе колхозной жизни».

Кружились белые березки,
Платки, гармонь и огоньки,
И пели девочки-подростки
На берегу своей реки.

И только я здесь был не дома,
Я песню узнавал едва.
Звучали как-то по-иному
Совсем знакомые слова.

Гармонь играла с перебором,
Ходил по кругу хоровод,
А по реке в огнях, как город,
Бежал красавец пароход.

Веселый и разнообразный,
По всей реке, по всей стране
Один большой справлялся праздник,
И петь о нем хотелось мне.

Петь, что от края и до края,
Во все концы, во все края,
Ты вся моя и вся родная,
Большая Родина моя.

Слайды 13

Учитель: В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет

Учитель: С июня 1941 года Александр Твардовский начинает работу в редакции газеты Юго-Западного фронта "Красная Армия". Он пишет стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни, заметки.  Остались строки, запечатлевшие первые дни войны, – самого страшного и горестного периода Великой Отечественной.

Слайды 14-15

С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин». Но есть у поэта и фронтовая лирика — своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев. Стихотворение «Рассказ танкиста», с которым мы познакомимся сегодня на уроке, относится к этому циклу.

III Работа над текстом.

1.Выразительное чтение стихотворения учителем. (Стихотворение читает учитель, после чего необходимо выдержать паузу.)

Стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,—
И не поймёшь, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился,— столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: —
Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал-
Был трудный бой.

Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

2. Работа над произведением

а) первичное чтение.

У. Откройте учебник на странице 190. А Твардовского “Рассказ танкиста”. Прочитайте и почувствуйте настроение автора.

Самостоятельное чтение детьми.

Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

Д. Чувство страха, гордости, интереса, опасности…

б) вторичное чтение с выборочным зачитыванием эпизодов.

У. Кто из героев привлек вас?

Д. Мальчик?

У. Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?

Д. Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу.

У. Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста.

Д. Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами.

– Приветливый – встречает как гостей

– Нежадный, щедрый – сливы сует

– Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…

– Скромный – показал и убежал…

У. Как думаете, автор относится к своему герою? Зачитайте. С какой выразительностью нужно читать?

Д. С уважением, гордостью, он ему нравится…

У. Кроме обычных качеств, присущих любому человеку, мальчику еще свойственно смелость, отвага, бесстрашие, храбрость. И тем самым он нравится автору и нам. Что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста. Какой будет интонация?

Д. Трудность – прорывались, удовлетворения – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – не спросил как его зовут.

У. Какие чувства испытывал мальчик? Как нужно читать?

Д. Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения боялся, что враг может сменить свое место расположения.

У. Работая в парах, разделите произведение на 3 части.

  1. Сколько строф в 1 части? (3)
  2. Сколько строф во 2 части? (5)
  3. Сколько строф в 3 части? (2)
  4. С какой интонацией будете читать 1, 2, 3 строфы?

Д. 1 – спокойно идут воспоминания, 2 – тревожно идет бой, 3 – спокойно бой закончен, усталость.

г) работа над языком

У. Какие литературные приемы использует Твардовский?

Д. Повтор. Повторение строфы в начале и в конце стихотворения.

У. Как думаете, для чего?

Д. Поэт использует повтор, чтобы показать, что бой действительно трудный и поступок \мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от врагов. Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет.

У. Какой прием использован, для того чтобы выразительней описать предметы?

Д. Прием сравнения.

У. Найдите прием сравнения.

Д. Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.

У. Что можете сказать о звукописи?

Д. Автор часто использует /ж ш щ з с/, чтобы передать шум боя, свист пуль…

3. Тест.

Слайды 16-19

- Проверим, как вы усвоили содержание стихотворения. Проведём небольшой Тест.
1. Что значит «гвоздит»?
а) прибивает гвоздями;
б) выращивает гвоздики;
в) бьёт изо всех сил.
2. Подберите синоним к слову «мужественный»?
а) весёлый;
б) храбрый;
в) беспечный.
3.Каким выражением поэт показал развитие действия?
а) «подъехали, заходим в тыл»;
б) «катим вчетвером»;
в) «вмяли в чернозём».

4. Заключительное слово о творчестве А.Т.Твардовского.

Слайды 20-23

IV. Итог урока.

Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями о героических поступках людей в годы Великой Отечественной Войны? Надеюсь, наш урок вам понравился, и я бы хотела, чтобы вы оценили его.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"История и личность." (По творчеству А.Т.Твардовского)

Слайд 2

А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности… К.Куликов Эпиграф

Слайд 3

Русский поэт Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в Смоленской губернии в деревне Загорье в семье деревенского кузнеца.

Слайд 4

На этом месте стоял дом , где родился в 1910 году А.Т.Твардовский

Слайд 5

Малая Родина Твардовского Хутор Загорье - родина великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Здесь почувствовал он биение жизни, усвоил ее первые уроки, написал свои первые стихи, Земля эта — десять с небольшим десятин — вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле — нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор. Дом П.Твардовского, конец XIX в. Усадьба крестьянина-бедняка.

Слайд 6

Семья Твардовских Карта схема окрестностей хутора Загорье

Слайд 7

Родители Твардовского Трифон Гордеевич, отец поэта Мария Митрофановна, мать поэта

Слайд 8

Анна Трифоновна, сестра Мария Трифоновна, сестра Иван Трифонович, брат Константин Трифонович, брат Павел Трифонович, брат Василий Трифонович, брат

Слайд 9

Из истории семьи Твардовского. Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе понять, как проводилась коллективизация. Его отец, Трифон Гордеевич, в прошлом был кузнецом и тяжким трудом сумел скопить небольшую сумму денег, чтобы купить небольшой участок земли. Позже поэт напишет в автобиографии: "... нам, детям, отец с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле - нашему "имению", как в шутку и не в шутку называл он свой хутор". За его стремление выбраться из нищеты, его причислили к кулакам. В тридцатые годы отец был раскулачен и выслан из родной деревни. Новые хозяева жизни не посчитались даже с тем, что Трифон Гордеевич вместе с семьей сам обрабатывал землю и не нищенствовал только благодаря своему трудолюбию. Они ничего не имели и против революции - наоборот даже, новые порядки казались им началом "счастливого светлого будущего». А.Т.Твардовский всю свою литературную деятельность посвящает на справедливое отношение к людям труда. Постоянная связь с текущей действительностью, ориентация на широкие массы и живое общение с ними, опора на лучшие традиции русской поэзии и народного творчества – основные особенности его произведений.

Слайд 10

Раннее творчество А.Т.Твардовского. Уже живя в родном хуторе Загорье на Смоленщине, Твардовский становится селькором. С 1924 года начинает посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях., которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах местных жителей ореол защитника. В газете «Смоленская деревня» публикуются первые его стихотворения. «Отрываясь от книг и учебы,— вспоминает Твардовский, — я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, писал статьи, вел всякие записи. За каждой поездкой отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном и величественном процессе колхозной жизни». Первое опубликованное стихотворение. Газета "Смоленская деревня". 1925г.

Слайд 11

Предвоенная литературная деятельность Твардовского "Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением", — сказал впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936. Произведения Твардовского печатались в 1931 — 1933, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта:, он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника". Автограф стихотворения "Кружились белые березки...",1936г. Иллюстрация к поэме «Страна Муравия», 1936г

Слайд 12

В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.

Слайд 13

А.Т.Твардовский – военный корреспондент С июня 1941 года Александр Твардовский начинает работу в редакции газеты Юго-Западного фронта "Красная Армия". Он пишет стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни, заметки. К сожалению, тетрадка с записями Твардовского о первых месяцах работы пропала. Но остались строки, запечатлевшие первые дни войны, — самого страшного и горестного периода Великой Отечественной. То была печаль большая, Как брели мы на восток. Шли худые, шли босые В неизвестные края, Что там, где она, Россия, По какой рубеж своя?

Слайд 14

Произведения А. Твардовского - «Ленин и печник»; - «Новая изба»; - «Василий Теркин»; - «Страна Муравия»; - «За далью — даль»; - «Я убит под Ржевом»; - «Рассказ танкиста»

Слайд 15

С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин». Но есть у поэта и фронтовая лирика — своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев. Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу.

Слайд 16

Тест по произведению А. Твардовского «Рассказ танкиста»

Слайд 17

1. Что значит «гвоздит»? а) прибивает гвоздями; б) выращивает гвоздики; в) бьёт изо всех сил.

Слайд 18

2. Подберите синоним к слову «мужественный»? а) весёлый; б) храбрый; в) беспечный.

Слайд 19

3.Каким выражением поэт показал развитие действия? а) «подъехали, заходим в тыл»; б) «катим вчетвером»; в) «вмяли в чернозём».

Слайд 20

Открытие памятного камня в 1985 году, на месте , где родился в 1910 году А.Т.Твардовский

Слайд 21

В 1971году поэт заболел и умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В Воронеже и Москве его именем названы улицы.

Слайд 23

Музей-усадьба "А.Т.Твардовский на хуторе Загорье" В 1988 году открыт для посетителей возрожденный хутор Загорье, место, где родился и жил до восемнадцатилетнего возраста Александр Трифонович Твардовский - выдающийся советский поэт. По макету брата поэта Ивана Трифоновича были заново возведены: дом, сарай, баня, кузница и другие надворные постройки, разбит сад и огород. Представленная в интерьере дома мебель тоже выполнена руками брата поэта - мастера - краснодеревщика. Большую помощь в оформлении дома, хозяйственных помещений, кузницы оказали жители деревень, передавшие музею предметы - быта, характерные для того времени. Неброская русская природа и обстановка, окружавшая мальчика, позволяют проникнуться атмосферой, в которой зарождался талант будущего поэта. Ежегодно, в день рождения поэта, на хуторе Загорье проводятся литературные праздники. Хутор Загорье. Музей Твардовского В музее Твардовского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания

В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...

Проектно - исследовательская деятельность на уроке литературы. Тема:"Конфликт романтической личности с укладом жизни".

Урок предлагается учителям литературы общеобразовательных учреждений. Проектная деятельность дает возможность реализовать творческие способности ребят, проводить исследования, создавать мини пректы, т...

Ход урока:"Маленький человек: тип или личность".(по творчеству Ф.М. Достоевского)

Цели: -Развивать исследовательскую культуру 9-и класснкиов- Отработка навыков анализа художественного текста Технология:  обучение в сотрудничестве (групповая работа)....

Презентация к уроку литературы "А.П.Чехов. Личность и судьба" (часть1)

Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве А.П.Чехова (часть1)...

Урок литературы по теме "Образ Василия Теркина в поэме А. Твардовского"

Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А. Тврдовского "Василий Теркин" проводится в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. ...

Конспект урока литературы в 9 классе "Личность и судьба Г.Р. Державина. Основные этапы его жизни и творчества"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по творчеству Г.Р. Державина....