Быт и культура пушкинского времени
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) на тему

Николаева Ирина Валерьевна

Исследовательская работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Нусинская основная общеобразовательная школа»                 Арского района РТ

«Быт и культура пушкинского времени»

Исследовательская работа

 

Выполнила: Галимуллина Алина, учащаяся 9 класса

Учитель: Николаева Ирина Валерьевна

2010 г.

    Есть имена, как солнце,
Имена - как музыка!
  Как яблоки в расцвете!
           Я говорю о Пушкине: поэте,
                     Действительном в любые времена.

И.Северянин

     Читая Пушкина, слышишь его голос. Он был первым поэтом, разрушившим условность авторского образа в "Евгении Онегине", Пушкин говорит с читателем свободно, как принято между близкими людьми, схватывающими все с полуслова. Пушкин предстает перед нами уникальной личностью, художником-новатором, мыслителем, историком, публицистом, фактическим участником борьбы с самодержавием, с крепостничеством.

    За два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в литературное наследие. Пушкин сохраняет свойства живого собеседника. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим.

   В своей работе попытаюсь показать, как быт и культура пушкинского времени отразились в  романе "Евгений Онегин". В романе "Евгений Онегин" Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века. А. С. Пушкин сумел со всей полнотой нарисовать целые слои общества, различающиеся и по нравственному, культурному облику, и по быту. Каждый герой романа является ярким примером, типичным представителем определенного круга людей, определенного общественного слоя. В то же время, каждый образ сформировался под действием среды, в которой живет герой, наиболее полно впитал в себя ее черты и нравы, в ней получил воспитание и образование. В «Евгении Онегине» есть ряд авторских отступлений — экскурс в русскую историю. Знаменитые строки о Москве и Отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа.

    Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой наблюдения.

    Роман в стихах "Евгений Онегин", был написан в 20— 30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лег. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

    Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:

  Но в них не видно перемены,

  Все в них на старый образец:
 У тетушки княжны Елены
 Все тот же тюлевый чепец;
 Все белится Лукерья Львовна,
 Все то же лжет Любовь Петровна,
 Иван Петрович так же глуп,
 Семен Петрович так же скуп...

     В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

     Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например, краткий обзор онегинской библиотеки говорит о том, что герой увлекается не только художественными произведениями, но и серьезной научной литературой. Для образованного дворянства той поры большой интерес представляли труды английского экономиста Адама Смита, которого называют ранним идеологом промышленного капитализма. Значит, он пользуется авторитетом у передового дворянства, считавшего первоочередной задачей уничтожение крепостного права в России, так как оно тормозило экономическое и политическое развитие страны. Обращает внимание отсутствие в библиотеке Онегина книг русских авторов. А Владимир Ленский получает высшее образование в Геттингенском университете в Германии. Мы узнаем из романа, что воспитанием маленького Онегина занимался гувернер-француз. Все это показывает, что в пушкинском романе отразилась типичная черта эпохи — пренебрежение русских дворян к своей национальной культуре, тяготение ко всему иностранному.

    Руссо — любимый автор Татьяны. В сентиментальных любовных романах Татьяна видит иную, яркую, интересную жизнь, которая так резко отличается от убогого мира гвоздиных, пустяковых и скотининых. У Евгения и Татьяны есть черты, которые сближают их. Неудовлетворенность окружающей жизнью погружает их в прекрасный мир книг. Оба они обладают проницательным умом и наблюдательностью, их отношения проникнуты честностью и правдивостью.

   Онегина с Ленским сближало вольнолюбие, высокое понимание достоинства человека. У Онегина индивидуализм часто приобретает черты эгоизма, тогда как Ленский готов пожертвовать собой ради человеческого счастья. И Онегин, и Ленский - люди различных характеров и настроений, оказываются связанными с передовым движением их времени. Онегина и Ленского интересовала тема практического применения научной теоретической мысли в хозяйстве, которая была тоже актуальной в то время. Многие богатые помещики использовали в своих имениях машинную технику, пытаясь, таким образом, найти выход из тупика крепостного хозяйства. Пушкин определяет эту тему двумя словами — "плоды наук". Но у Пушкина чувствуется и критическое отношение к героям. Их бедой является оторванность от народной почвы. Поэт прослеживает ее источники, рассказывая о воспитании Онегина. Пушкин осуждает поверхностный и антинациональный характер дворянского воспитания.  

    В соответствии с логикой развития сюжета простонародный быт пронизывает главы романа, посвященные изображению провинциального дворянства, к которому относится семья Лариных. Охваченная сильным чувством, Татьяна обращается не к своим родным, а к няне Филипьевне, неграмотной крепостной женщине. Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображена жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли. Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, царившие в деревне. Достаточно прочитать эпически спокойное, лишенное всякой эмоциональности повествование Филипьевны, чтобы представить себе всю меру унижения крестьянства.  Мать Татьяны так же просто и естественно, как солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, "чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели.. Но пушкинский роман открывает читателю и другую сторону народной жизни, насыщенную мощной стихией фольклора. В романе поют крестьянские девушки за прялкой, пастух, ямщики, бурлаки, дворовые девушки, "сбирая ягоды в кустах... чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели". В усадьбе Лариных любили подблюдные песни и хороводы. Крестьянские песни, сказки, поверья, обычаи на фоне картин северной русской природы создают национальный колорит определенной исторической эпохи. Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

   Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло. Вместе с автором любуемся чудной грацией "блистательной и полувоздушной" Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику. В Россию "за лес и сало" ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: "духи в граненом хрустале", "пилочки", "щетки тридцати родов".

   На этом широком фоне даны автором все представители русской нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки. В самом начале романа описывается зимнее утро в Петербурге:
   Петербург неугомонный
   Уж барабаном пробужден.
  Bcтает купец, идет разносчик,
  На биржу тянется извозчик,
  С кувшином охтенка спешит,
  Под ней снег утренний хрустит.

   И здесь же Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни "золотой дворянской молодежи". Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только "за полдень". Жизнь Евгения "однообразна и пестра": балы, рестораны, театры, снова балы. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:
  Тут был, однако, цвет столицы,
  И знать, и моды образцы,
  Везде встречаемые лица,
  Необходимые глупцы...

    С иронией автор отмечает, что цвет столичного общества составляют дамы, с виду злые, диктаторы бальные, господа, "заслуживающие известность низостью души".

    В романе нашло свое художественное воплощение и провинциальное дворянство. Глухость, ограниченность, узость интересов характерны для этих "поместных владетелей". Их разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных.

    Гости на именинах Татьяны — это ярчайшие образцы помещичьей породы. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков.     Провинциальностью веет и от дворянской Москвы.

   Таким образом, в романе "Евгений Онегин" все слои русской нации нашли свое воплощение. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул Пушкин в своем романе, причем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.

    Пушкин не был, русским интеллигентом и не болел интеллигентскими болезнями. Это значит, что Пушкин был духовно здоров. Бытийное добро и духовное здоровье русской национальной стихии – вот что являет собой Пушкин. Это бытийное добро и духовное здоровье коренятся в целостном религиозном сознании. Оно находит внешнее выражение в твердом, устойчивом быте. Пушкин есть художественно отверженный и нравственно утвержденный русский быт.  Пушкин, действительно, весь есть быт и утверждение быта. Всмотримся в пушкинского человека. Это не человек, сам с собой занятый решением своих вечных вопросов, это человек, поставленный промыслом в какой-то конкретный узел отношений с окружающими, привязанный к своему окружению узами твердыми и прочными, это человек в быту. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского языка: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в чистоте, очищенной красоте.

   Пушкина очень интересовали процессы, происходящие в обществе того времени. Он удивительно полно сумел изобразить жизнь, быт и нравы дворянства. «Евгений Онегин» является бесценным источником познания русской жизни первой четверти XlX вeкe. Но проблема, поднятая в «Онегине», не частная — это проблема человека и человечества, проблема России, а точнее, двух Россий: той, что переняла всё то, что хлынуло с Запада, и той, которая убереглась и хранит идеалы даже не России, а Руси православной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура нового времени. Интегрированный урок 7кл. История +ИЗО

Интегрированный урок по истории Нового времени и ИЗО в 7 классе. рассмотрены классицизм, неоклассицизм, барокко, роккоко...

Жанр портрета в культуре разных времен

Презентация к уроку по искусству для 8 класса. Представлены портреты, созданные мастерами жанра в разные эпохи. Работы Мирона, Праксителя, А.Дюрера, М. Караваджо, Э.Греко, Рембрандта, Э.Фальконе, А.Ва...

Познавательная игра "Моды Пушкинского времени"

Игра "Моды  Пушкинского  времени" построена  по  принципу  игры"Поле чудес". Может быть  использована во внеклассной  работе,  при  проведении  предме...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича Предмет: математика. Тема: Меры времени. Год. Дата: 01. 02. 2023 г.

ТКУ по математике в 5 классе ФГОС 1 вариант "Меры времени.Год." Индивидуальный формат обучения. Обучающийся должен получить минимальный уровень знаний о мерах и единицах времени, научиться н...

Материал для интерактивного урока по теме "Культура Петровского времени"

Данный материал предназначен для закрепления материала учениками 8 класса в рамках раздела "Эпоха Петровского времни".Материал  урока можно использовать для проведения интерактивного кв...