Исследование некоторых этапов биографии А.С.Пушкина на опыте анализа его стихотворения « К***»
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

Цели и задачи урока:

- познакомить учащихся с шедевром пушкинской лирики – стихотворением «К ***», историей его создания;

- в процессе анализа стихотворения выявить некоторые факты биографии А.С.Пушкина;

- расширить знания учащихся о биографии и творчестве А.С.Пушкина;

- обобщить итоги наблюдений в виде таблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_nekotoryh_etapov_biografii_a.s.pushkina....docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Литература 8 класс

Урок – исследование.

Тема: «Исследование некоторых этапов биографии А.С.Пушкина на опыте анализа его стихотворения « К***».

Цели и задачи урока:

- познакомить учащихся с шедевром пушкинской лирики – стихотворением «К ***», историей его создания;

- в процессе анализа стихотворения выявить некоторые факты биографии А.С.Пушкина;

- расширить знания учащихся о биографии и творчестве А.С.Пушкина;

- обобщить итоги наблюдений в виде таблицы.

Основные методы урока:

  1. беседа с учащимися;
  2. анализ поэтического текста;
  3. частично – поисковый.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слово учителя: сегодня мы проводим урок- исследование на тему: «Исследование некоторых фактов биографии А.С.Пушкина на опыте анализа его стихотворения «К***»( А.П.Керн), в ходе которого мы выявим и зафиксируем в таблице некоторые этапы его жизни, которые «зашифрованы» в этом шедевре. Вспомните, какие стихотворения А.С.Пушкина мы проходили в 5-7 классах.

Ученики: «Узник», «Кавказ», «Зимняя дорога», «Во глубине сибирских руд…», «И.И.Пущину», «Песнь о вещем Олеге».

Учитель: вы назвали стихотворения о природе, дружбе, любви к свободе, судьбе, а сегодня мы прикоснемся к самой, пожалуй, интимной стороне пушкинской лирики – стихотворениям о любви, которые занимают в творчестве поэта огромное место..В любовной лирике одним из самых знаменитых является стихотворение «К***», написанное в 1825 г.

  1. Выразительное чтение стихотворения учителем:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

3.Работа с текстом стихотворения.

1)Выступают заранее подготовленные ученики, которые кратко рассказывают историю создания стихотворения. Один учащийся- от автора; второй (девушка)- читает воспоминания А.П.Керн ( первая встреча с А.С.Пушкиным в 1819 году в Санкт- Петербурге в доме А.Н.Оленина; вторая встреча- через 6 лет в Тригорском; стихотворение написано в Михайловском,где А.С.Пушкин отбывал ссылку).

4.Наблюдения за текстом.

Учитель: зачитайте, какие места в тексте вы выделили.

Ученики: 1 стр. « Я помню чудное мгновенье…»

2 стр. «В томленьях грусти безнадежной,

             В тревогах шумной суеты…»

3 стр. « Шли годы. Бурь порыв мятежный

              Рассеял прежние мечты…»

4 стр. « В глуши, во мраке заточенья

              Тянулись тихо дни мои…»

5 стр.  « Душе настало пробужденье…»

5.Исследовательская работа учащихся ( задание было дано заранее, т.к. требует тщательной подготовки и работы с дополнительным материалом; задание выполняют сильные ученики).

Учитель: какие факты биографии скрыты, «зашифрованы» в этих строчках?

Ученики: В 1 и 2 строфах рассказывается о петербургском периоде жизни А.С.Пушкина, «младости моей мятежное течение»( с июля 1817 по май 1820 года). Зачислен в Коллегию иностранных дел вместе с Кюхельбекером и Яковлевым), туда же поступил А.С.Грибоедов. Расцвет пушкинской политической лирики ( ода «Вольность» 1817г.,

            « К Чаадаеву» 1818г., « Деревня» 1819г.). Знакомство с К.Ф.Рылеевым, П.Г. Каховским, С.И. Муравьевым- Апостолом, М.Г.Бестужевым- Рюминым. Участие в деятельности «Арзамаса» и «Зеленой лампы». Бурная светская жизнь.

              Ученики: 3 строфа –  «Бурь порыв мятежный…» (1820г.-  до лета 1824г.)- начало  южной ссылки А.С.Пушкина за стихи и эпиграммы против правительственных лиц и самого Александра 1; жизнь А.С.Пушкина в Кишиневе, Одессе, увлечение Е.К.Воронцовой,  конфликт с генерал-губернатором Воронцовым, увлечение А.Ризнич, К.Собаньской; поэма «Цыганы», « Кавказский пленник».

              4 строфа: « В глуши, во мраке заточенья…» (лето 1824г.- сент.1826г.)- перевод в Псковскую губернию, в с.Михайловское, восстание на Сенатской площади; «Борис Годунов», 3-я гл.»Евгения Онегина».

5 строфа: «Душе настало пробужденье…»( хронология совпадает с 4 строфой)- духовный рост поэта в Михайловском – изучает историю религии. Библию, много работает над собой, исправляет «недостатки проклятого своего воспитания»; встреча в «псковской глуши» с И. И. Пущиным (вспоминаем стихотворение «И.И.Пущину» ), А.Дельвигом, А.П.Керн, написание стихотворения «К ***».

6.Подведение итогов. Составление таблицы.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу (под контролем учителя).

Строки их стихотворения

Основные события и произведения

Вывод: стихотворение охватывает период в жизни поэта с 1819 по 1825 г.г.

7.Рефлексия

Заверши тезис: «Мне понравилось стихотворение «К***», потому что…».

8.Заключительное слово учителя.

В 1839 г. М.И.Глинка на эти стихи написал романс, который подарил своей любимой девушке Екатерине Ермолаевне, дочери А.П.Керн. Так мать и дочь вошли в бессмертие гением А.С.Пушкина и М.И.Глинки. Звучит романс.

Можно рассказать легенду о третьей встрече А.С.Пушкина и А.П.Керн , когда на улице Москвы встретились две процессии –гроб с телом А.П.Керн и памятник А.С.Пушкину.

9.Домашнее задание и выставление оценок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легенда об Арионе. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион». Сравнительный анализ.

Цель: образовательная: дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи. развивающая: развивать умение сопоставлять те...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Урок-семинар в 9 классе "Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина"

Урок-зачет в игровой форме в 9 классе "Сложноподчиненные предложения предложения"...

Урок литературы в 5 классе по теме: Биография А.С. Пушкина. Стихотворение "Няне".

Урок литературы по технологии "Перевернутый класс" с использованием продуктивных технологий 21 века....

Анализ лирических стихотворений А. С. Пушкина в шестом классе.

В данной статье рассматриваются проблемы и методы изучения лирическх стихотворений А.С.Пушкина...

Этапы биографии А.С. Пушкина

Этапы биографии А.С. Пушкина...