Главные вкладки

    Шумилина Л.П., Ахмедова Г.Н. Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе "Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века".
    методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

         Поскольку в программах по истории и литературе в 11 классе  (да и не только в 11-ом) есть "точки соприкосновения", то появилась замечательная возможность проводить интегрированные уроки, которые вызывают большой интерес и у выпускников, и у преподавателей.  Подготовка к таким урокам требует навыков самостоятельной работы с источниками, умения отбирать нужный материал, создавать выступления на заданную тему. В совершенной форме на таких уроках воплощается принцип изчения литературы на исторической основе.

         Данный урок можно назвать  Прологом к изучению большой темы "Поэзия Серебряного века", а логическим завершением её является урок "Новаторство поэтов Серебряного века".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon tragizm_sudeb.zip35.51 КБ

    Предварительный просмотр:

                           Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе.

          Тема: «Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века».

    Цели. 1. Образовательные: обобщение и закрепление знаний об исторических событиях начала 20 века, о влиянии этих событий на мировоззрение и на судьбы представителей творческой интеллигенции; формирование представлений об особенностях творчества писателей и поэтов Серебряного века.

               2. Воспитательные: формирование нравственных и эстетических представлений, включение полученных знаний в ценностную ориентацию  личности.

               3. Развивающие: развитие речи, творческих способностей, расширение кругозора учащихся, умения наблюдать, выделять существенные признаки, сопоставлять, делать выводя и обобщения.

    Оборудование: интерактивная доска (список схем и иллюстраций для демонстрации прилагается), портреты писателей и поэтов Серебряного века, подборка стихотворений.

                                                                Ход урока.

    1. Ввод в тему.

    (На доске тема урока, на интерактивной доске – определение понятия «Серебряный век).

    Учитель литературы.

         Тема сегодняшнего интегрированного урока – «Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века». Что же такое «Серебряный век»?

         - Прочитайте определение понятия на доске. (Это исторически непродолжительный период на рубеже 19 – 20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства).

         - Запишите в течение одной минуты (на листах с подборкой стихотворений  оставлены строчки сверху) ассоциации, которые возникают у вас, когда  вы слышите – Серебряный век.

    (В течение минуты учащиеся записывают ассоциации. Затем читают: блеск, яркость, поэзия, звон, утонченность, хрупкость, оружие, мгновенность, золотой век, недолговечность, отражения, блики, Блок, прозрачность, стихи, гибель, свечение, эмиграция, трагедия, тайна, глаза, Ахматова, Бунин, Россия, волшебство...)

    Комментарий.

           Словосочетание «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном, одухотворенном, прекрасном. «Этот мир очарований, этот мир из серебра».

         Но «век» оказался слишком коротким. О нем сказаны горькие слова: «ОБЕЩАЛ быть серебряным...».

         - Почему «ОБЕЩАЛ»?

    2. Анализ исторической обстановки в России в конце 19 – начале 20 века.

    Учитель истории. 

         Российская культура, как и все общество, в конце 19 – начале 20 века переживала кризис. Господствующим было предчувствие надвигающей грозы и в то же время надежды на спасение, очищение от зла.

         В литературных произведениях, в прессе все чаще употреблялись слова «кризис», «перелом», «упадок», «возрождение».

         - Давайте вспомним Россию начала 20 века. Какие проблемы в нашей стране накопились и требовали скорейшего решения?

    (Ответы учащихся.

         В конце 19 – начале 20 века Россию, как и многие страны мира, охватил процесс модернизации. Только в России он носил свои особенности. Россия была крупнейшей державой, стремилась расширить сферы влияния, не отставала от стран Запада по уровню экономического развития. В стране необходимо было создать индустрию, которая    опиралась бы на новейшие достижения науки и техники, обеспечила бы стране выход на передовые позиции в мире.

         В стране в 80-ые годы происходит становление рыночной экономики: возникают новые отрасли производства, растет сеть железных дорог, активно привлекается иностранный капитал, государство поддерживает российских промышленников, укрепляет финансовую систему. Когда на Россию обрушивается  экономический  кризис, большинству крупных товаропроизводителей удалось удержаться на плаву, так как в России появляются крупные монополистические объединения.

         В то же время Россия остается самодержавной монархией. Жители страны были лишены гражданских прав и свобод; у народов, населявших Россию, не было возможности самостоятельно решать свою судьбу. Проблема экономической модернизации тесно переплелась с необходимостью реформ в политической сфере. Но в правительстве верх одерживала консервативная  группировка, под влиянием которой находился Николай Второй.

         Положение рабочих и крестьян  продолжало оставаться тяжелым, появились политические партии: РСДРП, социалисты-революционеры, которые занимались не только подготовкой революции, но и вели борьбу с царскими чиновниками.

         Демократически настроенная интеллигенция, в рядах которой росли группы приверженцев либеральных и социалистических взглядов, все активнее выступала с критикой правительства, требуя перемен.)

    Учитель истории

         Ситуация противоречивая, осложняющаяся внешнеполитическими факторами.

         - Какими?

    (Ответы учащихся.

         Антиправительственные настроения усилились в  связи с тем, что экономический взлет 1900-1903 годов сменился депрессией, а затем кризисом, вызванным мировым. Правительство продолжает проводить реакционную внутреннюю политику. В воздухе витает революционный дух! «Чтобы остановить революцию, нам нужна маленькая победоносная война», - сказал незадолго до русско-японской войны министр внутренних дел Плеве.  Ни одного сражения в этой войне мы не выиграли, потеряли территории, вспыхнула революция.

         В обществе, где социальные проблемы обострены до предела, не могли понять, за что идет эта война «на краю света», ради чего огромные жертвы?

         Нельзя глумиться над своей армией – вот урок русско-японской войны.

         Страну охватила первая русская революция 190501907 года. Она заставила царизм пойти на уступки: был подписан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» - объявлено, по сути, о созыве государственной Думы; но существующий строй не изменился.

         Не было единства среди политических сил страны, противостоящих самодержавию, а интеллигенция находилась в поиске идеального устройства общества.

         «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия», - заявил П.А.Столыпин, глава российского правительства, выступая перед депутатами Второй Государственной Думы.)

    Учитель истории.

         - Удалось ли России избежать потрясений?

    (Ответы учащихся.

         Избежать потрясений  России не удалось. «Дайте государству 20 лет покоя, и вы не узнаете нынешнюю Россию, - говорил Столыпин. Но история не отпустила Столыпину такой срок. Проводя реформы, он столкнулся с таким сопротивлением и справа, потому что дворянство видело в будущих   крепких хозяевах своих противников, и  слева. Потому что левые считали частнособственнические хозяйства вредными и опасными для революции, да и сами крестьяне сопротивлялись, боялись  разрыва общинных связей.).

    Учитель истории.

         Новое испытание спустя небольшой период времени обрушилось на нашу страну – Первая мировая война.

         - Почему это произошло?

    (Ответы учащихся.

         Благоразумие подсказывало: война спровоцирует новую революцию, царские сановники предупреждали об этом императора. Но Николай Второй не внял этим предупреждениям и советам. Россия должна быть верной союзническому долгу, и, хотя русская  армия был недостаточно подготовлена, было принято решение вступить в военные действия.

         Начало войны вызвало новый подъем патриотических настроений, война началась под лозунгом защиты православных народов, братьев и называлась поначалу Второй Отечественной. Мобилизация прошла очень успешно. Многие граждане записывались в добровольцы. Среди них были и представители интеллигенции.

         Спустя 24 дня после начала войны, 24 августа 1914 года, поэт и путешественник Николай Гумилев записался добровольцем на фронт. По воспоминаниям современников, на войне Гумилев «В дружбе был верен, в бою – отважен, даже безрассудно храбр». Он был награжден  двумя Георгиевскими крестами, которые давались за исключительное мужество.

         Масштабность боевых действий, затягивание войны, вызвав напряжение всех вил России, обострили ситуацию. Не хватало продовольствия, росло дезертирство и неповиновение солдат офицерам. Солдаты просто-напросто не понимали смысла войны.

         Между тем царь не хотел идти на уступки в политической сфере, отвергая идею создания правительства, ответственного перед Думой. Даже монархисты видели падение авторитета царской власти. Ощущалось зарево революции.)

    Учитель истории.

         Начался 1917 год.

         - Что он принесет России?

    (Ответы учащихся.

         В начале 1917 года снабжение Петрограда ухудшалось, начались забастовки, демонстрации, которые перерастали в столкновения с полицией. Наряду с экономическими лозунгами появились лозунги политические: «Хлеба! Мира! Свободы! Долой монархию!» Расстрел демонстрантов вызвал возмущение солдат столичного гарнизона. Он состоял из новобранцев и отставников, вчерашних рабочих и крестьян в возрасте 30 лет, опасавшихся отправки на фронт. Солдаты стали отказываться стрелять в демонстрантов и переходили на их строну. В ответ на требования Думы составить новое «правительство доверия» царь распустил Думу.

    Попытки царя послать войска в столицу для подавления революции провалились. Николай второй под давлением командующих фронатми и депутатов Думы отрекся от престола за себя и за сына в пользу младшего брата Михаила, который также подписал манифест о своем  отказе от  короны. Позже царская семья была сослана, а в июле 1918 года расстреляна большевиками.

         Февральская революция не завершена, она не реализовала стоявшие перед ней задачи: откладывала решение основных вопросов о государственном устройстве, аграрную реформу, вопрос о мире до Учредительного собрания. Временное правительство растеряло необходимый для управления страной авторитет. Революционная волна набирала силу. Происходит большевизация Советов.

         Осенью 1917 года большевики оказались на самом гребне волны народного недовольства. Они безошибочно скоординировали свои лозунги: «Мир – народам!  Земля – крестьянам! Власть – Советам!»  Сбывались надежды широких масс населения веками угнетаемой страны на свободу  и достойную жизнь. Обращали ли тут внимание на разогнанный Совет, где окопались «соглашатели» - меньшевики, или на кадетов – «врагов народа», которых закалывали в больнице матросскими штыками? Не вызвал социального взрыва и разгон Учредительного собрания 6 января 1918 года.

          Немногочисленные демонстрации рабочих и интеллигенции в его поддержку были рассеяны солдатами и красногвардейцами. Ведь победила истинно народная власть, правит «рабоче-крестьянское правительство».

         Наша Родина стала бескрайним полем для невиданного социального эксперимента.

    Впервые в истории к власти пришли люди, которые поставили целью ликвидировать частную собственность, построить новый общественный строй – социализм. Они положили начало новому государству – Советскому).

    Учитель истории.

    Комментарий.  Мыслящие, творческие люди, свидетели драматических событий в России,

    Полагали, что несовершенный мир, пройдя через очищение, должен измениться. Одни представители интеллигенции в надежде построить на Земле справедливое общество, присоединились к революционному движению, другие, разочарованные в насилии, не принимали происходящее.

     3. Отношение творческой интеллигенции к революции 1917 года.

    Учитель литературы.

    Комментарий. Оценка событий 1917 года была неоднозначной, противоречивой, от «Моя революция, пошел в Смольный» Маяковского до «Окаянных дней» Бунина.

         - Вспомните, как отнеслись к революции русские писатели и поэты Серебряного века, с творчеством которых мы уже знакомы.

     

    (Ответы учащихся.

         И.А.Бунин решительно не принял Февральскую, а затем Октябрьскую революцию 1917 года.

         В дневниках этих лет Бунин характеризует революцию как начало безусловной гибели России в качестве великого государства, как развязывание самых низменных и диких инстинктов, как кровавый пролог к неисчислимым бедствиям, какие ожидают интеллигенцию, трудовой народ, страну.

       

        21 октября 1928 года Бунин закончил «Окаянные дни» Эта книги публицистики написана необыкновенно сильно, темпераментно, «личностно». Политические оценки писателя дышат враждебностью, даже ненавистью к большевизму и его вождям.

         Книга проклятий, расплаты и мщения, она по темпераменту, желчи и ярости не имеет ничего равного в ожесточенной «белой» публицистике. Потому что и в гневе, аффекте,  почти исступлении Бунин остается художником: это только его боль, его мука, которую он унес с собой в изгнание.

         Февральскую революцию Куприн А.И. принял с восторгом, но по отношению к Октябрьской он занял противоречивую позицию. Писатель сомневался в ее успехе и ее подлинно народной сущности. В этом состоянии растерянности Куприн эмигрировал в 1919 году во Францию

         Революцию М.Горький принял неоднозначно. Искренне веря в ее необходимость и гуманистический пафос социального преобразования действительности, он опасался искажения ее идеалов в крестьянской стране, полагая, что крестьянство – косная, неспособная к движению и развитию масса – по сути своей не может быть революционно. Эти сомнения были выражены в цикле статей «Несвоевременные мысли», опубликованных в 1917-1918 гг. в газете «Новая жизнь».

         Пораженный сценами уличных самосудов, пьяных погромов, разграбления и уничтожения культурных ценностей неграмотными и презирающими культуру людьми, Горький приходит к пессимистическому выводу о революции как о тотальном разрушении жизни, культуры, государства.

    Учитель литературы.

         - Как оценил происходящие события Александр Блок?

    (Ответы учащихся.

         А.Блок воспринимает революцию как стихию, как очищающую силу, которая сметет ненавистный ему «страшный мир»,  где нет места красоте, гармонии, творчеству.

         В блоковском восприятии революции соединились идея народного возмездия и идея Божьего прощения этого возмездия.

         Революционную Россию Блок изобразил как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Россия старая ассоциировалась в сознании Блока с черным; он записал в дневнике: «В России все опять черно и будет чернее прежнего». В поэме «Двенадцать» он выразил свои надежды на преображение России черной в Россию белую.

         Поэт верил в преодоление греха, в исход из кровавого настоящего к гармоническому будущему, которое олицетворено в поэме в образе Христа. 3июля 1917 года он записал в дневнике: «Это ведь только сначала – кровь, насилие, зверство, а потом – клевер, розовая кашка».

         Поэт стремился увидеть «октябрьское величие за октябрьскими гримасами».)

            

    Учитель литературы.

         - Каким было отношение к революции  замечательного поэта Серебряного века Осипа Мандельштама?

    (Ответы учащихся.

         Трудно сказать на этот счет что-то определенное. Загадочны и тяжелодумны  его стихи 1917-1918 годов. Скорее всего настроения поэта были близки к принятию событий такими, какие они есть. Раз это случилось, то – да будет так!

    Прославим, братья, сумерки свободы,

    Великий сумеречный год!

    В кипящие ночные воды

    Опущен грузный лес тенет.

    Восходишь ты в глухие годы,

    О солнце, судия, народ! –

    Прославим роковое бремя,

    Которое в слезах народный вождь берет.

    Прославим власти сумрачное бремя,

    Ее невыносимый гнет.

    В ком сердце есть – тот должен

    Слышать, время,

    Как твой корабль ко дну идет.

    Учитель литературы.

         - Найдите перефразы, с помощью которых Мандельштам характеризует октябрьские события 1917 года. («Сумерки свободы»,  «глухие годы», «сумеречный год», «невыносимый гнет власти» - вот характеристика, данная Мандельштамом.)

    Поэт смиряется с неизбежностью:

                            В ком сердце есть – тот должен слышать, время,

                            Как твой корабль ко дну идет.

            

    4. Анализ событий гражданской войны.

    Учитель истории.

    Комментарий. Гражданская война, еще более расколовшая народ России на «красных» и «белых», на «своих» и «чужих», нанесла серьезный удар по интеллигенции, которую продолжали терзать извечные вопросы о судьбах России. Она, «как кровавое красное колесо», перемешивала и ломала судьбы людей, наших соотечественников.

         - Каковы особенности гражданской войны в России?

    (Ответы учащихся.

         У российского общества в те годы не было иммунитета против гражданской войны. В общественном сознании произошли серьезные изменения. Насилие после свержения царизма стало заурядным явлением, цена  человеческой жизни была сведена до самой нижней отметки. В сознание человека с ружьем прочно вошла идея о том, что самый простой путь решения всех проблем – физическое уничтожение противника.

         Ленин полагал, что гражданская война     началась в России 25 октября 1917 года, а в 1918 году приобрела масштабный и фронтовой характер. Вначале развернулась борьба между большевиками и другими социалистами – бывшими соратниками в борьбе с монархией. К концу лета – началу осени 1918 года большевикам удалось создать боеспособные части. Вместо добровольческого принципа армия стала комплектоваться на основе всеобщей воинской повинности. Для руководства боевыми действиями был создан Революционный военный совет во главе с Троцким. Он установил в войсках железную дисциплину. Созданные по приказу Троцкого заградительные отряды открывали огонь по передовым подразделениям, когда те бежали с поля боя. Противоборство красных и белых продолжалось до конца 1920 года. Самые горячие события развернулись в 1919 году. Силы Деникина наступали с юга, Колчака – с востока. Всех белогвардейцев объединяли две задачи – стремление свергнуть власть большевиков и восстановить «единую и неделимую Россию».

         В течение небольшого промежутка времени крестьяне и рабочие убедились в том, что диктатура белых ничуть не лучше диктатуры красных. И те, и другие расстреливали интеллигенцию, пороли деревнями крестьян, душили прессу, громили профессиональные союзы и кооперативы.

    Учитель истории.

    Комментарий. 

         Кто же победил в гражданской войне? С точки зрения истории – большевики. А с точки зрения нравственной, человеческой? Перед кровью, перед смертью все равны. Были разрушены вековые традиции, семьи, человеческие судьбы. Здесь нет ни победителей,  ни побежденных.

    5. Отражение событий гражданской войны и мировоззренческой позиции в творчестве поэтов Серебряного века.

    Учитель литературы.

    Комментарий.

         Поскольку революция и гражданская война раскололи общество и страну надвое, перед каждым встала проблема жесткого выбора: с кем я? За кого я? Большинство творцов Серебряного века не сочувствовали революционным переменам, не приняли новой действительности, они уехали за границу, не пожелав иметь ничего общего с Советской Россией.

         - Какую позицию в пору гражданской войны занимал И.А.Бунин?

    (Ответы учащихся.

         В пору братоубийственной войны Бунин занял недвусмысленную позицию противника большевизма. Он психологически, просто человечески не был способен на то, что предстояло старой русской интеллигенции – непростой, мучительный процесс выживания и вживания в совершенно новую и подчас враждебную ей действительность.

         Шкала ценностей для Бунина была незыблемой, самоочевидной. Его выступления, статьи, стихи открыто отвергали большевизм. В 1919 году в одной из ростовских газет было напечатано его стихотворение «Архангел»:

    Архангел в сияющих латах

    И с красным мечом из огня,

    Стоял на клубах синеватых

    И дивно глядел на меня.

    Порой в алтаре он скрывался,

    Светился на двери косой –

    И снова народу являлся

    Большой, по колена босой.

    .............................................

    Дух гнева, возмездия, кары,

    Я помню тебя, Михаил,

    И храм этот темный и старый,

    Где ты мое сердце пленил. )

    Учитель литературы.

    Комментарий.

         Михаил Архангел, согласно Библии, вождь небесного воинства в его борьбе с темными силами ада. Нужно ли доказывать, как злободневно звучали в ту пору эти строки. По Бунину, путь России – это путь поста, прощения, духовной чистоты, строгости и покаяния. Но Россия выбрала иную дорогу, поэтому в январе 1919 года Бунин навсегда покидает Родину.

         В эмиграции оказалась и замечательная поэтесса Зинаида Гиппиус. Многие из вас это имя слышат впервые. Она привнесла в эмиграцию петербургскую атмосферу, воздух Серебряного века.

         Перед ней, как и перед Буниным, не стояло вопроса, уезжать или остаться. Еще в 1904 году она написала «электрические стихи», в которых выразила свое яростное неприятие российской действительности:

    Чтение стихотворения учащимся.

                    Все кругом.

    Страшное, грубое, липкое, грязное,

    Жестко тупое, всегда безобразное,

    Медленно рвущее, мелко-нечестное,

    Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

    Явно-довольное, тайно-блудливое,

    Плоско-смешное и тошно-трусливое,

    Вязко, болотно и тинно-застойное,

    Жизни и смерти равно недостойное,

    Рабское, хамское, гнойное, черное,

    Изредка серое, в сером упорное,

    Вечно-лежачее, дьявольски косное,

    Трупно-холодное, жалко-ничтожное,

    Непереносное, ложное, ложное!

                     Но жалоб не надо: что радости в плаче?

                     Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

    Учитель литературы.

         - В чем своеобразие этого стихотворения с точки зрения лингвистики? (Построено на определениях).

         - Перечитайте последние строчки. Какое чувство лирического героя выражено в них? (Надежда, оптимизм, вера в будущие перемены).

    Комментарий.

         Но эти ожидания развеются в 1917 году.

         В стихотворении «14 декабры 17 года», посвященном своему мужу Дмитрию Мережковскому, поэту и философу, высота духа и благородство декабристов противопоставлены страшной реальности.

    Чтение стихотворения одним из учащихся.

    Простят ли чистые герои?

    Мы их завет не сберегли.

    Мы потеряли все святое:

    И стыд души, и честь земли.

    Рылеев, Трубецкой, Голицын!

    Вы далеко, в стране иной...

    Как вспыхнули бы ваши лица

    Перед оплеванной Невой!

    И вот из рва, из терпкой муки,

    Где по дну вьется рабий дым,

    Дрожа протягиваем руки

    Мы к вашим саванам святым.

    К одежде смертной прикоснуться,

    Уста сухие приложить,

    Чтоб умереть – или проснуться,

    Но так не жить! Но так не жить!

    Учитель литературы.

    Комментарий.

          Жить в такой России невозможно. Поэтому в январе 1920 года Гиппиус и Мережковский покидают Родину.

    - Почему на долгие годы оставляет Россию Максим Горький?

    (Ответы учащихся.

         В середине 1918 года  газета «Новая жизнь» была закрыта большевиками, и отношения Горького с новой властью обострились еще более. «Революция повергла его в полное смятение, - писал об этом периоде жизни Горького французский писатель Ромен Роллан, - первое время он ее не воспринимал.  Его  потрясла ее неизбежная жестокость. У тех, кто видел его в те годы...  создалось впечатление, что жизнь его разрушена и  он агонизирует, рыдая. Ленин, любивший его, сам удалил его с поля битвы и развалин. На это время он бежал в Неаполь, в Италию, такую прекрасную и такую ненужную...».)

    Учитель литературы.

         Едва ли не половина русской литературы оказалась в эмиграции.

    Учитель истории.

    Комментарий.

         Великий исход длился с 1917 по 1922 год, когда пароходы «У Гун» и «Ларистон» отправились с последней партией беженцев из Владивостока.

         Эта эмиграция была единственной в своем роде в истории человечества. Не только е численность, не только глобальность расселения, не только число талантливых в самых разных областях людей, но и та сверхзадача, поставленная перед ней историей, сделала ее уникальной. Она получила наказ истории продолжить развитие дела русской литературы и культуры.

    (Дополнение учащегося. 

         Высылка 1922 года была самой крупной государственной акцией новой власти против интеллигенции после 1917 года. Старая интеллигенция, которая стремилась сохранить нейтралитет, по существу, была приравнена  к «врагам народа». Одним из инициаторов  высылки был Л.Троцкий, цинично пояснявший, что этой акцией Советская власть спасает их от расстрела. Высылаемые являли собой интеллектуальную элиту России: историки, философы, литераторы, журналисты. Для Советской власти эти люди были нежелательными, а для русской культуры за рубежом – щедрым даром советского правительства. Там они стали основателями исторических, философских школ, современной социологии и т.п. Для самих высланных эта акция стала моральным и политическим ударом, душевной трагедией.

    Учитель литературы.

    Малая церковка.

                          Свечи оплывшие.

    Камень, дождями изрыт добела.

    Здесь похоронены бывшие,

                                        бывшие

    Кладбище

    Сан-Женевьев-де-Буа...

    Здесь похоронены

                             сны и молитвы.

    Слезы и доблесть.

    «Прощай!» и «ура!»

    Штабс-капитаны

                             и гардемарины.

    Хваты-полковники

                             и юнкера.

    Я прикасаюсь ладонью

                             к истории.

    Я прохожу

                по гражданской войне.

    Как же хотелось им

    в первопрестольную

    въехать

                  однажды

    на белом коне!

    Не было славы.

    Не стало и родины.

    Сердца не стало.

    А память была...

    Ваши Сиятельства,

                     Их благородия –

    вместе –

    на Сан-Женевьев-де-Буа.

    Плотно лежат они,

                      вдоволь познавши

    муки свои

    и дороги свои.

    Все-таки – русские.

                      Вроде бы – наши.

    Только

              Не наши скорей,

    а ничьи...

    Как они после –

                       забытые, бывшие, -

    Все проклиная и нынче, и впредь,

    рвались взглянуть на нее –

    победившую,

    пусть –

                        непонятную,

    пусть – непростившую

    землю родимую!

    И –

    умереть...

    Полдень

    Березовый отсвет покоя.

    В небе –

                    Российские купола.

    И облака,

    будто белые кони,

    мчатся

                над Сан-Женевьев-де-Буа.      

                               (Р.Рождественский  «Кладбище под Парижем»).

         Любить Родину, но жить вдали от  нее и умирать вдали от нее – всегда трагедия.

         Оставшиеся  же на Родине готовились или умереть с «обугленной» Россией, или с ней же,  «как Лазарь, встать из гроба».

         Никогда не стоял вопрос о том, покидать родину или нет, перед Анной Ахматовой. В 1917 году она пишет стихотворение «Мне голос был...», направленное против тех, кто в годину суровых испытаний собрался уезжать.

    Чтение стихотворения  учащимся.

    Мне голос был. Он звал утешно,

    Он говорил: «Иди сюда,

    Оставь свой край глухой и грешный,

    Оставь Россию навсегда.

    Я кровь от рук твоих отмою,

    Из сердца выну черный стыд,

    Я новым именем покрою

    Боль поражений и обид».

    Но равнодушно и спокойно

    Руками я замкнула слух,

    Чтоб этой речью недостойной

    Не осквернился скорбный дух.

    Учитель литературы.

    Комментарий.

         А.Ахматова, как и многие ее современники, прошла через все муки ада тоталитарного государства: примерно с середины 20-ых годов ее стихи замалчивались, в 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре будет арестован, а затем расстрелян ее муж Николай Гумилев, а в 30-ые под колесо сталинских репрессий попадет  ее единственный сын-студент лев Гумилев. «Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне», - так скажет о своей трагической судьбе сама поэтесса.

         Встать над схваткой, презреть суету быстротекущей минуты во имя незыблемых общечеловеческих ценностей, отказаться от деления людей единой нации на каких-то «красных» и каких-то «белых», плакать и скорбеть о тех и о других – такова была мировоззренческая позиция Максимилиана Волошина. 

    Чтение стихотворения учащимся.

    Одни идут освобождать

    Москву и вновь сковать Россию,

    Другие, разнуздав стихию,

    Хотят весь мир пересоздать.

    И здесь и там между рядами

    Звучит один и тот же глас:

    «Кто не за нас, тот против нас!

    Нет безразличных! Правда – с нами!»

    А я один стою меж них

    В ревущем пламени и дыме

    И всеми силами  моими

    Молюсь за тех и за других.

    Учитель литературы.

         Во время гражданской войны Волошин спасал «красных» от «белых», а «белых» от «красных». Об этих событиях поэт пишет в стихотворении «Дом поэта».

    Чтение стихотворения одним из учащихся.

    Усобица, и голод, и война,

    Крестя мечом и пламенем народы,

    Весь древний  Ужас подняла со дна.

    В те дни мой дом, слепой и запустелый,

    Хранил права убежища, как храм,

    И растворялся только беглецам,

    Скрывавшимся от петли и расстрела.

    И красный вождь, и белый офицер, -

    Фанатики непримиримых вер –

    Искали здесь, под кровлею поэта,

    Убежища, защиты и совета.

    Я ж делал все, чтоб братьям помешать

    Себя губить, друг друга истреблять,

    И сам читал в одном столбце с другими

    В кровавых списках собственное имя.

    Учитель литературы.

         В таких «кровавых списках» оказалось имя Николая Гумилева.

    Учитель истории.

         Все самые бурные, самые напряженные октябрьские дни 1917 года, последовавшие за ними революционные перемены произошли, когда Гумилев находился за границей.

         Вернувшись в Россию, поэт с головой ушел в литературную жизнь, по которой  он соскучился за годы войны и пребывания за границей. Он читает лекции, ведет литературные занятия в институте истории искусств и во всевозможных студиях.

         Многие знавшие в эти годы Гумилева говорят о том, что он избегал говорить о политике и не высказывал своих, несомненно, монархических убеждений, Но и революцию,  и всего того, что происходило вокруг, не осуждал.

    Учитель литературы.

         Гумилев считал себя поэтом, жил  литературой.

         И только в 20-ые годы Гумилев пристально всматривается в себя – не условного, романтического героя, а участника всего происходящего в стране. В стихотворении «Заблудившийся трамвай» уже сам рожденный поэтом образ заблудившегося трамвая, сошедшего с железного, раз и навсегда определенного пути, свидетельствует, что в глазах Гумилева его собственная жизнь и вообще жизнь сошли  с рельсов, что происходит что-то непонятное и страшное.

    (Чтение стихотворения учащимися).

    Шел по улице я незнакомой

    И вдруг услышал вороний грай.

    И звоны лютни, и дальние громы –

    Передо мною летел трамвай.

    Как я вскочил на его подножку,

    Было загадкою для меня,

    В воздухе огненную дорожку

    Он оставлял и при свете дня.

    Мчался он бурей темной, крылатой,

    Он заблудился в бездне времен...

    Остановите, вагоновожатый,

    Остановите сейчас вагон.

    ..........................................................

            

    Где я? Так томно и так тревожно

    Сердце мое стучит в ответ:

    Видишь вокзал, на котором можно

    В Индию Духа купить билет.

    Учитель литературы.

    Комментарий.

         Поэт и занят поисками этой Индии Духа, где можно обрести спокойствие, равновесие, почувствовать твердую почву, которая явно уходит из-под ног.

         Две последующие строфы относятся не к прошлому и настоящему, а к будущему. Поэт как будто прозревает свою трагическую гибель.

    Чтение  отрывка из стихотворения учащимися.

    Вывеска ... кровью налитые буквы

    Гласят – зеленная, - знаю, тут

    Вместо капусты и вместо брюквы

    Мертвые головы продают

    В красной рубашке, с лицом как вымя,

    Голову срезал палач и мне,

    Она лежала вместе с другими

    Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

    Учитель истории.

         Последний год его жизни начинался обыкновенно. Он сочинял, был полон планов и надежд. Но 3 августа 1921  Гумилев был арестован органами ЧК, обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и 24 августа расстрелян вместе с еще шестьюдесятью привлеченными по этому делу. Ныне стало известно, что основанием для обвинения «послужили только никем не проверенные и не доказанные показания одного человека».

    Учитель литературы.

         Как и Гумилев, «срезаны палачом» и погибли «под пятой века-волкодава»   Марина Цветаева,  Осип Мандельштам,  Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Борис Пильняк...  многие, многие другие.

    6. Выводы.

    Учитель литературы.

         Серебряный век определяют как эпоху, «судорожно протянутую между двумя безвременьями, опрокинутую в пространство», где «оторопь по полю рыщет», где судьбы поэтов пролегают, если воспользоваться метафорой Б.Пастернака, «из дыр эпохи роковой

    В иной тупик непроходимый».

    Учитель истории.

         Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции «стали теми естественными преградами, о которых разбилось некогда мощное течение, разделившись на отдельные русла, старицы, подземные потоки, - но не погибло, а влилось в океан мировой культуры».

         Символично, что прошло почти 100 лет, и мы с горечью и восхищением говорил сегодня, в современной России, о необыкновенном, но коротком периоде в истории русской культуры, который мы называем Серебряным, но ВЕКОМ Серебряным так и не ставшим.

       

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

    Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

    Интегрированный урок литературы и физики в 11 классе "Поэтесса М. Цветаева как прозаик и физические явления в ее произведении"

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОКлитературы и физики в 11 классе«Поэтесса М. Цветаева как прозаик и физические явления в ее произведении»(к 120-летию со дня смерти поэта)Форма урока: интегрированный урок лит...

    Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе по теме «Подвиг Ленинграда"

    Цели: 1) Сформировать представление об основных вехах обороны Ленинграда (ист.) и познакомить с произведениями художественной литературы, отражающими блокаду Ленинграда. (лит.) 2) Развивать умение ана...

    Презентация интегрированного урока литературы и истории в 6 кл на тему: "Русские летописи."Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе". Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях".

    Представленный материал позволяет осуществить знакомство учащихся с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе"....

    Презентация к интегрированному уроку литературы и истории в 11 классе "Духовная жизнь страны: период "оттепели"

    Данная презентация поможет в проведении интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. ...

    Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе «Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»

    В данном уроке раскрывается историческая тема на примере произведения М.Ю. Лермонтова. Учащиеся знакомятся с эпосом 30-х годов 19 века. На занятии прослеживаются исторические параллели в литературе, п...