Кто учит людей умирать, то учит их жить. урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме

Гречишникова Марина Анатольевна

Анализ эпизода "Смерть Базарова" в 10 классе. Урок с использованием технологии интеллект-карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grechishnikova_m.a._urok_literatury_v_10_klasse..doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» п.г.т. Уренгой Пуровского района ЯНАО

Гречишникова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Кто учит людей умирать, то учит их жить.

урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)

Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть.

                                        Юрий Левитанский

Цель урока: раскрыть силу духа главного героя романа «Отцы и дети», его внутренний мир, проанализировав эпизод «Базаров перед лицом смерти».

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. Систематизация изученного материала.
  1. Развивающие:
  1. Развитие навыков анализа эпизода художественного произведения.
  2. Систематизация знаний по теории литературы.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитание любви к родному слову.
  2. Воспитание грамотного, вдумчивого, внимательного читателя.

Оборудование: текст романа, видеофрагмент из фильма «Отцы и дети» (экранизация романа И.С. Тургенева. Режиссер В.Никифоров. Киностудия «Беларусьфильм», 1984 г.).

Ход урока

1. Оргмомент. Запись даты и рабочей (предварительной) темы урока. В конце урока тему сформулируют сами учащиеся на основе выводов.

2. Актуализация знаний. Составление интеллект-карты «Евгений Васильевич Базаров».

Учитель: Каким запомнили вы главного героя тургеневского романа? (Учащиеся называют характеристики главного героя и записывают их в тетрадях).

Образованный

Свято верит в нигилизм

Твердых убеждений

Внутренний стержень

Кремень

Убедителен в споре

Неоспоримые, неопровержимые аргументы

Брутальный

Небрежность в одежде

Материальная сторона его не беспокоит

Стремится быть ближе к народу

«Шут гороховый»

«Волосатый»

Красная рука

Сам себя воспитал

«Чудесный малый, такой простой»

Загадочный и т.д.

Учитель: Каков же Он, Базаров? С одной стороны, твердый и непримиримый, отрицающий все и вся нигилист. С другой стороны, - «рассыропившийся» романтик, борющийся с нахлынувшим на него сильным чувством – любовью. Какие качества характера Базарова проявляются в сценах с Одинцовой?

Базаров в любви – способен на компромисс, страдает, душевно прекрасен, признает свое поражение.

Индивидуализм Базарова – исключительность – романтизм

Учитель: Как изменилось мнение читателя  о Базарове?

Ученики: Он изменился. Признал в себе романтика. Его мучают сомнения. Базаров пытается сопротивляться, сохранить верность своему нигилизму. Читателю становится жаль Базарова, потому что любовь приносит ему страдания и душевную боль. Его чувства и поведение вызывают уважение.

3. Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Учитель: Каким предстает Базаров перед смертью?

Предваряя чтение эпизода, следует сказать учащимся об отношении самого Тургенева к смерти (кратко), а также обратить внимание на высказывания известных людей об этой сцене в романе «Отцы и дети».

А.П. Чехов: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».

Д.И. Писарев: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

Учитель: Что объединяет эти высказывания?

Ученики: Роман «Отцы и дети» написан очень талантливо и сильно. В смерти Базарова не слабость, а его величие.

Перечитайте сцену встречи умирающего Базарова и Одинцовой (Спасибо, - усиленно заговорил он… гл.27)

Учитель: Какие средства выразительности использовал Тургенев для описания Базарова в сцене смерти?

Составляем таблицу.

Средства выразительности

Примеры

Их роль в тексте

Эпитеты

Распростертое бессильное тело

Физическая слабость Базарова, который не привык, чтобы его видели слабым. Судьба вынесла свой приговор. Базаров слаб перед лицом смерти.

Великодушная!

Он любит Анну Сергеевну искренне, по-настоящему.

Эпитеты, градация.

Молодая, свежая, чистая…

Она – жизнь. Именно Одинцовой он поручает заботу о своих родителях.

Сравнение

Обломаю дел много… Ведь я гигант!

Сила не только физическая, но прежде всего сила духа.

Метафоры

Старая шутка смерть…

Моя собственная форма разлагается

Старается держаться, не показывать слабость

Метафора

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет

Романтик.

Исповедь закончена. Вот теперь он готов умереть.

Сравнения

Червяк раздавленный

Испытывает неловкость перед любимой женщиной.

Восклицательные знаки

В начале разговора.

Эмоциональность и напряженность момента. Он еще храбрится, старается держаться непринужденно.

В то же время – сожаление о том, что не успел выполнить намеченное.

Многоточия

Особенно в конце монолога.

Не только потому, что базаров умирает и ему трудно говорить. Это его последние слова, поэтому он тщательно выбирает и обдумывает их. Голос больного постепенно слабеет. Момент настоящего физического напряжения.

Фразеологизмы и просторечия

Фьюить! Попал под колесо. Вилять хвостом не стану.

Это прежний Базаров, которого мы видели в начале романа.

Учитель: Согласны ли вы со словами Писарева и Чехова? Что нового в образе Базарова вы для себя открыли?

Ученики: Он искренний, как на исповеди. Открытый и честный. Настоящий. Нет надобности сохранять лицо, отстаивать свою позицию. Смерти все равно. И он боится смерти, которая все отрицает, даже его самого. Чувства смешанные: и жалость, и уважение, и гордость. Базаров в этой сцене – обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.

Учитель: Удивительно, но многие писатели предвидят свой уход из жизни. Так в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов очень точно описал свою смерть в сцене дуэли Печорина с Грушницким. Тургенев тоже предвидел свою кончину. Такие прозрения в искусстве не столь редки. Зачитайте несколько цитат.

Князь Мещерский: «Потом речи его стали бессвязны, он по многу раз повторял одно и то же слово с возрастающим усилием, как бы ожидая, что ему помогут досказать мысль и впадая в некоторое раздражение, когда эти усилия оказывались бесплодными, но мы, к сожалению, совсем не могли ему помочь».

В.Верещагин: «Иван Сергеевич лежал на спине, руки вытянуты вдоль туловища, глаза чуть-чуть смотрят, рот страшно открыт, и голова, сильно закинутая назад, немного в левую сторону, с каждым вздохом вскидывается кверху; видно, что больного душит, что ему не хватает воздуха, - признаюсь, я не вытерпел, заплакал».

Иван Тургенев, описывая смерть своего героя, по его признанию, тоже плакал. Между романом и жизнью поразительные совпадения. «Базарову не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

В уста своего героя Тургенев вложил те самые слова, которые сам произнести так и не смог: «А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично». Гигант с этой задачей справился.

4.Выводы. Подведение итогов.

О чем роман? О жизни. И финал его жизнеутверждающий. Сцена смерти Базарова – не развязка, а кульминация романа. Именно в этой сцене мы видим подлинное величие и искреннюю простоту и человечность Базарова. В сцене смерти он настоящий, без напускной небрежности, грубости и брутальности. Еще одна цитата для размышления.

Мишель Монтень: «Если бы я был сочинителем книг, я составил бы сборник с описанием различных смертей, снабдив его комментариями. Кто учит людей умирать, то учит их жить».

Как же сформулировать тему нашего урока? Пожалуй, словами Монтеня: «Кто учит людей умирать, тот учит их жить».

В конце урока просмотр эпизода из экранизации романа И.С. Тургенева (4 серия).

Список литературы

  1. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX  века. 10 класс. Изд.3-е, испр. И доп. Обновленный комплект уроков. М: ВАКО, 2005.
  2. Киреев Р.Т. Великие смерти: Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. – М.: Глобулус, изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  3. Конспекты уроков для учителя литературы: 10 класс; Русская литература XIX века: Вторая половина: В 2 ч./ Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн.для учащихся ст.классов сред.шк. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Коммент.: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Тургенев И.С. Избранное: В 2 т. Т.2: Дворянское гнездо: Роман; Отцы и дети: Роман; Повесьти / Сост., коммент. М. Латышева. – М.: ТЕРРА, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для 9 классов (общеобразовательный уровень) 3 часа в неделю (всего 105 часов)

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса. (УМК О. В. Афанасьева Английский язык. 9 класс 5 год обучения)...

Рабочая программа по английскому языку ФГОС 3-4 класс (общеобразовательный уровень)

Рабочая программа по английскому языку ФГОС 3-4 класс (общеобразовательный уровень) к учебнику SPOTLIGHT. Тематическое планирование с УУД...

Рабочая программа ружка по истории « Страницы истории» в 5-6 классах, общеобразовательный уровень

Программа  кружка  «Страницы истории»  направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувс...

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Урок литературы, 9 класс "Гвозди бы делать из этих людей.."

Метапредметный урок на основе художественных текстов разных авторов....