"Я просто не привык ещё жить..." Урок литературы по роману М. Горького "Фома Гордеев"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Конспект урока, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_literatury_v_11_klasse.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературы в 11 классе.

Учитель: Облакова Елена Николаевна МОУСОШ №35.

Тема: «Я просто не привык еще жить…» (по роману М.Горького «Фома Гордеев»)

Цели:

учащиеся должны иметь представление о мастерстве писателя в раскрытии                           психологического состояния героя, силы характера человека – бунтаря;  

учащиеся должны уметь определять сильные и слабые стороны характера человека, уметь анализировать художественный текст;

воспитывать активную жизненную позицию, стремление бороться за воплощение идеалов в жизнь.

Оборудование: компьютер.

Оформление: портрет писателя, презентация.        

Ход урока.

Организационный момент.

1.Учащийся читает стихотворение М.Лермонтова «Парус». (Слайд 1)

-Ребята, вы знаете, о каком произведении пойдет речь на уроке. Как вы думаете, почему сейчас прозвучало это стихотворение?

Ответы учащихся.

Слово учителя.

Стихотворение Лермонтова было написано в 1832 году.

Парус просит бури. Спокойная жизнь не для него. Он жаждет чего – то другого, может, и сам не знает, чего именно. Не конечная цель ему важна, а движение, буря, ощущение жизни. Конечно, это стихотворение не только о море, мятежном парусе, его стремлениях, но и о человеке, гордом, одиноком, о таком, каким был сам Лермонтов, каким является герой Горького.

«Я просто не привык еще жить…»

-Кто в романе произносит эти слова?(Фома Гордеев в разговоре с Любой Маякиной).

Сегодня мы поговорим об этом герое, о сильных и слабых сторонах характера человека, попытаемся разобраться, почему Фоме Гордееву не нашлось места в купеческой среде.

2. История создания произведения (сообщение учащегося).

3.Слово учителя.

Горький начинает свое повествование с рассказа об отце Фомы. Почему?

Расскажите об Игнате Гордееве (происхождение, социальное положение, образ жизни).

Ответы учащихся.

-Почему раннее детство Фомы прошло в доме Маякиных? Сравните атмосферу в доме Маякиных и в доме Гордеевых.

Ответы учащихся.

-Как складывались отношения Фомы с отцом? Какой была отцовская наука жизни?

Ответы учащихся.

-Кто еще учит Фому жизни? (Яков Маякин). Расскажите о нем и его жизненных принципах.

Ответы учащихся.

-Следуя этим советам, Фома должен был научиться чему? (хитрости, лжи, жестокости, лицемерию).

4. Слово учителя.

Итак, Горький показывает в романе купеческую среду. Игнат и Яков – купцы, Фома – будущий купец.

-Кто еще из русских писателей 19 века обращался к этой теме? (А.Островский). Что общего, в чем  различия?

(сообщение учащегося).

5. Слово учителя.

Кроме взрослых, Фома общался и с ровесниками. Расскажите, как складывались отношения со школьными товарищами.

Ответы учащихся.

- В каком эпизоде автор описал первое ощущение власти и силы денег над людьми? (Воровство яблок).

- Что, по – вашему, было странного в характере Фомы, что отличало его от других людей?

(мечтательность, желание жить не по указке, стремление к одиночеству).

-Как называют людей, резко выделяющихся из общей массы?(Белая ворона).

6. Слово учителя.

Поразмышляем об этом, используя метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. (Слайды 2-8).

6.Слово учителя.

Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Лермонтова:  «А он, мятежный, просит…»

-Что же просит главный герой и просит ли?

Ответы учащихся.

Он жаждет, хочет, ищет.

-Что он ищет? ( Смысл жизни, правду, любовь).

Слово учителя.

Фома знает, что каждому в этой жизни надо найти свою дорогу, у него нет достойного проводника, но он методом проб и ошибок идет вперед. Фома продолжает дело своего отца, но в его душе рождается непонимание.

-Что никак не может понять и принять Фома? (Лицемерие, двуличие, ложь, самоунижение)

-Как и в чем проявилось недовольство Фомы?  (Пьянки, кутежи, знакомства со случайными людьми).

-Какие сцены романа являются наиболее важными в раскрытии характера героя?

Чтение сцены «Спасение баржи»

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» (апрель).  (Приложение).

-Какие ассоциации возникли у вас, когда звучала музыка? Может ли этот фрагмент сопровождать прочитанный  эпизод? Почему?

Ответы учащихся.

7. Прочитайте эпизод из 8 главы, когда Фома слушает песню.  (Чтение учащимися).

-Как реагирует Фома? За что он возненавидел этих людей? (За бездушие, за неспособность откликнуться на чужую беду)

Слово учителя.

И в этот момент Фома, возмущенный до глубины души, отважился на  открытый бунт. Значит, он герой – бунтарь.

-Кого еще из героев русской литературы можно назвать бунтарями? (ответы учащихся).

-Против чего же бунтует Фома? (Сообщение учащегося).

-Как живут другие представители молодого поколения? Отличаются ли они от Фомы?

Ответы учащихся.

8. Слово учителя.

Фома в своем протесте пошел до конца. Анализ сцены «На корабле».

-Ранили ли слова Фомы купцов? Фома – победитель или побежденный?

Ответы учащихся.

Слово учителя.

Создавая роман, Горький видел судьбу человека, которого тоже все считали белой вороной. Савва Морозов. (Сообщение учащегося, слайды 9 -…)

9. Что вы можете сказать о языке романа? (Яркая образность, меткость, афористичность).

-Какие  цитаты из романа вы выписали? Прокомментируйте их.

-Как вы думаете, актуально ли сегодня произведение «Фома Гордеев»?

10. Каждый человек выбирает в жизни свою дорогу.

Учащийся читает стихотворение Ю.Левитанского «Каждый выбирает».

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по роману М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"

Данная разработка поможет при проведении урока по раману М.Шолохова. Предлагаемые вопросы помогут выявить художественные особенности произведения, раскрыть характеры героев....

Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый" и истории в 11 кл.

Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха".   Урок обобщения  рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы:  1. Почему личность Петра привлекает внимание, и спор...

Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского 10 класс

Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского...

Урок литературы по роману Л.Н.толстого "Война и мир"

Методическое обоснование и ход урока "Люди как реки..." Путь исканий главных героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир". 10 класс...

Кто учит людей умирать, то учит их жить. урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)

Анализ эпизода "Смерть Базарова" в 10 классе. Урок с использованием технологии интеллект-карт....

Конспект урока литературы. Тема: «Роман Т.Толстой «Кысь» и конец русского постмодернизма".

В представленном материале автор ставит задачу   познакомить учащихся с понятием  "постмодернизм" в современной русской литературе и определить место романа Т.Толстой в данном пространс...

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...