Литература есть зеркало жизни
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Данный сценарий общешкольного мероприятия, проведенное в форме интеллектуальных дебат для старших классов .
Технология дебат развивает коммуникативные качества обучающихся. Данное мероприятие очень понравилось обучающимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература есть зеркало жизни.
Цель: Развитие интуитивного, образного мышления, коммуникативных качеств.
Продолжить формирование аналитического мышления, формулирования и изложения своей точки зрения, расширения кругозора.
Формирование интереса к художественному произведению
формирование ценностно-ориентационного единства группы;
принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
Организовать совместную деятельность, партнерские отношения обучающих и педагогов;
Формирование критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции.
Развитие внимания ребят к Слову, их творческих возможностей
Приобщение учащихся к более глубокому изучению литературы
Состав участников:
обучающиеся 10-11 классов;
Условия проведения:
Проведение дебатов по выявленной проблеме;
Сопровождение дебатов презентацией.
Ожидаемые результаты:
широкое обсуждение проблемы со стороны всех участников.
Ход мероприятия.
Вед 1. Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые гости!. Мы рады сегодня
увидеть вас в нашем литературном вечере.
Ве.2 Человек, его возможности , характер, стремление к самопознанию всегда отбивались в художественных произведениях разных возрастов и народов. Произведения , которые изучаются нами на уроках литературы , можно сравнить с энциклопедией духа человека.
Вед.1. «Жизнь есть касса , куда мы составляем все духовные сокровища, которые нам принадлежат»,- считал Гумбольдт. Знакомясь с литературой, мы имеем возможность убедиться, что герои произведений многому нас могут научить, помочь найти выход в жизненных ситуациях. Раздумывая над красотой характеров героев, которые стали нам близкими по духу, попробуем найти ответы на поставленные вопросы.
Вед.2 Сегодня мы проводим мероприятие в форме Интеллектуальных дебатов.
Игра Дебаты – состязание умов,
Игра Дебаты – это поиск точных слов,
В игре Дебаты язык и логика важны,
Дебаты нам нужны.
Из гимна Дебатов
Вед 1. Приглашаем вас к обсуждению литературных вопросов, к
дебатам. Не зря сказано: «Литература – зеркало жизни». Именно
поэтому речь пойдет о литературных произведениях, но
подразумевать будем реальную жизнь.
Вед 2. Итак, условия игры:
а) Принимают участие 2 команды из 6 человек.
отрицающая - отрицает тезис.
утверждающая - утверждает тезис.
б) суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью
сторону, т.е. судей в том, что ваши аргументы лучше, убедительнее,
чем аргументы вашего оппонента.
Вед 1. Хочу напомнить правила ведения дебатов:
а) важно не только умение говорить, но и умение слушать;
б) умение говорить понятно, высказываться по проблеме, избегая
избыточности информации;
в) помните: критикуем идеи, а не личности.
Вед 2. В процессе обсуждения мы будем учиться слушать друг друга,
принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, не обижая,
доказывать правильность позиции, мнения.
Ведущ.1.: Уважаемые зрители, позвольте вам представить команду утверждения: первый спикер- Пеклаева Евгения, второй спикер- Ульданова Ляйсан, третий- Баязитова Алена ,четвертый-Галлямова Снежана,пятый-Аухатов Рустам, шестой- Мустафин Тимур
Ведущ2..: Команда отрицания: это первый спикер – Кошиева Надежда, второй спикер – Питаева Кира , третий спикер- Яшмурзина Кира,четвертый-Давлетшина Эльвира,пятый- Султаншин Ислам,шестой- Дигитаев Вадим.
Вед 1. Судейскую коллегию дебатов представляют преподаватели: Саитзянова Г.Т .Ветлина Е.В Галиева Е.З.
Жюри оценивает ответы команд по критериям:
1.Глубина раскрытия темы;
2. Разнообразие аргументов;
3.Доказательность;
4.Полнота ответов на вопросы;
5. Культура речи, корректность.
Вед.2.В юности почти у каждого человека наступает такое время , когда окружающий мир становится еще более радостным, сияющим. Это время первой любви. Счастье, как будто подхватило человека на свои легкие крылья, все становится посильным, возможным, рождаются новые, заманчивые мечты и идеи. Мир преображается, становится чудесным.
Вед.1 Сколько прекрасных произведений литературы и искусства создано в прославление любви. Четвертую сотню лет волнует сердца читателей трогательная история любви Ромео и Джульета, а нежный, глубокий и правдивый образ пушкинской Татьяны Лариной, образы тургеневских женщин?! Кажется, не должно быть людей, которые сомневаются в существовании любви, Но такие люди всегда находятся. И их нелегко бывает убедить. Что любовь существует на свете.
Вед2. Любовью дорожить умейте,
С годами – дорожить вдвойне,
Любовь – не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Все будет : слякоть и пороша,
Но вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить.
Вед 1. Итак, начинаем.
Кто из нас не помнит Татьяну Ларину и Евгения Онегина из романа
А.С.Пушкина? Умные, красивые герои. Приняла любовь, а счастья
нет. Почему?
P.S.
1) Конфликт с обществом, в котором живут герои: «Татьяна в
семье родной казалась девочкой чужой»;
«Он: рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум».
Они не разделяют с обществом ничего;
2) Не умение распознавать настоящую дружбу и любовь: Евгений
Онегин потерял веру в искренность любви и дружбы;
3) Невозможность бороться за своё счастье: «Татьяна Ларина
должна скрывать свои чувства к Евгению Онегину – так принято;
4) Зависимость от общественного мнения: Евгений Онегин идет на
дуэль с В.Ленским из-за страха, что его ославят как труса;
5) Герои не могут найти себя слиться с жизнью.
Вед 2. Многие писатели проверяют своих героев любовью, пропускают
через любовь и говорят: «Герой, не выдержавший испытание
любовью, не состоятелен, как личность». В каких произведениях вы их видите?
(Тургенев «Ася», Л.Н.Толстой «Война и мир»,Пьер и Ростова,
«Элен», «Отцы и дети», «Куприн Олеся», «Гранатовый браслет» и
др)
Вед 1. Кстати, Базаров. Он же сам сделал невозможным своё счастье в
любви. Вы согласны с этим?
Команды отвечают на вопрос.
Вед 2. Продолжаем наш литературный вечер. Проведем викторину –
блиц-тур. Быстро отвечаем на вопросы ( без обсуждения).
Вопросы первой команде:
1) «Не хочу учиться, хочу жениться». Кто этот герой? (Митрофан
«Недоросль» Фонвизин).
2) Какие произведения Гоголя напоминают картину Репина
«Запорожцы пишут письмо турецкому солдату»? (Повесть «Тарас
Бульба» Гоголь).
3) «А судьи кто?» - чьи слова? (Чацкий «Горе от ума»
А.С.Грибоедов).
4) Кто из героем камедии «Ревизор» не знает ни слова по-русски?
(Лекарь Христиан Иванович).
5) Кто из русских поэтов посвятил Фонвизину такие строчки:
Волшебный край!
Там в стары годы,
Сатиры старый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы.
(Пушкин.А.С.)
Вед 1. Вопросы второй команде:
1) «Имей душу, имей сердце, и будешь человеком во всякое
время». Из комедии «Недоросль» кто это говорит? (Стародум).
2) Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
(На зеркало неча пенять, коли рожа крива).
3) Назовите имя, отчество Фамусова? (Павел Афанасиевич).
4) Где родился Молчалин? ( в Твери).
5) Сколько иностранных языков знал Грибоедов, 5 или 9? (9).
Вед 2. В 1825 году А.С. Пушкин прочитал комедию Грибоедова «Горе от
ума» и отказал её главному герою Чацкому в уме. «В комедии
«Горе от ума» кто умное действующее лицо? – писал Пушкин
Бестужеву. –Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий.
Пылкий, благородный и добрый малый напитавшийся мыслями,
остротами и сатирическими замечаниями Грибоедова, автора».
Попробуем разобраться: Умен ли Чацкий?
Спикер У1. Мы выдвигаем гипотезу: Чацкий умён.
Уже при первом упоминании имени Чацкого тут же возникает тема ума. Лиза о нём говорит “остёр”. “Остёр, умён”,- соглашается Софья. В его образе воплотились черты передового человека того времени. Чацкий резко обличает действительность. Он обрушивается на тех “негодяев знатных”, которые людей своих, слуг меняют на собак, для своих затей – домашнего театра – отрывают от родителей детей, а затем распродают и их по одиночке. Чацкий отказался служить: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, он бичует дворянское общество за низкопоклонство перед иноземным, за презрение к родному языку и обычаям. Его речи умны и убедительны.
Фамусовское общество, страшась этих обличений, называет его безумным. Тема безумия подхватывается и быстро распространяется. Так возникает тема “умного безумца”. Ум оборачивается безумием. Таким и кажется Чацкий московскому фамусовскому кругу. Чацкому, человеку незаурядного ума, каким его замыслил Грибоедов, фамусовский мир тоже кажется безумным. Наше мнение: здесь звучит тема мнимого безумия от недюжинного ума, который отвергнут миром.
Наконец, хочу сослаться на мнение И.А. Гончарова: “Ум Чацкого силён и остёр…”.
Вопрос О3. При первом появлении героя на сцене возникает в уме комическая рифма: “Чацкий-дурацкий”. Почему, несмотря на свой ум, он постоянно оказывается в дураках?
Ответ У1. Умный человек в глупом положении – таков парадокс комедии. На это есть свои причины. Первая причина в том, что ум Чацкого – особенный. Это ум, присущий человеку декабристского поколения. Ум декабристов и Чацкого – риторический, резкий, прямой. Герой Грибоедова судит быт с идеологической точки зрения, как и декабристы, например, у Рылеева, “каждое высказывание - программа”. “Ум, алчущий познания”, отделяет декабриста от обычного дворянина.
Вторая причина в том, что ум Чацкого “с сердцем не в ладу”. Герой Грибоедова не наивен, прекрасно понимает пружины московского общества, но в одном человеке всё же ошибается. Человек этот-Софья. Потому и ошибается, что любит.
Спикер О1. Мы утверждаем, что Чацкий – патологический глупец. Вспомним первое появление героя в доме Фамусова.
Чуть свет уж на ногах! и
я у ваших ног.
Чацкий оставил Софью, когда ей было 14 лет. 3 года он не подавал о себе знать. (“Три года не писал двух слов! // И грянул вдруг как с облаков”), за это время Софья превратилась в очаровательную девушку, могла быть обручена или просто влюблена в кого-то. Любой умный человек не стал бы после столь долгой отлучки и произнесённого им первого комплимента домогаться поцелуя, не оставил бы без внимания реплики Лизы, уловил бы нынешнее отношение к нему Софьи.
Чацкий же, не добившись поцелуя от Софьи и не придумав ничего лучшего, начинает ругать всех и вся, начиная с Москвы, самой Софьи, её отца, дяди и кончая тётушкой.
А тётушка? Всё девушкой, Минервой?
Всё фрейлиной Екатерины Первой?
Воспитанниц и мосек полон дом?..
В подтверждение высказанной гипотезы хочу привести слова А.С. Пушкина: “Чацкий вовсе не умный человек… Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными”.
Вед 1. Комедия «Горе от ума» - вечная загадка, такая же загадка и её
автор, сумевший одной пьесой поставить себя в один ряд с теми,
кого мы называем классиками великой русской литературы.
Прошло полтары сотни лет, а о пьесе до сих пор отчаянно спорят.
О Чацком сказано очень многое. Мне лично представляется, что
главным действующим лицом пьесы является не Чацкий. Главным
действующее лицо – Москва конца 10-х начало 20-х годов 19 века.
В этом, наверное, и есть тайна произведения.
Вед 2. Поговорим об истинном и ложном гуманизме....
Гамлет и Дон Кихот имена этих героев неразрывно связанны с
великой эпохой - эпохой Возрождения, эпохой гуманизма. В этих
двух типах героев воплощены две противоположности
человеческой природы, два отношения к идеалу. Итак, кто же из
них - сомневающийся и никому не верящий Гамлет или
благородный и бесстрашный Дон Кихот – является истинным
гуманистом?
Ведущий1. читает стихотворение Б.Пастернака «Гамлет»:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислоняясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку…
Выступление 1-го спикера первой команды:
– Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм рассматривал человека как земное воплощение красоты и гармонии Вселенной и видел в нём средоточие жизненной энергии, разумности и творческой активности. Гуманизм признает возможность осуществления индивидуальной свободы и самоутверждения личности во враждебном человеку мире. Именно основываясь на этих положениях, мы истинным гуманистом считаем Гамлета, а не Дон Кихота.
Дон Кихот – отживший образ, Гамлет актуален и сегодня.
Вторая команда:
1. Гамлет исковеркал жизнь не одного человека, убил своих друзей, довёл до сумасшествия свою подругу, растерзал на глазах матери её любовь, и после всего этого он ГУМАНИСТ?
Дон Кихот – рыцарь печального образа, этот комичный, несуразный чудак, даже внешне какой-то неладный, на самом деле очень интересный персонаж, образ которого насквозь пропитан гуманизмом. Да, он невежа, он черпает понятие о жизни из рыцарских романов, но сколько в нём любви и благородства, сколько преданности! Почему же он кажется таким комичным и глупым? Да потому, что его время не нуждается в нём, люди не понимают его. Всегда были ненужными и чуждыми толпе пророки и святые
Мы твердо убеждены, что гуманизм Гамлета ложен, а Дон Кихот является истинным гуманистом. «Для семьи душевнобольного, а также для общества его болезнь – проблема; для самого больного – решение» (Томас Сас).
Вед 2. Оказывается, при всех своих различиях Гамлет и Дон Кихот очень
близки. Например, Гамлет говорит, что рожден восстановить
расшатанный век, Дон Кихот восклицает, что родился в «железный
век», чтобы воскресить золотой», т.е. оба подтверждают идеал
Возрождения и завещают его потомкам.
Вед 1. Да, Гамлет страдал очень сильно из-за предательства дяди,
смерти отца, неверности матери.
Вед 2. А как вы думаете, ребята, страдания в жизни человеку нужны или
нет? Ключевым является понятие «страдание».
Словарь С.И.Ожегова дает такое определение: «Страдание- физическая или нравственная боль, мучение».
Команда утверждения считает , что страдания нужны человеку( приводят доказательства, приводя примеры из романа Достоевского «Преступление и наказание»)
Команда отрицания считает , что страдания не нужны человеку.
Вед. Правильно ли мы поняли, что страдания, если их даже нет в жизни, необходимо создавать, чтобы человек закалялся и становился сильнее?
Ответы команд.
Вед 1. Итак, наша литературная игра завершается. Мы хорошо
поработали: учились строить диалог, высказывать и отстаивать
свою точку зрения.
Вед 2. Учились выражать мысли, подбирать аргументы, отстаивать своё
мнение. Спасибо участникам! Слово-жюри.
Вед.1. Дорогие ребята, вы находитесь на пороге самостоятельной жизни, Возьмите с собой во взрослую жизнь такие заповеди:
Человек обязан быть порядочным, интеллигентным, воспитанным.
Помните слова А.П.Чехова: «Порядочному человеку нельзя распускать себя».
Вед. 2.Академик Д.С.Лихачев писал: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым».
Будьте интеллигентными, доброжелательными, скромными и тактичными.
Пусть заповеди Д.С.Лихачева станут вечными спутниками на вашем жизненном пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному мероприятию "Фразеология- зеркало жизни немецкого народа".
Данный материал посвящён сопоставительному изучению фразеологизмов немецкого языка, так как для изучения немецкого языка как иностранного важно знать не просто эквиваленты фразеологизмов двух языков, ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/01/picture-46732-1614622885.jpg)
Литературная гостиная «Есть в жизни всех людей порядок некий …» Вильям Шекспир
Данный классный час разработан к мероприятию "Неделя книги"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/22/picture-50503.jpg)
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
Литература есть самовыражение общества, как речь есть самовыражение человека.(Луи де Бональд)
Литература это вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-30998-1371749157.jpg)
Сайт Дворца – зеркало жизни образовательного учреждения
Статья содержит описание опыта разработки, поддержки и развития сайта образовательного учреждения....
- Мне нравится (1)