Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Скворцова Маргарита Викторовна

Конспект содержит  разработку урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury_6_kl_-_.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус».

Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения».

Учитель русского языка и литературы Скворцова М.В.

Цели урока:

1.Образовательные:

1)  Продолжить знакомство учащихся с личностью М.Ю. Лермонтова;

2)  Продолжить знакомство учащихся с лирикой М.Ю. Лермонтова – «Парус»- «грустный приговор  всеотрицанию»;

3) Показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил.

2. Развивающие:

1)  Сформировать  навыки   сопоставительного анализа текста с другими видами искусства;

2)  Продолжить развитие навыка  выразительного чтения стихотворения;

3. Воспитывающие:

1) содействие эстетическому образованию учащихся;

2) воспитание интереса к творчеству великих соотечественников;

3) воспитание культуры труда.

Оборудование урока:

1.Портреты М.Ю.Лермонтова (гравюры Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет)

2.Репродукции картин Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина.

3. Компьютер, проектор.

4. Презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

Краткий рассказ о жизни и творчестве  М.Ю. Лермонтова.

(Прослушивание сообщения учащегося.)

3. Обобщение учителя о поэте.

Детство Лермонтова. Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества. Детство в Тарханах. Благородный пансион при Московском университете. Московский период. Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. « Смерть поэта» - начало всенародной славы. Ссылка на Кавказ. Трагическая гибель.

4. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова.

- Рассмотрим гравюру Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет.

- Каким увидели поэта? Ваши впечатления?

- Что вы увидели необычного в судьбе и облике Лермонтова?

- Прочитайте эпиграф к статье поэта?

- Как статья, стихотворения в учебнике и эпиграф помогают понять мир

раздумий и желаний поэта?

5. Сообщение темы урока.

- Сегодня  познакомимся с одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова

« Парус».

История создания стихотворения (сообщение ученика)

Стихотворение было включено в текст письма к М.А. Лопухиной от 2 сентября 1832 года (из Петербурга в Москву).

Вынужденный уйти из Московского университета из-за участия в студенческих волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой, холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский университет. Лермонтову 18 лет. Надо как-то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в школу гвардейских подпрапорщиков. (Показывается слайд: длинный, скучный в своем однообразии фасад угрюмого здания.) Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым». Этого ли счастья ищет восемнадцатилетний поэт? Как-то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус». Душевное состояние поэта и выразилось в стихотворении “Парус”.

- Символом чего может быть для вас слово « парус»?

- Как вы думаете, чем поражает человека  море?

- Какое море в тихую погоду?

- А в бурю?

6. Прослушивание аудиозаписи стихотворения « Парус».

- Послушайте стихотворение Лермонтова «Парус».

- Какие картины вызывает стихотворение в вашем воображении?

- Какое  настроение возникает в связи с этим произведением? (грустное, взволнованное, печальное).

-Какое слово определяет это настроение? (эпитет «одинокий»)

- Эпитет «одинокий стоит на необычном месте, выделяется в поэтической строке, на него приходится смысловой акцент. Такой приём в литературе называется инверсией.

Запись в тетради:

Инверсия – необычный порядок слов в предложении. Она помогает выделить наиболее значимые слова и передать настроение.

7.Анализ стихотворения.

- Выделите основные ключевые слова стихотворения.

Буря                               одинокий

Покой                            мятежный

- Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)

- Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий,  увы…»)

- Согласны ли вы с утверждением, что парус - это сам поэт?

- Что такое буря?

- Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия)

- Что символизирует море? (жизнь, судьбу)

- Давайте обратимся к образу моря. Каким рисуется оно в стихотворении? Найдите по тексту.

- Оно разное. Сначала туманное (« в тумане  моря»-метафора), потом игривое(играют  волны - олицетворнение), затем спокойное.

- Правильно. Образ моря на протяжении стихотворения меняется.  А теперь посмотрим на образ паруса. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте.

- «Одинокий и мятежный»

- Правильно. Известно, что в черновом варианте было: « Белеет парус  отдаленный».

- Почему Лермонтов заменил одно слово другим?

- Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать не только предмет, но и  состояние души человека.

- Что этим достигается?

- « Белеет парус одинокий…», а потом говорится « он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе.

- Так только ли о парусе идет речь в данном стихотворении?

- Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы.

I строфа

1  стих   }   состояние мира              3 стих          вопросы  автора

2 стих                                                  4 стих

- Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили?  Каким было бы изображение? (точечным)

- Чтение второй строфы.

- Как меняется изображение паруса?

- Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? ( Приближение через звук).

- Каким предстает море?  ( И радостное,  и грустное: « Играют волны, но ветер свищет»)

Обобщение учителя:

- В первой строфе задается вопрос, а в последней дается ответ.

- К чему свойственно стремление человека?  (к счастью)

- В стихотворении стремление к счастью не удовлетворяется.

- Почему именно так изменяется состояние мира, как это описано в стихотворении?  

( туман – загадка, предвестия; потом - это разражается в трагедию).

- Как соотносится мир и парус в каждой строфе стихотворения? ( I строфа – туман соединяет море и парус, II строфа – нет ли противоречия? « играют» - «свищет». Парус и море соединяются, но парус сопротивляется, поэтому мачта гнётся гнется. III строфа  –  парус между  двух начал).

- В черновике стихотворения сначала было представлено « струя и луч»? Почему?  (луч выделяется)

- Какие это краски? (божественные)

- Попробуйте заменить союз «а», что получится? Останется ли тот же смысл? (с союзом «а» - парус противостоит).

Обобщение учителя:

- Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется.

- Какое главное слово автора в первой строке? (одинокий)

- А в последней? (мятежный)

- Почему автор сначала называет парус «одинокий»,  а потом – «мятежный»? ( Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление)

- Что же нужно парусу? (буря и покой).

- Что же это за слова в русском языке? (антонимы).

- А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды  парусу.

- Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?

- В сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе. 
Наиболее точные эпитеты — “одинокий” и “мятежный”. Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, “просит бури”, и никакие “золотые лучи солнца” и “лазурные струи” не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он “счастия не ищет”, ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу

8. Целостное выразительное чтение стихотворения учащимися.

9. Наблюдения по репродукциям к картинам Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина.

- Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в живописи и в музыке.

- Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник, как Айвазовский, а также Куинджи, С. Щедрин.

- Рассмотрите репродукции.

- Какие краски использует художник, изображая море?

- Подумайте, какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?

10.Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений

-  Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова в исполнении С. Лемеша.

Прослушивание записи. Определение характера музыки

На доске слова для справок:

напряжённо

задумчиво

стремительно

размеренно

взволнованно

не спеша

бурно

торжественно

порывисто

спокойно

Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки? – Мятежный.

А что подчеркнул певец, исполняя романс?

А для вас, что стало самым главным? (Учащиеся отвечают).

11.Домашнее задание.

1) выучить стихотворение наизусть;

2) сделать иллюстрацию к стихотворению.

12.  Итог урока. Выставление оценок.