Урок литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов"парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Корейс Елена Геннадьевна

Урок по литературе в 6 классе "М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -основной мотив стихотворения является уроком объяснения нового материмала. Он позволяет  продолжить знакомство учащихся с личностью М.Ю. Лермонтова;  с лирикой поэта . Выяснить, что стихотворение«Парус»- «грустный приговор  всеотрицанию; показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил. У учащихся формируются  навыки   сопоставительного анализа текста с другими видами искусства (живописью и музыкой); развивается навыка  выразительного чтения стихотворения. Воспитательные задачи урока предусматривают  эстетическое образование учащихся; развитие интереса к творчеству великих соотечественников. На уроке используется презентация(собзданный электронный продукт), портреты М.Ю.Лермонтова (гравюры Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет; репродукции картин Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина; романс Варламова на стихи Лермонтова "Белеет парус одинокий" в исполнении С. Лемешева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury_6_kl_-_.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока

по литературе в 6  классе по теме:

«М.Ю. Лермонтов «Парус. Жажда борьбы и

свободы - основной мотив стихотворения»

Государственное специальное коррекционное образовательное

учреждение № 480  Кировского района

г. Санкт-Петербурга

учителя Корейс Елены  Геннадьевны.

Тема: М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -
основной мотив стихотворения.

Цели урока:

1.Образовательные:

1)  Продолжить знакомство учащихся с личностью М.Ю. Лермонтова;

2)  Продолжить знакомство учащихся с лирикой М.Ю. Лермонтова – «Парус»- «грустный приговор  всеотрицанию»;

3) Показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил.

2. Развивающие:

1)  Сформировать  навыки   сопоставительного анализа текста с другими видами искусства;

2)  Продолжить развитие навыка  выразительного чтения стихотворения;

3. Воспитывающие:

1) содействие эстетическому образованию учащихся;

2) воспитание интереса к творчеству великих соотечественников;

3) воспитание культуры труда.

Оборудование урока:

1.Портреты М.Ю.Лермонтова (гравюры Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет)

2.Репродукции картин Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина.

3.Цветные мелки

Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

- На дом, ребята, вам было задано подготовить рассказ (по статье учебника)  о судьбе М.Ю. Лермонтова.

Прослушивание сообщений учащихся.

3. Обобщение учителя о поэте.

Детство Лермонтова. Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества. Детство в Тарханах. Благородный пансион при Московском университете. Московский период. Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. « Смерть поэта» - начало всенародной славы. Ссылка на Кавказ. Трагическая гибель.

4. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова.

- Рассмотрим гравюру Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет.

- Каким увидели поэта? Ваши впечатления?

- Что вы увидели необычного в судьбе и облике Лермонтова?

- Прочитайте эпиграф к статье поэта?

- Как статья, стихотворения в учебнике и эпиграф помогают понять мир

раздумий и желаний поэта?

5. Сообщение темы урока.

- Сегодня  познакомимся с одним из лирических стихотворений

М.Ю. Лермонтова « Парус».

- Символом чего может быть для вас слово « парус»?

- Как вы думаете, чем поражает человека  море?

- Какое море в тихую погоду?

- А в бурю?

6. Наблюдения по репродукциям к картинам Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина?

- Рассмотрите репродукции.

- Какие краски использует художник, изображая море?

- Подумайте, какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?

7. Выразительное чтение учителем  наизусть стихотворения « Парус».

- Послушайте стихотворение Лермонтова.

- Какие картины вызывает стихотворение в вашем воображении?

- Какое  настроение возникает в связи с этим произведением? (грустное, взволнованное, печальное).

8.Анализ стихотворения.

- Выделите основные ключевые слова стихотворения.

Учитель записывает на доске.

             

              буря                                                                                 одинокий

            покой           мятежный

- Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)

- Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий,  увы…»)

- Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?

- Что такое буря?

- Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия)

- Что символизирует море? (жизнь, судьбу)

- Посмотрим на доску. В черновом варианте было: « Белеет парус  отдаленный».

- Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается?

- « Белеет парус одинокий…», а потом говорится « он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе.

- Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы.

I строфа

1  стих         }   состояние мира              3 стих                       вопросы  автора

2 стих                                                             4 стих

- Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили?  Каким было бы изображение? (точечным)

- Чтение второй строфы.

- Как меняется изображение паруса?

- Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? ( Приближение через звук).

- Каким предстает море?  ( И радостное,  и грустное: « Играют волны, но ветер свищет»)

Обобщение учителя:

- В первой строфе задается вопрос, а в последней дается ответ.

- К чему свойственно стремление человека?  (к счастью)

- В стихотворении стремление к счастью не удовлетворяется.

- Почему именно так изменяется состояние мира, как это описано в стихотворении? ( туман – загадка, предвестия; потом- это разражается в трагедию).

- Как соотносится мир и парус в каждой строфе стихотворения? ( I строфа – туман соединяет море и парус, II строфа – нет ли противоречия? « играют» - «свищет». Парус и море соединяются, но парус сопротивляется, поэтому мачта гнётся гнется. III строфа  –  парус между  двух начал).

- В черновике стихотворения сначала было представлено « струя и луч»? Почему?  (луч выделяется)

- Какие это краски? (божественные)

- Попробуйте заменить союз «а», что получится? Останется ли тот же смысл? (с союзом «а» - парус противостоит).

Обобщение учителя:

- Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется.

- Какое главное слово автора в первой строке? (одинокий)

- А в последней? (мятежный)

- Почему автор сначала называет парус «одинокий»,  а потом –« мятежный»? ( Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление)

- Что же нужно парусу? (буря и покой).

- Что же это за слова в русском языке? (антонимы).

- А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды  парусу.

- Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?

9. Целостное выразительное чтение стихотворения учащимися.

10.Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений.

-Определите настроение стихотворения?

-Настроение романса?

- Что общего и чем эти художественные произведения различаются?

11.Домашнее задание.

1) выучить стихотворение наизусть;

2) прочитать историю создания стихотворения « Тучи»;

3) принести стихотворение А.С. Пушкина « Туча».

12. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Презентация к уроку литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов." Парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения".

Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Парус. Жажда свободы и борьбы-основной мотив стихотворения" позволяет провести урок ярко, живо, динамчно....

Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»

Конспект содержит  разработку урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус"....

Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.

Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -  основной мотив стихотворения....

Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения".

Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -  основной мотив стихотворения"....

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...