Обучение анализу стихотворения. Примерный образец анализа (М. Ю. Лермонтов "Парус").
материал по литературе (6 класс) на тему

Гришина Елена Михайловна

Данная работа представляет собой примерный образец анализа стихотворения М. Ю. Лермонтова "Парус".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_parusa.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» для 6 класса.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» я вижу и чувствую тоску и грусть паруса, который потерялся в бесконечной дали моря. Он, оторванный от всего, что связывает его с миром,

…счастия не ищет

И не от счастия бежит.

А что же нужно этому затерянному страннику? Что он ощущает в соприкосновении с этой  странно притягательной стихией? Что роднит его с ней? Обилие вопросительных предложений в тексте стихотворения не случайно. Стремление противопоставить себя всему, одиночество и внутреннее спокойствие – вот, пожалуй, ключевые понятия, о которых хочется вести речь. В строках лермонтовского стихотворения это неоднократно подчеркивается:

…А он, мятежный, ищет бури,

Как будто в бурях есть покой.

Но постепенно начинаешь понимать, что вовсе нет никакого покоя, просто парус ищет и не может найти того, что могло бы его примирить с самим собой, что было бы ему родным и близким.

Инверсии (белеет парус…ищет он…кинул он…) подчеркивают лиризм стихотворения, усиливают психологическое начало в нем, делают образ лирического героя более романтичным и в то же время тревожным.

В первой строфе преобладают прилагательные. Это объясняется желанием автора сначала представить своего героя, нарисовать его психологический портрет, подчеркнуть лиризм и романтичность его характера через красоту и гармонию вечности:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

А во второй строфе преобладают глаголы. Характер лирического героя углубляется, делается ярче и сложнее (играют...свищет…гнется…ищет…бежит…).

Антитеза, основной композиционный прием стихотворения, играет в нем важную роль. Поэт совмещает бурю и штиль, чтобы сделать акцент именно на многогранности характера юного странника: он не страдает из-за бури, а ищет ее, с ней ему почему-то спокойнее, да, спокойнее, чем с себе подобными…Возможно, там нет лжи и фальши, все честно и прямо: и смерть, и жизнь, и страдание, и радость…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕКСТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА /из опыта работы: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»/.

В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.В связи с этим наиболее эффективной формой...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Образец анализа лирического произведения (стихотворения А.С.Пушкина "Подъезжая под Ижоры..." (Для 9 класса)

Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполне...

Образец (примерный) бланка анализа итоговой контрольной работы по предмету технология

Для заполнения отчетности проведенных итоговых контрольных работ по предмету технология ( в 5, 6, 7, 8, и 10-х классах) можно использовать примерные образцы бланков анализа КИР....

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....