Методическая разработка урока "Благотворительность:исторические корни и идейное содержание"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Урок по благотворительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием

Лениногорского муниципального района

Методическая разработка

 Уроки  благотворительности

в общеобразовательной школе  

(методические рекомендации для учителей)

Автор разработки: Полякова Любовь Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

 первой квалификационной категории

средней школы №8 г.Лениногорска

Республики Татарстан

март, 2007

Пояснительная записка

 к методической разработке « Уроки благотворительности в общеобразовательной школе»  

 В последние годы в социальной сфере России появилось немало проблем: бедность, бездомность, безработица, социальное сиротство, одиночество, насилие в семье,  правонарушения и преступления среди несовершеннолетних  и др.

 Конечно, правительство России проводит активную социальную политику, реализуя национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Достойное и комфортное жилье» и другие. Однако полностью решить социально-значимые проблемы  невозможно без объединения усилий всего общества, бизнеса, власти, без понимания роли благотворительности. Поэтому неслучайно  2007 год Президент РТ объявил Годом благотворительности.

  Данная методическая разработка «Уроки  благотворительности в общеобразовательной школе» содержит  подробный план-конспект  урока по обществознанию на тему «Благотворительность: исторические корни и идейное содержание», примерную тематику исследовательских работ школьников,  планирование мероприятий в рамках проведения года благотворительности на уроках истории и обществознания, а также во внеурочное время, текст анкеты на выявление отношения граждан к благотворительности, афоризмы великих людей, детские сочинения, фрагмент детского проекта – школьной газеты «Мое право», издаваемой учащимися  профильного социально-экономического класса  и др.   Безусловно,   только целостность    и  взаимодействие всех  представленных форм, методов и приемов работы позволит учителю максимально достичь поставленных целей - формированию у школьников новой, осмысленной культуры благотворительной деятельности,   воспитанию таких нравственных качеств как милосердие, доброта, толерантность, уважение к окружающим людям.

 Основное место в разработке занимает урок – круглый стол «Благотворительность: исторические корни и идейное содержание», основу которого составляет беседа с элементами дискуссии, обмен мнениями. На уроке рассматриваются различные аспекты благотворительной деятельности: её социально-экономические, политические и психологические предпосылки, развитие детского и молодежного движения в форме реализации социально-значимых проектов и инициатив, основные направления благотворительности, спонсорства и др.

 Серьезное внимание на уроке отводится изучению отечественной и национально-региональной истории благотворительности, что, конечно же,  формирует целостные  взгляды учащихся о мире, формирует активную гражданскую позицию.

 Одна из главных задач обществоведческого образования  – развивать умение учащихся получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней. В данном уроке представлен фрагмент Закона «О некоммерческих организациях», фрагмент исследовательской работы («Приказ общественного призрения и развитие благотворительности в России»), информационные сообщения об общественных организациях в России и Татарстане, творческие работы школьников – сочинения «Как я понимаю благотворительность», ярко, образно выражающих их отношение к проблеме благотворительности, милосердия.

  Содержание  урока формирует также умение школьников применять полученные знания для определения собственной позиции в общественной жизни страны, для решения познавательных и практических задач. Например, одно из заданий, выполняемых учащимися таково: выскажите свое мнение по предложенной ситуации, предложите разумное  решение. Ситуация.  «По трагическому стечению обстоятельств  мать и сын-школьник задолжали крупную сумму за ЖКУ.  Справиться  с  проблемой самостоятельно не могут».

 В конспект урока включены примерные ответы учащихся, но они не дают готового ответа по обсуждаемым вопросам, а только служат подсказкой для учителя и учеников.

 Методическая разработка «Уроки  благотворительности в общеобразовательной школе»  будет интересна учителям для работы в старших классах..

Урок обществознания   для учащихся 10 - 11-го классов

 «Круглый стол»  «Благотворительность: исторические корни и идейное содержание»

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с психологическими, социально-экономическими, правовыми аспектами благотворительности, сконцентрировать внимание  на идеях и истории благотворительности, спонсорства  и меценатства,  раскрыть роль благотворительности в решении социально-значимых проблем общества;

Воспитательная: способствовать формированию у школьников новой, осмысленной культуры благотворительной деятельности, формированию таких нравственных качеств как милосердие, доброта, толерантность, уважение к окружающим людям;

Развивающая: развивать умение сравнивать, обобщать факты, логически их излагать, развивать познавательный интерес, используя связи знаний с жизнью, способствовать диагностике и коррекции личностных качеств учащихся в сфере межличностных отношений.

Продолжительность урока: 45 минут

Участники: учащиеся 11класса в составе 15 человек

Форма проведения круглого стола: беседа с элементами дискуссии, обмен мнениями

Понятия и термины: благотворительность, меценатство, попечительство, спонсорство, милосердие, Закон «О некоммерческих организациях»

Персоналии: купец Иван Михляев, семья Боратынских, Анна Родионова, императрица Мария Александровна, генеральный директор ОАО «Татнефть» Шафагат Тахаутдинов и др.

Предварительная работа: 

  1. Конкурс рисунков «Как я понимаю доброту и кто такие добрые люди» (5-8 классы)
  2. Конкурс творческих сочинений» Что такое милосердие?» «Как я понимаю милосердие и благотворительность» (10-1 классы)
  3. Выставки «Благотворительность в фотографиях», «История благотворительности в России, в Татарстане»; 
  4. Реализация социально-значимого проекта -  выпуск  школьной  познавательно-развлекательной газеты «Мое право»;
  5. Анкетирование учащихся 10-11 классов и их родителей с целью выявления их отношения к благотворительной деятельности
  6. Обработка результатов анкет, анализ показателей
  7. Анализ периодической печати

Эпиграф: «Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить»

 В.О. Ключевский

Ход урока

Вступительное слово учителя.

 Уважаемые участники «круглого стола», тема нашей сегодняшней встречи настолько остра и актуальна, что не оставляет равнодушным никого. В последние годы в социальной сфере России появилось немало проблем: бедность, бездомность, безработица, социальное сиротство, одиночество, насилие в семье,  правонарушения и преступления среди несовершеннолетних  и др. Не исключение и наш город. Так, по данным ИДН в 2006 году было зарегистрировано 888 правонарушений среди несовершеннолетних.

 Другая проблема - на сегодняшний день в целом по стране беспризорных насчитывается почти 3 миллиона человек, 620 тысяч детей  - сирот, 42 тысячи родителей ежегодно лишаются родительских прав. Только за последние три года в нашем городе 78 родителей были лишены родительских прав.

 Конечно, правительство России проводит активную социальную политику. реализуя национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Достойное и комфортное жилье» и другие. Однако полностью решить социально-значимые проблемы  невозможно без объединения усилий всего общества, бизнеса, власти, без понимания роли благотворительности. Поэтому неслучайно  2007 год Президент РТ объявил Годом благотворительности. Сегодня необходимо пропагандировать благотворительность, сделать благие поступки и дела модными.

 «Благотворительность: исторические корни и идейное содержание» - такова тема заседания нашего «круглого стола».

  Предлагаю работу начать с обсуждения следующей ситуации. В газету «Заветы Ильича» (№176 от 26.10.2006) пришло письмо от жительницы города. Она пишет: « По трагическому стечению обстоятельств (она и сын-школьник) задолжали крупную сумму за ЖКУ.  Справиться  с  проблемой самостоятельно нет никаких  надежд».

 Ваше отношение к этой ситуации?  Какой выход вы предлагаете?

Ответы учащихся

Учитель: Подведу итог. На брошенный клик о помощи откликнулись многие милосердные люди нашего город. Молодежный комитет УПНП и КРС, возглавляемый Т.Лапицкой собрал 1000 рублей, ЦКППН – 6000 рублей. Поступившие для семьи пожертвования – в общей сложности 15000бублей – направлены на целевое погашение долгов. Была оказана помощь и ценными вещами, в т.ч. подарен компьютер (заметка в газете «ЗИ» №3-4 от 12.01.2007)

Учитель: Итак, вспомните, что понимают под словами «благотворительность», «меценатство», «спонсорство»? Назовите основные виды благотворительной помощи.

Ответы.

"Благотворительность  - это когда очень богатый человек отдает часть своих денег школе, детскому саду или лагерю".

"Я думаю, благотворительность - пожертвование денег в различные благотворительные фонды, проведение благотворительных вечеров»

«Благотворительность это не сиюминутный порыв помочь нуждающимся, а это продуманная долгосрочная работа».

«Люди занимаются благотворительностью  ради морального удовлетворения. Если нет морального удовлетворения, значит и не надо этим заниматься  и не надо это пропагандировать

"Милосердие это не тогда, когда из миллиона даешь грош, а когда отдаешь последнее, то что тебе дорого и нужно".

 "Мы знаем, что богатые люди устраивают благотворительные вечера и отдают то, что им не нужно, типа "на тебе, Боже, что нам негоже", но для меня благотворительность это большая жертва. Благотворительность есть тогда, когда тебе надо отдать кому-либо то, что тебе дорого и нужно".

Учитель: Я думаю, что сейчас, пользуясь словарем, мы можем дать точное определение названным понятиям.

Ответ

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

Благотворительность -  безвозмездное и направленное на общественную пользу  действие или поступок

Спонсор - лицо, организация, фирма,  выступающие как поручитель, заказчик, устроитель, финансирующая сторона.

Меценат - богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому–нибудь делу, начинанию.

Милосердие - готовность помочь кому–нибудь  или простить кого–нибудь  из сострадания, человеколюбия.

Покровительство -  защита, заступничество, оказываемое кому–нибудь.  благоприятное отношение, поощрение какой–нибудь деятельности

Попечитель - 1. Официально назначаемое лицо для попечения о ком–нибудь. 2. В царской России: звание руководителя некоторых учреждений, а также лицо, имеющее это звание; сейчас в некоторых общественных организациях: член руководящего органа такой организации.

 Учитель: Сегодня на благотворительность в России расходуется 3 доллара на человека в год. Это ничтожно мало.

 Каково отношение граждан к проблеме благотворительности? Мы провели исследование на эту тему. С результатами исследования познакомит Ахметзянова Айгуль.

Ответ

Результаты исследования "Ваше отношение  к благотворительности»

Основные задачи исследования

  1. Определить слои населения, потенциально склонные к благотворительной деятельности
  2. Определить, на какие цели люди готовы жертвовать деньги

Методология исследования 

Метод: личное интервью

Целевая группа: мужчины и женщины от 15 до 45 лет

Дата проведения: 12марта – 19 марта 2007 года

Место проведения исследования – город  Лениногорск, 102 респондента

Готовность оказать денежную помощь общественным организациям

Готов – 25%

Не готов помочь –60%

Затрудняюсь ответить – 15%

Причины оказания денежной помощи

Причины

%

Собственная инициатива

 65%

Поддержка конкретной организации

28%

Лично столкнулся с такой прблемой

25%

Прямое обращение представителя организации

20%

Религиозные побуждения

13%

Прямая выгода –

4%

Все помогали

2%

Затрудняюсь ответить

3%

Цели, на которые готовы оказать денежную помощь

Цель

%

Охрана окружающей среды

65%

Дети

62%

Больные/инвалиды

37%

Приюты для животных

30%

Старики

29%

Беженцы, жертвы национальных конфликтов

11%

Религия

9%

Затрудняюсь ответить

3%

Частота оказания денежной помощи

Частота

%

Ежегодно

32%

Единовременно

28%

Ежеквартально

14%

Ежемесячно

14%

Реже

2%

Затрудняюсь ответить

10%

Краткие выводы исследования

Склонны к благотворительности те, кто:

  1. привык полагаться на свои силы
  2. интересуется экологическими проблемами
  3. дает себе позитивную оценку
  4. имеет склонность к альтруизму

Приоритетные области благотворительности: охрана окружающей среды, помощь детям.

Готовы оказать помощь - 25% респондентов.

Предпочтительная периодичность взносов - 1 раз в год.

Учитель: Во все времена были человеколюбивые люди. Деньги, которые собирались, шли напрямую к конкретному человеку или семье, поскольку благотворители знали, кто и в чем нуждается. Благие дела творились без всяких принуждений и объявлений. Это был вполне естественный процесс, делать доброе дело – в крови наших предков.   

Давайте проследим историю возникновения благотворительности  в России.

Ответ

В Древней Руси органами общественного призрения служили монастыри; при них, как и при приходских церквах, устраивались богаделенные избы, куда без разбора принимались профессиональные нищие, образовавшие особый класс под именем «церковных и богадельных людей».

На необходимость упорядочения этого дела указывал уже Стоглавый собор, но энергично взялся за него Петр Великий, который, преследуя нищенство и воспрещая, подобно современным ему законодательствам, частную благотворительность, предписывал Духовному ведомству завести по всем губерниям богадельни, а магистратам устраивать для заключения профессиональных нищих-мужчин смирительные домы, для профессиональных нищих-женщин — прядильные домы. План фактически осуществлен не был. Общую организацию дело общественного призрения получило лишь при императрице  Екатерине II, которая, положив в 1763 г. начало воспитательным домам, Учреждением о губерниях 1775 г. ввела  особые приказы общественного призрения.

С введением земских учреждений (1864) и учреждений городского общественного управления (1870) к ним перешли обязанности приказов  общественных учреждений.

Другим наиболее обширным ведомством по делам благотворительности является Собственная Его Императорского Величия канцелярия по учреждениям императрицы Марии, образованная в 1828 году.

 Ведомство с течением времени разрасталось, в состав его вошли императорское женское патриотическое общество (1812), Попечительство императрицы  Марии Александровны о слепых, Попечительство Марии Федоровны о глухонемых.

 Несравненно более широко разветвленную организацию в 19  веке имело  Российское общество Красного креста. которое в мирное время проявляет обширную благотворительную деятельность, особенно в годины народных бедствий; оно располагает приблизительно 400 учреждениями, в т. ч. 3 инвалидными  домами и множеством лечебниц, приютов.

 Многие благотворительные заведения носили сословный характер. Призрение неимущих и неспособных к труду крестьян составляет мирскую повинность крестьянских обшеств; аналогичная обязанность возложена  и на прочие сословные общества. Из вышеизложенного видно, что организация общественного призрения в России страдала отсутствием единства.

 В большей степени растет дело общественного призрения в городах, что, конечно, объясняется притоком крупных пожертвований и благотворительных капиталов, переходящих во владение городских общественных управлений.

 В 50 губерниях  Европейской России городами расходовалось в 1880—1884 гг. на содержание благотворительных и др. общеполезных заведений (со включением больниц) 2 015 568 руб. в год, что составляло 5% всех городских расходов, а в 1894 г. израсходовано 7 203 799 руб., или 11,6% всех городских расходов.

 Более 500 тыс. руб. расходовали на этот предмет в 1894г.С.-Петербург, Москва, Одесса  и Рига.

  В Москве, Харькове и С.-Петербурге сделаны попытки к организации общественного призрения на рациональных началах путем учреждения участковых попечительств. Мирские расходы на благотворительность в Европейской России составили в 1894 г. 896 374 руб., или 1,5% обшей суммы мирских расходов. Мирские расходы на благотворительность слагаются из двух статей: призрение и лечение сирых и убогих. Кроме того, из мирских сумм израсходовано в 1894 г. 642 631 руб. (1,1%) на содержание больниц и оспопрививание.

 Наконец, призрение сирых и убогих производилось  в деревнях и в виде натуральной повинности.

 По данным, собранным Ведомством учреждений императрицы Марии в 1896году всех благотворительных обществ, братств, попечительств, комитетов  насчитывалось в России  1404, благотворительных учреждений  -3555.

 Кроме того, воспользовавшихся благотворительностью, насчитывалось  всего –

 1 928 630 чел.

 В России вопросам общественного призрения и благотворительности посвящены: «Вестник благотворительности», издаваемый в Санкт – Петербурге ведомством детских приютов, и «Трудовая помощь», издаваемая  Попечительством о домах трудолюбия и работных домах.

 

Учитель: Назовите, пожалуйста, конкретные примеры благотворительной деятельности у нас в РТ, городе или известные вам из истории.

Ответ

История благотворительности в  Казани имеет длительный путь развития.  Взять к примеру дореволюционный период. Дворянство организовывало бал. Средства в ходе бала собирались с помощью какой-либо подписки или лотереи. Собранные деньги направлялись на содержание детского приюта, «Общества бедных студентов», нищих и пьющих актеров. Семья Боратынских никогда не была богатой, а все поколения делали людям добро, покровительствуя крестьянам. После отмены крепостного права Боратынские строили для бедных бесплатные столовые, школы, больницы. Была и другая категория горожан: правоверные мусульмане, которые были просто обязаны отдавать десятую часть от своего дохода в пользу бедных. В данном случае вера во Всевышнего, которая делала человека мягче и добрее, помогала и даже обязывала вершить добрые дела.

 Вспомним купца Ивана Михляева, который в честь государя возвел Петропавловский собор. Затем построил еще две церкви. Все 3 храма украшают Казань до сих пор. Казалось бы, какой прок ему тратить собственные средства на храмы? Однако ответ на этот вопрос все-таки можно найти. Бедные люди, посещающие собор и церкви, шли туда за поддержкой. И получали её! Умирая, свой частный капитал купец просил «вложить» в начатые им богоугодные дела. Кроме того, русские купцы открывали приюты для сирот и престарелых, частные школы и гимназии строили представители дворянства.

 Немало примеров можно привести и женской благотворительности в царские имена. Тогда ни мещанке, ни купеческой жене или дочери работать было не положено. Губернаторская жена в обязательном порядке являлась попечителем всех в городе и губернии женских учебных учреждений. К примеру, знаменитая дворянка Анна Родионова открыла в Казани институт благородных девиц (сейчас это Суворовское училище)

Сама она была сиротой. Поэтому сначала в институт принимали девочек-сирот, немного позднее здесь могли воспитываться и другие дети.

Учитель: Сегодня существует очень много благотворительных российских и международных организаций и фондов. Что вы знаете о них? Расскажите.

Ответ

Среди общественных организаций, действующих в Республике Татарстан,  могу назвать несколько. Это Общественная молодежная организация  «Объединение «Отечество»,  некоммерческая организация Женская Информационная Сеть (ЖенСет).  В настоящее время База данных ЖИСЕТ+ содержит сведения о 2248 участницах женского движения, 1500 женских организациях и 172 событиях в женском движении.

  Ассоциация социально-общественных организации инвалидов РТ была создана в декабре 1992 года по инициативе Президента РТ М.Шаймиева. Она объединила Татарстанские правления всероссийских обществ инвалидов, глухих, слепых, Союз "Чернобыль", Советской Армии, молодых инвалидов "Ника", инвалидов и больных рассеянным склерозом. Она решает наиболее значительных проблем инвалидов, такие как: организация рабочих мест, развитие художественной самодеятельности, творчества, физической культуры и спорта, формирование правовой базы, законодательных актов об инвалидах, решение вопросов трудовой реабилитации, профессиональной подготовки, бытовой реабилитации. Сегодня он насчитывает 168 тысяч человек из всех районов республики, инвалидов всех категорий и групп.

Печатный  орган Ассоциации -  газета "Выбор", В настоящее время газета выходит еженедельно тиражом 165 тыс. экземпляров на восьми полосах.

  Молодежная общественная организация «Объединение молодых педагогов Республики Татарстан» является независимым общественным объединением, созданным на основе первичных муниципальных и иных объединений молодых педагогов и преподавателей Республики Татарстан для защиты общих интересов.   Членами Объединения молодых педагогов Республики Татарстан.

Учитель: С целью устранения пробелов в законодательстве 8 декабря  1995 году Государственной думой был принят Закон «О некоммерческих организациях». Он регулирует правовое положение, порядок создания, деятельность, реорганизацию и ликвидацию, права и обязанности общественных организаций, фондов, союзов.  Более полную характеристику закона даст  Давлетшин Артур.

Ответ

Закон «О некоммерческих организациях».

 В статье 2 дается определение понятия «некоммерческая организация»

 Некоммерческой организацией  является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности

Она могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.  Она создается без ограничения срока деятельности.

Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием на русском языке, вправе открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

Статья 5. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формы некоммерческих организаций:

  1. Общественные и религиозные организации (объединения)
  2. Фонды.

 Фонд  учреждается  гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

 Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

 Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда.

  1. Государственная корпорация   учреждается Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона.
  2. Некоммерческие партнерства основанная   на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности.
  3. Учреждения создаются  собственниками для осуществления управленческих, социально - культурных функций и финансируемые  полностью или частично этим собственником.

Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

  1. Автономная некоммерческая организация не имеет членства, учреждается  гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
  2. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов.

Виды деятельности

 Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

 Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

Источники формирования имущества некоммерческой организации:

  1. регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  2. добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  3. выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  4. дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  5. доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

Полученная прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

Органы управления некоммерческой организацией  -

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Экономическая поддержка некоммерческих организаций осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления

 Они  предоставляют  льготы по уплате налогов некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и др. , полностью  или частично  освобождают их  от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом; предоставляют льготы по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Учитель: Несомненно, одну из ведущих ролей в развитии современной благотворительной деятельности в Республике Татарстан отводят детскому и молодежному общественному движению.  Так, например, детские организации разработали ряд социально-значимых благотворительных проектов, которые будут реализованы в течение текущего года.

 Дайте характеристику этим проектам.

Ответ

 Ассоциацией детских организаций разработана программа «территория доброй воли», которая будет способствовать развитию волонтерского движения в республике. Это комплексная долгосрочная программа развития детского волонтерского движения. Основная идея которой  - воспитание толерантной молодежи, способной помогать людям. Программа включает в себя 5 проектов. Проектом «От сердца к сердцу» предусмотрена работа с ветеранами и пожилыми людьми. Целью проекта «Объект детской заботы» является благоустройство родного города. Он в частности включает в себя акцию «Весенняя неделя добра». Проект «Дом - детский орден милосердия» включает в себя работу с детьми – инвалидами, с детьми –сиротами и оставшимися без попечения родителей. В рамках реализации проекта «БИМ», направленного на оказание помощи бездомным животным, пройдет акция «Птичий дом» и др. Проектом «Мы едины» предусмотрено проведение акций «парад парков», «Доброе слово».

Учитель: Каким вы представляете себе человека, который занимается благотворительностью? Назовите, пожалуйста, личности, оказывающие существенное влияние на становление современного благотворительного движения.

Ответ

 К таким личностям, прежде всего, следует отнести Шафагата Тахаутдинова, генерального директора ОАО «Татнефть». Личный авторитет, высокий профессионализм, великолепные деловые качества позволили ему в кратчайшие сроки стабилизировать финансовое положение компании, в сфере деятельности которой – реализация крупномасштабных экологических программ, забота о достижении достойного уровня жизни населения нефтяного региона, активное участие в программах социально-экономического развития юго-востока Татарстан. Компания финансирует проекты по поддержке образования, культуры и спорта. Сам Ш.Тахаутдинов и его семья взяли шефство над детьми сиротами Лениногорского детского дома и Альметьевской школы – интерната. В целях разностороннего развития юных жителей компания опекает детские и юношеские  спортивные и музыкальные школы, музеи, Дворцы спорта, учреждает фонд «Одаренные дети».  Особое внимание компания уделяет подготовке нефтяных кадров. Об этом свидетельствуют следующие факты. Благодаря финансовой помощи ОАО «Татнефть» в 2006 году 262 студента АГНУ из малообеспеченных семей получали талоны, позволяющие им питаться в столовой с 50% скидкой. 27 лучшим студентам нефтяники выделили именные стипендии:1,5 тыс. рублей. Так за последние 5 лет именные стипендии получили 274 человека. Можно приводить множество и других примеров. Ш. Тахаутдинов так объясняет свою позицию: «Это не благотворительность, это насущное требование дня. Высокий кадровый потенциал компании – одно из важных условий её конкурентоспособности и выживаемости на нефтяном рынке»

Учитель: Уважаемые участники «круглого стола», все запланированные вопросы исчерпаны. Давайте сделаем выводы:

-благотворительность имеет давнюю историю;

-сегодня она становится актуальной, необходимо её пропагандировать, необходимо сделать добрые дела модными;

-только  объединив усилия всего общества, власти и бизнеса можно оказать существенную помощь нуждающимся слоям населения.

 Закончить урок я хочу словами  В.О. Ключевского: « Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить». Будем стремиться к этому.

Благодарю всех за работу!

Использованные источники:

Газета  «Труд – 7»,  2006 - 2007 гг

Газета «Заветы Ильича» 2006-2007гг.

Закон «О некоммерческих организациях»

Приложения

Афоризмы великих людей  о благотворительности и  доброте.

Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти. (Козьма Прутков)

Пусть лучше бизнесмены ведут свое дело честно, чем отдают часть сверхприбыли на благотворительность. (Теодор Рузвельт)

Дающий нищему не обеднеет. (Царь Соломон)

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л.Н. Толстой)

Не стыдись, когда помогают; тебе предстоит задание, как бойцу на крепостной стене. Ну что же делать, если ты, прихрамывая, не в силах один подняться на башню, а с другими вместе это возможно? (Марк Аврелий)

Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. (Сенека)

Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. (Сервантес)

Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать. (Аристотель)

Анкета «Ваше отношение к благотворительности» 

Подчеркнуть нужное

  1. Готовы ли Вы оказать денежную помощь общественным организациям? (Готов;  не готов; затрудняюсь ответить)
  2. Каковы причины оказания Вами денежной помощи (Собственная инициатива; поддержка конкретной организации; лично столкнулся с такой проблемой; прямое обращение представителя организации; религиозные побуждения; прямая выгода; все помогали; затрудняюсь ответить)
  3. Цели, на которые Вы готовы оказать денежную помощь ( Дети; охрана окружающей среды; больные/инвалиды; приюты для животных; старики; беженцы, жертвы национальных конфликтов; религия; затрудняюсь ответить)
  4. Как часто ВЫ  оказываете  денежную помощь (Ежегодно; единовременно; ежеквартально; ежемесячно; реже; затрудняюсь ответить)  

Спасибо за ответы!

Примерная  тематика исследовательских работ по вопросам благотворительности

“Предмет и содержание благотворительной деятельности”;

“История благотворительности в РТ”;

“Благотворительность в РТ сегодня”;

“История российской благотворительности”;

“Благотворительность в мировой практике”

“Экономика благотворительности”;

“Признание благотворительности”;

“Благотворительность и политика”;

“Социальные аспекты благотворительности»

Сочинение

«Как я понимаю милосердие и  благотворительность»

    Милосердие - самое благородное чувство человека. Оно всегда играло важную роль в нравственном развитии людей.  В наше  нелегкое время это чувство особенно четко обозначилось.

    Человек,  совершивший  милосердный  поступок,  имеет  доброе  и  отзывчивое  сердце. Для  меня  милосердие – это  что-то  светлое, яркое. Милость означает  некое прощение  и  сострадание. Быть  милосердным - не  значит  просто  делать  добро,  а  уметь  понимать,  выслушивать  и   прощать.

   А  благотворительность -  это  благое  творение,  то  есть,  дело, совершенное  во  благо  кого-то  или  чего-то.    Это бескорыстная  помощь людям,  будь  они  нищие  или  богатые, в  какой  бы  они  ни  были  ситуации. И  помощь  эта   заключается  не  в  деньгах, а  в  нравственном  поднятии  духа  человека.    Благотворитель -  человек,  творящий и делающий  добро  другим. Важно понять, что благотворительность – это  обязанность  не  только  богатых  и  состоятельных. Можно потратить рубль, пять рублей… А  можно вообще  ничего не  тратить, но  принять  участие в  добровольческих  инициативах, помочь  соседу, другу, коллеге. Когда  общество осознает  это,  тогда  и  изменится  отношение  к   благотворительности.

   2007  год  Указом Президента  Республики  Татарстана   объявлен  Годом  благотворительности. Все  предприятия  нашего  города  стараются  помочь  инвалидам,  престарелым  и  нуждающимся   людям,  оказывают   материальную и  моральную  помощь.                                                                  

  Я  думаю,  что  нам  нужно  больше  проявлять  свое  милосердие  и  благотворительность  по  отношению  к  другим  людям. Многим этого  очень  не  хватает!

Давайте  же  будем  благотворительными  и  милосердными, ведь  это  же  совсем  не  трудно!  

 Ризванова Альбина, ученица 10 класса

Сочинение

«Что такое милосердие?»

Кто-то обронил семя возле корня виноградной лозы, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, лоза делилась с ним пищей и водой. Но вот деревце выросло и уже не просит пищи, а берет сколько нужно. Великодушная лоза потеснилась. Прошло время, и лоза налила свои гроздья сладчайшим соком. Все бы хорошо, но дерево забрало солнце. Лоза попросила дерево не закрывать солнце, но оно еще гуще раскинуло свою крону. Приходил срок, и лоза снова радовала глаз гроздьями, ведь она привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет, закрывая солнце, и никто не видел, чтобы оно приносило плоды.

В этом небольшом отрывке показано, как великодушная лоза делится пищей и водой пока деревце подрастает. Но вот оно выросло и уже не нуждается в помощи. И чем же дерево отблагодарило виноградную лозу? Оно закрыло своими ветвями солнце. Так бывает и в жизни людей. Нередко дети,  вырастая, не только не помогают своим престарелым родителям, но (бывает и такое!) сдают их в дома престарелых, перед этим забирая квартиру, дом, имущество и т.п.

 Сегодня редко встретишь по-настоящему великодушных и милосердных людей. А вот в истории таких примеров очень много.  Одним из них был Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905). Некоторые представители из клана Морозовых коллекционировали  произведения искусства.  Но не только этим прославились Морозовы. Они занимались благотворительностью, меценатской и просветительской деятельностью. На средства семьи были основаны известные Пречистинские рабочие курсы, сыгравшие большую роль в просвещении московских рабочих. При денежной  поддержке Морозовых существовала имевшая большое влияние в обществе либеральная газета "Русские ведомости". При активном участии и финансовой помощи Саввы Морозова был создан Московский Художественный театр. В лице С.Т. Морозова часть русских предпринимателей выходит за рамки меценатской деятельности. Он приходит к мысли о необходимости полного освобождения народа от гнета самодержавия и поддержке всех, кто к этому стремится. Через М. Горького он устанавливает связь с социал-демократами. Финансирует нелегальные издания и типографии, организацию побегов из тюрем и ссылок, прячет их у себя в особняке от полиции.  В 1905 году  С.Т. Морозов кончает с собой выстрелом в сердце. Застраховав свою жизнь на 100 тысяч рублей, он завещает страховой полис М.Ф. Андреевой, жене М. Горького, которая передает эти немалые по тем временам деньги на нужды революции. Это был поистине великодушный человек: он пожертвовал своими личными интересами ради интересов общества!

 Милосердным называют человека, который готов помочь кому-то или простить из сострадания. Такой человек неспособен к низким поступкам. Он готов бескорыстно жертвовать своими интересами ради других людей.    Нередко его человека считают слабым, только потому, что на зло он отвечает добром.

Не каждый может интересоваться проблемами  общества и бескорыстно  жертвовать  своим состоянием, своим здоровьем и даже жизнью, если надо,  ради него. Людям нужно развивать в себе доброту, великодушие, трудолюбие, потому что  именно эти качества личности, я убеждена, помогут  им найти свое достойное место в жизни. Такие люди создают все ценное и прекрасное на земле. Они, подобно лозе, преображают мир, приносят плоды доброты и порядочности. Они способны проявлять милосердие к окружающим. Еще в древности люди знали, что "дальше всего уйдет тот, кто с достоинством ведет себя с сильнейшим, сдерживает себя по отношению к более слабому".

Пономаренко Анжелика, ученица 10 класса

Примерная  тематика исследовательских работ по вопросам благотворительности

“Предмет и содержание благотворительной деятельности”;

“История благотворительности в РТ”;

“Благотворительность в РТ сегодня”;

“История российской благотворительности”;

“Благотворительность в мировой практике”

“Экономика благотворительности”;

“Признание благотворительности”;

“Благотворительность и политика”;

“Социальные аспекты благотворительности»

Планирование

 мероприятий на уроках истории и обществознания

в рамках проведения Года благотворительности

Мероприятие

Дата проведения

1

В рамках  проведения уроков обществознания изучить нормативно - правовые основы деятельности благотворительных организаций

Февраль

2

Провести  исследование «Ваше отношение к благотворительности»

 

март

3

Конкурс сочинений  «Что такое милосердие?», «Как я понимаю милосердие и благотворительность»

Март

4

Конкурс исследовательских  работ старшеклассников по проблемам социальной поддержки незащищенных слоев населения

Апрель

5

 Урок - круглый стол «Благотворительность: исторические корни и идейное содержание» с участием представителей социальных служб города, органов власти

апрель

6

Организация  выставок «Династия Романовых: милосердие и благотворительность», «Благотворительность в фотографиях» и др.

Май

7

Урок – защита исследовательских работ

Сентябрь

8

Подготовка видеоряда по результатам мероприятий

Декабрь 2007

9

Реализация проекта – детской газеты «Мое право»

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в идейном содержании поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Цель урока: рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях....

Идейное содержание рассказа А. В. Костюнина "Рукавичка"

Конспект урока внеклассного чтения....

Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"....

Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""

Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...

Методическая разработка по теме "Решение задач экономического содержания на уроках математики" для учащихся коррекционных школ 8 вида.

Составным элементом экономического воспитания является формирование у учащихся уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Учащиеся должны осознавать, что все ок...

Методическая разработка открытого урока "Корни, степени,логарифмы"

.Аннотация (методическое обоснование темы урока)  Методическая разработка открытого урока «Степени. Корни. Логарифмы»» демонстрирует возможности формирования общих компетенций  студенто...

Методическая разработка "Задачи по математике с этнорегиональным содержанием на тему Великой Отечественной войны в 6 классе"

9 мая 2024 года наша страна отмечает 79-летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная Война была самым трагическим событием XX века, унесшим почти 27 миллионов советских человек. Э...