Изобразительно-выразительные средства на уроках литературы в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

На уроке формируется умение находить в тексте эпитеты и олицетворения (на примере стихотворений Ф.И. Тютчева ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelno.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства

 на уроках литературы в 5 классе

Важную роль в осознании идейно-эстетической целостности художественного произведения играет овладение учащимися  изобразительно-выразительными средствами языка. Одним из недостатков в работе над теоретико-литературными понятиями является поэтапное их изучение. На мой взгляд, такие изобразительно-выразительные средства эпитете, олицетворении можно освоить на одном-двух уроках при изучении раздела "Из русской литературы 19 века".

Понятие об эпитете целесообразнее вводить в 5-м классе при изучении стихотворения Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт работы подтверждает, что это стихотворение дает учащихся возможность осмысленно усвоить понятие об эпитете.  Вводить термин "эпитет" в "готовом виде" не нужно. Желательно от наблюдений над фактами языка подвести учащихся к выводу. Школьники лучше усваивают тему, когда они не пассивные слушатели, а принимают непосредственное участие в работе на уроке.

 Изучение эпитета (не употребляя термина) я начинаю с подготовительной работы. Ее цель пробудить жизненные впечатления и накопить наблюдения над эпитетом. На доске записаны словосочетания:

 Березовая роща - золотая роща

 деревянный дом - угрюмый дом

Учащиеся должны определить, в каких словосочетаниях прилагательные помогают сделать речь более яркой и выразительной. Ребята в своих ответах отмечают, что в первой колонке прилагательные обозначают только признаки предметов, а во второй - выделяют свойства, качества и производят большее впечатление.

 Следующий вид задания - игра " Я работаю волшебником (или поэтом)". На доске даны отрывки из стихотворений русских поэтов о природе с пропусками. На месте пропущенных слов учащиеся должны вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Чтобы они справились с таким заданием, на доске в начале записываю знакомые им строчки:

 Мороз и солнце день; день…

 Еще ты дремлешь, друг…

… пора! очей очарованье!

 Приятна мне твоя … краса.

 Белеет парус …

 В тумане моря …

 Над рекой …

 Сумраком покрыт,

 В тишине …

 … лес стоит.

 Вдоль по улице …

 Избы мужиков.

 Ходит сторож …

 Слышен скрип шагов.

Это задание не вызывает затруднений. Не всегда ответы учащихся совпадают с текстами стихотворений, однако подобранные примеры-эпитеты. Если не совпали вставленные определения, рядом с ними пишем эпитеты, которые использовали поэты, и сравниваем. Такая работа помогает школьникам реализовать свои способности и развивать творческое воображение.

 Далее школьники составляют текст на тему "Осень в наших краях", используя жизненные впечатления. После чтения стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» пятиклассникам предлагается сравнить составленный ими текст со стихотворением поэта. Ребята обращают внимание на то, что в стихотворении "Есть в осени первоначальной…" ярче показана картина осени, она преображается, ее чувствуешь. Разговор об эпитете можно начать с вопроса: «Какие слова (прилагательные) помогают представить осень?» Школьники называют словосочетания: дивная пора, хрустальный день, лучезарные вечера, праздная борозда. Чтобы они научились отличать эпитет от прилагательного (определения), проводим сравнение: хрустальный день - хрустальная ваза, лучезарные вечера - воскресный вечер. Ребята отмечают, что хрустальная ваза - это сделанная из хрусталя. Хрустальный день - прозрачный, ясный, светлый. Лучезарный вечер - светлый, радостный. Примерно таким же образом учащиеся объясняют значение других определений. Вместе с ними устанавливаем, что эпитет - яркое выразительное средство языка. Необходимо показать, что эпитет имеет отличительные признаки: подчеркивает свойства и качества предметов или явлений, на которые автор хочет обратить внимание читателя, оказывает сильное эмоциональное воздействие.

На следующем уроке продолжается наблюдение над эпитетом и закрепление знаний учащихся на примере стихотворения Ф.И. Тютчева "Чародейкою зимою…". После выразительного чтения стихотворения учителем пятиклассникам предлагаются вопросы и задания для анализа текста, рекомендованные учебником и методическими пособиями. Более внимательно останавливаемся на эпитетах. Учащимся нужно помочь представить зимний лес и почувствовать жизнерадостное веселое настроение стихотворения. Школьники самостоятельно выписывают эпитеты: снежной бахромой, сном волшебным, солнце зимнее, луч косой, легкой цепью пуховой, ослепительной красой. Я не стараюсь осложнить задания учащихся, связанные с определением роли эпитета в тексте. Для нас важно, чтобы они воссоздали в воображении образ зимы и представили, как «весь он вспыхнет и заблещет ослепительной красой». На первых порах я формирую умение выделять эпитеты в стихотворении.

             Я также считаю необходимым обратить внимание пятиклассников на другой троп, который встречается в этом стихотворении - "лес стоит". Учащиеся часто не могут отличить метафору от олицетворения. В учебниках и методических пособиях указано, что олицетворение - разновидность метафоры, уподобление неживого предмета живому существу. Поэтому для учащихся "лес стоит" - это олицетворение, так как неодушевленный предмет наделяется человеческими свойствами. На мой взгляд, более точное и полное определение понятия "олицетворение" дано в "Кратком словаре литературоведческих терминов" под редакцией Л.И. Тимофеева: "Олицетворение - один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями". Для закрепления теоретико-литературных знаний  проводится работа с учебником в форме  игры «Кто назовет больше олицетворений и метафор, которые встречаются в стихотворениях русских поэтов?» На заключительных занятиях по изучению раздела «Из русской литературы 19 века» можно провести игру « Из каких стихотворений русских  поэтов взяты эти эпитеты метафоры, сравнения, олицетворения?»

     Таким образом, школьники  постепенно учатся не только находить в тексте  эпитеты, олицетворения, но и определять их значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Статья Использование аудиовизуальных средств на уроках литературы

Мои размышления будут интересны практикующим учителям литературы, ведь всё новое в образовании - это хорошо забытое старое....