Урок литературы в 5 классе
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: "Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Прилагается презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_5_klasse_aygul.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

     Урок литературы в 5 классе

Тема урока:   Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино».

                       Композиция, особенности повествования.

Цель:  воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство с                      композицией стихотворения и особенностями повествования.

План урока:

1.Вступительная беседа.

2.Слово о поэте.

3. Историческая справка о Бородинском сражении.

4. Словарная работа.

5. Чтение стихотворения.

6. Беседа.

Словарная работа: редут, лафет, бивак, кивер, уланы, картечь, драгуны.

Оборудование: портреты Лермонтова в детстве и юности, родителей и бабушки Лермонтова; репродукции картин художников В.Шевченко

«Бородинское сражение», «26 августа 1812 год», «Герои Бородинской битвы», Ф.Рубо «Панорама Бородинской битвы».

Ход урока.

I. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

- Что может быть предметом гордости всего народа?

- Какие великие исторические события вам известны?

- Одним из таких событий стала Бородинская битва, которая нашла отражение в известном стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

II. Знакомство с автором.(сопровождается слайдами)

Факты из биографии.  

III. Историческая справка. (сопровождается слайдами)

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Отступление русских войск продолжалось два месяца. 26 августа 1812 года под Бородином произошло генеральное сражение Отечественной войны. Наполеон издал приказ, в котором призывал свои войска к победе. Он обещал им богатую добычу, удобные квартиры в Москве, славу.

        В русской армии, которой командовал М.И.Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск икону Смоленской Божьей Матери. Солдаты понимали, что в сражении решается судьба России.

        Сражение было жестоким. Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

        Кутузов, взвесив все за и против, приказал отступить к Москве. Упорство русских войск пошатнуло уверенность наполеоновской армии, предопределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество «Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее…» Ему пришлось признать : «…Русские стяжали право быть непобедимыми».

IV. Словарная работа.

Объяснение военных терминов можно найти в хрестоматии, некоторые можно объяснит при помощи репродукций.

V. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Вопрос: Какие чувства вы испытываете, когда слушаете стихотворение?

VI. Беседа. Особенности организации текста стихотворения.

- Какую особенность построения стихотворения вы заметили?

- Кто участвует в разговоре?

- Сколько строф в стихотворении? Сколько из них отведено монологу старого солдата?

- Как нужно читать первую строфу?

- Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?

Домашнее задание.  Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...