ТЕМА УРОКА: "В мой жестокий век восславил я свободу..." "Реквием ".А.Ахматова."
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Боткина Ирина Викторовна

 

ЦЕЛИ УРОКА:

         Методическая цель: освоение метода проведения урока - дискуссии.

 

         Учебная цель:

1.Знакомство с эпическим лирическим произведением,

2.Учить началам анализа художественного произведения.

3.Учить умению находить в тексте художественные средства, помогающие автору в создании художественных образах.

4. Определить на примерах из текста роль личности в сталинскую эпоху.

5.Учить учащихся формулировать собственное мнение о важных исторических событиях в свете литературных произведений.

 

         Воспитательная цель: развивать у учащихся интерес к личности поэта и его творчеству.

 

         Развивающая цель: развивать мыслительную деятельность учащихся, логическое мышление, интерес к работе над поэтическим произведением.

 

         ВИД УРОКА: Урок - представление Поэта; урок - дискуссия

         ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: портреты А.Ахматовой, сборник книг, материалы прессы о поэтессе, эпиграф,

         ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Сообщение учащимся темы и целей урока;

3. Слово учителя о назначении поэта;

4. Дискуссия о судьбе поэта в период тоталитарного режима.

5. Чтение поэмы и ее анализ.

6. Закрепление тем по вопросам.

7. Итоги     урока:

8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

         Учитель:

         Державин в своем "Памятнике" сказал, что он дерзнул "истину царям с улыбкой говорить". Утверждая достоинство Поэта, Пушкин говорил о себе "В мой жестокий век восславил я свободу...". Каждый Поэт обречен на свой "жестокий век" и как бы приглушенно ни звучал его голос, он не может не высказать своей правды.       

         Наше давнее и не столь уж давнее прошлое не хотело давать поэту права на единственный способ утвердить собственное достоинство - сказать всю правду. Поэты должны были следовать единой, свыше утвержденной правде или, на худой конец, втискивать свою правду в дозволенные рамки.

         Настоящая русская поэзия всегда была беспощадно честной, открыто совестливой, и в ней в самые мрачные времена не умолкали голоса "печали и гнева". И если рукописи не горели, то не всегда удавалось уцелеть их авторам.        

        

         Учитель: Многие вернулись домой, отсидев в лагерях немалые сроки, вернулись с надеждой и верой, и вновь не молчали,
вновь шли к нам их голоса.Кто эти поэты?

 

         Ученик:  Ольга Берггольц, В.Шаламов, Ярослав Смеляков, Анатолий Жигулин, Борис Ручьев.

        

         Ученик: Я хочу прочитать стихотворение О. Берггольц
"Нет, не из книжек наших скудных...”

        

         Учитель: Поэты расплачивались не только кровью, тюрьмами,
лагерями, ссылками и житейскими лишениями, но и долгим молчанием, невозможностью прийти к читателю со словом правды. В 1935году (первый арест сына) долгое молчание Анны АХ-
матовой было прервано. Именно этим годом датирован наиболее
ранний фрагмент "Реквиема".

         Два с половиной десятилетия Ахматова хранила’’Реквием" в
памяти, страшась доверить бумаге строки, которые могли обернуться смертным приговором.

        

         Учитель: послушаем весь "Реквием" - читаю вслух.

После ХХ съезда КПСС, где был развенчан культ личности Сталина, Ахматова говорила "Того, что...

         Учитель: к кому обращен «Реквием»?

         Учащийся: а) к невольным подругам (Л.Чуковская);

                            б) к сыну, к мужу;

                            в) к смерти;

                            г) к безумию;

                            д) к тем, кто в списке.

         Учитель: Какое еще действующее лицо в поэме?

         Учащийся: Русь (приводит примеры)

 

         Учитель: Некоторые утверждают, что «Реквием» - это лишь трагедия матери и сына. Верно ли это? Почему?

        

         Учащийся: потому что в очереди в тюрьме она не одна.

         Я молюсь не о себе одной... (Эпилог)

 

         Учитель: Действующие лица названы - это люди в очереди, люди в застенках, сын, муж, сама несчастная женщина.

         У палачей в "Реквиеме" нет ни имен, ни лиц.

         Лишь раз прозвучит слово - острое, колючее какое? - «Ежовщина»

 

         Учащиеся отвечают:

         «И скорой гибелью

         грозит огромная звезда»

         Может быть, кремлевская.

 

         Учитель: Нелюди невидимы, но явственны их деяния, застывающие в неопределенно-личных предложениях (Найдем их)

 

         Ученики:    - Уводили тебя на рассвете...

                            - Словно грубо навзничь опрокинут

                            - Словно с болью жизнь из сердца вынут

 

         Ученики:

         И деяния палачей направлены не только на нее и ее сына,"Маруси" топчут Русь, воет старуха, стонут тысячи людей.

        

         Учитель:Мы уже говорили, что Ахматова в выборе своих лирических героинь часто обращалась к истории.

         Вот и здесь в I части меняется облик героини, она воплощает себя в облике женщины русского средневековья. Кого?

        

         Ученики: Стрелецкие женки. Этим она опять отождествляет свои страдания со страданиями русских женщин.

         Учитель: Еще связь с историей, с фольклором. В русских старинных песнях образ реки часто связывался со слезами. Найдем в тексте.

          Где еще в других произведениях?

         - "Слово о полку Игореве" (Ярославна плачет на Каям-реке)

         Учитель: определенный эффект достигается и звукописью:

         - ГРОМЫХАНИЕ   ЧЕРНЫХ   МАРУСЬ

         Учитель: что напоминает нам эпилог поэмы?

        

         Ученик: Эпилог напоминает вначале колокол, затем набат. Звук нарастает - опадает. Вновь нарастает - и вновь опадает. (читает-доказывает)

        

         Учитель: Впервые в русской литературе колокольным поминальным звоном зазвучал «Реквием» как память о невинно убиенных. Поэма Ахматовой - это торжественная молитва «Покой вечный дай им, Господи.»

         Ребята, я хотела бы услышать ваше мнение о том периоде, о роли поэта, человеке, вообще и Анны Ахматовой, в частности.

         Учащиеся делятся своим мнением.

        

         Учитель: Задание на дом:

1.   Выучить наизусть отрывок из поэмы;

2. Написать письменный ответ на тему: «Трагическая судьба поэта в период тоталитарного режима».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....

Тема урока: Что англичане считают началом своих свобод?

Разработка технологической карты урока проверки, коррекции и контроля знаний по историиПедагогические цели:усвоить ключевые понятия темы: парламент, Великая хартия вольности, палата лордов, палата общ...

Тест по поэме "Реквием" А.Ахматовой

Данный тест проверяет знания учащихся после прочтения произведения....

Презентация к уроку в 5 классе - Земледельцы Аттики теряют свободу

Данный материал можно использовать при изучении тем, связанных с Древней Греции...

Родительское собрание на тему "Защита детей от жестокого обращения и насилия"

Сообщение на тему "Защита детей от жестокого обращения и насилия. Последствия насилия подростков", видео- ролик....

Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»

Конспект содержит  разработку урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус"....

Исторический масштаб и трагизм поэмы «Реквием» А. Ахматовой

Урок построен на основе проблемного вопроса: "Это была трагедия народа или матери и сына?"  В ходе урока используется наглядно-иллюстративный материал в виде презентации, на которых...