Легенда об Арионе. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион». Сравнительный анализ.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Монгуш Екатерина Михайловна

Цель: образовательная:

  • дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
  • развивающая:
  • развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;
  • воспитательная:
  •  воспитать умение работать творчески.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Сравнительный анализ. Урок литературы в 6 классе.

Тема: Легенда об Арионе. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион».

Слайд 2.

Цель: образовательная:

  1. дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
  2. развивающая:
  3. развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;
  4. воспитательная:
  5. воспитать умение работать творчески.

Вид деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор; презентация.

Использование педагогических технологий: РКМЧП, ИКТ, личностно-ориентированный подход.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

  1. Определите ключевые слова в теме? Что вам знакомо? Что нужно узнать?

«Знаю»                                                      

  1. Поэта А.С. Пушкина.

«Узнаю»

Слайд 3.

  1. Что такое легенда? Почему одинаковое  название «Арион».

Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных

 исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста,  из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)

Легенда ( в переводе с латинского языка - то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».

В словаре С.И.Ожегова: 

«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».

В.И.Даль даёт такое определение этому слову:

«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».

 Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.  

  1. Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти?  

Слайд 4.

2. Легенду об Арионе записал историк Геродот.

Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.

Слайд 5.

  1. Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец.

Слайд 6.

  1. Чтение легенды об Арионе.
  1. Дифференцированное задание учащимся: заполнить таблицу. Прочитайте текст, отмечая ключевые события, явления, лица. (на выбор: события-лица)

Ответ: события.

  1. Приключилось в жизни величайшее дело.
  2. Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф.
  3. Завладеть сокровищами Ариона.
  4. Драматические события разыгрываются на море, на корабле.

Ответ: люди.

  1. Периандр Коринфа
  2. Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы.
  3. Корабельщики задумали злое дело.
  4. Дельфин вынес Ариона  к Тенару.

Слайд 7.

  1. Сопоставим образы Периандра и Ариона.
  1. Попробуйте собранный материал представить в виде схемы. (задание выполняется по желанию).

Ответ.

Арион.

Периандр

Не поверил  Ариону о его  опасном приключении и чудесном спасении

мудрый

недоверчивый

Человек, облечённый

властью.

Уличил корабельщиков в преступлении

Талантливый человек.

Обучил хор. ВЕЛИКИЙ ПЕВЕЦ.

Перед лицом смерти ведёт достойно: поёт последнюю песнь

Слайд 8.

  1. Творческое задание. Создайте единый образ (то есть составьте текст на основе собранного материала).

Ответ.

В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный,  талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром.  Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства.

Корысть, желание лёгкой наживы  определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете.

Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду.

Происходит величайшее диво – спасение Ариона.

  1. Найдём ответ на второй вопрос: почему одинаковое название «Арион».

А. С. Пушкин написал стихотворение «Арион» в 1827 год.

  1. Предположите, почему он выбрал такое название?

Ответы.

  1. Наверное, посвятил стихотворение смелому человеку.
  2. Понравилась легенда…

Слайд 9.

Прочитаем стихотворение А. С. Пушкина «Арион».

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь,

    наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик, и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

Слайд 10.

  1. Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
  2. Дифференцированное задание учащимся :Выберите из текста  примеры  для цитирования? Составьте план. (по выбору)

Ответ. (план)

  1. Одинаковое название.
  2. Драматизм сюжета.
  3. Герои - корабельщики.
  4. Спасение Ариона.
  5. Талант поэта  и  ценность искусства

Это мы нашли сходство стихотворения и легенды.

Слайд 11.

  1. Выявим различия в этих стихотворениях?
  2. Дифференцированное задание учащимся: Собранный материал (по возможности) представьте в виде схемы.

Ответ.

Стихотворение «Арион».

Легенда об Арионе.

Корабельщики – враги

 Ариона.

Арион в кругу друзей

Арион  бросается в  воду

Вместе с другими  становится   жертвой «вихря»

Ариона спасает дельфин

Все погибают, Арион спасён грозою

Поёт последнюю  песнь

« Я гимны прежние пою…»

Слайд 12.

  1. О чём вам говорит дата 25 декабря 1825 год?

Ответ.

  1. Восстание декабристов на Сенатской площади.

Слайд 13.

  1. Из истории создания стихотворения «Арион».
  2. Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов.
  3. Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения связей с декабристами.

Слайд 14.

  1. Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения?

Ответ.

Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе  по поводу гибели друзей.

“Арион” - лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.

Слайд 15.

Рефлексия.

  1. Я узнал...
    Я научился...
    Я понял, что могу...
    Мне понравилось...
    Для меня стало новым...
    Меня удивило...
    У меня получилось...
    Я приобрёл...
    Мне захотелось...
    Меня воодушевило...

Литература.

  1. Легенда об Арионе
  2. А. С. Пушкин  «Арион».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"

Материал содержит примерный  сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...

Урок литературы в 10 классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)

В процессе коллективной  работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...

Легенда об Арионе и стихотворение А.С. Пушкина

разработка урока по творчеству А.С.Пушкина (6 класс)...

А.С. Пушкин «Цветок». М.Ю. Лермонтов «Ветка Палестины». Урок сравнительного анализа стихотворений в Х классе

Методическая разработка обращена к наисложнейшему в методике преподавания литературы приёму освоения лирических произведений - сопоставительному анализу. Опытный учитель показывает чёткую организацию ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Урок литературы в 6 классе на тему "Легенда об Арионе. Стихотворение А.С.Пушкина "Арион". Сравнительный анализ"

Материал содержит подробный конспект урока литературы в 6 классе и продолжает серию уроков в разделе "Мифы Древней Греции". На урокедать дается понятие о легенде, дети знакомятся с содержани...