Тематика, особенности сюжета и идейное содержание повествования И. Кузнецова «Крепость в степи»
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Стороженко Татьяна Николаеввна

Урок знакомства с повестью ставропольского писателя Иоакима Кузнецова не только развитие умения анализа художественного произведения, но и воспитание осознанного уважения к земле предков, любви к малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rk.docx13.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тематика, особенности сюжета и идейное содержание повествования И. Кузнецова «Крепость в степи»

План урока:

  1. Выразительное чтение отрывка из книги «Крепость

в степи» (инд.задание).

2.Сообщение «Биография и особенности творчества Кузнецова И. В.»  

3.Беседа по содержанию произведения:  

  1. что выделяет писатель как самое главное в описании нашей малой Родины? ( Красоту степи, связь истории края с историей России, память о тех, кто прославил край и кто принимал участие в его становлеии.)  
  2. зачем же нужна была Азово- Моздокская линия?  

(Кузнецов И.В. Крепость в степи. – Ставрополь , 1987. Ч.1,стр11).  

  1. кто из государственных деятелей принимал активное участие в заселении земель на Северном Кавказе?  (Князь Потемкин)  
  2. зачем хопёрские и волжские казаки едут на Кавказ? (Ч. 2, стр49)    
  3. назовите героев книги, которые стали собирательным образом тех, кто осваивал кавказские земли? (Канон и Дмитрий Устиновы, майор Петров, Мария Николаевна Шульц )    
  4. что такое Кавказ по мнению майора Петрова?

(Ч.2, стр. 51)

  1. что за удивительное явление природы встретили казаки по пути к месту построения крепости?( Озеро Маныч. С.56-58, ч. 2 ).  
  2. какова была миссия знаменитого Суворова на Кавказе?(Ч.3,с.97-113).  
  3. почему так подробно автор описывает клятву казаков, построивших крепость?(Ч.3,с.96).

4.Устное рецензирование.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

-Определите тематику повести. (История заселения  

степных земель Северного Кавказа. Взаимоотношения  

России и народов Северного Кавказа. Историческое повествование о городе Ставрополе. Уникальность и красота ставропольской земли. Пребывание на Ставрополье людей, чьи имена прославили Россию).  

-Сформулируйте идейное содержание повествования.  

(И. Кузнецов дает нам возможность не только заглянуть в прошлое, но и осмыслить дела наших предков, узнать историю родного края, почувствовать его природную и историческую уникальность).    

- В чем особенности стиля писателя? ( Легкость изложения последовательности событий, умение сочетать реальные исторические события и факты с художественным вымыслом, точные и в то же время образные описания природы степи).        

-Какие страницы запомнились?  

Дом. задание: Грибоедов на Кавказе (Ч.6,гл. 5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в идейном содержании поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Цель урока: рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях....

Идейное содержание рассказа А. В. Костюнина "Рукавичка"

Конспект урока внеклассного чтения....

Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"....

Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""

Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...

Урок литературы "Идейное содержание книги Джеральда Даррелла «Говорящий сверток», посвященной защите животных, созданных фантазией человека".

На уроке учащиеся познакомятся  с некоторыми фактами биографии писателя, что обеспечит усвоение идейного содержания книги Д.Даррелла. Учитель через разные формы работы  развивает навыки комм...

Рассказ В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Идейное содержание.

Презентация поможет учителю организовать на уроке системную работу с рассказом В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Она содержит материал по истории создания, литературоведческие термины, задания п...


 

Комментарии

Стороженко Татьяна Николаеввна

Уроки литературы по региональному компоненту очень важны, потому что являются по сути метапредметными с особой воспитательной функцией. Повесть И.Кузнецова написана на основе реальных исторических событий, то есть это может быть и основой интегрированного урока (история, литература).