Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения".
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Лугавцова Оксана Витальевна

Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -  основной мотив стихотворения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов. Жажда борьбы и свободы в стихотворении «Парус » Учитель МБОУ «СОШ № 51» Лугавцова Оксана Витальевна

Слайд 2

Цели урока: Продолжить знакомство с личностью М.Ю. Лермонтова; Определить основной мотив стихотворения; Показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил; Сформировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства; Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения стихотворения.

Слайд 3

Михаил Юрьевич Лермонтов Сведения о жизни поэта М.Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка. П. Заболотский . 1837

Слайд 4

География Лермонтова Имение Тарханы Московский благородный пансион Петербург Школа Гвардейских Прапорщиков Дуэль в Пятигорске Ссылка на Кавказ

Слайд 5

Родители поэта Мать, Мария Михайловна Лермонтова (урожденная Арсеньева, 1795 – 1817 ) , её памятник, установленный в часовне под склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. Не дожила до 22-х лет . Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив

Слайд 6

протекало в поместье бабушки, Тарханах , Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества. Детство Лермонтова М.Ю. Лермонтов ребенком. Неизвестный художник. 1817–1818

Слайд 7

Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, происходила из знаменитого рода Столыпиных, страстно любила внука. Она употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых.

Слайд 8

1826-1828 г.г. обучение в Благородном пансионе при Московском университете. Интерес к литературе Московский период Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. Переживает драму в личной жизни, связанную с отношениями бабушки и отца. Автопортрет Обучение в пансионе

Слайд 9

В Пятигорске произошла ссора с однокашником по юнкерской школе, майором в отставке Мартыновым, над которым Лермонтов посмеивался за его воинственный вид. Дуэль произошла 15 июля. Лермонтов стрелял в сторону, Мартынов — прямо в грудь поэту. Трагическая гибель. 1841 М.Ю. Лермонтов Дуэль. Перо, чернила. 1832—34 г.

Слайд 10

Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы. В 1889 году, поэту воздвигнут памятник в Пятигорске. Памятник на месте дуэли М. Ю. Лермонтова

Слайд 11

. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова В. Фаворского. 1931г. М.Ю.Лермонтов. Гравюра на дереве К.А. Горбунов 1841г. Портрет Лермонтова Автопортрет

Слайд 12

Коллективное составление кластера М.Ю. Лермонтов поэт патриот драматург дворянин несчастный талантливый прозаик художник одинокий Дайте характеристику М.Ю. Лермонтову одним словом, выразив своё представление об этом человеке. музыкант

Слайд 13

Сегодня познакомимся с одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова « Парус». - Символом чего может быть для вас слово «парус »? - Как вы думаете, чем поражает человека море? - Какое море в тихую погоду? - А в бурю? Знакомство со стихотворением «Парус»

Слайд 14

Наблюдения по репродукциям А.И. Куинджи «Море» С.Ф. Щедрин Большая гавань на острове Капри

Слайд 15

Выразительное чтение стихотворения « Парус» Белеет парус одинокой В тумане моря голубом !.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит ... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! 1832 «Я намерен засыпать Вас своими письмами и стихами,- пишет Михаил Лермонтов в сентябре 1832 года Марии Лопухиной. - Вот ещё стихи, которые сочинил я на берегу моря:

Слайд 16

Анализ стихотворения Выделите основные ключевые слова стихотворения Буря Одинокий Покой Мятежный Какое чувство вызывает парус у самого поэта? ( сочувствие ) Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…») Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?

Слайд 17

Словарная справка ЛАЗУРЬ - светло-синий, лазурный цвет; безоблачное голубое небо МЯТЕЖНЫЙ – тревожный, неспокойный, бурный (Словарь русского языка в 4-х томах под редакцией А.П. Евгеньевой)

Слайд 18

- Что такое буря? - Всегда ли она несёт разрушение? Айвазовский «Бурное море ночью» - Что символизирует море?

Слайд 19

Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается? а потом говорится « он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе. Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы. Работа с черновиками стихотворения

Слайд 20

Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? Каким было бы изображение? I строфа Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

Слайд 21

Чтение второй строфы . - Как меняется изображение паруса? Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит ... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! - Каким предстает море?

Слайд 22

Мятежный -1. причастный к мятежу, его участник; 2. тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся. Смятение – 1. Сильное волнений, возбуждение, тревога, вызванные борьбой противоположных чувств. Фразеологический оборот : не находить себе места . Михаил Юрьевич Лермонтов Парус Прямой порядок слов : 1 2 3 4 5 Одинокий парус белеет в голубом 6 7 тумане моря. Инверсия: 3 2 1 Белеет парус одинокий 4 6 7 5 В тумане моря голубом. Инверсия – нарушение прямого порядка слов в предложении. Средства выразительности: эпитеты одинокий мятежный интонация вопросительная восклицательная паузы строение строф инверсия метонимия

Слайд 23

Обобщение - Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется. - Какое главное слово автора в первой строке? - А в последней? - Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом – «мятежный»? - Что же нужно парусу? - Что же это за слова в русском языке? - А здесь? Счастье и покой чужды парусу. - Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?

Слайд 24

Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений. Определите настроение стихотворения? Настроение романса? Что общего и чем эти художественные произведения различаются?

Слайд 25

Шесть точек зрения («Шесть шляп») Попробуйте посмотреть на содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» с точки зрения разных взглядов (работа в парах). О чём это стихотворение? Назовите основные поэтические образы. Только ли о парусе это стихотворение? О чём оно заставляет задуматься? Какие чувства вызывают поэтические образы: парус, волны, «струя светлей лазури», «луч солнца золотой»? Что понравилось в содержании стихотворения? Что не понравилось в содержании стихотворения? Что бы вы изменили в стихотворении?

Слайд 26

Домашнее задание: 1) выучить стихотворение «Парус» наизусть

Слайд 27

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов"парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения"

Урок по литературе в 6 классе "М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -основной мотив стихотворения является уроком объяснения нового материмала. Он позволяет  продолжить знакомство учащ...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов." Парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения".

Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Парус. Жажда свободы и борьбы-основной мотив стихотворения" позволяет провести урок ярко, живо, динамчно....

Стихотворение "Парус" М.Ю. Лермонтова. Жажда борьбы и свободы...

На примере стихотворния М.Ю.Лермонтова "Парус" учащиеся постигают основы анализа содержания и средств художественной выразительности поэтического текста, знакомятся с особенностями лирики Лермонтова....

Презентация у уроку литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Презентация сдержит иллюстративный материал, позволяющий более полному восприятию произведения...

Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»

Конспект содержит  разработку урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус"....

Обучение анализу стихотворения. Примерный образец анализа (М. Ю. Лермонтов "Парус").

Данная работа представляет собой примерный образец анализа стихотворения М. Ю. Лермонтова "Парус"....

Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.

Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -  основной мотив стихотворения....