Разработка урока "Стертая прелесть старины" (интегрированный урок литературы и истории)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Вера Михайловна Петренко

На данном уроке мы познакомимся с некоторыми страницами нашей истории – строительство храмов, соборов, чтоб увековечить славу русского народа, и отражение подвигов и красоты творчества в литературных произведениях. Храмы строят и по сей день, не давая нам забыть, откуда мы произошли, а литературные памятники тоже живут вечно. («Рукописи не горят»)

Андрей Рублев, 15 век,

Сергий Радонежский, 14 век,

Дмитрий Донской.

            Нам есть кого вспомнить, есть кем гордиться. Именно Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на битву с Мамаем. В честь него стоит Троице – Сергиева лавра в Г. Сергиев – Посад ( бывший Загорск)

           Осознавать себя «помнящими родство» не значит презирать иной народ. Места всем хватит. Должна быть терпимость и памятливость. Если будет память – будет и наша святая Русь.

           Слова из письма Павла Флоренского, написанные им в 1917 году. Злободневны они и сейчас:

            «Все, что происходит вокруг нас, разумеется, мучительно. Однако я верю и надеюсь , что, исчерпав себя, вся эта сегодняшняя мерзость вызовет ненависть к себе, и тогда сердца и умы обратятся к русской идее, к святой Руси…» Пророческие слова                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stertaya_prelest_stariny.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петренко Вера Михайловна,

учитель литературы МБОУ СОШ № 1

                                                                    УРОК

        ТЕМА:              «СТЕРТАЯ ПРЕЛЕСТЬ СТАРИНЫ…»

                                      (интегрированный урок литературы и истории)

        

          Цель:        обратиться к прошлому Родины, вспомнить, откуда пошла русская земля,

                закрепить знания о древнем Новгороде, о церковной архитектуре,                              обращение к духовности человека, связь с великим прошлым Росиии.

        Оборудование:

                Книги:       «Крещение Руси»

                               «Земля русская» Д. Лихачев

                               «История русской церкви»

                                «Зодчие» Д. Кедрин

                                 Стихи, поэма «Мастера»

                           

                                        План урока

1. Вступительное слово учителя

        1. Отрывок из романа Л.Леонова «Русский лес»

        2. Стихи ученицы.

        3. Крещение Руси (сообщение ученицы)

2. Древний Новгород (12 – 13 в.в.)   (из воспоминаний летописцев)

        1. Описание

        2.Соборы Новгорода (София). Показ фотографий соборов, описания фресок. Феофан Грек.

3. Присоединение Новгорода к Москве.

        1. Московские соборы.

        2. Храм Покрова (16 век) (О Василии Блаженном)

        3.Дмитрий Кедрин. Создание «Зодчие». История колоколов. Сергий Радонежский.

4. Заключение. Память старины. Светлая святая Русь.

        (Если возрождаются храмы, значит вернется память)    

                                                                                     

     Эпиграф:

                                                                   «И я шепчу, не в силах отвести

                                                                Глаза от синей высоты курганов

                                                                                           Прости, земля российская, прости

                                                                        Своих родства не помнящих Иванов»

                                                                                                                           В.Сидоров. 1971г.

Вступление (учитель):

        «Необъятна земля. Необъятная ширь простирается впереди, и кажется, никаких крыльев не хватит долететь до ее края.

        Так было и на заре русских, когда после пятивековой стоянки на Карпатах единое славянское племя растекалось оттуда на четыре стороны света: наши предки избрали восток.

        Однажды все смолкло: скрип повозок, плач младенцев, мычание волов – и предки наши в последний раз с орлиной высоты глядели в необозримое пространство впереди.

        Прекрасная девственная котловина лежала между горных хребтов, и по ней  струились царственно – неторопливые реки.

        Старики верили, что там, впереди, создастся Россия. Наверное, это случилось утром, в начале лета, когда особенно приманчива наша земля.

        Потом пращур Святослава подал знак – и племя хлынуло вниз. И обосновали эту землю. Так была начертана первая строка нашей истории. Возможно, это утро длилось век…

        Надо было не просто существовать , но и украшать жизнь, свой быт, все вокруг.  Воздвигали города, поклонялись идолам. В 988 году произошло крещение Руси».

Ученик:

        Много лет назад наши предки – славяне – жили в деревянных городах, на берегах рек. У опушек лесов они строили свои небольшие поселки – деревни. Простые люди жили в деревянных домах – избах. Князья и богатые люди строили большие дворцы – терема  и хоромы. Славяне занимались рыбной ловлей, охотой, земледелием. Они встречались на годовых базарах – ярмарках и торговали с соседями.

        Славяне часто воевали, они ходили в походы и осаждали города своих противников. Славяне делали себе богов – идолов из камня, дерева и золота. Они им поклонялись и приносили жертвы.

        Тысячу лет тому назад в славянской стране Русь, в городе Киеве, правил князь Владимир. Он был  храбрым воином и с молодости ходил в походы, любил охоту. После охоты или похода молодой князь любил слушать рассказы и песни о дальних краях, о воинах, о славных делах своих предков. Он часто слушал, как живут другие народы, чем они занимаются, каким поклоняются богам. Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева и начал искать новую веру для себя и своего народа.

        Из дальних стран – с запада, востока и юга приходили в Киев послы. Они хотели, чтобы князь Владимир принял из веру. Князю больше всего понравилось христианство, о котором ему говорили греческие монахи. Князь Владимир крестился и женился на греческой царевне Анне.

        Жители Киева крестились в Днепре в 988 году. Потом крестилась Киевская Русь и другие славянские племена. После крещения Руси идолов сожгли или бросили в реку. Князь Владимир был добрым и справедливым, строителем многих церквей. Народ любил своего князя и прозвал его «Красное солнышко», а наша святая церковь причислила князя Владимира к лику святых и назвала Равноапостольным.

Ученица:                                

                                Страна, где мы впервые

                                Вкусили сладость бытия,

                                Поля, холмы родные,

                                Родного неба милый свет,

                                Знакомые потоки,                

                                Златые игры первых лет

                                И первых лет уроки.

                                Что вашу прелесть заменит?

                                О родина святая.

                                Какое сердце не дрожит,

                                Тебя благословляя?

        - Ребята, на уроках истории вы знакомитесь с различными княжествами, городами. Вспомните, какой город в 12 – 13 веке был наиболее могущественным? (Новгород)

        - Да, недаром его зовут Великий Новгород.

        - Давайте почитаем воспоминания иностранца об этот городе. Воспоминания 1413 года.

                                

                                                    « Великий Новгород»

        Удивительно большой город. Он расположен на большой равнине, окруженной лесами, находится среди вод и болот. Посреди города течет река Волхов. Город обнесен плохими стенами, сделанными из плетня и земли, башни каменные. Город независим. Общинное правление. У них христианская религия. Они имеют замок, расположенный на берегу реки. В нем соборная церковь святой Софии. Внутри города много бояр, есть горожане, которые богаты. Монета их состоит из кусков серебра. Они имеют 2 начальника: тысяцкого и «посадника».

        - Ребята, на доске вы видите иллюстрации храмов, соборов

        - Проведем небольшую словарную работу. Нам встретились слова СОБОР, ХРАМ (запись в тетр.)  СОБОР – слово многозначное.

        1. значение – это собрание епископов, собираемые для рассмотрения и решения вопросов, относящихся к вероучению, церковному управлению.  Первый собор был созван в 1051 году для избрания митрополита. Соборы 1547, 1549, 1551 г.г. сыграли роль в укреплении церкви (правление Ивана Грозного 4)

        Соборы 1666 – 1667 г.г осудили патриарха Никона, который пытался поставить духовную власть выше светской.

        СОБОРОВАНИЕ – богослужение у постели больного с помазанием тела елеем.

        2 значение – в христианской архитектуре – главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо.

        Храм –культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужения. Архитектурное значение шире религиозных идей. Они отличаются богатством застройки, красотой. И сейчас они еще и как памятники искусства.

        Итак, Великий Новгород. Центральный храм – храм Софии. В 1045 г. Заложили эту церковь, здесь прослеживается четкость архитектурных пропорций, отличается лаконизмом. Мощные стены почти лишены украшений. Храм имеет 5 куполов. Затем построили еще три собора: Николо – Дворищенский, Антониев монастырь, Георгиевский монастырь.

        Внутри соборы покрыты фресками. Фреска – это письмо по сырой штукатурке. Высыхая, штукатурка с красками создает красочную поверхность. Главная тема фресок – человеческие фигуры, с античным румянцем на щеках, с крупными чертами лица. Расписывали храмы артели. «Живописной артелью монаха Андрея Рублева !!Изукрашен зело византийским суровым письмом»

        Церковные здания символизировали весь мир. Изображения святых занимают строго определенное место: на восток – алтарь, запад – притвор. Обязательно был колокол. Колокола появились на храмах не сразу. Вначале христиане избегали сильно звучащих инструментов. Были удары молотка о деревянные доски. Знамениты Ростовские, Новгородские колокола. Весом были они более 2000 пудов. А самый главный колокол весит 12000пудов (200 тонн). Колокола созывали народ на вече (собрания). Колокола звучали и тогда, когда вспоминали умерших, отпевали тоже под звон колоколов. Колокола звали и когда над Русью надвигались тучи. Тогда весь народ вставал на защиту отчизны.

                                                 «Колокол»

                                В тот колокол, что звал народ на вече,

                                Вися на башне у кривых перил,

                                Попал снаряд, летевший издалече,

                                И колокол, сердясь, заговорил.

                                Услышав этот голос недовольный,

                                Бас, потрясавший гулкое нутро,

                                В могиле вздрогнул мастер колокольный,

                                Смешавший в тигле медь и серебро.

                

                                Он знал, что в дни, когда стада тучнели

                                И закрома ломились от добра,

                                У колокола в голосе звенели

                                Малиновые ноты серебра.

                                Когда ж врывались в Новгород соседи

                                И был весь город пламенем объят,

                                Тогда глубокий звон червонной меди

                                Звучал, как ныне, это был набат!

                                И рухнули перил столбы косые,

                                И колокол гудел над головой

                                Так, словно то сама душа России

                                Своих детей звала на смертный бой.

        Купол и своды символизируют небо. В середине здания изображались апостолы, мученики, пророки, святые.

        Росписи сделаны византийским художником Феофаном Греком. Он был приглашен в Россию, позднее вместе с Андреем Рублевым расписывали и Московский Благовещенский собор.

Вопрос:  Феофан Грек. Что мы о нем знаем?

Ответ:   Он более 30 лет прожил в России. В его манере работать мы узнаем манеру художника – монументалиста. Во время работы он отступал от работы, чтобы обозревать со всех сторон. Он работал «Нагама же без покоя стояше».Есть «Троица» Феофана Грека и «Троица» Андрея Рублева.

        Вывод учителя:

        Когда Новгород присоединился к Москве, то не были разрушены культурные центры. Наоборот, Москва использовала новгородские летописи, богатства Новгорода, приглашали к себе новгородских Иконников, строителей, богомазов.

        Следующая страница истории. Расцвет Москвы. 1147 год – год рождения Москвы. Даже Ю.Долгоруков, поивший коней на тихой Неглинной речке, не помышлял, что здесь вырастут дома и появится город, который станет столицей Руси.

        В 14 веке сначала крепость была из дуба, потом стали появляться каменные строения из белого камня. И Москва стала белокаменной. Вокруг появлялись крепости – стражи монастыри: Донской, Ново – Девичий, Ново – Спасский, Московский Кремль, Успенский собор. Так росла и крепла Москва. Это время правления Ивана 3.

        Наступает 16 век. Ивана 3 сменяет Иван4 Грозный. В это время зодчие возводят храм Покрова (храм В.Блаженного). Создавался он в 1554 -1560 г.г двумя русскими строителями – Постником и Бармой. Храм воплотил красоту, силу, славу Руси. Легенда гласит, что нужно было сделать 7 приделов (7 святых, помогавших русским), они сделали 8, исходя из законов симметрии, как истинные художники.

        В литературе тоже отразилась эта история, этот сюжет. Замечательная поэма Д.Кедрина «Зодчие» рассказывает как раз о строительстве храма. Д.Кедрин 1907 г. Рождения. Донбасс. Юность прошла в Екатеринославе (Днепропетровск). Увлекся стариной, в творчестве часто обращается к прошлому, чтобы показать истоки талантливости русского народа, его красоту. Он показывает одну из главных черт – создавать прекрасное вопреки жестокости века и правителей.

        «Зодчие»  Выделим 3 проблемы:

1. Что такое красота?

2. Что такое добро и зло?

3. Что побеждает в их борьбе?

Вопрос классу:  Почему храм Покрова еще зовется храмом Василия Блаженного?

Ответ (ученик):

        Василий Блаженный – московский юродивый. Память о нем празднуется 2 августа. Мощи его находятся в Московском Покровском соборе. Родился он в 1469 году в московском селе Елохове. У В. Блаженного был дар прозрения. Например, такой случай. К хозяину В.Блаженного пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, каких ему хватило бы на много лет. Василий усмехнулся, на вопрос хозяина, что означает эта улыбка, он ответил, что этот человек завтра умрет. Так и произошло. И в 16 лет В.Блаженный оставил все и начал подвиг юродства. Он подвергал себя гонениям, лишениям. Царь Иван Грозный чтил и боялся его. Скончался В.Блаженный 2 августа 1557 года.

Учитель:

        Иван Грозный приказал построить Покровский собор в память покорения Казани (храмы, соборы вообще строились, чтобы отразить и запечатлеть силу, храбрость русских воинов в защите своей Родины).

        Прежде чем вы услышите эту поэму, обратите внимание на сноски непонятных для вас слов. Д. Кедрин – мастер слова, поэтому, чтобы воссоздать колорит той эпохи, он употребляет много древнерусских слов.

        На доске слова:

вельми, зело                        - очень

посконные                        - из грубой конопляной ткани

смерды                        - крестьяне – земледельцы в Древней Руси

зане                                - ибо, так как

пагоды                        - храмы

богомаз                        - художники, рисовавшие иконы

торовато                        - щедро

кружало                        - кабак

правеж                            - расправа

тать                                - вор

лепота                                - красота

        Чтение поэмы:

        - А вы, ребята, пока будете слушать поэму, подумайте, каков финал поэмы, что же победило – добро или зло?

        Беседа по содержанию поэмы:

        - Какое впечатление она на вас произвела? Что воплотилось в ней?

        - Оправдывает ли Иван Грозный 4 свое прозвище расправой, учиненной над строителями?

        - Какой прием употребил поэт, рисуя мастерство зодчих и обстановку, окружающую их в это время?

(Это контраст. Сначала идет зачин, напоминающий летопись. Он звучит спокойно. Затем контраст: теснота, скованность на площади, пьянство народа, красота церкви – творческое начало)

         Итак, специфика изображения в литературе:

1.  Повествование ( как строили собор)

2.  Описание деталей ( И уже подымались…)

3.  передача впечатления, которое производит на зрителей собор)

4.  Противопоставление его окружающему ( А над всем этим срамом та церковь была как             невеста…        

Вывод:

        Итак, сегодня мы познакомились с некоторыми страницами нашей истории – строительство храмов, соборов, чтоб увековечить славу русского народа, и отражение подвигов и красоты творчества в литературных произведениях. Храмы строят и по сей день, не давая нам забыть, откуда мы произошли, а литературные памятники тоже живут вечно. («Рукописи не горят»)

Андрей Рублев, 15 век,

Сергий Радонежский, 14 век,

Дмитрий Донской.

        Нам есть кого вспомнить, есть кем гордиться. Именно Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на битву с Мамаем. В честь него стоит Троице – Сергиева лавра в Г. Сергиев – Посад ( бывший Загорск)

        Еще раз поглядите на эпиграф урока. Осознавать себя «помнящими родство» не значит презирать иной народ. Места всем хватит. Должна быть терпимость и памятливость. Если будет память – будет и наша святая Русь.

        И в конце послушайте слова из письма Павла Флоренского, написанные им в 1917 году. Злободневны они и сейчас:

        «Все, что происходит вокруг нас, разумеется, мучительно. Однако я верю и надеюсь , что, исчерпав себя, вся эта сегодняшняя мерзость вызовет ненависть к себе, и тогда сердца и умы обратятся к русской идее, к святой Руси…» Пророческие слова                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Программа спецкурса "Театр и литература "(От уроков литературы к истории театра)

Программа спецкурса ориентирована на формирование у учащихся эстетической культуры, на приобщение их к миру искусства, к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта прошлого....

Разработки уроков. Литература и история.

Планы уроков истории и литературы по теме " Культура России"...

Разработка интегрированного урока (литература и история) для 7 класса по рассказу И. Бунина "Лапти"

Разработка посвящается интегрированному уроку в 7 классе. Обучающимся была дана возможность познакомиться с сюжетом рассказа И. Бунина "Лапти" в контексте исторической атмосферы. На уроке та...