Идейное содержание рассказа А. В. Костюнина "Рукавичка"
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

 Конспект урока внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_avtosohranennyy.docx75.27 КБ

Предварительный просмотр:

Суковых Галина Васильевна,

учитель русского языка и литературы                                      МОУ Дубынская средняя общеобразовательная школа, Казанский район, Тюменская область.


Конспект урока.

Тема: «Идейное содержание рассказа А. В. Костюнина  «Рукавичка».

11  класс

Цель -  Постижение идейного содержания произведения (определить проблему и авторскую позицию).

«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами  худое творят».                                     (В.Астафьев «Кукла»)

Ход урока.

I.Краткая справка о А. В. Костюнине. Современный писатель из Карелии, родился 25 августа 1964г. Председатель Совета  директоров Судостроительного завода «Авангард», фотохудожник, член Союза писателей. Выпустил сборник произведений «В купели белой ночи». «Рукавичка» - знаменитый рассказ о школе.

II. Беседа.

  1. Понравился ли  рассказ « Рукавичка», и какое впечатление он на вас произвел?

- понравился тем, что касается вопроса человеческих отношений;

- произвел тяжелое впечатление;

- привел к раздумью;

-вскрыл душевные противоречия.

         2. Почему так названо произведение?

 - Маленькая синенькая рукавичка  из кабинета домоводства сыграла злополучную роль в судьбе одного из героев рассказа и оставила  тяжелый отпечаток в душе автора.

3. Кому адресован рассказ?

-- Адресован как детям, так и взрослым, школьникам и учителям.

4. Почему человек, повзрослев, ощущает связь с миром своего детства?

-  Пора детства играет важную роль в становлении личности. Формируются устои нравственности. Впечатления детства очень ярки. Эхо детства слышится в этом произведении.

 Учитель: «Рукавичка» А. В. Костюнина относится к немногочисленной современной подростковой литературе. Сильный урок нравственности извлекут из него и взрослые. Рассказ правдив. Убийственно правдив. Многие могут узнать себя, увидеть свое отражение, как в зеркале.

5.Каким будет это отражение?

- некрасивым;

- не очень привлекательным;

-страшным.

6.Почему?

-Потому что обнажает неприглядные стороны школьной действительности и человеческих отношений.

Учитель: В школе люди переживают период взросления социального и нравственного. Учителя высевают души детские зернами добра. А в рассказе «Рукавичка» показано, что могут бросить и зерна зла…. Невзначай. И эти зерна тоже прорастут.

7. Кто главный герой рассказа?

- Главный герой – рассказчик. Повествование ведется от первого лица. В основе повествования лежат воспоминания, связанные с эпизодом из школьной жизни.

8.Какой представлялась школа мальчику-рассказчику сначала?

 Текст: « Десятилетняя школа была тем первым высоким порогом, за которым и  ждал я увидеть жизнь  новую, яркую, возвышенную.  Заливистый школьный звонок, свой собственный портфель, тетради, первые книжки, рассказы о неизвестном, мальчишеские забавы после уроков – все это, словно настежь распахнутые ворота сенного сарая, манило меня на простор. При чем тут отметки?» (Мальчик пребывает в атмосфере радостных ожиданий).

9. Какие чувства испытывают первоклассники, находясь  на экскурсии в кабинете технологии?

-Первоклассникам очень понравилось в кабинете технологии. Чувство радости, ощущение чуда охватило их, когда они рассматривали  альбомы с маленькими носочками, шапочками, платьицами…

 (Учитель дает учащимся  миниатюрную вязаную рукавичку.  Ее передают из руки в руки.)

 Текст: «Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней  парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки. Звонок  прогремел резко. Неожиданно».

 

        10. Каким по отношению к этому фрагменту окажется дальнейшее повествование?

- Тон повествования резко меняется… вместе с неожиданно прогремевшим звонком.

        11.Что произошло дальше, как вы оцениваете это событие и его участников?

- Далее автор описывает чудовищную картину обыска детей. Пропала  из альбома рукавичка. Раздевали до трусов. Детям  страшно, стыдно. Но учителя не унимаются. Автор подчеркивает резкость и цепкость слов и телодвижений Аллы Ивановны. Она убеждена, что поступает правильно: во что бы то ни стало, нужно найти вора. Ей и невдомек, что  она унижает человеческое достоинство маленьких людей. Или ей было все равно.

 Текст: «Сейчас трясли Юрку Гурова. Наши дома стояли рядом. Юрка был из большой семьи, кроме него еще три брата и две младшие сестры. Алла Ивановна насильно стала вытряхивать его из майки, и тут на пол выпала… маленькая синяя рукавичка.

 -Ты украл ее. Вор!»

        12. Но как поступить в такой ситуации?  Заслуживает ли поведение учителей оправдания? Где достойный выход?

 - Учителя забыли о прощении, о милосердии, о благородстве, чувстве меры..  Никакая потеря вещи не стоит детских слез, тем более публичного унижения. Есть деликатные способы поговорить с детьми о воровстве. Уроки доброты никого бы не испортили. В таком возрасте дети еще не думают о преступлении. Они думают об играх. Можно было попросить поиграть  рукавичкой и вернуть.

        13. Расскажите о дальнейшей судьбе Юрки Гурова.

Текст: «Больше Юрка никогда ничего не крал, но это не имело значения. Юрку не били. Его по-человечески унижали».

Этот эпизод был потрясением для мальчика. Клеймо «вор» предопределило его судьбу, поломало его жизнь. «Он стал изгоем». Долгие годы переносил он издевательства со стороны сверстников. ». Детям свойственно повторять поступки взрослых А в полуголодные 90 годы Юрка стал  воровать с огородов картошку, продукты из погребов. Может, это был протест, мщение. Пойманного Юрку вместе с подельниками заставили долбить прорубь, чтобы  утопить. Попугали...  А утром все узнали, что Юрки не стало: повесился. Второго потрясения он перенести не смог. Автор показал жестокий мир.

        14. Как отразилась судьба Юрки на рассказчике?

- Смерть Юры потрясла рассказчика. И вот он многие годы оглядывается назад, в прошлое.

Текст: «Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор, И чувство вины растет. Что-то перевернулось в моей душе. Заныло. Но заглушить эту боль я  почему-то не хочу».

        15. В связи с этим откровением   очень четко просматривается проблема рассказа. Сформулируйте ее.

          Автор в рассказе обозначил проблему пробуждения совести. Рассказчик  испытывает угрызения совести: он – в ответе за судьбу Юры. Раскаивается в том, что и он не отставал от всех, когда унижали Юрку.  Еще раньше он признается: «Биологическая потребность возвыситься над  слабым брала верх». В этих словах звучит осуждение. Самый страшный суд – суд своей совести. От него не уйдешь. 

16.  Что такое совесть, покаяние?  (можно обратиться к толковому словарю Ожегова)

Учитель:  Вернемся к началу рассказа. «Повседневные заботы, реже радости полупрозрачной дымкой затягивают детство... И только причудливым капом или лечебной чагой выступают из прошлого лица, события, символы…»

        17. Чем явилась для автора история с Юрой Гуровым? Ядовитым грибом? Лечебной чагой?

        -  И тем и другим. Из-за Юры у него до сих пор болит сердце .  «30 лет прошло…» И эта история уничтожила в нем черствость, пробудила совесть, привела к покаянию.

        18. Какова позиция автора? Что хотел донести до нас писатель?

-Автор, рассказав эту историю, убеждает нас, чтобы мы жили по совести, с чувством нравственной ответственности за свое поведение и за судьбу окружающих людей.

19. Как перекликаются  между собой эпиграфы к рассказу «Рукавичка» и к  теме урока? Почему последним аккордом  в рассказе является выдержка из Библии?

        - Речь идет о совести и покаянии.  

20. Вспомните и назовите произведения, которые поднимают аналогичную нравственную проблему.

          –  В.Астафьев «Юшка».

        -  А. Платонов «Кукла».

 Учитель: Итак, Александр Викторович Костюнин сегодня заставил нас взглянуть на себя, на свое нравственное содержание.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в идейном содержании поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Цель урока: рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях....

Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"....

Тематика, особенности сюжета и идейное содержание повествования И. Кузнецова «Крепость в степи»

Урок знакомства с повестью ставропольского писателя Иоакима Кузнецова не только развитие умения анализа художественного произведения, но и воспитание осознанного уважения к земле предков, любви к мало...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""

Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...

Урок литературы "Идейное содержание книги Джеральда Даррелла «Говорящий сверток», посвященной защите животных, созданных фантазией человека".

На уроке учащиеся познакомятся  с некоторыми фактами биографии писателя, что обеспечит усвоение идейного содержания книги Д.Даррелла. Учитель через разные формы работы  развивает навыки комм...

Рассказ В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Идейное содержание.

Презентация поможет учителю организовать на уроке системную работу с рассказом В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Она содержит материал по истории создания, литературоведческие термины, задания п...