Вечер бардовской песни
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Калюжина Юлия Юрьевна

Данный вечер можно провести в форме литературно-музыкальной гостиной для учащихся старших классов. К сценарию прилагаются презентации о бардах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_vechera.doc67.5 КБ
Файл starye_bardy.rar957.26 КБ
Файл rozenbaum_trofim_coy.rar556.1 КБ
Файл talkov.rar1.69 МБ
Файл vysockiy_ddt.rar2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Вечер бардовской песни

Цель:

  1. Знакомство с творчеством поэтов-бардов (классиков и современников): В.Высоцкого, В.Цоя, А.Розенбаума и др.
  2. Воспитание интереса к творчеству поэтов-бардов, любви к музыке, желание стать исполнителем собственных песен.

Методы и приемы:

- беседа;

- рассказ;

- исполнение песен;

- просмотр фотографий, презентаций.

Наглядность и ТСО:

- компьютер;

- проектор;

- музыкальный центр;

- инструментальные установки.

Форма: музыкальная гостиная.

Ход мероприятия

Эти песни не горят,

Они в воздухе парят,

Чем им делают больней –

Тем они сильнее…

        Звучит музыка до начала мероприятия.

Перед выходом ведущих звучит песня А.Розенбаума «Вальс-бостон».

В1: Здравствуйте уважаемые гости нашего вечера! Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Надеемся, что вы сегодня не заскучаете, ведь мы представим вашему вниманию занимательные истории из жизни поэтов-бардов, а также прослушаем их песни, некоторые даже в живом исполнении.

В2: Давайте поприветствуем хозяев нашей музыкальной гостиной: автор сценария – Ю.Ю., живая музыка – ВИА «Молодость», муз.руководители – Яловегин А., Саватеев В., а также ведущие – Анна и Анастасия.

В1: Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Наверное, не столь важно, как называть - авторская, или самодеятельная, или бардовская песня. Главное - глубоко содержательное поэтическое слово и душевное щемящее сердце своей простотой и наивностью, чистотой и мелодичностью звучание гитары.

В2: Авторская песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств. Она противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова... Развлекательная песня - явление музыкальное, авторская песня - прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей.

В1: Жанр авторской песни стал популярен на рубеже 60-х годов. Людям хотелось свободно высказать то, что невозможно было выговорить при сталинском терроре. В официальной печати продолжала существовать цензура. Песенка же, окрыленная гитарным аккомпанементом и артистично исполненная, быстро запоминалась и не знала цензурных преград.

В2: Бардовская песня рождалась в полемике с официальной советской песней, со сладкозвучной, приглаженной. Музыкально и интонационно авторская песня родилась из городского романса, солдатской, тюремной, студенческой, дворовой песни.

В1: В конце 60-х годов авторская песня приобрела такую популярность, что любители ее стали объединяться в клубы самодеятельной песни (КСМ). Клубы возникали по всей стране, устраивались «слеты» - загородные фестивали авторской песни. Самый крупный из них – памяти Валерия Грушина – студента, погибшего в туристическом походе, - до сих пор проводится под Самарой, на Волге.

В2: Первыми бардами были (презентация слайдов):

Булат Шалвович Окуджава,

В1: Юрий Иосифович Визбор,

В2: Александр Моисеевич Городецкий,

В1: Александр Аркадьевич Галич;

В2: Юлий Черсанович Ким и многие другие.

В1: Судьба многих бардов сложилась трагически. Так, Александр Галич был исключен из Союза писателей, эмигрировал и погиб в Париже, всем известна судьба Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Игоря Талькова.

В1: К концу 80- годов цензуры практически не стало – начали выходить пластинки с ранее запрещенными песнями. Исчезла грань между официальной и неофициальной культурой. Авторская песня перестала быть запретной.

В2: Среди бардов произошло размежевание на поэтов и артистов. Барды-артисты сами сочиняют себе репертуар для исполнения на эстраде. Некоторые из них в погоне за успехом у публики подделываются под кабацкие блатные песни. Барды-поэты пишут стихи без специальной цели, надеясь на понимание у современников или потомков.

В1: Итак, на рубеже 50-60-х годов в России распространилась «песенная поэзия». Полутора десятилетиями позже по соседству с ней возникла рок-поэзия. Между ними не столь уж просто провести границу. принадлежность к року определяется не словами и не музыкой, а общим отношением к жизни. Как считают многие, в самой основе рок-поэзии лежит убеждение: мир по своей природе жесток и бесчеловечен. Характерные для рок-музыки визжащие, скрежещущие и воющие звуки оправданы тем, что это – крик человека, вброшенного в лишенный Бога мир.

В2:

Ночь коротка, цель далека,

Ночью так часто хочется пить.

Ты выходишь на кухню, но вода здесь горька,

Ты не можешь здесь спать,

Ты не хочешь здесь жить (В.Цой. Последний герой).

В1: Отличие рока от попсы заключается в том, что поп-музыка пишется для максимального числа людей, задача его – воспроизвести штамп. Рок-культура противостоит этому.

В2: отечественный рок вначале существовал полулегально. Для властей он был бессмысленным кривлянием в лучшем смысле, а в худшем - идеологической диверсией. После того, как в нашу жизнь ворвались песни «Биттлз» и «Роллинг Стоун» ребята из Москвы и Петербурга в буквальном смысле взялись за ум. Появились такие барды, как (презентация слайдов) Александр Градский, Андрей Макаревич.

В1: В конце 80-х годов по стране разлетелись записи новых ленинградских групп (презентация): «Аквариума» - лидер Борис Гребенщиков, он же Гребень, он же Боб, он же БГ, и «Зоопарка» - лидер Михаил Науменко, он же Майк.

В2: Чуть позже за ними последовали «Алиса» - лидер Константин Кинчев, «Кино» - лидер Виктор Цой, «Наутилус Помпилиус» - лидер Вячеслав Бутусов и др. Их песни разительно отличались от того, что слушали и пели в то время в Росси.

В1: К питерской волне относится и Юрий Шевчук.

В2: С концом советской власти рок из полузапретного искусства вдруг превратился в модную музыку. Бунтовать было уже не так интересно. К такому повороту событий рок был не готов. Рок словно уснул.

В1: Но в конце ХХ века возникла слабая надежда на то, что эра российской рок-музыки и рок-поэзии не уйдет в прошлое: с появлением группы «Мумий Тролль» - лидер Илья Лагутенко, в концертные залы стали возвращать люди.

В1: Это была краткая история развития авторской песни. А теперь нам хотелось бы остановиться на некоторых бардах подробнее.

В2: И начнем с творчества барда-классика Владимира Высоцкого. (Презентация фотографий+песня+слова ведущей; мелодия - «Лирическая»). Это один из самых известных поэтов-бардов. Его голос невозможно спутать ни с чьим другим.

Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад.
Может, кто намеревается подлить в стихи елея...
А ведь песни не горят, они в
 воздухе парят.
Чем им делают больнее, тем они сильнее.

В1: Почему мы начинаем именно с творчества В.Высоцкого, потому что этот год знаменателен.

В2: Этот год – юбилейный год со дня рождения поэта-исполнителя. Ему исполнилось бы в 2008 году 70 лет.

В1: Жизнь поэта была полна взлетов и падений. Еще при жизни его полюбили и приняли. Он пел песни, снимался в кино, играл в театре (показ фотографий – презентация).

В2: Давайте прослушаем очень знаменитую песню «Песня о переселении душ».

Звучит фонограмма песни. Зрители могут подпевать (на столиках разложены слова песен).

В1: Следующего поэта-барда вы легко сможете узнать, так как это наш современник.

Звучит начало песни Ю.Шевчука «Последняя осень».

В2: Ну что, узнали?! Конечно же, это Юрий Шевчук и группа «ДДТ».

Презентация фотографий. На фоне – песня + рассказ ведущей.

В1: История группы началась очень давно, еще в 1981 году. Студент-медик Юра Шевчук образовал группу, которая впоследствии стала очень популярной.

В2: А теперь давайте прослушаем в живом исполнении песню группы «ДДТ» - «Ветер».

Школьный ВИА «Молодость» исполняет песню. На столиках зажигаются свечи.

В1: Давайте сейчас поговорим о бардах, чьи судьбы трагически оборвались. Имя Игоря Талькова мало кого сегодня оставляет равнодушным. Трагическая гибель певца только подогрела интерес к его личности, его творчеству, его судьбе. Игорь Владимирович Тальков родился 4 ноября 1956 года в бедной семье города Щекино Тульской области, что в 7 километрах от Ясной поляны.

Презентация фотографий. На фоне – песня «Памяти В.Цоя».

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев

Всегда печальны и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем мирам,

Что заблудились в темноте.

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш:

Актеры, музыканты и поэты –

Целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают,

В полях для них цветы венки совьют,

Они уходят вдаль, но никогда не умирают

И в песнях и в стихах своих живут.

А может быть, сегодня или завтра

Уйду и я единственным гонцом

Туда, куда ушел от нас внезапно

Поэт и композитор Виктор Цой.

В1: Это стихотворение, посвященное памяти Виктора Цоя, было написано на смерть певца. Как вы видите, оно оказалось пророческим. В 1991 году жизнь Игоря Талькова так глупо оборвалась. Игорь Тальков был убит 6 октября 1991 года в КЗ "Юбилейный". Ходили разные слухи о причине его гибели. Наиболее известной является версия, когда певец поссорился за кулисами во время концерта с охранником знаменитой певицы Азизы. В порыве перепалки охранник выстрелил в певца почти в упор. Смерть наступила сразу, он был уже мертв, когда приехала скорая помощь.

В2: Вся страна была в шоке и ужасе. Разразился страшный скандал. Очень долгое время Азиза не появлялась на экранах российского телевидения. Но певца было не вернуть.

В1:

Остывает под сердцем свинец.

Гаснут красными вздохами слезы.

Ты уходишь, прозревший певец,

В небо русское, в стоны березы.

        В1: Звучит песня «Чистые пруды».

        Фонограмма песни+смена слайдов.

        

В2: А теперь вернемся вновь к классикам. Судьба следующего барда также очень трагична. Его смерть стала настоящим шоком для фанатов и поклонников. До сих пор на его могилу и место, где разбилась его машина, сотнями приходят люди со всех уголков нашей большой страны.

В1: Поняли, о ком идет речь? Верно, о Викторе Цое.

Презентация фотографий. На фоне – песня «Звезда по имени Солнце».

В2: Из милицейского протокола с места гибели В.Цоя: «Столкновение автомобиля «Москвич-2141» темно-синего цвета с рейсовым автобусом «Икарус-280» произошло в 12ч.28мин. 15 августа 1990 года на 35 км. трассы Сока-Талси. Скорость автомобиля достигла 130 км/час. Водитель не справился с управлением. Смерть наступила мгновенно. Было выяснено, что Цой был трезв, уснул от переутомления». Похоронен певец на Богословском кладбище.

В1: Давайте прослушаем его песню в исполнении нашего ВИА. Называется она «Кукушка».

ВИА «Кукушка».

В2: Однако давайте о хорошем. Барды, о которых дальше пойдет речь почти все наши современники. В частности и Александр Розенбаум.

Презентация. На фоне – песня «На воне как на войне» + рассказ ведущей.

В1: Родился он 13 сентября, в семье студентов – однокурсников 1-го Медицинского института. В пятилетнем возрасте Саша начал ходить в музыкальную школу, учился играть на скрипке. В 12- лет он был принят в секцию по боксу. - “Занятия боксом научили меня рассчитывать свои действия, на эстраде тоже, представляя ее как ринг”,- говорил он. Саша так же обучался игре на фортепиано, занимался неохотно, явно предпочитая упорным занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Соседом Сашиной бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Мини, у которого Саша и научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре обучался самостоятельно. В 15-16 лет появились его первые стихи. Он начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Затем дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих родителей – медициной. В 1974 году получает диплом врача – терапевта. Почти пять лет работает врачом скорой помощи. Он говорит: “Без медицины, у меня как у певца – стихотворца, ничего бы не вышло”. В тоже время, ощутив тягу к написанию и исполнению своих песен Розенбаум поступает в вечернее джазовое училище при дворце имени Кирова. С того времени, будучи врачом он выступал с песнями даже в эстрадных коллективах.

В2: Известный во всей стране поющий врач не оставил равнодушным никого. Поет он обо всем: и о войне, и о любви, и о истории нашей. На своих концертах Розенбаум собирает тысячи поклонников. Почему? Чем он заставил любить себя?

В1: Наверное потому, что мало осталось у нас поэтов-бардов, настолько близких к классическому исполнению песен под гитару.

В2: Давайте же прослушаем его песню «Ау».

В1: А вы, друзья, подпевайте!

В1: Бард, о котором мы будем говорить сейчас, очень известен. Его любят слушать и ребята нашего школьного ансамбля. Это певец по имени Трофим.

Презентация+песня. На фоне песни ведущие рассказывают об основных датах его творчества.

Сергей Трофимов (Трофим) - композитор, поэт, музыкант, исполнитель своих песен. родился 4 ноября 1966г. в г. Москве.
С 1973г. по 1983г.: состоял солистом Московской Государственной хоровой капеллы мальчиков при институте им. Гнессиных. Учился в Московском Государственном Институте Культуры и в Московской Государственной Консерватории (кафедра теории и композиции)
1985г.: дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Москве.
1986г.: работал в ресторане г. Москвы.
1987-1991гг.: начал концертную деятельность в качестве рок-барда.
1991-1993гг.: служил в церкви (певчий регент подьячий).
1992-1993гг.: выпустил альбом певицы Светланы Владимирской.
1994г.: начало гастрольной деятельности под псевдонимом «Трофим».
1994г.: выпустил альбом «Грешной души печаль» исполнитель Александр Иванов.
1995г.: выпустил альбом певицы Каролины «Мама, все, о'кей», альбом Светланы Алмазовой «В десяточку», а также собственный сольный альбом «Аристократия помойки часть 1»
1996г.: выпустил сольный альбом «Аристократия помойки часть 2», альбом певицы Аллы Горбачевой «Голос»
1997г.: сольный альбом «С добрым утром»
1998г.: второй альбом певицы Каролины «Королева», собственный сольный альбом «Эх, я бы жил»
1999г.: является соавтором музыки к кинофильму «Ночной перекресток» США. 24 ноября участвовал в «Музыкальном ринге» с Михаилом Кругом
2000г.: состоялась поездка в Чечню, был заместителем председателя попечительского совета ГУИН России
2001г.: член союза писателей России

Работал с певцами: Вахтангом Кикабидзе, Лаймой Вайкуле, Ладой Дэнc, Александром Маршалом, Николаем Носковым, Еленой Пануровой и др.

В2: Ну а теперь давайте послушаем его знаменитую песню в исполнении ВИА «Молодость».

В1: Эта песня как нельзя кстати, потому что она о весне. Встречайте ВИА с песней «Ветер в голове»!

ВИА «Ветер в голове».

В2: И напоследок мы подготовили для вас сюрприз. Сегодня мы рассказали о многих известных бардах России. Скажите, а кто-нибудь из вас видел вживую поэта – автора-исполнителя своих песен?

В1: А мы видели. Нам выпала такая удача. А вот вы живете и не подозреваете, что и в нашем городке есть такой человек, который пишет песни, сочиняет музыку, поет эти песни. Некоторые из них вы наверняка уже слышали в исполнении нашего ансамбля.

В2: Кроме того, этот человек сейчас находится в нашем зале. Встречайте – Александр Я.

В1: Александр, расскажите, когда и почему вы стали заниматься этим делом.

Рассказ Александра.

В2: Друзья, может быть у кого-то из вас есть вопросы к Александру? Задавайте!

Вопросы зала.

В1: Ну а теперь давайте послушаем несколько песен, сочиненных Александром Яловегиным, в исполнении ВИА «Молодость».

В2: «Забытый город» и др.

В1: На этом наш вечер заканчивается. Конечно, рассказать за столь короткое время обо всех бардах невозможно. Однако мы постарались сделать выполнимой хоть маленькую часть. Спасибо вам, друзья, что вы пришли в нашу музыкальную гостиную.

В2:

Спасибо, музыка, за то,
Что ты
меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь.
Себя не
прячешь ни за что.

Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное
чудо.
Что ты
душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.

Спасибо, музыка, за то,

Чего умным не подделать,
За то спасибо, что никто.
Не знает, что
с тобой поделать..

В1: Надеемся, что вы узнали что-то новое и хорошо провели время.

Мы будем рады вас видеть всегда на наших вечерах. Приходите!

В1: Хочется сказать спасибо также всем, кто готовил этот вечер. …

ВМЕСТЕ: До свидания! До встречи!

Звучит музыка.

        



Подписи к слайдам:

БУЛАТОКУДЖАВА
ЮРИЙ ВИЗБОР (справа)
А.ГОРОДЕЦКИЙ
АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ
ЮЛИЙ КИМ
АЛЕКСАНДРГРАДСКИЙ
АНДРЕЙМАКАРЕВИЧ
Б.ГРЕБЕНЩИКОВ
«КИНО» И В.ЦОЙ
ВЯЧЕСЛАВБУТУСОВ
ЮРИЙШЕВЧУК


Подписи к слайдам:

ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО ВЫСОЦКИЙ И МАРИНА ВЛАДИ
МОЛОДОЙ ВЫСОЦКИЙ
ВЫСОЦКИЙ И МАРИНА ВЛАДИ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты к урокам музыки в 8 классе:«Мюзикл», «Оперетта», «Бардовская песня»

Тесты в преподавании музыки в школе направлены на определение объема и качества освоения содержания программного материала; проверку и контроль уровня освоения основных видов деятельности уч...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по музыке: «Эти песни не горят, они в воздухе парят!» (Бардовская песня)

Цель: Познакомить учащихся с жанром авторской песни.Задачи:  1.Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.2.Сформировать представление о бардах.3.Побудить детей к выразительному...

О.В Мутыгулина Сценарий литературного вечера "Бардовская песня"

Данный сценарий предназначен для учителей литературы, рассчитан на учащихся 11-х классов, посвящён биографии и творчеству Б. Окуджавы и В.Высоцкого...

вечер бардовской песни

можно провести в рамках недели музыки...

Презентация "Вечер бардовской песни"

Дополнение к метадической разработке...