Развёрнутое тематическое планирование по литературе 5 класс по учебнику Снежневской М.А, Хренова О.М
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Серова Людмила Александровна

Планирование составлено  на 136 часов из расчёта 4 часа в неделю. В планировании указано использование краеведческого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem._pl._lit.5_kl._136_ch.rar46.2 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Порецкая СОШ»

Календарно-тематическое планирование

по литературе

5 КЛАСС

Учитель: Серова Л.А.

Пояснительная записка.

Данное тематическое планирование составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы для общеобразовательных учреждений: литература. 5-11 кл. Снежневской М.А / под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого и

методических рекомендаций  к учебнику-хрестоматии для 5-ого класса под редакцией М.А. Снежневской.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и

человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям

учащегося.

 Цели обучения:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи обучения:

1) обучать эстетическому анализу литературного произведения;

2) развивать навыки комплексного анализа текста;

3) совершенствовать умение давать сопоставительную характеристику героям, опираясь на многообразие способов создания и раскрытия художественного образа в литературных произведениях;

4) формировать эстетический вкус;

5) воспитывать творчески активную личность.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Программа рассчитана на 136 часов в год  (4 часа в неделю).

Учебно-методический комплект:

1.Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2009.

2. Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: Просвещение, 2009.

3. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2009.

Дополнительные пособия для учителя и учащихся:

  1. Алексеева Т.В. Сочинение. Теория и практика. С-П. 2003
  2. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.
  3. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5 класс. -  М.: Вако, 2007.
  4. Кучина  Т. Олимпиадные задания, вопросы, тесты. Ярославль.2007.
  5. Петрова Т.С.Анализ художественного текста и творческие работы в школе.
  6. Рябова А.С., Шестерикова Н.В. Писатели и поэты Владимирского края. Хрестоматия по литературному краеведению. Владимир.2008.

Справочные пособия:

 1) Словарь. Крылатые слова.  Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. М., 1986

2) Словообразовательный словарь русского языка. А.Н. Тихонов. М.: Просвещение, 1991

3) Словарь синонимов  и антонимов для школьников. О.А.Михайлова. Екатеринбург, 2005

4)Толковый словарь иностранных слов. Ростов-на-Дону, Феникс, 1995

5)Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. М., 2007

6) Толковый словарь живого великорусского языка. Даль В.И. М., 2005

7) Толковый словарь русского языка начала  21 века. Под ред. Г.Н.Скляровской. М.,2007

8) Школьный грамматико-орфографический словарь. Панов Б.Т., Текучев А.В.. - М.: Просвещение, 1991

9)Этимологический словарь русского языка. О.А. Шаповалова. – Ростов - на- Дону: Феникс,2008

10)Фразеологический словарь русского языка / под ред. Молоткова А.И. М., 1986

11)Универсальная школьная энциклопедия. Биографии. - М.2007

12)Русская литература. Энциклопедия для детей.- М.1998.

13)Я познаю мир. Литература.-М.2000

14) Словарь литературоведческих терминов. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Архангельский А.Н.. М.: Издательство Оникс, 2008.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс  литературы 5 класса:

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  1. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  2. владеть различными видами пересказа;
  3. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  4. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Номер урока

Название темы

Планируемые результаты

Основные понятия

Источник (домашнее задание)

Краеведение

Оборудование и материалы

Межпредметные связи

Заметки

1.

О художественной литературе и чтении.

1) раскрыть специфику художественной литературы как искусства слова;

2)познакомить с содержанием и структурой учебного предмета «литература»;

3)выявить читательские предпочтения учащихся;

4)определить значение слова «литература»;

5)выяснить, какие произведения относятся к художественной литературе;

6)определить отличия художественной литературы от научной;

Литература, художественная литература,

научная литература, форзац, титульный лист,

Выбрать проект на с. 6-7

Я познаю мир. Литература

История, музыка, изобразительное искусство

2.

Вн. чт. В мире книг.

1)вспомнить любимые произведения и их героев;

2)составлять план, пересказывать текст;

3) отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

4) познакомить уч-ся с фондом книг и правилами библиотеки;

Литература, художественная литература

Нарисовать иллюстрацию к любимому произведению

Презентация «Наши незаменимые друзья – книги». Рябова А.С., Шестерикова Н.В. Писатели и поэты Владимирского края. Хрестоматия по литературному краеведению

История, музыка, изобразительное искусство

Мифы (13ч. +1 ч. вн. ч.)

3

4

Мифы Древнего Египта. «Великое путешествие солнечной Ладьи».

1) определить происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов Древнего Египта;

2) выявить связь мифов с верованиями древних людей;

3)дать понятие мифа и мифологии;

4) определить влияние мифов на культуру человека;

5)находить отличительные черты мифов в литературе;

6) Находить отличительные  особенности мифа и фольклора;

Миф, мифология, фольклор

Вопросы на с. 13. Нарисовать рисунок к мифу

Школьный словарь литературоведческих терминов.

Я познаю мир. Литература

История,

изобразительное искусство

5

6

7

Мифы Древней Греции. Боги и герои в древнегреческих мифах. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика»,

1)  определить отличие и сходство мифов и сказок;

2) определить происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов Древней Греции;

3)сопоставить мифы Древней Греции и мифы Древнего Египта;

Миф, мифология, фольклор, сказка, эллины, эллада, циклоп, Олимп, парнас, лирика, эпический

1)Читать стр.14-24,

2) Читать стр.24-31, прочитать другие мифы о подвигах Геракла

Я познаю мир. Литература

История,

изобразительное искусство, обществознание

8

9

«Подвиги Геракла».

1)дать представление о героях Древней Греции;

2)анализировать прочитанные мифы о подвигах Геракла;

3)сопоставлять миф и сказку;

4)дать представление о происхождении крылатых выражений;

Миф, мифология, фольклор, сказка, эллины, эллада, циклоп, Олимп, парнас, лирика, эпический

Пересказ стр.24-31, вопросы стр.31-32

Я познаю мир. Литература

История,

изобразительное искусство, обществознание

10

11

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IХ песни).

1)дать представление о личности Гомера как легендарного создателя поэм «Одиссея», «Иллиада»;

2)дать определение поэмы;

3)определить особенности стихотворной речи произведения;

4) определить героев мифов в поэме;

Поэма, миф, стихотворная речь,

1)выразительно читать текст, вопросы стр.43;

2)Задание 4 на с. 43

Портрет Гомера

История,

изобразительное искусство, обществознание

1213

Мифы древних славян

1) выявить, что боги - носители доброго и злого начал;

2) выделить причины суеверий и верований народа;

3)дать понятие легенды;

4) определить истоки появления мифов древних славян, особенности композиции и языка произведений;

5) выделить отличительные особенности мифов древних славян;

6) сопоставлять иллюстрации художников с текстом мифа;

Легенда, сказка, миф, фольклор,

Задание 4 на с. 48

Репродукции картин И.Сергеева, В.М.Васнецова с изображением добрых и злых духов

История,

изобразительное искусство, обществознание, музыка

14

Вн.чт. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

1) определить отличительные особенности легенды и мифа;

2) выявить особенности жизни и творчества собирателя мифов Древней Греции Н.А.Куна;

3) пересказывать мифы, выразительно читать эпизоды;

4) выделять основную идею прочитанных мифов;

Легенда, сказка, миф, фольклор,

Составить вопросы по теме или составить кроссворд.

История,

изобразительное искусство, обществознание

Устное народное творчество (16 ч. + 2 ч. р.р. + 2ч. вн.ч.)

15

16

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказка и миф.

1)вызвать интерес к народным сказкам;

2)раскрыть их мудрость и красоту, глубокий поучительный смысл, гуманистический пафос и патриотические чувства их создателей;

3)дать представление о сказочной обрядности, языке;

4)определить близость русских сказок со сказками разных народов;

5) определить характерные для сказок обороты речи;

6)дать понятие сказки как жанра фольклора;

7) выделить отличительные особенности сказки и мифа;

Сказка, композиция сказки, зачин, концовка

Пересказ сказок «Коршун и кошка», «Солнце, месяц и Ворон Воронович», вопрос на с. 57

Сказки нашего края

Я познаю мир. Литература

История,

изобразительное искусство, обществознание, биология

17

18

Виды народных сказок

1)научить правильно читать сказки;

2)определить виды сказок и их героев, особенности каждого вида сказок;

3) сопоставить эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике;

Сказка, сказка о животных, волшебная сказка, бытовая сказка

Задание на с. 64, прочитать сказку «Белая уточка»

Сборники русских народных сказок

История,

изобразительное искусство, обществознание, биология

19

20

Волшебные сказки. Сказка «Белая уточка».

1)выяснить знание содержания сказки;

2)определить, что сближает сказку с песней;

3)дать представление о сравнительной характеристике героев: ведьма и княгиня в сказке;

4)выяснить особенности композиции сказки, её язык;

5)  определить значение  стихотворных вставок в художественную ткань произведения;

6) сопоставить эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике;

Сказка, сказка о животных, волшебная сказка, бытовая сказка, композиция,

Стр.68. в.3,4

Варианты сказки в нашем крае

Иллюстрации к сказке И.Билибина

История,

изобразительное искусство, обществознание, биология

21

22

Р.Р.Творческая работа. «Пишу сказку…»

1)создать сказку, учитывая особенности жанра;

2)повторить как развивается действие в волшебной сказке, какие волшебные предметы помогают достичь цели, с какими враждебными силами сталкиваются герои и как преодолевают их;

3)повторить особенности композиции сказки;

Сказка, композиция, зачин, концовка

Дописать сказку.

Подготовиться к внеклассному чтению.

23

Вн.чт. «В гостях у сказки».

1)показать особенности работы с выставкой книг и рисунков;

2)вызвать интерес к народным сказкам;

3)выявить особенности сказочной обрядности языка сказки;

4)активизировать умение рассказывать сказку, сохраняя особенности её построения и языка;

Сказка, композиция, зачин, концовка, волшебная, бытовая сказка, сказка о животных

Прочитать сказку «Царевна-лягушка», ответить на вопросы стр.69.

Сказки нашего края

Сборники сказок, выставка рисунков, поделки к сказкам.

ИЗО, технология, история

24

25

О легенде и предании. «О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

1) выявить отличие легенд и преданий от мифов и сказок;

2) определить  особенности произведений «О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»;

3) выразительно читать и составлять цитатный план произведений;

4)дать понятие легенды и предания;

Легенда, предание, миф, сказка

с. 74 задания, стр.71-74 прочитать

Школьный словарь литературоведческих терминов.

История,

обществознание,

26

27

Загадки.

1)выяснить понятие «загадка»;

2)показать художественные особенности и тематику загадок;

3)определить как нужно правильно читать загадки, соблюдая рифму, вопросительную интонацию;

4)понаблюдать за поэтической формой загадок;

5)сопоставить разные загадки, изображающие по-разному один и тот же предмет;

6)определить как нужно сочинять загадки;

Загадка, олицетворение, звукоподражание,

1) 79-80, придумать загадку, нарисовать отгадку

2)подготовиться к конкурсу загалок

Загадки нашего края

Сборник загадок. Этимологический словарь русского языка.

История,

28

29

Пословицы и поговорки народов мира.

1)дать понятие  «пословицы», «поговорки»;

2)раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок народов мира и их общность;

3)выявить сходства и различия  между пословицами и поговорками;

4)определить тематику пословиц и поговорок;

5) определить как нужно правильно читать пословицы и поговорки;

Пословица, поговорка, устное народное творчество

1)р.80-89 читать, задание 10 на с. 86

2)сочинить рассказ по пословице, нарисовать рисунок

Пословицы и поговорки нашего края

Сборник пословиц и поговорок.

Толковый словарь живого великорусского языка.

История,

изобразительное искусство,

30

31

32

Народный кукольный театр. Пьеса «Петрушка Уксусов».

1) показать как проходили действа русских скоморохов;

2)дать представление о перчаточных куклах;

3) определить как нужно правильно читать пьесу;

4)выяснить причины популярности Петрушки;

5)выяснить причины столкновения Петрушки с немцем, капралом, цыганом, доктором;

6) находить жанровое своеобразие произведения;

Пьеса, комедия,

балаган, скоморох, действие пьесы, сатира

1.читать пьесу по ролям,

С. 100, вопросы.

2. задания

 на с. 101

Народный театр во Владимирской  области

Толковый словарь живого великорусского языка.

История,

изобразительное искусство,

33

Вн.чт.  Любимые произведения устного народного творчества

1) определять жанровое своеобразие произведений устного народного творчества;

2) определять принадлежность сказок к определенному виду;

3) обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения;

4) отбирать материал для устного рассказа;

5) сочинять пословицы, загадки, небылицы;

Пословица, поговорка, устное народное творчество, легенда, предание, миф, сказка, сказка, сказка о животных, волшебная сказка, бытовая сказка, композиция,

Читать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Сборники с произведениями устного народного творчества

История,

изобразительное искусство, обществознание,

34

Обобщающий урок по разделу «Народные сказки». Тест по разделу.

1)определять вид сказки, называть её особенности;

2)сочинять рассказ по данной пословице;

3)инсценировать эпизоды из произведений;

4)выразительно читать по ролям пьесы;

5)выполнять тестовые задания;

Сказка, загадка, пословица, поговорка, пьеса, диалог, монолог

Составить кроссворд по разделу

Толковый словарь живого великорусского языка.

История,

изобразительное искусство,

Сказочные события и герои в литературе (25ч. + 1ч. вн.ч.)

35

Литературные сказки.

1)выделить особенности сказок литературных;

2) определить их отличие и сходство от  народных;

3) находить отличительные особенности литературных сказок;

Сказка, литературная сказка, композиция

Задание 6 на с. 108, проекты на с. 233-234 (к уроку 45), стр.109-124

Литературные сказки писателей нашего края.

Русская литература. Энциклопедия для детей.

Я познаю мир

История,

изобразительное искусство, обществознание,

36

37

А.С.Пушкин.  Сведения о жизни поэта. Сказки в жизни поэта.

«Руслан и Людмила»  (фрагменты). Пролог «У лукоморья дуб зелёный…» как начало поэмы.

1) выделить особенности творчества Пушкина;

2)показать интерес поэта к народной поэзии, его добрые отношения с няней;

3) выявить особенности стихотворной сказки;

4) находить сказочные образы и мотивы в произведении;

5)определить особенности синтаксического анализа отрывка;

6)выделить зачин, основную часть, концовку;

7)показать отличие зачина от подобной присказки;

8)дать представление о языке пролога и языковых особенностях;

9)показать правильность выразительного чтения;

Пролог, зачин, концовка, присказка, поэма, сюжет, образ, эпизод, предание

Выучить пролог наизусть.

стр.126-127 прочитать.

А.С.Пушкин и Владимирский край

Толковый  словарь  иностранных  слов.

Универсальная школьная энциклопедия. Биографии

История,

изобразительное искусство,

38

39

Сюжет поэмы. Герои: Руслан, его соперники и враги.

1)дать представление о сюжете поэмы, пересказывая отсутствующие части;

2)показать героев поэмы (их образ) в ходе анализа поэмы;

3)охарактеризовать Руслана как главного героя поэмы;

4)определить особенности создания устных иллюстраций, которые передавали бы разные картины боя;

Сюжет, образ,

вопросы стр.125-126

Толковый  словарь  иностранных  слов.

История,

изобразительное искусство,

40

Людмила и Черномор.

Злые и добрые силы в поэме.

1)определить особенности взаимоотношений Людмилы и Черномора;

2)выделить главные эпизоды поэмы и озаглавить их своими словами;

3)составлять план на основе выделенных эпизодов;

4)показать жестокость, хитрость Черномора в поединке с Русланом;

5)дать представление о преданиях;

Эпизод, предание, поэма

Ответить на вопрос: «Почему Пушкин назвал поэму «преданьями славы и добра»?

Толковый  словарь  иностранных  слов.

История,

изобразительное искусство,

41

42

О стихотворной речи.

1)дать понятие «рифмы», «стопы», «строфы»;

2)выделить виды рифм;

3)научить отличать перекрёстную, кольцевую и парную рифмы;

4)научить определять рифму стихотворения;

5)сочинять стихи по рифмам на определённую тему;

6)дать понятие двусложного стихотворного размера;

Стих, ритм, стопа, стихотворные размеры, рифма, ямб, хорей

1.определить размер и рифму в 5 любых стихах

2.сочинить стихотворение, Читать сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

Рифма в стихах местных поэтов

Тексты стихотворений местных поэтов.

Этимологический словарь русского языка.

История,

обществознание,

43

44

Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника. Сказка «Снежная королева».  

1)показать каким хотел быть писатель в жизни;

2)вызвать интерес к сказкам Андерсена;

3)показать мир Андерсена в сказке;

4)сравнить мир Кая и Герды;

5)дать характеристику главных героев;

6) пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста;

Литературная сказка, образ героя, характеристика героя

Читать и пересказывать сказку, нарисовать портреты главных героев.

Толковый  словарь  иностранных  слов.

Этимологический словарь русского языка.

Универсальная школьная энциклопедия. Биографии

История,

изобразительное искусство,

45

Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом

1)  определить особенности сюжета сказки;

2) портретная характеристика героев;

3) алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос;

4)сравнить описание чертогов Снежной Королевы и дома Кая и Герды;

Литературная сказка, образ героя, характеристика героя

В.4-7 стр.168

Этимологический словарь русского языка.

изобразительное искусство,

46

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

1) доказать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям;

2) находить особенности выражения авторского отношения к героям;

3) находить портретные характеристики героев;

Литературная сказка, образ героя, характеристика героя, финал

В.12-16 стр. 168-169, Прочитать сказку «Истинная правда», вопросы стр.171

Словарь литературоведческих терминов.

изобразительное искусство,

47

48

Х.К.Андерсен. Сказка «Истинная правда».

1)показать иносказательную форму повествования, необычность сказки: место действия - городские курятники, действующие лица- куры, петух, совы, голуби, летучие мыши;

2)определить, чем смешна сказка;

3)определить какие средства использует, чтобы с юмором изобразить птичий переполох;

Литературная сказка, сюжет

С. 171 зад.3; перечитать сказку «Золушка»

Толковый словарь русского языка.-

изобразительное искусство,

49

50

51

Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.

1)определить сходства и отличия сказки о гонимой падчерице «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро;

2)дать понятие «музыкальной комедии»;

3)выявить особенности музыкальной комедии;

4)выявить особенности творчества Е.Л. Шварца;

Сказка, комедия, музыкальная комедия

1.Читать кинокомедию «Золушка», 2.с. 208 задание 7

3.с.209 прочитать

Этимологический словарь русского языка.

История,

изобразительное искусство,

52

Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц.

О пьесе и театре.

1)  определить, над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц;

2) находить отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы;

3) читать по ролям сказку;

4) пересказывать любимый отрывок;

Сказка, комедия, музыкальная комедия, персонаж, поэма рассказ

 Стр.210-211 прочитать Задание на с. 212 (написать отзыв)

Этимологический словарь русского языка.

История,

изобразительное искусство,

53

54

П.Бажов. Сведения о жизни писателя.  Путь писателя к сказу.

Сказ «Каменный цветок».

1)сформировать представление о жизни и творчестве П.Бажова;

2)дать понятие сказа;

3)выделить особенности жанра- сказ, отличие и сходство этого жанра со сказкой;

4)выяснить, в чём заключается талант мастера Данилы и был ли он настоящим мастером;

5) определить мысль автора, вложенную в сказ;

Сказ, сказка, образ героя

Дочитать сказ. Подготовить устное описание каменного цветка;

С. 230 вопр.3,4,

Портрет П.Бажова.

Книги «Сказы П.Бажова»

Универсальная школьная энциклопедия. Биографии

История,

изобразительное искусство,

55

56

Герой сказа Бажова – труженик и художник.

1)объяснить, почему Даниле удалось вернуться к людям;

2)показать беззаветную любовь, верность и преданность Кати к своему избраннику;

Сказ, сказка, образ героя, трилогия

1.Подготовить рассказ «Данила и хозяйка Медной горы»

2.Прочитать сказы П.Бажова «Горный мастер», «Хрупкая веточка»

Книги «Сказы П.Бажова»

История,

изобразительное искусство,

57

58

Сказы Бажова «Хрупкая веточка», «Горный мастер».

1)выяснить, какие качества унаследовал Митя от своих родителей;

2)объяснить, какие эпизоды показывают силы хозяйки Медной горы и какую роль она сыграла в судьбе Кати, Данилы и Мити;

Сказ, сказка, трилогия

Подготовиться к внеклассному чтению

Книги «Сказы Бажова»

История,

изобразительное искусство

59

Вн.ч. В мире литературных сказок.

1)выделить отличительные особенности литературной сказки;

2)определять композиционную структуру и сюжетную линию литературной сказки;

3) пересказывать и выразительно читать эпизоды из любимой литературной сказки;

4) доказывать, приводя примеры из текста, авторское отношение к героям;

5) анализировать поступки героев;

Русская народная сказка, авторская сказка, композиция, предисловие, аннотация

Стр.231-232 прочитать,

В. стр.232

Сказки писателей нашего края

Сказки Паустовского, Маршака, Шварца

История,

изобразительное искусство,

60

Малая конференция «Сказочные события и герои в литературе»

Защитить выбранные ранее ученические проекты

Подготовить рассказ о И.А.Крылове

Толковый словарь русского языка.

Басни (7 ч. +2 ч. вн.ч.)

61

И.А.Крылов-баснописец.  Басня как жанр литературы.

1)вспомнить прочитанные ранее басни Крылова и углубить знания об этом литературном жанре;

2) определить как строится басня: мораль, основная часть;

3)дать представление об аллегории (иносказании) морали басни;

4)сформировать представление о жизни и творчестве И.А.Крылова;

5)сопоставить сказку и басню, выявить сходства и различия;

Басня, мораль, аллегория, сказка

С. 242 ответить на вопросы, проекты на с. 254

Сборники басен И.А.Крылова

Универсальная школьная энциклопедия. Биографии

История,

изобразительное искусство,

62

63

64

65

«Волк на псарне», «Волк и ягненок», «Демьянова уха», «Квартет».

1)вызвать у учащихся интерес к басне;

2)выявлять аллегорический смысл басни;

3)показать динамическую сценку басни (смешную, трагическую или трагикомическую);

4)проанализировать текст басен;

5)научить правильно читать басню;

Басня, мораль, аллегория, сказка, олицетворение

1.Выучить басню «Волк на псарне», 2.«Демьянова уха»- читать выразительно.

3.Выучить наизусть басню «Квартет»,

4.«Волк и ягненок» - выраз. читать Подготовиться к викторине по басням И.А.Крылова

Сборники басен И.А.Крылова Толковый словарь русского языка.

История,

изобразительное искусство,

66

Творческая работа «Попробуй сочинить басню»

1)повторить отличие басни от сказки;

2)показать, как строится басня: стихотворная форма, рифма, длинные и короткие строки;

3)показать, как передаётся разговорная интонация с помощью стихотворных строк;

Басня, мораль, аллегория, рифма, стихотворная форма

Сочинить басню и нарисовать рисунок

Толковый словарь русского языка.

История,

изобразительное искусство,

67

Вн .чт. (урок-концерт, урок-конкурс) «Басни Крылова»

1)углубить теоретические знания о басне;

2)усовершенствовать умения анализа литературного произведения, выразительного чтения;

Басня, мораль, аллегория, сказка

Выучить басню И.А.Крылова наизусть

68

Вн. чт.

Басни Эзопа и Лафонтена. Литературная викторина по басням И.А. Крылова.

1)определить отличительные особенности басен Эзопа и Лафонтена;

2)правильно читать басни;

3)выявить особенности поведения главных героев;

4)проанализировать тексты басен;

Басня, мораль, аллегория, рифма, стихотворная форма

Составить кроссворд по басням

Этимологический словарь русского языка

История,

изобразительное искусство,

69

Повторение пройденного за первое полугодие

1)повторить понятие сказки, виды сказок и их особенности;

2)вспомнить малые жанры фольклора и их особенности;

3)определить, чем отличается прозаическая речь от стихотворной;

4)повторить понятие пьесы, отличие пьесы от пьесы сказки;

5)закрепить понятие мифа, отличие мифа от сказки и легенды;

6)систематизировать понятие басни, отличие басни от сказки, сходства басни и пьесы;

Сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, пьеса, миф, легенда, басня, сказ

Сборники сказок, загадок, пословиц и поговорок.

Сборники басен Крылова.

История,

изобразительное искусство,

Человек перед лицом жизненных испытаний (30 ч. +  2 ч.р.р. + 1 ч. вн.чт.)

70

71

72

73

М. Ю. Лермонтов. Начала пути. «Бородино». Герои, особенности построения стихотворения. Нравственно- эстетическое значение стихотворения.

1)сформировать представление о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;

2)определить особенности исторической эпохи, изображённой в  «Бородино»;

3)показать героев и события, изображённых поэтом, поиск смысла поступков героев;

4)понаблюдать за развитием сюжета (хода событий);

5)определить нравственно-эстетическое значение произведения;

6)дать представление о теме, идее, эпитете, сравнении;

 Стихотворение, тема, идея, эпитет, сравнение, описание героя, образ, рифма

1.Выразительно читать стихотворение.

2.Выучить стихотворение наизусть

3.ответить на вопросы

Репродукции картин: С.Герасимов «Кутузов под Бородином», А.Тубо «Бородинская битва»,

Ф. Губо «Панорама Бородинской битвы»

)Универсальная школьная энциклопедия. Биографии. Русская литература. Энциклопедия для детей.-

История,

изобразительное искусство, музыка

74

О теме и идее художественного произведения.

Эпитет и сравнение.

1)закрепить понятия «Эпитет», «Сравнение»;

2)дать понятие «темы» и «идеи» художественного произведения;

3)выделить эпитеты и сравнения в стихотворении «Бородино»;

Эпитет, сравнение, идея, тема произведения

Задание на с.12

Универсальная школьная энциклопедия.

Русская литература. Энциклопедия для детей.

История,

изобразительное искусство,

75

А.В. Кольцов. «Косарь».

1)сформировать представление о жизни и особенностях творчества А.В.Кольцова;

2)сопоставить особенности народных песен и стихотворения «Косарь», в котором нашли широкое отражение традиции русского фольклора;

3)выявить в стихотворении характерные для народной поэзии постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения, повторы, восклицания;

4)рассмотреть особенности построения стиха, где повествование сочетается с описанием;

5)сопоставить стихотворение с картиной Г.Г.Мясоедова «Страдная пора. Косцы»;

Эпитет, сравнение, рифма, олицетворение, повествование, описание

С. 18 задание 4.

Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Муму»

Репродукции картины Г.Г.Мясоедова «Страдная пора.Косцы»

История,

изобразительное искусство,

76

И. С. Тургенев   Сведения о жизни писателя.  «Муму». История создания рассказа.  

1)определить историю создания рассказа;

2)рассмотреть особенности композиции рассказа, значение экспозиции;

3)составить словесный портрет Герасима и Татьяны , используя характеристику данную в рассказе;

4)определить особенности взаимоотношений Герасима и Татьяны;

Образ героя, рассказ, эпизод

Дочитать рассказ. Озаглавить главы, составить план.

Рассказ «Как Герасим находит Муму»

Этимологический словарь русского языка.

изобразительное искусство,

77

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, великодушие, трудолюбие, доброта

1)дать представление об образе Герасима и особенностях его жизни в деревне и в городе;

2)определить, где проявляются названные качества героя;

3)выяснить, как автор относится к своему персонажу;

Образ героя, рассказ, эпизод

В.9-19 стр. 50-51

Толковый словарь русского языка

изобразительное искусство, обществознание

78

Герасим и Татьяна

1)составить портрет героини, используя характеристику, данную в рассказе;

2)определить отношения Капитона и Татьяны, цель их женитьбы;

3)выяснить отношение Герасима к Татьяне, причину отъезда Татьяны;

Образ героя, рассказ, эпизод

Подготовить рассказ «Как Герасим находит Муму»

Толковый словарь русского языка

изобразительное искусство,

79

Герасим и Муму

1)показать, как автор описывает собаку;

2)выяснить отношение Герасима к собачке (какие слова для этого использует автор);

3)показать переживания Герасима из-за случая с Муму;

рассказ, эпизод, сравнение, олицетворение

Иллюстрации к произведению

изобразительное искусство, обществознание

80

Герасим и дворня.

1)выяснить авторское отношение к героям и событиям, случившимся после возвращения Муму к Герасиму;

2)дать понятие иронии;

3)показать эпизоды рассказа, где автор использует иронию;

4)отметить, с помощью каких изобразительно- выразительных средств автор передаёт переживания Герасима в сцене прощания с собакой;

5)сопоставить сцены прощания с Муму на иллюстрациях И.Астапова, П.Пинкисевича, И.Пчёлко;

Ирония,  эпизод, рассказ, изобразительно- выразительные средства

Творческий пересказ о немом дворнике от лица Гаврилы, Капитона, Степана и Антипки

Универсальная школьная энциклопедия.

изобразительное искусство, обществознание

81

Финал рассказа. Немой Герасим — символ крепостного крестьянства. Тургенев — мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»).

1)выяснить, с помощью каких слов и выражений автор передаёт настроение Герасима, шагающего домой, в деревню;

2)дать понятие «эпилога»;

3)сопоставить начало рассказа и эпилог;

4)показать прототип Герасима, послужившего основой для создания характера главного героя;

Эпилог, экспозиция, прототип

Стр.50-54 читать. В. стр.51, 54

Толковый словарь русского языка

изобразительное искусство, обществознание

82

Л.Н.Толстой.  Жизнь и творчество. История создания «Кавказского пленника».

1)дать представление о жизни и творчестве Л.Н.Толстого;

2)дать краткую историческую справку о русско-кавказской войне;

3)выяснить историю создания рассказа «Кавказский пленник»;

4) выделить смысловые части рассказа;

5) сформулировать тему, идею, проблематику произведения;

Рассказ, быль, тема, идея, проблематика произведения

Дочитать рассказ до конца, подготовить рассказ с. 82 з.2;

Иллюстрации Г.Н.Петрова, М.С. Родионова, Ф.А.Рубо.

Универсальная школьная энциклопедия.

История,

изобразительное искусство,

83

84

Разные характеры, разные судьбы Жилина и  Костылина. 

Жилин и Дина.

1)  определить авторскую позицию и способы  ее выражения;

2)выделять среди событий рассказа наиболее важные для раскрытия характеров героев, для оценки и сопоставления их поступков;

3)объяснять отношение героев друг к другу;

4)сопоставить характеры и судьбы героев;

Описание, характеристика героя, образ героя, характер героя, рассказ, быль

1.Сравнительная характеристика двух героев.

2.Стр.83,в.5,6

Иллюстрации к произведению

История,

изобразительное искусство,

85

86

Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения

1) анализировать прозаический  текст;

2)определить на основе текста быт и нравы горцев;

3) развивать умение  давать устный и письменный  ответ на тему;

4) совершенствовать речевые навыки;

Описание, характеристика героя, образ героя, характер героя, рассказ, быль, быт, нравы

Стр.83,в.3,4.Подготовиться к изложению С.83

Толковый словарь русского языка. Этимологический словарь русского языка.

История,

изобразительное искусство,

87

88

Р.р. Изложение по 4,5,6 главам рассказа «Кавказский пленник»

Закрепить навыки работы с художественным текстом;

89

90

91

92

В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.

1)дать представление о жизни и творчестве В.М.Гаршина;

2)проследить в рассказе «идею зарождения зла в борьбе за своё добро»;

3)сопоставить героев рассказа, Семёна и Василия;

4)проследить композицию рассказа;

5)выяснить конфликт Василия с окружающими;

6)осмыслить в ходе беседы идею рассказа: трагична жизнь человека, одержимого злом;

Рассказ, характеристика героя, образ героя,  композиция, экспозиция, кульминация, развязка

1.стр.99 задания;

2. сравнительная характеристика Семёна и Василия

Этимологический словарь русского языка.

История,

обществознание,

93

94

95

Л.Андреев. Коротко о жизни писателя. Рассказ «Кусака».

1)дать представление о жизни и творчестве Л.Н.Андреева;

2)показать особенности нового жанра мемуары, его историко-культурное значение;

3)выяснить отношение людей к Кусаке и её ответное отношение к людям;

4)выяснить роль описаний Кусаки, картин природы в рассказе;

5)определить, в чём заключалась несчастная жизнь собаки;

6)выявить словосочетания и предложения, показывающие сближение Кусаки с людьми;

7)выяснить как изменила Кусаку дружба с людьми;

8)выделить три периода в жизни Кусаки;

Рассказ, сюжет, композиция, герой, событие

1.Выразительное чтение, пересказ; с.111-112 задания

2. Озаглавить главы цитатами из текста, пересказ.

Придумать продолжение рассказа «Кусака».

Подготовиться  к внеклассному чтению

Этимологический словарь русского языка. Толковый словарь русского языка

История,

обществознание, изобразительное искусство,

96

Вн. чт. Рассказы Л.Андреева: «Петька на даче», «Ангелочек», «Гостинец».

1)выяснить три периода в жизни главного героя в рассказе «Петька на даче»;

2)показать, какие перемены произошли в облике героя в рассказе «Петька на даче»;

3)охарактеризовать главного героя рассказа «Ангелочек»;

Персонаж, герой, рассказ

Нарисовать рисунок к рассказу или составить кроссворд

Книги с рассказами Л.Андреева

обществознание, изобразительное искусство,

97

А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Белый пудель».

1)дать представление о жизни и творчестве А.И.Куприна;

2)показать реальную историю, которая легла в основу рассказа «Белый пудель»;

2)побудить интерес к прочтению рассказа «Белый пудель»;

Рассказ, биография

Дочитать рассказ

Толковый словарь русского языка

История,

обществознание, изобразительное искусство,

98

99

 Причина столкновений персонажей в рассказе.

Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли).

1)выделить основные эпизоды каждой главы;

2)выявить основной сюжет рассказа и особенности композиции;

3)определить, как автору удаётся показать удар старика после кражи собаки, какие слова и приёмы он использует;

Рассказ, композиция, эпизод, сюжет, кульминация, эпитет, метафора, конфликт, завязка, герой произведения

1.подготовить пересказ;

2.С. 151 задания

Толковый словарь русского языка

История,

обществознание, изобразительное искусство,

100

101

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

1)выделять содержание произведения;

2)определять проблему изучаемого произведения;

3) Сопоставлять по ступки героев, ис пользовать срав нительные характеристики;

Рассказ, композиция, эпизод, сюжет, кульминация, эпитет, метафора, конфликт, завязка, герой произведения

Подготовить рассказ об одном из героев.

Подготовиться к обобщающему уроку стр.152

Иллюстрации к произведению

История,

обществознание, изобразительное искусство,

102

Обобщающий урок по разделу «Человек перед лицом жизненных испытаний»

1)проанализировать выбранные книги к уроку,

2)закрепить, обобщить знания по теме;

3)определить, чем схожи выбранные для урока произведения;

4)

Рассказ, композиция, эпизод, сюжет, кульминация,

Универсальная школьная энциклопедия.

История,

обществознание, изобразительное искусство,

Поэзия природы (12 ч. + 2 ч. вн.ч.)

103

104

А.С. Пушкин. «Обвал». А.Н.Майков. «Пейзаж», «Ласточки».

1) дать общие сведения о жизни и творчестве поэтов;

2)определить тематику их стихотворений;

3) выбирать, находить   и использовать выразительные средства языка;

4)проанализировать лирические произведения;

Стихотворение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, цветопись, рифма

Выразительно читать стихи , с. 156 задание 3,

 с. 162 задание 4

Стихи о родной природе поэтов нашего края

Сборники стихов поэтов нашего края.

обществознание, изобразительное искусство, музыка

105

106

Лирика Ф.И. Тютчева, К.Д. Бальмонта,

Н.И. Рыленкова.

1) дать общие сведения о жизни и творчестве поэтов;

2)определить тематику их стихотворений;

3) сформулиро вать тему, идею, проблематику стихотворений;

4)  выделить философскую глубину, афористичность  стихотворений;

5) выбирать, находить   и использовать выразительные средства языка;

6)проанализировать лирические произведения;

7)сопоставить стихи разных авторов, объединённых одной темой;

Стихотворение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, цветопись, рифма

С. 159 задание 5; вопросы и задания стр.164-166

Репродукции картин И.Остроухова, И.Айвазовского.

Толковый словарь русского языка.

изобразительное искусство, музыка

107

Вн.чт. Поэзия природы.

1))определить тематику выбранных стихотворений;

2) сформулиро вать тему, идею, проблематику стихотворений;

3) выбирать, находить   и использовать выразительные средства языка;

4) проанализировать лирические произведения;

Стихотворение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, цветопись, рифма

Выучить понравившееся стихотворение наизусть

Стихи о родной при роде поэтов нашего края

Сборники стихов поэтов нашего края

изобразительное искусство, музыка

108

К.Г.Паустовский.  

Сведения о жизни писателя. «Мещерская сторона». Очерк «Обыкновенная земля»

1) дать представление о жизни и творчестве писателя;

2)дать понятие очерка;

3)выделить особенности очерка;

4)научить следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроение;

5)сравнить очерки Паустовского с пейзажами И.Левитана;

6) сформулировать тему, идею, про блематику,

Очерк, тема произведения, пейзаж, эпитет, сравнение

Прочитать очерки «Мшары», «Леса», ответить на вопросы стр.174

Репродукции картин И.Левитана «Берёзовая роща», «Золотая осень», «Стога. Сумерки».

Этимологический словарь русского языка. Универсальная школьная энциклопедия.

изобразительное искусство, музыка, обществознание,

109

110

Анализ очерков К.Паустовского «Мшары», «Леса»,

1)научить воспринимать чувства, настроение автора;

2)показать построение очерка «Мшары»;

3)обратить внимание на описание леса;

4)выяснить, какие краски, звуки использует автор;

5)показать приём олицетворение и использование его автором;

6)дать понятие инверсии и научить находить её в тексте очерков;

Очерк, олицетворение, эпитет, инверсия

Подготовить выразительное чтение отрывка описание вечера, ночи или рассвета.

Выучить отрывок наизусть,

Толковый словарь русского языка.

изобразительное искусство, музыка,

111

К.Паустовский очерк «Луга».

1)проанализировать очерк «Луга»;

2)выяснить, чем привлекают писателя луга;

3)выделить приёмы, которые использует автор для изображения луга;

Очерк, олицетворение, эпитет,

Подготовить рассказ «День на Прорве».

Прочитать очерк «Мой дом»

Толковый словарь русского языка.

изобразительное искусство, музыка,

112

К.Паустовский. Очерки «Мой дом», «Бескорыстие».

1)доказать, что писатель очень чётко наблюдает за поведением животных;

2) показать особенности жанра стихотворение в прозе на примере очерка «Бескорыстие»;

3)выяснить значение слова бескорыстие;

4)выяснить смысл названия последнего очерка;

Очерк, олицетворение, эпитет, стихотворение в прозе

Подгот. к внекл чт. Очерки Паустовского «Небольшое отступление от темы», «Родина талантов», сказки: «Тёплый хлеб», «Стальное колечко»,рассказы «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Заячьи лапы»

Универсальная школьная энциклопедия.

изобразительное искусство, музыка,

113

Вн.чт. Мы читаем Паустовского.

1)определить особенности творчества Паустовского в жанре рассказа и сказки;

2)дать понятие слова талант;

3)осмыслить содержание прочитанных произведений, поведение героев с помощью викторины;

Рассказ, сказка, очерк

Прочитать другие произведения Паустовского

Репродукции картин Ромадина: «Последний луч», «Лесное озеро», «»Свежий ветер

История, ИЗО

114

115

116

Е. И. Носов.

«Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась».

1) проанализировать художественные тексты;

2) сопоставить эпи зоды литератур ных произведений и сравнить их героев;

3)охарактеризовать главных героев;

4)сопоставить изображение птиц в рассказе Е.Носова и в очерках Паустовского;

Рассказ, кульминация, композиция, характеристика героя

Пересказ рассказов, в.стр.187190

Рассказы о животных и птицах писателей нашего краяя

Этимологический словарь русского языка.

изобразительное искусство, обществознание,

«Идет война народная, священная война!...»  (8 ч. + 1ч. вн. чт.)

117

118

119

 Стихи о войне

К.М. Симонова,

 А.А. Суркова,

О.Ф. Берггольц.

1)выяснить роль военной темы в творчестве К.М. Симонова,

 А.А. Суркова,

О.Ф. Берггольц;

2)определить особенности системы образов в стихах;

3)выяснить значение местоимения- прилагательного другие;

4)сопоставить стихи

К.М. Симонова,

 А.А. Суркова,

О.Ф. Берггольц;

Стихотворение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, цветопись, рифма

Читать выразительно, ответить на вопросы

Стихи о войне местных поэтов

Репродукции картин о войне

История,

обществознание, изобразительное искусство,

120

121

Стихи о войне

М.Джалиль, С.Орлова,

Р.Гамзатова

1)выяснить роль военной темы в творчестве М.Джалиль, С.Орлова,

Р.Гамзатова;

2) определить особенности системы образов в стихах;

3)сопоставить стихи

М. Джалиль, С.Орлова,

Р.Гамзатова

Стихотворение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, цветопись, рифма

1.Читать выразительно, ответить на вопросы

2. Подготовиться к внеклассному чтению

Стихи о войне местных поэтов

Толковый словарь русского языка.

История,

обществознание, изобразительное искусство,

122

Вн.чт. Стихи о войне разных авторов.

1)продолжить знакомство с поэзией о войне;

2)сопоставить стихи о войне разных авторов;

3)сравнить изображение войны в прозе, стихах и живописи;

Поэзия, живопись, эпитет, метафора, олицетворение

Выучить одно стихотворение о войне наизусть

Стихи о войне поэтов нашего края.

Репродукции картин с изображением войны

История,

обществознание, изобразительное искусство,

123

124

125

В.М. Шукшин. Рассказ «Жатва».

1) выяснить роль военной темы в творчестве В.М.Шукшина;

2)определить особенности жизни и творчества Шукшина;

3)определить особенности композиции рассказа;

4)выделить особенности сюжетной линии рассказа;

5)охарактеризовать героев рассказа;

Рассказ, кульминация, композиция, характеристика героя

с. 210 вопросы,

пересказ

Толковый словарь русского языка.-

История,

обществознание, изобразительное искусство,

Рассказы о твоих сверстниках (10 ч. +2 ч. вн. чт.)

126

127

128

129

Ю.П. Казаков. Путь в литературу. Рассказ «Тихое утро».

1)определить особенности творческого пути Казакова;

2)выяснить, какая проблема затронута в рассказе;

3)выяснить особенности характеров главных героев;

4)определить, что делает Яшку счастливым человеком;

5)сопоставить героев рассказа: Яшку и Володю;

Рассказ, кульминация, композиция, характеристика героя

1.выразительное чтение отрывка,

 2.пересказ,

3.рассказ о Яшке и Володе

Толковый словарь русского языка.-

История,

обществознание, изобразительное искусство,

130

131

В.А. Солоухин. О писателе. Рассказ «Мститель».

1)дать представление о творчестве В.Солоухина;

2)проследить в ходе анализа за меняющимися чувствами мстителя;

3)выяснить, какие нравственные проблемы ставятся в рассказе;

4)показать особенности описания природы в рассказе;

Рассказ, кульминация, композиция, характеристика героя, развязка, завязка, эпитете, сравнение, олицетворение, эпитет,

1.Пересказ, 2.вопросы

стр. 233

В.Солоухин и Владимирский край

Толковый словарь русского языка

Универсальная школьная энциклопедия. Биографии.

История,

обществознание,

132

133

Р. Бредбери. Рассказ «Мальчик-невидимка».

1) дать представление о творчестве Р.Бредбери;

2)определить особенности взаимоотношения героев;

3)определить, в чём заключается фантастический смысл рассказа;

Рассказ, кульминация, композиция, характеристика героя

Вопросы стр.244-245;

Читать стр.245-246, в. стр. 246

Этимологический словарь русского языка. Толковый  словарь  иностранных  слов.

История,

обществознание,

133

134

Вн.чт. Любимые книги, любимые авторы.

1)закрепить навык составлять связанный рассказ о прочитанной книге;

2)закрепить навык анализа произведения;

3)заинтересовать учащихся интересными книгами;

4)иллюстрировать понравившиеся произведения;

Книга, автор, произведение, тема, идея, основная мысль произведения

Любимые произведения писателей и поэтов нашего края

обществознание, изобразительное искусство,

135

Обобщающий урок по разделу «Рассказы о твоих сверстниках»

1)обобщить, повторить и систематизировать изученный материал по теме;

136

Заключительный урок

1)подвести  итоги года, 2)познакомить  с перечнем литературы для летнего чтения,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др.  Геометрия 7-9 класс....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник  Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 11 класс. Базовый учебник Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 11 класс. Базовый учебник  Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....

Развёрнутое тематическое планирование по литературе 8 класс (по учебнику под ред. М. Б. Ладыгина)

Тематическое планирование по литературе 8 классс к учебнику под редакцией М. Б. Ладыгина (102 часа)...

Календарно-тематическое планирование истории 6 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. История средних веков 6 класс Агибалова Е. В.. Донской Г. М.

Календарно-тематическое планирование (примерное)  истории 6 класс. Учебник История России 6 класс в 2-х частях, под ред. А. В. торкунова. Издательство "Просвещение"; История средних век...